Турист Виктор Мартьянов (so3537)
Виктор Мартьянов
был 24 января 9:55

По трём морям Турции. Путешествие с приключениями, ремонтами, ожиданиями и скандалами. Часть 4

Денизли, Памуккале — Турция Ноябрь 2017

В предыдущих частях 1-й, 2-й и 3-й мы знакомились и осматривали Стамбул, Принцевы острова, оформляли машину в аренду, ночевали в города Карамюсель на берегу Мраморного моря, посетили знаковое место христиан Некею, термальную столицу Турции город Афьнкарахисар, изучали достопримечательности Памуккале. Пора ехать дальше на юг.

Итак, простившись с мало—мальски говорившем по-русски работником отеля, грузим чемоданы и выезжаем на Средиземное море. В наших планах сегодня добраться до Антальи.

Расстояние туда небольшое, порядка 250 километров, поэтому не спешили. И выехали не рано, да и не спешили сильно.
К обеду заехали в какой-то небольшой городок, название которого так и не удалось узнать, пообедали. На поиски более-менее нормальной столовки в таких многочисленных небольших городках по дороге всегда уходит некоторое время. Столовые есть и немало, но то там просто нечего поесть, то все насквозь пропахло бараниной, а я её переношу с трудом, а вернее, вообще не переношу после длительного проживания в Монголии. Воспоминания о запахах от волосатых кусков баранины поданных в немытой с год тарелке монголом, самим не мывшимся года два в пустыне Гоби вызывают определенные рефлексы и останутся во мне, наверное, до гробовой доски.

Небольшой городок оставляет приятное впечатление — центральная площадь, мечеть, скверик, в котором турецкие аксакалы потягивают чай и играют в нарды и еще какую-то игру, смахивающую на наше домино, смысл которой так и остался загадкой.
Женщин в таких сквериках вы не увидите никогда.

После обеда выезжаем на трассу в сторону Анталии и решаем сделать небольшой крюк — заехать на красивое озеро, которое я обнаружил при подготовке к путешествию. Находится оно вот здесь (указано стрелкой)

Называется озеро Сальда. Белые отложения на берегу я принял за соль и подумал, что озеро солёное.
Сворачиваем с дороги и едем по хорошей, устойчивой грунтовке. Форд Фиеста уверенно проползает через небольшие кочки, которые я по возможности старательно объезжаю, учитывая крайне низкую посадку машины.
Озеро, и вправду, очень красивое. Белые отложения по берегу оказались не солью, а такими же травертинами, как те, на которые мы любовались в Памуккале. И озеро не солёное, а пресное. С рыбой.
Иногда она плескалась недалеко от берега.

Берега оказались не топкими и мы смогли подобраться к воде.
На то, что здесь рыбы много указывали приличные куски рыбацких сетей, валявшихся здесь же, на берегу.
Погуляв туда-сюда, пофотографировав как кому позволяла фантазия и умение, садимся в машину и пытаемся выехать обратно на дорогу.
Через 20 метров слышу какие-то необычные звуки в машине. Вышел, как мог посмотрел под днище и на колеса — ничего не видно, всё нормально. Еду дальше. Звуки усиливаются. Опять посмотрел, уже и на двигатель — ничего. Через 200 метров машина встала.
Двигатель работает, передачи включаются, машина не едет.
Начинаю осмотр по серьезному.
И тут замечаю, что на левом переднем приводе висит кусок рыболовецкой сети.
Выкладываем все вещи, достаю домкрат, снимаю переднее колесо.
Мама родная!!! Весь передний привод обмотан сетью! Поврежден пыльник. Вот где сыграл роль крайне маленький клиренс машины — наехал задним ходом на сеть, она зацепилась за привод и тут же намоталась на вал. Спасибо турецким рыбакам.
Достаем ножи и начинаю резать сеть. Перемазавшись основательно смазкой, за час срезаю сеть.

Пытаюсь ехать. Картина такая же — все включается и работает, машина стоит.
Далее последовали предположения, советы, толкания машины силами женского коллектива, мат (про себя) — результат такой же — ноль.
Что делать? Время часов 5 вечера, через полтора часа будет темно.
Решаем дойти до трассы и просить помощи.
Напрямую до трассы 200 метров по сосновому лесу.
Останавливается вторая машина.
Глядя в круглые от удивления глаза турка на Форде, грузовичке, типа нашей Газели, говорю единственное, что знаю по-английски в таких случаях — Хелп ми, если можно! В кино, когда американцам кирдык, они так говорят.
Турок по-английски знал еще меньше чем я. На пальцах показал ему, мол, авто — каюк.
Понял. Едем к нашей машине. Турок сел за руль, подергался как и я, вышел и сказал, уже по-турецки, что точно, арба — каюк.
Начал звонить со своего телефона в Стамбул в нашу арендную контору и вызывать эвакуатор из Денизли, от которого мы отъехали на 80 километров.
Вечереет и холодает одновременно. Турок, его звали Вейсель, наломал сухих веток сосны, благо здесь целый лес, развёл костер, достал свои хлеб и мясо, мы — свои припасы. Собираем ветки и шишки, жгём костер, жарим колбасу.

