Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 20:54

Венеция — Италия Апрель 2017

В Венеции впервые я была еще в 2003 году со стандартным туром. Простая экскурсия, во время которой посещение островов не предусмотрено. Весною этого года в поездке по северу Италии мы остановились в Венеции на четыре ночи, времени на подробное знакомство с городом достаточно. Сразу по приезду купили трехдневный билет на вапоретто и с ним ни в чем себе не отказывали.

Утолив в первые два дня жажду общения с Венецией, на третий день решили ехать на Мурано-Бурано. Наш отель был расположен удобно: рядом остановка вапоретто — Ка-д’Оро на Гранд-канале, а в другую сторону — причалы Fondamente Nove, откуда ближе всего добраться до Мурано.

Просто Мурано!

Напротив причала примерно в полукилометре находится остров Сан-Микеле. Этот остров часто называют островом мёртвых, так как это — венецианское кладбище. На кладбище заходить мы не собирались, при всем уважении к Сергею Дягилеву, Иосифу Бродскому и Игорю Стравинскому, чьи могилы находятся здесь. На самом деле это два острова, Сан-Микеле и Сан-Кристофоро, соединенные вместе для расширения кладбища. А кладбищем острова стали в 1807 году по указу Наполеона, до этого умерших хоронили в Венеции.

Недалеко от острова Сан-Микеле на волнах качается лодочка, в которой стоят два человека. Ракурс неудачный, но один из них показывает рукой на остров Сан-Микеле. Это «Ладья Данте» известного скульптора Георгия Франгуляна. Его работы знакомы многим, они есть не только в Москве, но и в других городах России и мира. Например, он автор памятника Булату Окуджаве на Арбате и Борису Ельцину в Екатеринбурге, надгробие Ельцина на Новодевичьем кладбище так же его работы.

«Ладья Данте» изображает двух великих итальянских поэтов Данте и Вергилия, переплывающих реку Ахерон. Ту самую реку в подземном царстве Аида, через которую Харон перевозил души мертвых.

Просто Мурано!

Вапоретто делает остановку у острова рядом с церковью Сан-Микеле-ин-Изола. С XIII века на острове был монастырь. Церковь построил в 1468–1479 годах архитектор Мауро Кодуччи, считается, что это одно из самых ранних произведений эпохи венецианского ренессанса.

Слева от церкви стоит беломраморная часовня Эмилиани, построенная на столетие позже на деньги дворянки Маргариты Виттури в память о её умершем муже Джамбаттисте Эмилиани.

До Мурано совсем недалеко. Все называют его островом, хотя это группа из семи островов разделенных каналами. Не буду пересказывать историю Мурано, думаю, что большинство уже слышало историю про то, что еще в XIII веке, чтобы избежать пожаров в Венеции, на эти острова выселили все мастерские по производству стекла. Просто погуляем и посмотрим, что же интересного есть на Мурано, кроме изделий из муранского стекла, которое привлекает сюда основную массу туристов.

На Мурано есть смысл покинуть вапоретто на причале Murano-Colonna. Туристы в основном так и делают, выходят и цепочкой идут вдоль узкого канала Rio dei Vetrai (Рио стекольщиков). Всем известно, что Мурано — всемирно известный центр производства изделий из стекла, получивших название «муранское стекло». Вдоль этого канала стоят многие предприятия по производству изделий из стекла, открытые в XVI -XIX веках.

Вот здание Vetrerie di Murano Franchetti (Муранская посуда Франкетти). Эту фабрику по производству посуды приобрел в 1882 году барон Раймондо Франкетти, один из самых богатых людей Италии того времени. После смерти барона в 1905 году новый владелец её реорганизовал, в начале XX века на фабрике было занято 500 рабочих. В 40-е годы начался кризис, вызванный появлением пластмасс. Закрылась фабрика в 60-е годы прошлого столетия, теперь это уже история.

Просто Мурано!

А вот здание компании LINEA MURANO ART, основанной совсем недавно, в 1980 году. Эта современная компания специализируется не только на производстве стандартных изделий, а выпускает эксклюзивные изделия на заказ, используя новейшие технологии. Мы не заходили в их галерею, я видела только каталог на их сайте. Там есть, чему поразиться!

Мы идем дальше вдоль Рио-де-Ветрай, его длина всего пятьсот метров. Через рио перекинуто три моста: мост Санта-Кьяра, мост Мезо Мурано или Балларин и мост Сан-Пьетро Мартире.

Мост Санта-Кьяра (Ponte Santa Chiara).

