Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 19:04
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Рио-де-Жанейро — Бразилия Октябрь 2017

Рио-де-Жанейро — это второй по численности населения город Бразилии (после Сан-Паулу) и четвёртый в Южной Америке.

Как выжить бедному туристу в фавелах Рио. Не ищите приключений на свой геморрой

Мы прилетели в Рио из Игуасу. В заранее забуканный бюджетный отель прибыли из аэропорта на такси. Каково же было наше удивление что наш «отель» оказался в типичной бразильской….фавеле. Подъехать прямо по адресу не позволили кривые узкие улочки фавелы. Пришлось плутать поздно вечером с рюкзаками по этим трущобам и искать наш «отель»

Жители фавел похожие образом жизни на наших цыган как могли помогали нам найти наш отель. Никто нас тут не грабил. Как видите никто тут в белых штанах не ходит.

Как выжить бедному туристу в фавелах Рио. Не ищите приключений на свой геморрой

Вот мы и дома! Всё закончилось хорошо. Это наш забуканный «отель» на краю улицы.

Кажется ёлка тут стоит с Рождества. А ведь сейчас октябрь!

Зачем её убирать если скоро снова очередное Рождество?

Выяснилось что в «отеле» нечего покушать даже за деньги. Здесь включен только завтрак.

Но поужинать чем-то хочется. Как Вы понимаете в фавелах никаких супермаркетов нет.

Мелких магазинчиков я так же по дороге не увидел.

Но где наша не пропадала?

Когда проходил по улице я видел как местные жители фавелы жарят мясо.

Как выжить бедному туристу в фавелах Рио. Не ищите приключений на свой геморрой

Я просто рискнул, вышел из нашего отеля-крепости в народ. И купил себе немного мяса у этих простых, чумазых, но отзывчивых обитателей фавел. И вернулся целым-невредимым в наш «отель».

С крыши нашего «отеля» открывается чудесный ночной вид на главную достопримечательность города — гору Корковадо и Статую Христа-Искупителя.

Тот же вид утром.

С другой стороны можно полюбоваться знаменитым пляжем Копакабана, переходящим за мысом в пляж Ипанема.

Как выжить бедному туристу в фавелах Рио. Не ищите приключений на свой геморрой

Вид на те же пляжи за утренним кофе с крыши «отеля».

А вообще, отельчик довольно симпатичный и внутри он выглядит презентабельнее чем снаружи. Несмотря на своё нефешенебельное расположение.

Как выжить бедному туристу в фавелах Рио. Не ищите приключений на свой геморрой

Как видите, к визиту в этот город я подготовился. Из рюкзака достал белые брюки, аналогичного цвета шарф и фуражку «аля-Бендер». Эти элементы гардероба лежали на дне рюкзака и путешествовали со мной по Южной Америке более двух недель. Наконец, дождались!

Мы в Рио! Заседание продолжается, господа присяжные заседатели!

«……голубые экспрессы, зеркальный автомобиль и Рио-де-Жанейро, волшебный город в глубине бухты, где живут добрые мулаты и подавляющее большинство граждан ходит в белых штанах. ….»

«Нет, это не Рио де Жанейро. Это гораздо хуже. Я хочу уехать, товарищ Шура. Уехать очень далеко. В Рио де Жанейро. Полтора миллиона человек и все, поголовно, в белых штанах.»

«Золотой телёнок». Ильф и Петров.

И как оказалось великий комбинатор ошибался, тут не все погловно жители города ходят в белый штанах, а преимущественно туристы. «Белоштанные» тут туристы… из России и стран бывшего СССР!

Как выжить бедному туристу в фавелах Рио. Не ищите приключений на свой геморрой

На выходе из отеля встретили вот таких грозных полицейских. Их воинственный вид и оружие наизготовку впечатляют. Сфотографировать я их решился только со спины. Нелегко решится фотографировать человека (хоть и полицейского) когда у того оружие не в кобуре.

Мы с Вами в печально знаменитых фавелах. Но они всё равно не настоящие, так, «полуфавелы». Расположены прямо рядом с центральными припляжными улицами.

А есть в северной части Рио другие фавелы.

Как выжить бедному туристу в фавелах Рио. Не ищите приключений на свой геморрой

Вот они на фото. Видите красные крыши?

Вот там уж действительно треш. И туда полицейские и войска просто не заходят.

Как выжить бедному туристу в фавелах Рио. Не ищите приключений на свой геморрой

Вот, кстати, полицейский участок в нашей «полуфавеле». А в настоящих фавелах таких просто не существует.

Там свои криминальные законы. И упаси Вас Бог оказаться в тех, настоящих фавелах.

Как выжить бедному туристу в фавелах Рио. Не ищите приключений на свой геморрой

Вообще в городе насчитывается несколько тысяч фавел. По сути фавелы в северной части города это мини-государства в государстве.

Федеральные власти в дела фавел практически не вмешиваются.

Как выжить бедному туристу в фавелах Рио. Не ищите приключений на свой геморрой

В большинстве фавел уровень жизни очень низкий, часто здесь нет элементарных удобств, школ, больниц и т. п. и, как следствие всего этого, крайне неблагоприятная криминогенная обстановка и ужасное санитарное состояние.

Эти два фото сняты мною не в фавелах, а в благополучном районе. Даже тут куча нищих. Это не Рио, а Сан-Паулу.

«…Это вырезка из „Малой советской энциклопедии“. Вот тут что написано про Рио-де-Жанейро:

„1360 тысяч жителей“… так… „значительное число мулатов… у обширной бухты Атлантического океана“… Вот, вот!

„Главные улицы города по богатству магазинов и великолепию зданий не уступают первым городам мира“.

Представляете себе, Шура? Не уступают!

Мулаты, бухта, экспорт кофе, так сказать, кофейный демпинг, чарльстон под названием „У моей девочки есть одна маленькая штучка“ и…

…….о чём говорить! Вы сами видите, что происходит. Полтора миллиона человек, и все поголовно в белых штанах. Я хочу отсюда уехать».

— Ильф и Петров, «Золотой телёнок», 1927

А знаете как обстоят дела не в фавелах, а во вполне благополучных районах бразильских городов?

Как выжить бедному туристу в фавелах Рио. Не ищите приключений на свой геморрой

Обратите внимание это не проходная завода, а охрана обычного бразильского…….многоквартирного дома. Это Вам не консьержка-бабушка Божий одуванчик в наших подъездах.

Без сопровождения хозяина или пропуска в Бразилии в подъезд не пройти. Когда мы сказали другим вечером что хозяин ждет нас в квартире, то только после звонка хозяину нас охранники пропустили.

Охранников трое и бьюсь об заклад у них есть оружие. Такие предосторожности по всем относительно благополучным районам. И предосторожности не лишни, так как уровень преступности в стране по прежнему высок.

Как выжить бедному туристу в фавелах Рио. Не ищите приключений на свой геморрой

И вот так охраняются автомобили. И никто их не бросает здесь под окном на ночь как у нас. Представляете сколько стоит такая парковка?

А вот так по звонку открываются ворота школы и родители скопом идут забирать своих неноглядных чад. А просто так в любое время не пройдёшь. Только вот так в толпе и можно проскользнуть.

Как выжить бедному туристу в фавелах Рио. Не ищите приключений на свой геморрой

Видимо похищения детей бывают часто раз такие предосторожности.

Я попал в школу в толпе родителей. Просто мне стало любопытно и я посмотрел куда народ повалил. Просто вход в школу находился рядом со знаменитым стадионом Марракана и я слегка перепутал.

Но раз уж попал в бразильскую школу, то сделал пару фото.

