Турист Konstantin M (Konstantin_Mihhejev)
Konstantin M
был 25 декабря 2018 4:43

Шанхай, Сучжоу, Ханчжоу, Чжоучжуан — Китай Ноябрь 2017

Публикуя этот пост я не претендую на Нобеля, все мои впечатления и умозаключения субъективны и лихо закручены на эмоциях…на эмоциях от самой первой своей поездки в Поднебесную. Фотки в тексте носят чисто иллюстративный характер.
Мне сложно назвать эту поездку отдыхом в отпуске, ну никак она не подходит под эту классификацию. Это ни что иное как — большое приключение в рамках путешествия

ТАКСИ и ПДД

Левых такси в Китае я не видел, однако некоторые таксисты не прочь полакомиться вашей непорочностью в новой для вас стране. Поясню. Счётчики есть во всех бибиках и цена за старт включает в себя сам старт и первых 3 км поездки. В Шанхе стоит этот начальный пакет 2 евро, в городах поменьше около 1.20 евро. Хитропопые таксисты жеж, предлагают не включать счетчик вообще, просто называют завышенную сумму в 3 раза и по рукам. Потому в Китае садясь в такси, следует сразу указательным пальцем показать на счётчик, ну, а если таксист его не включает…стремительно выползать и ловить более честного.

Хай Китай

Движение на дорогах в Китае живёт своей жизью, в которой логика ПДД едва улавливается. Во первых там система ранжирования по чинам. Подрезают все, но пропускать ты должен если подрезун на машине больше и дороже. Мазератти вклиниваются даже перед такси. Такси в Китае это — полубоги. Они не тормозят даже перед пешеходным переходом. Выше такси идут рикши и велосипедисты, которые прут даже на красный. Больше всего мне было искренне жаль пешеходов, у них вообще нет никаких прав. Можешь стоять до бесконечности на краю тротуара, никто тебя не пропустит. Верным решением оставался риск. Сначала собираешься с духом, поджидаешь когда накапливается по обе стороны зебры критическая масса ноунеймов и бегом на противоположную сторону благодаря на бегу щедрых водил.

КИТАЙСКАЯ КУХНЯ

Ещё раз пройдёмся по этой больной, но базовой теме. Положа руку на сердце и отдав должное кашам, пельмешам и беляшам, в целом я так и не смог найти ресторанчик, в котором я бы оргазмировал от восторга. Порции большие и это гуд, но вкус… во первых острота блюд. Если без перца, то получишь суп или лапшу без смысла и звания. Просто весёленькая пресная похлёбка, ешь непонятно что и набиваешь теплом желудок. Если с перцем, то тут классификация в меню до 5 звёзд или перцев. Я всегда выбирал блюда с 1 перчиком (самый минимум) и приходилось от жара во рту запивать кушку литрами воды. Блюдо классом в 5*, лично в моём понимании это блюдо состоящего из чистого перца с щепоткой соли и зеленым пёрышком лука для украшения:) Всего один раз видел, как китайцы заказывают к еде алкоголь, во многих едальнях алкоголя нет вообще. Напитки не заказывают титлы как правило и к любому меню прилагается бульон и ложка:) Здесь мне сложно согласиться с распостранённой теорией «если китайцы начнут есть ложками, наступит апокалипсис." Они ложками уже давно орудуют. Во многих закусочных нет иллюстрированного меню, только иероглифического плана вывески. Вам сильно поможет в путешествии, если вы выпишите заранее 2 названия на китайском: пельмени в бульоне и жареная лапша с мясом. Такие вещи есть в каждом забытом Богом месте. Ну, а так, при наличии выбора, японская кухня вам в помощь. Очень и очень понравилась. Рамен, отбивнушки, сушки и макарошки…привычные вещи:)

Хай Китай

Из мистификаций ещё, крошечные китайцы кушают больше чем львиный прайд:) Куда всё это вмещается, пока не понял. Склонных к полноте людей 1 на 10 000, наверное метаболизм разгоняют таблетками какими то, ну или в туалет ходят чаще чем мы)

