Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 18:28

Пятигорск — Россия Сентябрь 2017

Первый русский бальнеологический курорт и самое модное местечко империи образца середины 19 века. Город пяти гор и 40 источников целебной воды, совершенно разной по составу и назначению — куда там карловарской! Город, воспетый поэтами и овеянный драматическими историями. Известный парками, дворцами, судьбоносными событиями и свиданиями из романов, и уютнейшими улочками… И знаменитый почитателями и героями — от Лермонтова до Кисы Воробьянинова! Название ему, кстати, придумал российский военачальник со звучным именем Эммануэль, генерал Георгий Арсеньевич, от имени горы Бештау — «Пять вершин» в переводе с тюркского. У подножия этой горы и начал развиваться город, который мы знаем сегодня как Пятигорск!

Город солнца и света... Пятигорск

Пятигорск — второй по численности населения город Ставропольского края, и самый популярный бальнео-курорт России — и так уже почти 200 лет. Хотя, люди у подножия горы Машук жили с незапамятных времен, и не просто жили, а еще и здравствовали — в смысле чудесно оздоравливались в минеральной водичке! Археологи нашли древние ванны, вырубленные в мягких травертинах Горячей горы. А первое письменное упоминание о селениях в окрестностях Бештау встречается в 14 веке у арабского путешественника Ибн-Батута…

Город солнца и света... Пятигорск

Чуть позже, в начале 16 века, в летописях пишут о пятигорских черкасах — народе гордом и своенравном, говорящем на славянском языке и исповедующем греческую веру, но не стремящемся подчиниться ни туркам, ни русскому царю… Возможно, из дипломатических побуждений, в середине этого же столетия Иван Грозный женился на «девице из черкас пятигорских», княжне Марии. Так черкасские князья породнились с русскими царями, что стало важной страницей в истории России.

А официальная история Пятигорска началась в 1780 году со строительства Константиновской крепости, для защиты рубежей империи. Тогда тут квартировали в основном военные гарнизоны и вынужденные «гости курортной столицы» — буйные головушки, ведь в те времена Кавказ считался местом ссылки! Вспомните хотя бы Лермонтова… Именно военные обратили внимание на горячие источники у горы Машук, благотворно влияющие на здоровье. Очень скоро и обычные люди потянулись сюда за исцелением, их становилось все больше, поэтому для охраны был возведен Пятигорский редут, новое селение нарекли Горячими водами.

Город солнца и света... Пятигорск

В 19 веке курорт начал активно развиваться, и в 1830 году указом императора ему был присвоен статус города и новое имя — Пятигорск, в честь пятиглавой горы Бештау. Купальни, сады, дворцы, питьевые галереи, грязевые лечебницы, усадьбы, автомобильные и железные дороги, водопровод — Пятигорск 19-го века считался самым модным и престижным курортом Российской Империи!

Кстати, в городе сохранились свидетели тех времен — например, Институт Курортологии.

Город солнца и света... Пятигорск

Это здание — представитель великой эпохи. Его построили в 1828 году русские архитекторы, несмотря на фамилию, швейцарского происхождения, братья Бернардацци — мы еще не раз встретим это имя в прогулке по Пятигорску. Самое красивое здание города тех времен, вначале тут были гостиница и ресторан. Но «Ресторация» — так называлось тогда заведение, была не просто отелем. Тут собирались все сливки отдыхающего общества — балы, карты, кутежи, вино и развлечения лились рекой!

Пушкин, Белинский, Лермонтов, Чехов — все звезды литературного олимпа блистали в «Ресторации»! А 25 августа 1853 года тут отметил свой юбилей Толстой — видимо, Лев Николаевич, как и я, предпочитал праздновать дни рождения в путешествиях! И прямо от знаменитого дворца мы выходим к главному символу города — парку Цветник.

Город солнца и света... Пятигорск

В нынешнем центре города, а в начале 19-го века на месте болотистых топей, в 1829 году был заложен парк. Чертежи к нему были созданы архитекторами братьями Бернардацци — опять же. Тогда были устроены цветники, посажены кавказские каштаны и липовые аллеи, разбиты фонтаны, пещеры и гроты. Цветочные клумбы стали произведениями искусства, а попасть в Парк можно было через резные кованые ворота…

Вообще, Бернардацци можно сказать определили архитектурный облик молодого курорта. Задали ему с самого начала правильный тон, и всё пошло как по маслу! По их задумке Цветник должен быть не просто сквером для прогулок — они мечтали о Парке аристократическом и элегантном, куда изысканная публика будет приходить подышать волшебным кавказским воздухом…

Город солнца и света... Пятигорск

Так и вышло. «В Цветнике было много музыки, много веселых людей и очень мало цветов. Симфонический оркестр исполнял в белой раковине «Пляску комаров». В Лермонтовской галерее продавали нарзан…" Таким запомнился пятигорский Цветник Ильфу и Петрову, и таким он изображен в их бессмертных «12 стульях». А еще «чистым и умытым», с гражданами в «белых штанах и сандалиях», и «курортными девицами в веселых ситчиках». Совсем как я!)