Вдоль рио еще сохранились средневековые здания. Например, Ca Miotti Zecchin (четырехэтажное здание с фронтоном) и правее Ca 'Angelo del Gallo-Obizzi-Sodeci-Cipollato-Ferro со вторым этажом на опорах и венецианскими окнами. Оба здания XIV века.

Просто Мурано!

А вот Ca 'Corner также XIV века.

Интересные здания есть по обе стороны рио, но снимать возможно только одну сторону, а второй раз идти этим же путем смысла нет. Большей частью здания просты, это не удивительно, в основном на Мурано жил рабочий люд. Хотя мастера-стекольщики пользовались большим уважением и даже могли жениться на знатных венецианках.

Просто Мурано!

Изредка между зданиями попадаются небольшие площади. Я ожидала встретить на улицах больше украшений из стекла, но их не было. Может быть убирают на зиму?

Просто Мурано!

Если отвлечься от разглядывания витрин, можно заметить интересные детали или что-то забавное. Вот, среди листвы спрятался Человек-паук, а из окна выглядывает рвущийся к солнцу кактус.

От витрин оторваться сложно, хотя их больше фотографировали подруги. Соблазн велик фотографировать внутри бесконечных магазинчиков, но за этим внимательно следят, нарываться на неприятности не хотелось.

Просто Мурано!

На Рио-де-Ветрай стоит церковь Святого Петра Мученика (Chiesa di San Pietro Martire), одна из двух главных приходских церквей Мурано. Церковь на этом месте была построена еще в середине XIV века вместе с доминиканским монастырем и посвящена она была Святому Иоанну Крестителю, но все уничтожил пожар в 1474 году. Существующую церковь Святого Петра Мученика в стиле ренессанс построили в 1511 году. Втиснуть её в кадр практически невозможно, а уж с колокольней можно сфотографировать только с другого берега Большого канала Мурано.

Просто Мурано!

Церковь трехнефная, с высоким центральным нефом, двумя рядами колонн и потолком из дерева.

Кроме главного алтаря, есть еще второстепенные, по три на каждый неф. В начале XIX века север Италии был захвачен наполеоновскими войсками, в 1806 году монастырь был занят военными. Церковь закрыли, а украшавшие её произведения искусства перенесли в галерею Академии. Когда церковь вновь открыли в 1813 году, в неё перенесли произведения искусства из закрытых церквей Мурано и других островов.

Просто Мурано!

Главный алтарь украшают две огромные картины Бартоломео Латтерини. Слева — «Умножение хлебов и рыбы» (1721 г.), справа — «Свадьба Каны в Галилее», но свет не позволил её сфотографировать.

В правом нефе висит картина Джакопо Тинторетто «Крещение Иисуса». Кстати, в левой алтарной часовне есть картина его сына Доменико, но она труднодоступна для съемки.

Не менее интересны и остальные произведения искусства, находящиеся в церкви: Джованни Беллини, Грегорио Ладзарини, учитель Джанбаттиста Тьеполо. Две картины Паоло Веронезе, висевшие в левом нефе, долгое время находились на реставрации, а теперь до конца марта 2018 года на выставке в Нью-Йорке.

Джованни Беллини «Алтарь Барбариго», 1488 г.

На противоположной стороне рио напротив церкви есть небольшая площадь Сан-Стефано, которую украшает яркая «Стеклянная комета».

Просто Мурано!

Площадь названа по существовавшей здесь еще с начала XI века церкви Сан-Стефано. Как напоминание о ней осталась колокольня, построенная на фундаменте старой церковной колокольни уже в XIX веке, и бывшая Часовня Святых таинств XI века, которую можно видеть на берегу Большого канала.

Вдоль Рио-де-Ветрай выходим к Большому каналу Мурано (Canal Grande di Murano). Конечно, он не такой большой, как в Венеции, но тоже есть, на что посмотреть. Канал условно делится на три части: канал Ангелов длиной около 700 метров и шириной 40–150 метров, канал Понте-Лунго (Длинного моста) длиной около 300 метров и шириной 40 метров и канал Сан-Джованни длиной около 300 метров и 60–70 в ширину.

Canal Grande (del Ponte Lungo) - канал Длинного моста.

Через Большой канал Мурано переброшен только один мост — Ponte Vivarini, однопролетный металлический арочный мост, его еще называют Длинным мостом.

С моста стоит посмотреть влево, в сторону канала Ангелов. На левом берегу сразу обращаешь внимание на красивое здание — Дворец Мула (Palazzo da Mula). Поискала информацию о здании, надежной не нашла, кроме той, что построен дворец в XV веке. Сейчас используется для различных выставок. Если прочитаете, что его изображал в своих картинах Клод Моне, не верьте, это дворец с таким же названием в самой Венеции. Богатое было семейство Мула, не один дворец имело. В XV веке Мурано был для венецианцев местом отдыха, возможно, это был летний дворец этого семейства.