КОМПЛЕКСНЫЕ БИЛЕТЫ

Под этой темой я имею в виду пропускные билеты в музеи и на прочие развлечения. Самое главное — не вздумайте покупать комплексные. Почему? Как правило в любом городе/деревне хитрые китайцы ориентируются на подстриг туристов и множество достопримечательностей собирают в пакеты, которые усиленно втюхивают всем кто попадается. Цены на такие пакеты за 20 евро. На деле же, во первых вы не сможете объять необъятное, так как многие объекты находятся на солидном расстоянии друг от друга. Да и надо ли вам смотреть сразу 3 буддийских храма? Во вторых, билеты по отдельности стоят 1.5–3 евро. Правда это не значит, что вы должны обходить турсервисы стороной, зайти следует как минимум за картой и открытками:)

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

За время моего пребывания на побережье Японского моря (Боже упаси в разговоре с китайцем назвать жёлтое море Японским, как нас учили на уроках географии. Больная тема завязанная на истории) уяснил одно, лучшие достопримечательности = бесплатные, ну или почти бесплатные. А это: парки, храмы, сады, рынки, жилые кварталы, кафешки в топовых местах, озера, реки, горы и т. д. Все остальные топовые места, которые лидируют на Трипадвайзере для миста-туриста: цены высокие, однако Китая смачного вы там точно не найдёте. К примеру вход на высотку в Шанхе будет стоить вам — часика в очереди и 25 евро. Джаз бар в этой же высотке, с таким же самым видом (с несущественной разницой в этажах), сидя в кресле за столиком и без «битвы за огонь» попивая кофе — около 10 евро. И такой окольный подход касается не только высоток.

СУВЕНИРЫ

Боже упаси вас покупать сувениры в местах повышенного скопления туристов и даже в кварталах «типа авторского творчества». Дело не в цене, а в том, что все эти сувениры в точности продаются на специализированных рынках. В Шанхае есть несколько (кому понадобится эта инфа, то хрюкните). Я поначалу шатался по самым сливочным местам и дергался усиленно от обилия сувенирных товаров, типа авторская работа и больше такого не увижу. Как выяснилось позже, на рынках идентичная продукция ровно в 5 раз дешевле.

ТОРГ УМЕСТЕН

Торговаться на рынках следует до скандала:) А скандалы будут при любом раскладе, тем более если вы ничего не купите. Самое правильное поведение на рынке, зайти в стиле «руки в брюки» и без эмоций молча и не останавливаясь на «посмотреть товар лицом» пройтись по рядам с целью выявить подходящий магазинчик для закупки. Остановка на потрогать или спросить цену=от вас уже не отстанут, а если и отставят, то в спину услышите какой вы «прэкрасный» человек по жизни:) Как я писал выше, цены на любой предмет в 5 раз выше закупной. Я делал так (перед поездкой в тырнете это всё вычитал, потом опробовал и работало): рюкзак стоит 600 к примеру, делил сразу на 5 = 120 юаней закупочная цена. Плюсовал сюда сумму за аренду бокса, электричество и зарплату 30% то есть 120 + 40 = 160 юаней. Затем меня 100 раз спрашивали: какая твоя последняя цена, потому что моя 200? Уперся в 160 юаней и продавали тож за 160 в конечном итоге:)

КАЧЕСТВО ТОВАРОВ

А вот это уже совсем другая тема. Мой разбитый чемик китайского производства после одной единственной поездки вы уже видели…потому наверняка скнокаете, что за качество в целом. Чистый шёлк не является шёлком. Форфор скорее всего тоже, горный чай лучше покупать в горах, ибо в городе могут продать сено. Одежда, спортивная ок на побегать или мусорку выкинуть, в остальном лучше не надо. Ну, а сувениры, самое то…брать смело и много:)

В Китае кроме базаров много магазов брендовых товаров. Всё европейское множим смело на 3. Остаётся покупать специфичное японское. Почему спецефичное? Вы обращали внимание своё на японских туристов наверняка, ну вот примерно такое продают в этих магазах.