При входе в парк нас встречает изящный дом с «палубой» — кофейня Гукасова, кондитера и автора самых вкусных булочек и десертов Кавказских Минеральных Вод.

Город солнца и света... Пятигорск

Этот дом, пожалуй, один из красивейших в Пятигорске. Построенный в 1909 году в модном на все времена стиле модерн, по заказу пятигорского кондитера Александра Гукасова — его кофейня считалась «самым приличным» местом дореволюционного Пятигорская, но судьба у здания очень бурная! Теперь здесь на первом этаже находится единственная в Кавминводах частная картинная галерея, а на втором — сюрприз, всё также подают кофей красивым барышням… Как жаль, что у нас времени в обрез!

Город солнца и света... Пятигорск

И именно под стенами кофейни просит милостыню Киса Воробьянинов! Кто не помнит это незабвенное, «Мосье, жё не манж па сис жур!»)

«-Зачем мне всё это? — воскликнул Ипполит Матвеевич.

-Затем, — сказал Остап веско, — что вы сейчас пойдете к Цветнику, станете в тени и будете на французском, немецком и русском языках просить подаяние…» Так и стоит он с тех пор, бедолага!)

Город солнца и света... Пятигорск

И тут же, совсем рядом, невероятная красота — бриллиант в короне Пятигорска!

Лермонтовская галерея похожа на сказочный замок — то ли из льдинок и северного сияния, для Снежной Королевы, то ли детский леденцовый — сладкий игрушечный дворец. Он создан весной 1902 года, в очень прогрессивном тогда, совершенно новом архитектурном направлении, из стекла и металла.

Город солнца и света... Пятигорск

Впервые на подобный эксперимент решился изобретатель металлического каркаса, американец Дж. Богарт. Его идеи послужили вдохновение для постройки «Кристалл — Палас» в Лондоне, для первой Всемирной выставки. Модное течение прижилось, и вот уже все крупные города и курорты хотели иметь у себя представителя «металлического» направления в архитектуре. Пятигорск, конечно, в стороне не остался!

Город солнца и света... Пятигорск

Да еще и с каким успехом! Галерея — истинный шедевр, причем с каждого ракурса и поворота — разнообразный…

Город солнца и света... Пятигорск

Это нежное ажурное здание сразу стало любимым отдыхающими и местными жителями, тут устраивались балы и концерты, великосветские ужины, пел Шаляпин и декламировал Маяковский… Сегодня Галерея входит в состав Государственной филармонии города, в концертном зале выступают местные и приезжие исполнители, а в выставочном — проводятся различные художественные мероприятия.

Город солнца и света... Пятигорск

А рядом с Галереей — учреждение по профилю курорта. Ермоловские ванны — самая первая лечебница Кавказских Минеральных Вод!

Это сейчас на просторах Ессентуков и Кисловодска куча санаториев и пансионатов, один другого помпезнее и роскошнее! А тогда, в конце 19 века, молодой курорт Пятигорск мог предложить гостях очень немудренное оздоровление. Там, где из земли били источники, в прилегающих скалах выдолбили ванны. Все желающие оздоровиться таскали с собой ширмы — народ был стеснительный! Зимой и в дождливую погоду процедуры и вовсе отменялись, и генерал Ермолов, герой Войны 1812 года, решил исправить это недоразумение. Лечебница, которая в 1880 году получила имя генерала, строилась на средства военного ведомства и предназначалась для лечения солдат и офицеров. В дальнейшем Ермоловские ванны много раз меняли свой профиль, предлагали разные процедуры с минеральной водой и лечение грязями. И сейчас, как и почти 150 лет назад, медицинское заведение не теряет своего статуса, оставаясь при этом памятником архитектуры…

Город солнца и света... Пятигорск

А нам пора покинуть чудесный парк, одним глазком взглянем на Лермонтовские места разве что. В Пятигорске очень многое связано с именем великого поэта… «Мой гений сплел себе венок в ущелинах кавказских скал…»

И сам парк Цветник, и уже знакомая нам Ресторация, где Лермонтов много шутил и веселился, Пятигорский бульвар — здесь часто гулял Михаил Юрьевич, и он же упоминается в его повести «Княжна Мери», как место, где наблюдается «почти такое многолюдство, как на Невском проспекте»… Тут недалеко и Домик Лермонтова — мемориальный комплекс поэта. Дом, в котором он часто останавливался, и откуда он ушел на ту трагическую дуэль…

