Турист Anna Gorelova (anngora)
Anna Gorelova
была 20 марта 15:00

Карелия, Приозерск, Сортавала, Рускеала — Россия Октябрь 2015

Когда отпуск уже прошел, а до следующего еще далеко, но вдруг нестерпимо куда-то тянет, я открываю карту и начинаю заново её изучать (как будто там что-то может кардинально измениться).

Иногда мы повторяем старые маршруты: Пушкин, Павловск, Гатчина, Выборг, Великий Новгород, Псков и т. д. Места, гды мы успели побывать можно перечислять очень долго, но время от времени находятся и какие-то новые направления.

В далеком 2005 году я впервые услышала о мраморном карьере в Карелии. Тогда мы совершали недельную поездку вокруг Ладожского озера, но выехав из Сортавалы, заблудились в лесах возле финской границы и вместо продолжения поисков Рускеалы, озадачились местом ночевки.

Прошло 10 лет. У знакомой в соцсети я увидела фотографии с экскурсии в горном парке Рускеала, показала их мужу. В предвкушении новых впечатлений занялись подготовкой к поездке.

Я нашла квартиру в поселке Кааламо, ближайшем населенном пункте к мраморному карьеру, и забронировала ее.

Так как времени до поездки оставалось мало, выбор жилья был невелик. Это направление стало довольно популярным в последнее время, и место проживания лучше бронировать заранее.

В субботу утром мы всей семьей (3 взрослых и 2 детей) выехали из Санкт-Петербурга в направлении города Приозерск.

Первая остановка — крепость-музей «Корела» (Кексгольмская крепость) XIV–XVIII веков.

На выходные из Петербурга в Карелию

Средневековая «Корела» располагается в г. Приозерск Ленинградской области, недалеко от впадения реки Вуокса в Ладожское озеро.

Сохранившиеся помещения крепости в настоящее время занимает историко-краеведческий музей.

На парковке возле крепости нас атаковали голуби и утки. Скормили им половину съестных запасов и пошли в музей. Сын с интересом рассматривал военные трофеи, а дочка изучала карту с животными.

Осмотрев крепость, мы поехали дальше.

Наши планы были нарушены внезапным ДТП на выезде из Сортавалы: на капот машины прилетел кусок гипсокартона с верхнего багажника попутной машины.

После просмотра видеозаписи и часового ожидания ДПС, нам удалось договорится с водителем-финном и его русскоговорящей спутницей. Включенный видеорегистратор существенно упрощает подобные ситуации!

Отделавшись легким испугом и солидной вмятиной на капоте, решили перекусить: достали бутерброды и термос, скоротали томительно тянувшееся время за обедом. И, так и не дождавшись полиции, поехали дальше.

Посёлок Кааламо расположен в 35 км к северу по автодороге от города Сортавала.

Квартиру искали уже в кромешной темноте, фонари встречались редко. Немногочисленные прохожие кучковались возле продуктового магазина.

Порадовались, что на всякий случай взяли с собой одноразовую посуду, так как с этим в арендованной квартире была напряженка. В остальном это была приличная двухкомнатная квартира. Радушная хозяйка, живущая в этом же подъезде, даже предложила нам принести игрушки для детей.

Вечером мы все же решили съездить до карьера, но художественная подсветка начинает работать с 1 ноября, и её в тот день еще не было, мы вернулись обратно.

На следующий день после завтрака сдали квартиру хозяйке и снова отправились в путь.

От поселка Кааламо до Рускеалы всего 10 км. Рядом с парком большая парковка и много сувенирных магазинчиков. Вход в горный парк — платный.

Парк Рускеала появился на месте бывших мраморных каменоломен, на месторождении, открытом в 1765 году.

19 января 1768 года императрица Екатерина II подписала указ Сената о начале разработки мрамора в Рускеале для строительства Исаакиевского собора.

На берег реки Русколки с Урала приехали мастера-каменотесы с семьями — так возник рабочий поселок Рускеала.

Отсюда были получены блоки для облицовки многих архитектурных творений, в том числе Исаакиевского и Казанского соборов, Мраморного, Таврического и Зимнего дворцов Санкт-Петербурга и павильона Орла в Гатчине.

Серовато-зеленым и светло-серым мрамором Рускеалы украшены залы ленинградских станций метро «Приморская» и «Ладожская».

В 1820-е годы рускеальский мрамор понемногу стали использовать для производства строительной извести. Первый известковый завод в Рускеале на десять обжиговых печей, принадлежавший Санкт-Петербургскому государственному университету, работал до 1826 года.

Мраморный карьер действовал до 1939 г., но перед началом советско-финской войны был затоплен финнами.

Памятник индустриальной культуры «Мраморные ломки Рускеала XVII — нач. ХХ вв." был открыт для массового посещения 19 мая 2005 года.

На выходные из Петербурга в Карелию

Здесь удалось создать очень редкий симбиоз природной достопримечательности и натурного музея горного дела прошлых веков.

Изначально мрамор в Рускеала добывали буровзрывным способом. Рабочие использовали буры, которыми вручную, ударяя по ним молотами, сверлили в мраморе отверстия. Затем эти скважины забивали порохом и подрывали.