Хай Китай

Электроника китайского разлива…даже не вздумайте. Все эти современные часы и гарнитура, флэшки на 5 терабайтов, bluetooth колонки, прочие дивайсы они без гарантии, а значит деньги на ветер. Как итог, товара на первый восторженный взгляд много, однако если остудить воспалённый мозг и отсеить шелуху, то остаётся не так и много что можно купить. Брендовые товары в ярких торговых центрах…не заходил, не щупал и фантазировать не буду:) Надеюсь там авторское творчество выставлено на продажу:)

УПАКОВКИ

В Китае культ упаковки товара. Даже в обычной пельменной в подворотне, парочку беляшей сначала кладут в маленький целофановый пакетик, кашу в другой и всё вместе в пакет большего размера. Что тут говорить про магазины солидные. Упаковывают в яркие бумажные сумки: конфеты, одежду, обувь, сувениры. Главное — чтобы было ярко, солидно и заметно. В плане дарения подарков действует такой же принцип — набор соевого молока поместят в упаковку, которая в разы превысит стоимость самого подарка. Про почтовые письма и открытки я уже писал, но по сути и здесь улавливается прямая связь. Все эти наклейки, ажурные печати и прочие навороты.

КИТАЙЦЫ И ДЕНЬГИ

Вы наверняка все знаете, что деньги меняют человека. Так вот это правило скорее всего сформуриловали в Китае. В общении с китайцами слово «деньги» меняет всё. В целом китайцы очень душевные и открытые люди. Они тебя проводят до места которое ты ищешь, они поделяться с тобой орешками сидя рядом в автобусе, высадят из того же автобуса на несколько остановок раньше (из-за незнания в основном, но с диким желанием помочь) и так далее…очень много было хороших поступков и примеров. Но их поведение меняется на диаметрально противоположное с геометрической прогрессией, когда заходит разговор о деньгах. То ли азарт включается…пока не понял. Сучистое такое отношение малость (типа получил кэш и пшёл отсюда шакалёнок, ты подоен) + в Китае почти нет попрошаек и музыкантов в метро, их презирают, да и самим им позорно и стыдно заниматься этим делом в местах людных. Так же в Китае не принято оставлять чаевые, расценивают как публичное унижение. Так что осторожно с этим. Слышал от местных такую историю, несколько лет назад студенты из Европы скнокали, что могут путешествовать по Азии попрошайничая деньги у прохощих на авиа-билеты. Тема получила огласку, вмешалoсь правительство и дала клич гражданам «не вестись на западные провокации.»

ЧАС ПИК

Искренно верил, что rush hour касается только метро, однако нет. Час пик в Китае нон-стопом, однако некоторая закономерность наблюдается. Утром с 7 и до 9ти довольно оживлённо в метро, вечером с 5 и до 7 лучше под землю не совать нос. На вечер пятницы и воскресенья так же не стоит планировать свои междугородние передвижения, потеряете массу времени и калорий. Где то читал, что китайцам поф на иностранных туристов, они погоды не делают. Около 95% от общих доходов в турсекторе делают сами китайцы. В Китае на ЖД билеты распостраняется правило, на свой поезд вы можете опоздать и всего один раз. Вам его поменяют на следующий и никаких доплат не последует. При покупке билетов следует показать паспорт, оформляют покупку на твоё имя и затем при посадке придётся паспорт показывать вновь. Билеты на междугородние поезда можно купить и через интернет, выставляют их за месяц на продажу. Распечатывать не имеет смысла, с ней вас не пропустят на вокзал. Придётся пойти в кассу и по паспорту получить настоящий билет и только затем ползти на вокзал.

КАРТЫ

Обязательно с собой, а лучше скрин-шоты маршрутов по которым вы собираетесь полазить. На энглише есть специализированные сайты, на которых вы можете найти точные маршруты по разным направлениям Китая. А так же, номера автобусов, названия конечных станций на китайском и прочее. Названия мест на китайском пригодятся очень, таксисты и многие другие желающие помочь реагируют только на иероглифы. Как выяснилось, картинки основных достопримечательностей для многих лишь пустой звук, увы.

ИНТЕРНЕТ

Он странный и прыгающий. В общественных местах бесплатный тырнет получаешь только через регистрацию своего номера телефона, на который приходит смс активации. Имеет смысл сразу купить китайскую симку ещё в аэропорту и не знать проблем, используя Яндекс карты. Яндекс сильно помогал. Наши эстонские сервисы там работают к счастью. Вайберы и Вотсапы были в отключке, а скайп иногда не обновлялся.