Город солнца и света... Пятигорск

А нам пора ехать дальше. Помните это… «Небольшая, высеченная в скале галерея вела в конусообразный провал. Галерея кончалась балкончиком, стоя на котором можно было увидеть на дне провала небольшую лужицу малахитовой зловонной жидкости. Этот Провал считается достопримечательностью Пятигорска, и поэтому за день его посещает немалое число экскурсий и туристов одиночек…»

Город солнца и света... Пятигорск

Сейчас всё почти также! А вообще, Провал — это озеро, и природная пещера, необычная, конусом рассекающая Машук воронка глубиной 41 метр. На дне ее — карстовое озеро, голубенькой минеральной воды…

Город солнца и света... Пятигорск

Почему Ильф и Петров окрестили его «малахитовым» и «зловонным»? Очень всё прилично пахнет, и хотя само озерцо большого впечатления не производит, но пещера классная! Оформлена она очень таинственно, с огоньками вдоль прохода.

Город солнца и света... Пятигорск

И конечно Остап — на положенном ему месте, у входа в Провал. Собирающий плату за вход в пещеру, ну вы помните, чтобы «Провал не слишком проваливался!»)

Вы знаете, Пятигорск городок удивительно понятный, компактный и уютный. Приехав сюда можно сказать первый раз — новогоднее посещение пятилетней давности, когда было много шампанского, танцев и развлечений, и совсем не было достопримечательностей — не в счет. Так вот, попав сюда впервые, мы с Настей каким-то волшебным образом за свободное утро, чудесное солнечное сентябрьское утро, успели очень многое. Полюбовались на пятигорский Кафедральный собор — несмотря на очень «свеженький» вид, возведен он в середине 19 века.

Город солнца и света... Пятигорск

Прогулялись по парку, обошли по периметру музей Лермонтова — на экскурсию внутри просто не осталось времени, оценили очарование старого Пятигорская, добрались до Провала. Окинули Пятигорск с высоты смотровой площадки, и поняли, что пора бы перекусить.

Город солнца и света... Пятигорск

И тут перед нами — чудное видение… Представьте, много-много света, огромные распахнутые окна, а за ними — райский сад, с щебетаньем птичек. Солнце льется, и если уж присел за столик — это надолго.

Город солнца и света... Пятигорск

Так уютно там… Я заказала бокал местного вина, и женгялов хац — армянскую закуску. Куда ж на Кавказе без армянской кухни?! Кстати, это ооочень вкусно! Пресная лепешка, набросанная на нее зелень, сливочное масло — и вся премудрость. Наверное, в этом есть какой-то большой армянский секрет!)

Город солнца и света... Пятигорск

Так вышло, что Пятигорск оказался последним городом нашего Большого Кавказского Путешествия. Три недели, три страны. Много городов и границ, даже моря были разные! Если честно, под конец мы устали — и физически, и скорее даже морально, и от Пятигорска не ждали уже многого… После магического очарования Тбилиси, шика и роскоши Баку, «жемчужины Черноморья» — Батуми, и еще множества и множества природных, архитектурных и гастро-чудес, чем может удивить Пятигорск?!

Ошибались мы. Пятигорск — бесценный подарок, особенно для любителей погулять-подышать — воздух тут невероятный, подтверждаю. И подлечиться можно, и вина выпить. И с природой полный порядок, и с архитектурой…

Город солнца и света... Пятигорск

И конечно, для поклонников Ильфа и Петрова тут раздолье. Практически каждый уголок напоминает сцену из книги или фильма. Здесь «Предводитель дворянства и особа, приближенная к императору» застигнут за сбором наличности для монтера Мечникова.

Вот тут монтер Мечников, «человек, измученный нарзаном», препирался с Остапом. Как вы знаете, «утром деньги — вечером стулья!»)

Город солнца и света... Пятигорск

Ну и конечно, самый известный эпизод романа, связанный с Пятигорском — великолепный Остап, торгующий билетами в «Провал»!

И пусть сам «Провал» в фильме так и не сняли — его «сыграл» Грот Лермонтова, Киса в кино просил милостыню не в Цветнике, и даже не в Пятигорске — Гайдай отправил его в Ессентуки, а до знаменитого «Орла» — символа Пятигорска, мы с Настей не дошли, погуляли мы классно! Съемки «12 стульев» в Пятигорске длились до 14 сентября 1970 года. Мы тоже 14 сентября, правда года 2017, покинули самый теплый и гостеприимный городок Кавказских минеральных вод… С твердым обещанием самим себе непременно сюда вернуться!

Город солнца и света... Пятигорск

П. С. Кстати, еще одно совпадение. После Пятигорска съемочная группа перебазировалась на Военно-Грузинскую дорогу, в Дарьяльское ущелье — а мы как раз вчера оттуда приехали. Но это уже, как говорится, совсем другая история…