Если посмотреть с моста в другую сторону, по правому берегу канала Понте-Лунго светлое здание — дворец XVII века.

Просто Мурано!

Только с этой стороны канала можно увидеть колокольню церкви Святого Петра Мученика. Светлое здание ниже колокольни — Ca 'Giustinian-Morelli, XVI век.

Просто Мурано!

Перейдя через мост, направляемся вдоль канала Сан-Донато (Canale di San Donato). Здесь немало интересного, по левой стороне в самом начале канала стоит дом Тьеполо, затем дворец Джустиан (Ca 'Giustinian), в котором ещё в 1861 году был открыт «Музей стекла».

Бывший монастырь Сан-Мартино.

Через канал Сан-Донато переброшено три моста, ближайший — мост Сан-Донато.

Мост Сан-Донато.

Почти все церкви Мурано были снесены во времена, когда Италия была почти семь десятков лет под властью Франции и Австрии. Сейчас на территории Мурано осталось всего четыре церкви, две из который открыты для посещения.

Главная достопримечательность Мурано — Базилика Санта Мария-э-Донато, которая в нынешнем виде существует с XII века. Собор посвящен Деве Марии, а вторая часть названия связана со святым Донатом, епископом IV века, останки которого находятся в базилике.

В сторону канала выходит задний фасад базилики. Квадратная колокольня базилики стоит отдельно, к ней примыкает «Памятник павшим», установленный на площади в 1927 году. Автор — скульптор из Мурано Наполеоне Мартинуци.

Просто Мурано!

Базилика — одна из самых старых и интересных церквей Венецианской лагуны.

В апсиде мозаичный купол XII века, где на фоне золотого мозаичного покрытия изображена Дева Мария.

Обычные для католических церквей картины Крестного пути также мозаичные.

Просто Мурано!

В соборе замечательные мозаичные полы XII века с орнаментом. Полностью можно рассмотреть эту сложную схему, если уберут скамьи. Здесь каждая деталь что-то значит!

Есть вставки с изображениями мифических животных. Каждая вставка имеет смысл и что-то символизирует. Есть щит со схемой орнамента всего пола, размещения отдельных вставок и описанием их значения. Все найти не удалось, так как где-то доступа нет, где-то сверху стоит мебель.

Поняла так: Ягненок между орлиными когтями - это человеческая Душа, слабая и коррумпированная, которая снова воскресает благодаря Спасителю (орел - древний символ Христа).

Посмотрев базилику, мы направились в обратный путь, так как собирались еще увидеть Бурано. Но пошли уже не вдоль канала, а тихими улочками выше базилики.

Верный сторож перед магазинчиком.

Просто Мурано!

Снова перешли через Длинный мост, поглазели на витрины…

и свернули на Calle Bressagio, ведущую к причалу Murano Faro, от которого отправляются вапоретто на Бурано.

Просто Мурано!

Весна, солнышко, цветут акации!

Мурано и сейчас живет производство стекла, на острове много фабрик и небольших мастерских, а количество магазинов невозможно сосчитать. Некоторые мастерские демонстрируют процесс производства. Вот и на этой улице есть такая мастерская. Мы заглянули, но не остались, так как в прошлое посещение Венеции уже видели процесс изготовления стеклянной лошадки.

Просто Мурано!

Причал, откуда мы отправились на Бурано, находится у маяка. Маяк (Faro Murano) в Мурано был всегда, а существующий в настоящее время построен в 1934 году. Его высота 35 метров, и свет виден за семнадцать морских миль. С двух сторон маяк украшают изображения Мадонны.

На этом наша прогулка по Мурано закончилась. Нас ждал Бурано!

1. Весеннее путешествие по северу Италии
  2. Милан — первый день, первые впечатления
  3. Милан _ Попытки исполнения обязательной программы
  4. День на озере Комо
  5. Вилла Карлотта и её парк
  6. Турин — бывшая резиденция Савойской короны
  7. Павия _ Что можно увидеть за пять часов
  8. Павийская чертоза
  9. Вилла Вальмарана или «Вилла у карликов»
  10. Один день в холодной Вероне
  11. Один день в холодной Вероне (окончание)
  12. Падуя вокруг Прато-делла-Валле
  18. Дворцы венецианского Гранд-канала
  19. Венеция_ Джудекка и Сан-Джорджо Маджоре
  20. Венецианская мозаика
  21. Венецианская мозаика (окончание)