ВИЧАТ

Приложение типа нашего скайпа с миллионом возможностей. Они общаются через него, состоят в группах, получают зарплату, оплачивают счета. Причём оплата идёт почти везде. Заходишь в магаз или берёшь на улице велик, считываешь телефоном QR код и готово, деньга ушла через Вичат. Кроме того вичат является Соцсетью. Почти все, кого я видел идущими со смартфонами, ползают в Вичате. Не раз наблюдал картину в рестике. Заходит группа друзей, заказывают еду на всех. Один оплачивает сразу общий счёт, а все остальные как по взмаху дирижёрской палочки переводят свою часть от суммы через Вичат. И да, китайцы сочтут за большую честь заплатить за другого. Ну и то что мужчина платит за женщину, даже если это просто коллега как Отче наш, без вопросов.

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИЦИЯ

Как я понял её главная задача, помогать заблудшим душам и руководить потоком посетителей на всяких меропрятиях. Настолько тонкая организация всех массовых гуляний, люди собираются в огромную орду часами, а рассасываются за 15 минут.

ТУАЛЕТЫ И «РАЗГУЛ» ГОЛУБЕЙ

Почти через каждые 100 метров здесь (даже в яппенях) бесплатные общественные туалеты. Чистые, цивильные…во многих есть бумага)) Интересовался, мол с чего вдруг такая роскошь? Ответили: Китай большой, если все начнут мочится под кустами…любой город просто смоет реками урина). Голубей кормят строго в отведённых загончиках в парках, как и уток. Разгула такого нет как у нас, кидаешь булку сидя на скамейке и поф ибо неф на всё.

КОРЕЙСКИЕ КРУГЛОСУТОЧНЫЕ БАНИ

Корейские круглосуточные бани. В принципе всё оказалось как я и представлял. Масса всяких аутентичных парилок, масса услуг культурных и эротичных. Причём если в советской бане ключница женщина была нормой, то здесь быть помытым женщиной лёгкого поведения вроде как обычное дело. А вот что удивило. Пошёл в 11 вечера, вроде время когда спят усталые игрушки, а в банях народу столькоооо, в парилке в основном стоял в массовке. То что в тырнете писали, мол ты заходишь в парилку ложишься на камни и наслаждаешься. Ого ага, хорошо если втиснешься в парилку с третьей группой.

АВТОМОБИЛИ

Мне понравились представительства Тесла, Феррари и Мазератти. Они открыты для всех, в том числе и в первую очередь для рядовых работяг типа меня. Народ заходит с селфи-палками, садятся за руль и ухх мама, фотосессия в самом разгаре. Здесь и губки бантиком и нескромные позы. Обслуживающий персонал только приветствует такое)

ТОВАРЫ

В России есть сеть «Азбука вкуса», где до санкций продавали всякие вкусности дайрэктли фрам Итали и других стран. Такие же есть и здесь, только гигантских размеров. Видел даже наш Вана Таллинн, что тут говорить про французский сыр, шпанскую колбаску и японский сакэ. В очередной раз убедился в граммотной политике Китая, вроде ни с кем не ссорятся, всех поддерживают и соответственно торгуют и ещё раз торгуют. Еще про торговлю. Здесь любой мелкий предприниматель живуч как змея. Клиентов всегда было, есть и будет. Порой просто уливляюсь специализированным магазам. К примеру: магазин дощечек для каллиграфии (или магаз вязанных тапочек для новорождённых). Сам магаз находится в городке вне цивилизации, да ещё и на окраине и всё на мази. Одним словом, эта страна простоит ещё добрый десяток миллионов лет. Умно здесь всё сшито.

ХАНЧЖОУ

Город сам по себе мне пришёлся по душе, возвращаться в Шанху совсем не хотелось. Такой…настоящий и непонятный, но безумно загадочно-красивый Китай. За почти 2 недели моего пребывания в Китае именно здесь я получил солидную порцию эмоций. Лёгкий шок так сказать через каждые 50 метров.

