Турист Юлия (Sneerka)
Юлия
была 17 августа 2021 4:16

Ханх — Монголия Июнь 2017

Часть Монголии со стороны Иркутскй области малонаселена и плохо обеспечена автомобильными дорогами. От Иркутска можно доехать до границы за 4 часа. И часть иркутян с удовольствием ездит на озеро Хубсугул каждый год. Мало людей, чистое озеро, рыбалка, нет интернета — многим достаточно и этого для отдыха.

Итак, берем загранпаспорт, садимся на машину из 4 часа поездки по живописным местам доезжаем до границы. Дорога на подъезде к границе плохая, едьте аккуратно:)

Монголия, Хубсугул с детьми

Виза не нужна сейчас, но не забудьте уточнить, правила могут меняться. Важно узнать время и дни работы пограничного пункта заранее. Угадать время, когда на границе будет минимум человек, сложно. Можно и с утра проехать быстро, а иногда и в обед. Вначале проходится российская граница, потом монгольская. Каждая с оформлением документов, заполнением бумаг и живыми очередями. Вас запускают на территорию КПП, водитель идет отдельно оформлять машину, все остальные сдают паспорта и ждут. На территории есть туалет типа сортир и все. Запасайтесь перекусами, на границе можно долго простоять. И да, примерно в этом месте заканчивает работать сотовая связь:)

Вот так выглядит монгольская часть пограничной службы.

Монголия, Хубсугул с детьми

Забавно смотрятся монгольские пограничники в форме американского образца. Кстати по-русски могут не говорить вообще, это норма.

Отсюда в хорошую погоду хорошо виден Мунку-Сардык — высочайшая точка Саян, куда любят ходить альпинисты.

Монголия, Хубсугул с детьми

Ну вот, граница пройдена, осталось совсем немного до озера. Здесь еще могут остановить и попросить оплатить въезд на территорию нацпарка. Готовьте наличные.

Единственное место, куда можно доехать на своей машине от границы — деревня Ханх.

Монголия, Хубсугул с детьми

Она стоит прямо на берегу озера. Есть магазины, местный банк (терминала нет, не обольщайтесь). Вот отделение банка

В нем дровяное отопление и туалет на улице. В магазинах расчет рублями без проблем. Но на шоппинг не расчитывайте особо:) Есть сувениры, одежда, верблюжьи одеяла. А основном магазины выглядят вот так:

Монголия, Хубсугул с детьми

Ассортимент в них сводится к категории сухпайка — лапша, молоко, печенье-конфеты, чай, консервы, почти нет овощей (лук, морковка, картошка и все) и фруктов. Монголы на своей земле ничего не выращивают, говорят землю нельзя копать, священная. Или просто ленивые, кто их знает:) В общем, открытий по части еды тут не ждите. Хотя нас сильно удивило наличие немецких и корейских товаров. Доширак, например, корейский. Дело в том, что провоз продуктов из России облагается гигантскими пошлинами, никто не хочет заморачиваться. Вот и весь ассортимент везется из основной части Монголии на перекладных.

Вариантов где остановиться много. Можете жить в палатке, не возбраняется. Имейте ввиду, что ехать наугад не стоит — там полно мелких рек, которые после дождей могут разливаться и найти дорогу обратно до снижения уровня воды не получится.

Знакомый почти каждое лето ездит с семьей в палатках, берет лодку надувную, ловят рыбу, загорают. Но есть одно, но — воровство со стороны местного населения. Один раз к ним залезли ночью в кухню, второй раз пацан направил стадо овец через их лагерь и пока они доплыли до берега на лодке, успел там помелочи унести: ножи, продукты. Больше они его не видели. Теперь говорит, буду брать походную сигнализацию.

Безопасно на турбазах, ни разу не слышали, чтобы были случаи воровства. Турбазы, как правило в традицином стиле, с юртами.

Юрты бывают на разное количество человек, как правило выглядят вот так:

Монголия, Хубсугул с детьми

Внутри есть электричество, умывальник, мусорное ведро, тумбочки. В юрте печное отопление, днем оно не нужно, а вот ночью может очень даже пригодиться. Все зависит от погоды. На нашей базе был специальный работник, который ночью заходил и подкидывал дров, если не запирать дверь. Туалет на улице, а чтобы помыться — есть баня, можно ходить весь день, вечером надо бронировать.

Кормежка всегда лучше на базах где хозяева русские. Но с овощами беда, поэтому в питании преобладает мясо и рыба. Уха из налима.ммм…вкуснотища… А салаты в основном из капусты, морковки и консервированых овощей. Кормят много, еду с собой точно везти не надо. Кстати те, кто постоянно ездит, привозит овощей хозяевам, чтобы стол разнообразить:)

На нашей делали национальное блюдо — тушеное баранье мясо хорхог, специально для развлечения отдыхающих. Пока оно готовилось, угощали шалыком из печени с рюмкой водки:) Вкуснотища…а мясо просто вкусное, вареное, без специй. Раньше монголы его делали прямо в шкуре, набивали куски мяса с раскаленными камнями и полусырое ели.

Жарят печень

На нашей турбазе «Серебрянный берег» проводится несколько интересных экскурсий, есть чем себя занять. Например птичье озеро, с каким-то невероятным количеством видом проживающих там пернатых. Даже лебеди прилетали, пока монголы не повадились есть их яйца.

Птичье озеро

И так нет дорог, одни направления, выбираете куда ехать сами, сели на машину и поехали:) Везде стада овец, коз, коней, яков, сарлыков, коровы тут не в особом почете (зимой сильно холодно для них). Летают журавли, утки, бегают суслики. Иногда кажется что смотришь канал живая природа:)))

Виды, невероятные, особенно ценны отсутствием людей.

Хубсугул
Монголия, Хубсугул с детьми

Еще здесь растут эдельвейсы, только здесь они совсем невзрачные, бледно-зеленые:

Эдельвейс

Рыбалка — то, зачем многие едут на Хубсугул. Монголы рыбу не едят, поэтому и не ловят, и ее здесь много. Но как и в любой рыбалке, нужно знать места. С берега врядли поймаете что-то, все ловят с лодки. Можете брать свою, можете арендовать на базе. Также возят на рыбалку на небольшое озеро неподалеку (2 часа на УАЗике по бездорожью), можно съездить, очень красиво и рыбка есть.

Монголия, Хубсугул с детьми

Наша малышня была возраста 5 лет и 2,5 года. Еду с собой уже брать не нужно, хотя фруктовые пюре отлично пригодились в отсутствие фруктов в деревне. С детьми младше я бы точно не поехала — регулярный променад с горшком до туалета, мытье в бане, немного утомляет… А если не повезет с погодой, то сидеть в юрте — то еще удовольствие. Хотя в столовой есть куча настольных игр, взрослые найдут чем себя занять, а детям будет скучновато. Каждый день приходит монгол с лошадками, можно покатать детишек. Купаться можно в самые жаркие дни и очень быстро — Хубсугул это не про пляжный отдых. Хотя загореть(сгореть) можно очень быстро и незаметно — сказывается высота над уровнем моря — 1645 м.

Момент, который всегда напрягает — отсутствие рядом нормальной больницы на случай чего. В деревне есть то ли фельдшерский пункт, то ли поликлиника небольшая, но проверять качество деревенской монгольской медицины не хочется совершенно.

В общем, поездка будет в радость, если повезет с погодой и вы любите поездить по окрестностям не жалея свою пятую точку. :) Мне Хубсугул напоминает Байкал 20 лет назад, когда берега еще не застроили турбазами и не было массового нашествия китайцев — так же сурово, красиво и спокойно.