В итоге, так прекрасно мы проводили время… 6 часов(!!!).

Иногда Вейсель позванивал по телефону, показывал на пальцах, что, мол, едет наша «хелп ми».
Что-то друг другу рассказывали, показывали фотографии в телефонах, пели песни, даже плясали вокруг костра как папуасы.
За всё время Вейсель никак не показывал, что ему надо куда-то ехать. Такое впечатление, что у него все это было запланировано и он приехал на озеро провести время в хорошей компании и пожарить колбасы.
В двенадцатом часу ночи пришел эвакуатор. Как-то умудрился зацепить машину и затащить на платформу. Вопрос о том, что зацепить еще раньше Вейселю на своей «Газели» и оттащить до ближайшего города не стоял потому, что в нашей машине отродясь не было ни одного крюка — ни спереди, ни сзади.
80 километров до Денизли. Автосервис в какой-то загогулине, которую и днем-то не отыщешь.
Потом Вейсель, на своей «Газели» отвез нас в ту же гостиницу в Памуккале, из которой мы утром уехали. Так как вчетвером в кабину на одно место уж никак не влезть, оставил в покое сидящих друг на друге дам и 15 км ехал в кузове. При температуре +2 на улице, с ветерком, ощущения были непередаваемые.

Вейсель сказал, что приедет утром, мы попрощались и попадали спать.
Утром, часов в 10, появился Вейсель, и не один, с другом. Друга звали Исмаил, солидного вида дяденька, на просторном, пассажирском Фольцвагене. Кое-как узнали, что наша машина в сервисе, идет согласование по ремонту автосервиса со Стамбулом. Как решат, начнут ремонт.
В итоге эти разговоры-переговоры шли 4 дня. То фирма не брала на себя ремонт и его должны оплатить мы, то сообщили что выезжает эксперт из Стамбула, который осмотрит поломку и определит степень нашей вины, то сумма за ремонт должна будет делиться между нами и фирмой… и так каждый день что-то новое.
Все эти дни Вейсель и Исмаил с утра до вечера возили нас по окрестностям, показывая новые и новые достопримечательности, кормили в кафе-ресторанах или на природе, покупали продукты и фрукты для пикников, оплачивали все платные проходы на экскурсионные и коммерческие объекты. Когда я пытался что-либо оплатить, вежливо, но настойчиво отодвигали в сторону. Объяснялось всё довольно просто — турки положили глаз на наших одиноких дам и всячески их обхаживали. Наши девушки ухаживания принимали, но не более того. Стояли насмерть, блюдя себя и честь Русского географического общества. Хотя, им никто это в обязанности не вменял. Тем ни менее, турки, поняв бессмысленность своих поползновений оставались джентельменами до конца. Ничем своего недовольства и разочарования не высказав до самого конца.

Что и в какой день мы смотрели сейчас вспомнить трудно, поэтому покажу всё, что мы видели, подряд.
Итак, сначала город Карахаит. Он находится на севере недалеко от Памуккале. Славится термальными источниками и красными травертинами. На самом деле там оказалось много как красных, так и зеленых образований.
Центр городка

Недалеко от центра выход термальных вод. Температура на глаз — 35–38 градусов.
Многие с удовольствием пьют эту горячую минеральную воду. Надо сказать, вкусная.

Пещера Каклик с термальными источниками на другой окраине города Денизли

На последней фотографии на дальнем плане — водопад горячей воды, потоки от которого текут по пещере.

На пути часто попадаются торговые точки, торгующие фруктами. Вейсель с Исмаилом брали всё подряд, стоило только показать пальцем. Честно говоря, мне, всегда рассчитывающим только на свои средства и не любящим быть кому-то обязанным, было немного не по себе. Тем более, я женщиной никогда раньше не был и ухаживания принимать как-то не привык. Но, турки всегда были настолько вежливы и предупредительны, что отказываться было не совсем удобно. На всякий случай, я больше держал руки в карманах и пальцем во фрукты не тыкал.

Айва оказалась совсем другой, не такой какой мы её привыкли видеть. Сочная, сладкая, её можно есть как яблоко без остатка.

Турки специально завезли на плантацию винограда, посмотреть как собирают урожай.

Помимо древнегреческого города Иерополиса, который мы осмотрели в первый день, в окрестностях Памуккале есть еще два подобных города. Они менее известны и мало раскопаны. Но, судя по территории, которую каждый из городов занимает, там со временем будет на что посмотреть. Пока большая часть сооружений скрыта под землей. Однако что-то увидеть удалось.
Поднимаемся на гору по крутой тропинке и начинаем обход территории древнего города Колоссы

Колоссы был большим городом, находящимся на торговых путях и процветал до 1 века нашей эры. Горожане упоминаются в Новом завете Библии — апостол Павел направил «Послание апостола Павла к Колоссянам». Аппостол рассердился на колоссян, что они неправильно верили. Правда, сам он добраться до города не сподобился — некогда было, мотал срок в тюрьме римской, и Послание потащил его ученик — Епафрас.

Третий древнегреческий город, который мы осмотрели только через забор — идут раскопки, да и не совсем вовремя мы приехали — Лаодикия. Думаю, со временем эти интересные объекты ждет наплыв туристов, кому интересны не только раскрученные травертины.
Вейсель и Исмаил завезли нас в очень живописный ресторан. Как он назывался и где находится из-за кривизны и лабирина второстепенных дорог, по которым мы ехали, сейчас сказать не смогу.

Помимо ресторанов турки откармливали нас и на природе, предварительно заехав в мясной магазин и набрав баранины. Как готовили фарш и турецкие котлеты — кюхте, стоял специально наблюдал. От живого барана, в смысле, свежей туши, отрезают куски, тут же перекручивают, добавляют бараньего жира, опять перекручивают, добавляют массу разных специй, лепят лепешки, аккуратно укладывают, заворачивают.
Что интересно, парень-продавец, работавший очень ловко и сноровисто, пока всё это делал (я специально считал) 4 раза сменил перчатки.

Ну и сам пикник в специально отведенном для этого месте. Красивая рощица, столы и скамейки, на которых почему-то наши кормильцы решили не располагаться, а просто на земле, у подножья горы, из которой бил довольно мощный водный поток, образуя приличное озерцо.

Пока наши турки возятся с приготовлениями, никого не подпуская для помощи, гуляем по окрестностям и наблюдаем интересную картину. От компании, сидящей недалеку местных, откалываются три индивидума. Двоим по 4–5 лет, третьему — лет 9–10. Старший, подойдя к озерцу, недолго думая, заходит по пояс в воду. В кроссовках, джинсах и курточке. Младшие стоят на берегу, смотрят, набираются опыта. На улице не жарко. Еще подивились как парень лезет в холодную воду. Но… мы в чужой стране, не полезешь с советами и предостережениями. Может быть, у них так принято — как на пикник — детей для закаливания в ледяную воду. Типа, не залезешь — не получишь кюхте.

Через некоторое время этого купальщика замечает глава семейства. Подходит к озеру и что-то угрожаеще кричит. Наследнику не досталось только потому, что он благоразумно вышел на противоположный берег и держался на приличном расстоянии от отца. И только потом мы, гуляя после обеда, пощупали воду, а она почти горячая. Так вот, почему парнишка нырнул туда без раздумия.

А наш обед готов.

Кстати, за все дни ни разу не было предложено что-либо спиртное. Турки если и употребляют спиртное, то крайне мало. Ни разу за всю поездку не видели не то, что пьяного, запаха ни от кого не почувствовали. Хотя, вино в Турции производится и в магазинах в продаже свободно. Правда, цены кусаются — самое дешевое вино рублей 700–800. Общение с нашими турками проходило на какой-то дикой смеси русских, турецких слов, попытками пользоваться телефонными переводчиками и жестами руками и на пальцах. И что интересно — почти все было понятно. Даже как звали тех греческих царей и султанов, которые здесь когда-то правили.

На десерт у нас, конечно, фрукты. С осмотром горячих (опять же) источников, вблизи которых мы обедали.

Были обеды-ужины и попроще. Турки завозили к каким-то друзьям детства, которые готовят наскоро в микроавтобусах прямо на дорогах. Вкусные булки с мясом и рыбой, какие-то невиданные соусы и салаты.

Еще были вип-отели на термальных источниках. Где все уже шикарно и рассчитано явно не на средний класс.

Такая экскурсионно-познавательная идиллия продолжалась все 4 дня. Резина с ремонтами тянулась и добиться когда наконец что-то сделают, кто виноват и кто всё это будет оплачивать узнать не получалось. Неумолимо приближалось время, когда нам надо скоро уже вылетать из Стамбула домой, а мы еще до Средиземного моря доехать не можем.
Когда до вылета из Стамбула осталось 4 дня и уже ясно представлялось как на взлетной полосе стоит наш самолет и машет крыльями, я, наконец, взорвался…
Что получилось в результате взрыва — в следующей части.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия