Турист Anna Gorelova (anngora)
Anna Gorelova
была сегодня 0:00

Кефалос, Мастихари, Мандраки, Кос, Нисирос + 2 города — Греция Май 2011

Мой прошлый рассказ был об испанском острове Майорка, сейчас я решила написать об удивительном греческом острове Кос и поездке с него на соседний Нисирос.

Это было довольно давно, в мае 2011 года, но у нас остались настолько яркие воспоминания, что хочется ими поделиться.

Греческий остров Кос, расположенный в Эгейском море, третий по величине среди островов архипелага Додеканеса после Родоса и Карпатоса.

Этот небольшой остров (площадью около 290 км) растянут с запада на восток — в длину чуть более 45 км, а в ширину не более 11 км в центральной части.

Кос поразил нас своим разнообразием природных достопримечательностей: долиной павлинов, соленым озером с фламинго, термальными источниками на берегу моря…

Мы исследовали остров самостоятельно: используя общественный транспорт, велосипеды и арендованный автомобиль. Но обо всем по порядку.

Полетели на отдых с мужем и пятилетним сыном. Было самое начало туристического сезона.

В первый день дул сильный ветер, но солнце светило ярко, к середине нашего 10-дневного отпуска мы вовсю купались в море.

Отель Sol Kipriotis Village (в настоящее время Kipriotis Village Resort 4*) сделан в виде поселка из множества небольших двухэтажных домиков расположенных среди пальм и причудливо подстриженных кипарисов.

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

Территория большая. Она нам очень понравилась: главный бассейн с кораблем и горками, еще несколько бассейнов, разнообразные детские площадки.

Замечательно, что довольно большая территория для семей с детьми расположена в стороне от других отдыхающих, и никто никому не мешает.

В этой зоне было несколько игровых домиков с аниматорами, говорящими на разных языках, 2 бассейна (детский лягушатник и глубокий). Рядом был бар и небольшие карусели для малышей.

Аниматоры занимались с детьми: в помещении рисовали, на улице играли в подвижные игры. Но в основном там были иностранцы, и мы с сыном зашли только один раз — порисовать.

За отелем есть, где погулять — вокруг частные дома и поля. Глаз радовало буйство красок — расцвели маки, колокольчики, ромашки и другие.

Недалеко от пляжа — небольшая вышка-маяк и какая-то землянка.

На одном из участков дом-корабль.

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

Во всем отель хорош, кроме пляжа. Нам он показался неуютным — серый песок с галькой, галечный вход в воду, деревянные дорожки для колясок.

Мы использовали его только для бросания камешков в воду по вечерам между ужином и отельной анимацией.

Вечерней анимацией пользовались каждый день — сын скакал на мини-диско, потом были разные семейные развлечения.

В свой день рождения муж даже поучавствовал в спектакле. А в один из дней выиграли в лотерею бутылку вина и футболку для сына. Мелочь, а приятно!

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

Номер в отеле был двухуровневый (Mazonett): первый ярус — стандартный двухместный номер, а если подняться по лестнице, то там была небольшая площадка с еще одной двухспальной кроватью.

Расположение номера и вид из него нам не понравились, и мы хотели попробовать его поменять, но потом обнаружили на балконе wi-fi из конференц-зала напротив и остались.

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

Из плюсов было еще близкое расположение ресторана. Питание в отеле по системе «all inclusive»: было много еды и все очень вкусное.

В первый день на рейсовом автобусе поехали знакомится со столицей острова. Остановка прямо у входа в отель.

В городе Кос приятно гулять, и можно осмотреть большое количество достопримечательностей. Все они расположены довольно близко друг к другу.

Гуляя по городу, вы можете увидеть много красивых зданий, храмов, скульптур, живописную набережную и морской порт.

В замке рыцарей-иоаннитов хранятся фрагменты античных колонн и статуй, которые выжили после землетрясения.

Говорят, что стоя на стене крепости, можно увидеть чуть ли не все улицы, набережную и побережье Турции. Но мы решили осмотреть крепость только снаружи.

Она находится прямо на набережной, около порта. Вход в крепость платный.

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

Недалеко от замка растет платан Гиппократа. По преданию, это дерево посадил сам известный целитель и философ, вошедший в историю как «отец медицины».

Биографические данные о Гиппократе крайне разрознены и противоречивы. Считается, что он родился на острове Кос и позднее обучал своих учеников в тени этого платана.

Возраст дерева — спорный вопрос. Выглядит оно древним, расщепилось на 2 половины и окружено подпорками.

Около дерева находится вход в Археологический музей и множество сувенирных лавок, в которых торгуют сувенирами с упоминанием Гиппократа.

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

Большинство античных древностей Коса всплыло на поверхность после того, как город был разрушен в результате землетрясения.

Развалины аккуратно собраны на улице Григориу. Здесь находятся колоны, микенские здания, римские дома с мозаикой, рассказывающей об охоте на львов и о гладиаторских боях.

Среди развалин выделяется небольшой театр Одеон — с мраморными сидениями для VIP-персон и с известняковыми плитами для всех остальных.

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

Совсем недалеко от входа в Археологический музей находится Древняя Агора (слово агора по-гречески значит «базар»), частью которого был известный храм Геракла III века до н. э.

В античные времена Агора была не только рыночной площадью города, но и его политическим, культурным и религиозным центром.

Греческий остров Кос сочетает в себе влияние разных культур. В разные исторические эпохи на острове главенствовали древнегреческая культура, византийская, турецкая, европейская. Наследием Османской империи стала знаменитая мечеть Хаджи Хасана, построенная в 18 веке.

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

Наш отель расположен всего в 4 км от города Кос, поэтому там за время отдыха мы побывали не один раз.

Прямо на выходе из отеля расположена контора по прокату велосипедов. Брали несколько раз за отпуск — велосипед с прицепом для сына, обычный для меня, маленький 4-х колесный велосипед для катания по территории отеля.

Были там тандемы и другие забавные модели велосипедов.

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

В один из дней на велосипедах поехали в сторону Коса, решив посмотреть Асклепион — древнегреческий храм, посвящённый богу медицины Асклепию, построенный в IV веке до н. э. Вход в него платный, есть парковка для велосипедов.

Уцелели 3 террасы, соединенные лестницами из мрамора.

На нижней собирались ученики медицинской школы, велось обучение, сюда же приносили дары посетители.

На втором уровне располагались храмы (в их числе — храм Аполлона) и лечебница, где практиковали гидротерапию — водное лечение.

На верхней террасе был построен храм, посещать его могли лишь избранные.

От тех дней сохранился источник с целебной «красной водой». Частично разрушившиеся фрагменты построек были со временем заменены на «новодел».

Во время нашего нахождения там, велись работы по восстановлению.

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

Расстояние от отеля до Асклепиона 7,5 км. Сначала мы ехали по широкой велодорожке вдоль моря, но дальше нам надо было проехать через центр города Кос, где очень узкие тротуары.

С прицепом приходилось ехать по проезжей части, местами опасно, но всё закончилось хорошо — погуляли по развалинам и тем же путем вернулись в отель.

Машину арендовали на 3 дня прямо в отеле через отельного гида без залога и с полной страховкой.

Точнее, взяли на 2 дня одну машину, покатались, а к концу отпуска заскучали и взяли другую еще на 1 день.

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

Островок небольшой и времени на осмотр достопримечательностей вполне хватило.

Съездили на побережье Камари. На нем находится первая столица острова — город Кефалос.

В воде находится миниатюрный островок Кастри с часовней Святого Николая. На самом пляже остатки базилики V в.

Пляжи в этой части песчаные. Вода чистая, прозрачная.

Если подняться на гору к городу Кефалос — сверху открываются чудесные виды.

В самых неожиданных местах на острове встречаются церквушки, мельницы, руины и разные военные объекты.

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

Дороги на острове хорошие. В скачанной для навигатора карте были названия даже самых маленьких закоулков.

Местность холмистая, виды кругом потрясающие.

Одно из самых живописных мест острова — деревушка Зия в 14 км от столицы Кос. Прислонившаяся к подножью горы Дикеос, это самая высоко расположенная деревня острова.

Улицы в Зие очень узкие, в некоторых местах с одной стороны забор, с другой — обрыв. Ехать со стороны обрыва мне было страшно.

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

В Зию туристов возят смотреть закат и покупать сувениры. Среди многообразия магазинов и лавок, попадаются очень достойные, с оригинальными и милыми вещами.

Также там есть небольшой зоопарк и рядом с ним детская площадка. Особого интереса зоопарк не представляет, он очень маленький, звери (кролики, козлик, осел, птицы) сидят в маленьких клетках и загонах.

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

Вообще, весь остров представляет собой большой зоопарк.

Один раз в сосновом лесу дорогу машине преградила черепашка, переходившая через проезжую часть.

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

Местами встречались коровы и козлики, в основном последние.

Недалеко от курорта Тингаки, расположено соленое озеро Алики, где в зимний период гнездятся редкие птицы — ширококлювки и черно-крылые ходулочники с розовыми ногами, а также очаровательные розовые фламинго.

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

На берегу озера паслись статные лошадки.

С виду заброшенные домишки рядом с озером, при ближайшем рассмотрении, оказались стойлами для лошадей.

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

Но одним из самых запоминающихся мест на Косе для нас стал павлиний лес Плака. Мы посетили его дважды.

По пути к павлинам встречаются небольшие пещерки.

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

Этот сосновый лес знаменит тем, что в нём свободно живут павлины, полюбоваться на которых приезжают многочисленные туристы.

Здесь нет ни клеток, ни вольеров. Птицы гуляют по лесу, сидят на деревьях, летают и издают забавные звуки, похожие на кошачий концерт в марте.

Помимо павлинов здесь проживает огромная стая диких кошек, небольшие пресноводные черепахи во всех лужах и ящерки.

Нас сразу предупредили, что это место жители острова используют для пикников, поэтому павлины уважают сыр, колбасу и т. п.

Выйдя из машины, нас окружили коты, которые не ждут угощения, а отбирают его. Один подпрыгнул и хватая еду, разодрал мне руку. Будьте бдительны!

В центре острова Кос на обширном плато рядом с небольшой одноименной деревенькой, воинской частью и пляжем Кардамены расположена крепость из вулканического камня Антимахия.

Считается, что заложен замок был еще в раннем Средневековье, во времена недолгой венецианской оккупации, но тогда он выглядел совсем по-другому.

В 1314 г. Кос перешел во власть рыцарей-госпитальеров ордена Иоаннитов. Они расширили крепость, укрепили стены и башни для защиты от набегов турецких захватчиков.

«Ремонтные работы» завершились в 1494 г., о чем свидетельствуют сохранившийся герб великого магистра ордена д’Обюссона и дата над входными воротами.

В 16–18 веках местные жители скрывались здесь от захвативших остров турок, а заодно и от пиратов.

В 19 веке они перебрались в соседние Антимахию и Кардамену, и замок пришел в запустение.

На территории расположены две часовни, одна из которых была поместной церковью рыцарей-иоаннитов.

На подъезде к крепости пасутся козы, от колокольчиков на их шеях раздается мелодичный звон, который слышно издалека.

Еще на острове Кос есть термальный источник Эмброс, где морская вода смешивается с горячей и насыщенной сероводородом водой, образуя термальную ванну.

Очень интересна дорога туда. Надо едхать на машине в восточную часть острова и остановится на парковке.

Но если вдруг, вы на ней не остановились, дорога еще немного продолжается, а потом обрывается.

От паркинга нужно идти по тропинке между морем и скалами, на которых пасутся козочки. Как они попадают на такую высоту и удерживаются на узких уступах не очень понятно.

Поговаривают, что иногда козочки кидают камни на голову туристам.

Дорожка очень живописная, местами надо проходить через ущелья.