Как выжить бедному туристу в фавелах Рио. Не ищите приключений на свой геморрой

А вот так выглядят кассы. Я так понимаю что такие малюсенькие окошечки в кассах не от хорошей жизни. Ибо бандиты, грабежи и т. д. Опасно в этой Бразилии….

За последние годы криминальная ситуация в Рио стала поспокойнее.

А всего несколько лет назад банды из фавел спускались на центральные улицы грабить добропорядочных успешных горожан и туристов. Слава Богу эти времена теперь позади.

Как выжить бедному туристу в фавелах Рио. Не ищите приключений на свой геморрой

В 1972 году ООН поставила Рио-де-Жанейро на второе место по уровню преступности в мире (после Чикаго), однако в период после 1972 года положение в городе значительно ухудшилось, уже в 1974 году для борьбы с преступностью в город были введены части военной полиции.

Проблеме преступности в Рио-де-Жанейро посвящены известные фильмы «Город Бога» (4 номинации на премию «Оскар»), «Элитный отряд» («Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля), «Элитный отряд 2».

Как выжить бедному туристу в фавелах Рио. Не ищите приключений на свой геморрой

В рамках подготовки города к чемпионату мира по футболу 2014 года (финал турнира проходил в Рио) и летним Олимпийским играм 2016 года власти штата и города приложили серьёзные усилия для нормализации обстановки в области правопорядка, в том числе в фавелах.

Однако не получилось до конца победить преступность.

Как Вы слышали из новостей многих известных спортстсменов всё-таки ограбили.

За последние годы ситуация с преступностью начала меняться в лучшую сторону.

Но всё же не расслабляйтесь.

Я вот расслабился на следующий день и меня тут прямо на нашей улице чуть не пристрелили. В нескольких десятках метрах от нашего «отеля». Но я сам виноват.

Рассказываю.

Утром второго дня нашего пребывания «в городе белых штанов» нашу компанию наконец-то покинула Катя и отправилась в аэропорт. А мы втроём в мужской компании спускаемся пешком из нашего «отеля» вниз по дорожке по нашему «полуфавельному» району. Это был последний день нашего путешествия по Южной Америке. Поздно вечером предстоял перелёт в Сан-Паулу и далее домой.

Ничего не предвещало беды.

И тут нам навстречу наверх чёрт несёт пару местных чуваков «кариока». У них в руках довольно солидного размера пистолеты. Пистолеты они держали двумя руками наизготовку. Было похоже что они тут кого-то выслеживали и оружие данное явно хотели применить немедленно как только обнаружат этого «кого-то». Пистолеты были странные, от них выходили два провода. Затем от пистолетов провода уходили куда-то в недра одежды этих парней.

Я потом интересовался дома у знакомого служащего в спецподразделениях, что это может быть за оружие. Тот долго думал, а потом выдал что это такой вид пистолетов который воспламеняет капсюль посредством электрического разряда, а не удара курка по капсюлю как происходит в обычном пистолете.

Я так понимаю что сказал он мне какую-то чушь лишь бы что-нибудь сказать и не выглядеть в моих глазах несведующим. Я сделал вид что поверил ему. Зачем расстраивать неплохого человека?

Гугл мне также не дал ответа по поводу странной конструкции данного оружия и его принципа действия. Так что опустим этот момент. Наверняка оружие представляло угорозу раз парни его носили в фавелах.

У меня в своё время был травматический револьвер на который у меня были все разрешения. Так вот это оружие «самозащиты» прошибало внишительную книгу с толстой обложкой. В случае попадания стальной пули с резиновым наконечником в глаз или шею вполне был возможен даже летальный исход. Так что последствия применения этого странного оружия с проводами я себе ясно представлял.

Короче парни были вооружены и очень опасны.

Поначалу я подумал что это два полицейских. Одеты они были в тёмное и практически одинаково.

А поскольку я уже фотографировал здесь полицейских вчера (правда со спины), то я не видел ничего страшного в том чтобы сделать это снова.

Как выжить бедному туристу в фавелах Рио. Не ищите приключений на свой геморрой

Вот это вчерашнее фото двух бравых полицейских.

В общем я аккуратно достал свою мыльницу и попытался сфоткать этих двух отмороженных типов. То что это не полицейские я понял когда навел на их спины фотоаппарат.

Сфотографировать я их не успел поскольку один из них неожиданно обернулся и заметил мои ухищрения папарацци. Он тут же направил свой странный пистолет на меня.

А мои попутчики Миша с Асхатом как назло скрылись за углом, я-то ведь от них слегка поотстал воодушевлённый возможностью сделать интересный кадр.

Один из этих вооружённых бандитов ушёл чуть вверх по узкому ответвлению перепендикулярно основной «дороге». А второй, тот что увидел мои ухищрения с фотоаппаратом и направивший на меня пистолет, этим самым оружием недвусмысленно приказывал мне подойти к нему.

Я так понял что если игнорировать его требования, то у меня был шанс получит пулю в мою дурную туристическую башку. Делать нечего, пришлось подойти.

А парень не унимается.

— «Ком, ком» — и «приглашает» пройти с ним по боковой тропе в глухой переулок вслед за первым бандитом.

Ну тут на дороге хоть полицейские или прохожие могут появиться, а там куда он зовёт их двое и делай со мной что хочешь. Хочешь грабь, а хочешь убивай. Место глухое. Я понял что если пойду за ним, то могу там и остаться. Навсегда.

Будь на моём месте какой европеец, то понятное дело пошёл бы куда приказывают.

Но мы в лихих девяностых ещё не в таких передрягах были. Переживших 90-е в России мало чем удивишь. Хотя скажу Вам откровенно, в Бразилии, Венесуэле, Сальвадоре, Буэнос Айресе и вообще во всех латиноамериканских фавелах страшнее чем у нас в 90-е на улицах.

Конечно, у меня тряслись поджилки, но я проявил твёрдость и стоял как соляной столб.

Всем своим видом я изображал дружелюбие, улыбался как дурак и только твердил:

— Ноу проблем, амиго. Ноу проблем, амиго.

Бразилец видит что не запугал меня, что я не иду и тогда тычет пистолетом в мой фотик.

— «Ноу фото. Ноу фото» — твержу я как заведённый давая понять что сфотографировать не успел.

Блин, нашёл приключение на свою задницу.

Бразилец не унимается и пытается забрать у меня фотик.

Тогда я обмотал ремешок фотоаппарата вокруг руки, чтобы он его не вырвал у меня его из рук. И начал щёлкать перед его глазами кадры. Типа нет его на моих фото.

— Ноу фото, амиго. Ноу фото.

Короче бразилец понял что со мной каши не сваришь и отпустил восвояси.

Чего он хотел? Кого тут они выслеживали?

Сейчас я думаю если бы я дал тогда слабину и пошёл бы за ним в подворотню, то у этих парней возникло бы икушение отобрать не только фотоаппарат с бесценными фото из этой трехнедельной поездки (завтра уже лететь домой), но и наличные деньги из моих карманов. А в карманах у меня ещё оставалось более 100 долларов.

Только изворотливость и внутренне спокойствие позволили мне уйти от них без потерь.

И если там где мы с ним «рамсили» у меня ещё была надежда что появятся прохожие на дороге или даже полицейские (недалёко был их пункт), то если бы он меня увёл в глухой переулочек, то, возможно, мой труп нашли бы через день-другой.

А по прибытию домой я вычитал в интернете что после ограбления в Бразилии предпочитают не оставлять свидетелей в живых. Если бы я знал это тогда в Рио, то тем более не пошёл бы за этими гопниками. И умер бы со страха прямо там!

Когда я выкрутился и нагнал двух своих попутчиков с Урала, то стал им предъявлять почему те не вернулись, ведь меня достаточно долго не было.

И тогда я услышал от сурового уральца из Снежинска фразу которая всё поставила на места: «А ты хотел чтобы ограбили не тебя одного, а всех нас?».

Вот так попутешествуешь 20 дней с человеком и только в последний день путешествия случайно узнаёшь всю его гниль….

Сам я доморощенного совкового воспитания и так бы вряд ли смог поступить.

Я считаю что на чужбине русскоязычные (и не только русскоязычные) путешественники, тем более попутчики, должны стоять друг за друга горой в трудную минуту. Даже если россияне друг — друга недолюбливают и спорят в процессе путешествия, как в нашем случае. Сам погибай, а товарища выручай. Видно так и остался я наивным чукотским юношей.

«Если друг оказался вдруг,

и не друг и не враг, а так.

Если сразу не разберёшь,

плох он или хорош.

В Рио его бери, рискни.

Не бросай одного его……

Вверх таких не берут и тут

Про таких не поют….».

Как-то так.

И отсюда мораль — не ищите приключения на свой геморрой и не фотографируйте людей с оружием. А лучше вообще обходите фавелы стороной. Мало ли что. Берегите себя!

Сами понимаете что после слов от Миши в фавелах о том, что «лучше пусть ограбят одного, а не троих», я остаток дня путешествовал в гордом одиночестве. Уж лучше одному, чем с таким «надёжным» уральским попутчиком. Я просто сказал что не хочу больше иметь с ними ничего общего и удалился своей дорогой.

Как назло в многочисленных самолётах: Рио-Паулу, Паулу-Касабланка-Шереметьево и даже в автобусе из Шереметьево в метро наши места с Мишей были почти рядом. И мы старательно отводили друг от друга глаза, не здороваясь и не разговаривая. Вот так попутешествуешь с человеком не одну неделю, а под конец такое вылезает….

Ну что ещё рассказать о фавелах и их обитателях?

Как выжить бедному туристу в фавелах Рио. Не ищите приключений на свой геморрой

Что тут можно встретить кучу неадекватных людей.

И если Вам не хватет адреналина в серой жизни офисного столичного планктона, то добро пожаловать в фавелы Рио.

Как выжить бедному туристу в фавелах Рио. Не ищите приключений на свой геморрой

Кстати, странных людей Вы можете встретить в Рио везде. В том числе и на центральных фешенебельных улицах.

Весь предшествующий описываемым событиям вечер шёл дождь.

Шёл он и целый день в день этого приключения.

Как выжить бедному туристу в фавелах Рио. Не ищите приключений на свой геморрой

Но бомжам живущим на улице дождь не помеха. Ибо тротуары тут так устроены что над ними навес. Это чтобы прохожие в тропические ливни не мокли. Умно устроено. В ЮВА и Индии такого не видел. Заодно и бомжам под такими навесами счастье.

Тем же вечером я возвращался за рюкзаком в наш «отель» по той же дороге. Потом с рюкзаком надо было ехать в аэропорт. Был ливень, прохожих не было, смеркалось. И чтобы не встретить вновь тех самых странных двоих с пистолетами я преодолел этот путь уже на мототакси.

Как выжить бедному туристу в фавелах Рио. Не ищите приключений на свой геморрой

Мототакси — это когда одеваешь шлем, предложенный мотоциклистом, садишься позади него и в путь. По фавелам так и передвигаются, такси там не проедет по узким улочкам. Стоит внутри фавел это мототакси («мототакс») 3 реала.

Вот так с огромным рюкзаком за спиной, держа в одной руке зонт, любезно предложенный чуткими хозяевами «отеля», а другой нежно обнимая мотоциклиста водителя за талию чтобы не свалиться с мототакси, я и покидал фавелы Рио…

Я уезжал не только из Рио, но и из Латинской Америки. Надеюсь не навсегда.

Да, моё большое Путешествие заканчивалось…

Окончание о других достопримечательностях Рио следует.

Будьте осторожны. Берегите себя…