Хай Китай

Что удивило? Коллективизм в первую очередь. Здесь говорят — строго нет Солированию. Памятники в основном массовочные, на которых много всяких бронзовых участников. К примеру император, который поднял Ханчжоу до статуса столицы отлит в компании с конем, ребенком и крестьянином, которому он даёт денег. И в таком стиле оформлены все остальные мемориалы. Озеро Сиху, так сказать национальная гордость китайцев, затеряно среди гор, на склонах которых чай растёт сорняком и которым торгуют даже бомжики. Цены соответственно варьируют от 12 евро за кило до 75 и выше. Кто в баночки пакует, а кто просто зелье в пакет отсыпает. Соответственно и народ пьёт только чай. Каждый себя уважающий китаец с собой таскает термос с зелёным чаем…я не фанат, так что я с японским пивком в парке и меня снимал не один десяток местных на смартфон…видимо в семейный альбом.

Из кулинарных изысков ещё. Здесь жарят субпродукты: потроха и всё то, что у нас просто утилизируют. В Ханчжоу масса сетей едален, в которых прожаренные кишки на прилавках валяются (запах соответствующий) . Самое удивительное, эту «вкуснятину» покупают родители себе и своим детем и последние в колясках трескают словно это карамель) А ещё я видел построение обслуживающего персонала такого типа едальни на улице. Начальница смены проверяла руки и ногти всех официантов. Тех у кого, с её точки зрения ногти были грязные она с криком выгоняла. И всё это прилюдно. На одном коллаже эта сценка есть.

Хай Китай

Что ещё? Масса легенд и мифов. Фантастические пагоды в горах…типа «пагода западных ветров» и «три пагоды зеркальной Луны». Толпы буддийских монахинь. Грибная лапша и тотальная мистификация. С местными на контакт идти сложно, хотя и горю желанием и стараюсь. Языковой барьер нереально высок и приходится просто улыбаться. Глупыми я назвать я их не могу и не посмею, китайская философия насчитывает несколько тысячелетий + те, кто осилил систему иероглифов, недалёкими назвать нельзя. Я даже се (спасибо по китайски) произношу неправильно, а правильно будет шэ-шэ. Их произношение английского ещё сложней понять. Элементарное: Where are you from? Звучит как: У эрэ аэ юэ фром мэ миста? На слух английским не пахнет)

БЫТ

Я долго и упорно наблюдал за местным народом и никак не смог выявить золотую формулу, как вычислить людей в возрастном диапазоне 30–40 лет. Или тинейджеры или старики. Кроме того эти тинейджеры непонятного возраста, ведут себя по-детски и не боятся выглядеть смешными. Мужчины спокойно расхаживают с дамскими зонтами, носят на рюкзаках нашивки героев японских мультов, в метро эти самые «тинейджеры» в костюмах рубятся в онлайн игры, в телефонах украшают свои фото ушами и хвостами. В принципе я сам носил странные головные уборы, то бишь кепу хунвейбинчика и национальную ермолку цветную с косичкой…особо не замечал, что кого то это сильно удивляло или шокировало. Ну и соответственно причиндалов озорных в магазинах, вагон и маленькая тележка…всё ради пролонгирования молодости и озорства:)

ЭМОЦИИ и ЭПИЛОГ

Так вот, про это самое озорство. По идее это моё любимое состояние и в поездках особенно. Всё проведенное время в Поднебесной я пребывал в прибитом состоянии, об озорстве вспоминал лишь перед сном. Вспоминается французский фильм «Роковая красотка» с Одри Тоту, когда в финальной сценке, главная героиня Ирэн сидела со спонсором на балконе, глаза её бегали, губы/брови дёргались, а на вопросы откровенно отвечала не в попад. Вот такое состояние было и у меня постоянно там, порой вместо Нихао говорил СэСэ, а порой Морнинг говорил вечером.

Хай Китай

Перед поездкой представлял своё возвращение под динамичные ритмы музыки в наушниках, этаким бравым Василием Тёркиным. На деле летел обратно задумчивым, хотя конкретно не думал ровным счётом ни о чём. В принципе не думалось и в течении всего путешествия, такое, интересное и новое состояние для меня. Телефон не звонил, Фейсбук не отвлекал, вне новостей и реальности.

Вернусь ли я в Китай? Сложно сказать, зависит от множества факторов, но в том что он ярко запомнился…здесь вне всяческих сомнений.