Мы приехали в это место поздно вечером и были там одни.

Вода в термах действительно горячая, но постепенно привыкаешь.

Для купания в море нам понравился пляж Мастихари в северо-западной части острова Кос.

Пляж достаточно широк, а пологий заход в море делает его удобным для купания детей.

В центральной части пляжа можно взять в аренду оборудование — лежаки и зонтики.

Песок здесь мелкий и белоснежный, и лишь в некоторых местах при входе в воду попадаются камни.

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

Из порта Коса можно съездить на пароме в Турцию, но нам посетить турецкий город Бодрум помешала однократная греческая виза сына.

Поэтому из поездок вне острова мы выбрали морское путешествие на соседний остров — Нисирос.

Остров занимает площадь около 41,4 км². Форма Нисироса приблизительно круглая, с диаметром около 8 км.

Считается, что когда-то, в далеком прошлом, Кос и Нисирос были одним целым, но в результате активной сейсмической деятельности региона теперь это два отдельных острова.

Скалистый остров Нисирос представляет собой жерло спящего вулкана.

12 лет назад этот вулкан активно дышал, но последнее извержение произошло около 700 лет назад.

Вулкан имеет 5 кратеров. Самый большой и известный кратер — Стефанос.

Кораблик из порта Кардамены острова Кос привез нас в порт Мандраки на Нисиросе.

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

Чуть менее часа длился наш морской путь. Проплывая мимо острова Яли, нам рассказали, что здесь добывают пемзу и перлит. Из-за этого имеет такой необычайный вид.

При подходе к острову гид обратила наше внимание на мозаичное панно Богородицы, расположенное высоко на холме.

В порту Мандраки в лодку загружались солдаты. Столько военных в других странах мы встречали, разве что, в Египте и Израиле.

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

Административный центр острова - Мандраки - очень уютный городишко на берегу Эгейского моря.

Практически все дома в этом населенном пункте в классическо-греческой цветовой гамме (белые с голубым).

С кораблика нас сразу пересадили в автобус и повезли к кратеру вулкана.

Доехав до кафе рядом с кальдерой, туристов высаживают на 45 минут. На смотровой площадке есть небольшое кафе.

За предоставленное время можно спуститься вниз и вдоволь нафотографироваться.

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

Для спуска в вулкан гиды рекомендуют закрытую обувь, чтобы случайно не обжечься.

Также не советуют спускаться в вулкан астматикам и людям, имеющим проблемы с сердцем и давлением.

Вниз ведет узкая тропинка, местами достаточно крутая. Чем ниже — тем сильнее чувствуется жар и неприятный запах серы.

День выдался холодный с временами моросящим дождиком.

На дне кратера есть датчики наблюдения за активностью вулкана, изрядно проржавевшие.

Земля внизу достаточно твердая, но местами встречаются ямы-проломы, в которых серая жижа бурлит и хлюпает. Если потрогать ярко-желтые серные цветочки, можно получить сильный ожог, хотя выглядят они хрупкими и невинными.

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

В одном месте мы увидели кипящие ручейки и сильное испарение, как будто трубу теплотрассы прорвало.

Спустившись вниз, я поняла, что мы поступили очень опрометчиво. Местность внутри кратера не выглядела безопасной, особенно для ребенка.

Сбоку от самого большого кратера, можно увидеть другой - значительно меньший по площади, поросший кустарником и без признаков вулканической деятельности.

Греческий остров Кос и его сосед Нисирос

После спуска в кратер также на автобусе нас вернули в порт Мандраки. Осталось время пообедать и прогуляться по узким улочкам, подняться в православный монастырь Панагия Спилиани, часть которого вырублена в скале.

Главная достопримечательность храма — икона Богородицы Пещерной. Чудотворная икона много веков назад была найдена на этом месте в скале.

По пути до церкви (120 ступеней вверх) встречались очень красивые места и открывались великолепные виды на порт Мандраки.

Прошло уже 6 лет, но воспоминания о поездке на Кос, и Нисирос навевают приятные мысли.