Чтобы окончательно оторвать камень от скалы, также бурили скважины с тыльной стороны блока, и их тоже подрывали. Тогда блок откалывался от скалы и оседал на дно карьера.

Затем к работе приступали каменотесы, которые придавали блокам нужную форму.

После этого камни грузили на крепкие сани, в них впрягалось несколько десятков лошадей, которые по снегу тащили столь великий груз до деревни Хелюля, недалеко от Сердоболя (Сортавала). Там камни оставляли до весны.

С наступлением навигации сюда из Санкт-Петербурга приходили галиоты с продуктами. На обратном пути они загружались мрамором и отправлялись по реке Хелюля, Ладожскому озеру и Неве до столицы.

Вдоль левого берега р. Тохмайоки в процессе добычи мрамора образовались три карьера, соединенные штольнями.

На выходные из Петербурга в Карелию

Добыча камня прекратилась и старинные заброшенные рускеальские каменоломни превратились в красивые горные озёра — беломраморные чаши, наполненные чистейшей голубовато-зелёной водой.

Давно бездействующие шахты и штольни стали похожи на таинственные пещеры и гроты.

Большинство штолен первой трети прошлого века находятся под водой. Только одна из них расположена выше уровня воды.

Эта штольня пройдена в недрах горы в 30-е годы XX столетия. Внутри был транспортный путь для вагонеток с мрамором. Она соединяется с шахтой № 2, по которой доставлялись мрамор и рабочие, и уходит вглубь горы на 200 метров.

Внутри ее сохранилась насыпь железной дороги для вагонеток.

На выходные из Петербурга в Карелию

Основой достопримечательностью Горного парка является Мраморный каньон, официально включенный в список культурного наследия России в 1998 г.

Протяженность карьера с севера на юг составляет 460 метров, ширина 60–100 м, глубина 30–50 м.

На выходные из Петербурга в Карелию

От входа в парк вокруг карьера идет оборудованная и подсвечивающаяся фонариками живописная дорога, временами встречаются смотровые площадки.

Сложная система подсветки под водой, на поверхности и по стенам каньона обеспечивает круглосуточный обзор уникального памятника культуры.

В дальней части карьера стоит небольшой навес. Из него можно совершить полёт над водной гладью карьера по ZipLine длинной 400 метров.

Сын не отважился прокатится, а муж воспользовался предложением, но полёт не произвел ожидаемого восторга.

Друзья рассказывали, что в зимний период организован спуск в «Рускеальский провал», который превращается в ледяной дворец с колоннами причудливых форм. Они брали с собой коньки и катались по сказочным пещерам.

На выходные из Петербурга в Карелию

А в летнее время в Горном парке проходят различные анимационные программы, организуются фаер-шоу и лазерное шоу. Также можно поплавать на лодках по «Мраморному озеру».

Особое впечатление на нас произвел «Итальянский карьер». Он находится в стороне от Мраморного каньона. Недалеко от штольни есть указатели, указывающие правильное направление.

На выходные из Петербурга в Карелию

Для добычи мрамора из этой части горного парка закупили итальянские станки канатного пиления. Они вырезали целые блоки так, что мрамор сразу получался ровным и словно шлифованным.

Огромные мраморные поверхности с причудливыми рисунками и природа вокруг произвели на нас очень сильное впечатление.

Вдоль всего карьера и в лесу встречаются пирамидки из камней. Мы поддержали флешмоб и сложили свои.

К сожалению, фотографии не передают всей красоты данного места. Нам хотелось бы вернутся сюда в другое время года.

Из карьера мы отправились в Zoo Green Park Karjala, где создатели собрали большую коллекцию различных копытных и других животных, а также птиц.

На выходные из Петербурга в Карелию

Здесь встречаются редкие, занесенные в Красную книгу, виды.

Один из них — Такин Мишми. Самец приехал из Рижского зоопарка, а его самка приехала в Карелию из Новосибирска. Есть всего 3 зоопарка на территории России, где можно увидеть это интересное животное.

На выходные из Петербурга в Карелию

Особое впечатление на детей произвели крохотные шотландские пони, ростом с нашу дочку. Им мы скормили почти всю купленную морковку.

Все животные в зоопарке ухоженные, территория большая. Зоопарк нам понравился.

Рядом с зоопарком находится база отдыха «Черные камни», там можно вкусно пообедать. На территории базы отдыха также имеются вольеры с животными и птицами.

Последним пунктом нашей экскурсионной программы в те выходные стал водопад Ахвенкоски.

Это целый комплекс из четырех водопадов в месте разлива реки Тохмайоки. В переводе с финского языка «Окунёвый порог».

Местные жители иногда называют его «водопад у трех мостов», так как в этом месте извилистая речка Тохмайоки трижды пересекает автодорогу.

Водопад хорошо виден прямо с трассы, есть обустроенная площадка, беседки.

На водопаде снималась сцена купания одной из героинь фильма «А зори здесь тихие».

Неподалеку есть неприметная лесная дорога, которая ведет к Водопаду Рюмякоски. На этом водопаде раньше была финская ГЭС. Старые строения этой ГЭС сохранились до настоящего времени.

На этом наше путешествие подошло к концу и мы вернулись в Санкт-Петербург в ожидании следующих поездок.

Спасибо за внимание!

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия