Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Сахалинская область — Россия Ноябрь 2017
Побережье вблизи п. Стародубское (Дубки), последняя точка путешествия А.П. Чехова на Сахалин

Сахалин. Чехов. Остров воздержания (Путевые заметки)

Зачем было ехать Чехову на Сахалин, никто толком не знает. Родные и близкие считают, что эта поездка была случайной, импульсивной и даже необдуманной. Сам Чехов от родни свои намерения скрывал, прямо отвечать на этот вопрос уклонялся, а о своем решении по поездке на Сахалин, объявил официально незадолго до нее. Есть много версий. Недавно, я прочел о том, что Чехов остро нуждался в том, чтобы собственными глазами увидеть страдания людей, пережить это, затем трансформировать на бумагу в виде книги «Остров Сахалин», и таким образом избавиться от каких-то там своих комплексов. Может быть, мы ведь все с комплексами.

Сразу хочу обозначить то, что я не имею целью писать исследовательскую работу по Чехову или по книге «Остров Сахалин», их и так много. Так много, что список займет объем хорошей книги. Даже как-то я написал статью «Книга А. П. Чехова „Остров Сахалин“, как источник географических знаний». В общем, только ленивый к теме Чехова не обращался. Тысячи людей профессионально занимаются Чеховым, разбирают по фразам его произведения, анализируют его действия, ползают с лупой, выискивая мельчайшие детали еще не замеченные другими исследователями. Мне кажется, что здесь главное найти тот источник, который был бы самым полным, информативным, самым-самым. Таким источником является работа М. С. Высокова «Комментарии к книге А. П. Чехова «Остров Сахалин». Книга замечательнейшая, в ней расшифровывается все, что Чехов имел ввиду, повествуя в «Путевых заметок». Комментарии в два раза объемнее самой книги, и это говорит о том, что информация, которую Чехов заложил в книгу, гораздо объемнее, чем на первый взгляд кажется. Не зря «Остров Сахалин» называют «Энциклопедией сахалинской жизни». Кстати, этот двухтомник («Остров Сахалин» + комментарии), признан лучшим изданием классической художественной литературы в рамках специализированной выставки-ярмарки «Санкт-Петербургский международный книжный салон — 2011».

Второй момент заключается, в том, что я не отношусь к тем людям, которые прочли всего Чехова (включая его письма). Прочел я, за всю сознательную жизнь, два произведения Антона Павловича. Как в анекдоте: «За свою жизнь я прочел две книги: „Анна Каренина“ и „Муму“, только до сих пор понять не могу, зачем Герасим Муму под поезд бросил».

Ну, а если серьезно, то это «Остров Сахалин» и «Из Сибири». И та и другая про путешествие Антона Павловича на остров. Первая досталась мне из огромной кучи выброшенных для сожжения книг библиотеки райкома КПСС Тымовского района, в начале 90-х. Нашел ее валяющуюся в первом пушистым снеге, вместе с книжкой стихов на смерть С. М. Кирова, 1934 года и Атласом СССР, 1953 года. Это то, что я успел выхватить и рукой и взглядом из кучи, бульдозер сгреб все остальное ковшом в огромный костер, разведенный пожарниками, во дворе райкома КПСС. Книга простояла у меня на полке около 15 лет, собирая пыль, пока я ее не открыл. Вторую я прочел сегодня, начав работу над этим материалом. Тут мне пришла в голову мысль о том, что если бы в 1890-е был Интернет и Туристер, то Антон Павлович, наверняка разместил бы материал «Путевых заметок» на сайте и прибавил бы себе кармы немерено. А если бы обрел способность дробить и писать бесконечные рассказы как некоторые представители нашего сообщества, то песнь была бы бесконечной, до самой смерти в немецком Баденвайлере, в 1904 году. А если бы у Чехова был еще и «Canon», представляете сколько он фотографий привез бы из своего путешествия, не на одну сотню рассказов, а так всего около 50 штук.

Кстати «Остров Сахалин», судя по всему Чехов так и не доработал, а может быть, это мне так кажется. По крайней мере, сами «Путевые заметки» заканчиваются на 13 главе, все следующие главы (до 23-й) больше смахивают на приложения к книге, где дается описание каторжанской колонии. Путешествие Антона Павловича длилось 231 день. Он выехал 21 апреля, а приехал назад в Москву 8 декабря 1890 года. На Сахалине пробыл с 11 июля по 13 октября — 94 дня, я думаю этого срока, Чехову хватило, чтобы составить впечатление об острове. Но ведь и работа была проведена огромная, кроме знакомства с северной и южной частью острова и его обитателями, он провел «перепись населения» и заполнил около 10 тыс. переписных карточек. Напомню, что первая официальная перепись в Российской Империи прошла только в 1897 году, за которую, кстати, он получил медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения» II степени.

Еще один интересный момент, связанный с посещением Сахалина заключается в том, что Антон Павлович, на это время дистанцировался от женщин. Период между посещением публичного дома в Благовещенске, где он был с «японкой ю-дзё» и Цейлоном (Шри-Ланка) с «черноокой индуской», длился 137 суток, больше чем 4 месяца! Период для Чехова, привыкшего к частым, мимолетным, ни к чему не обязывающим связям, огромный. И если эти два эпизода его личной жизни зафиксированы в письмах, то о периоде «воздержания», нет ни строчки, ни буквы. Но о причинах этого позже. Ведь основная цель этого рассказа ознакомить вас с тем, как сами сахалинцы оценивают путешествие на остров Антона Чехова и как они об этом помнят.

Если в двух словах, то с чувством гордости и обожания. Это самое чувство, материально выражается в многочисленных памятниках по всему острову, в названиях улиц, мемориальных досках, бюстах и прочих объектах, носящих имя великого писателя. Потому как Чехов, это наверное, единственный из великих классиков посетивший наш остров и кроме как им гордиться здесь по большому, не кем. Конечно, это не Москва и не Питер, где на каждом метре можно ставить пояснительные стенды, что здесь был…писатели, поэты, художники, ходили там толпами, пересекались, и толкали друг друга плечами, на ноги наступали.

Маршрут А. П. Чехова по острову начался в Александровске-Сахалинском, куда он прибыл 11 июля 1890 года. Утром он сошел на Александровскую пристань, о чем до сих пор указывает памятная доска у входа в несуществующий, увы, порт.

Телеграмма о прибытии на Сахалин (из фондов Литературно‐художественного музея книги А.П. Чехова «Остров Сахалин»

В городе находится музей «Чехов и Сахалин», о котором я уже рассказывал в материале «Сахалин. Александровск-Сахалинский: временнЫе порталы» https://www.tourister.ru/responses/id_20541

Единственный материальный объект на Сахалине, где был А.П. Чехов - тоннель Жонкиер
Место Дуйской тюрьмы, которую посетил Чехов

Музей замечательный, во всех отношениях, и экспозициями и прекрасными девушками-гидами, и самой атмосферой, которая меня поразила. Рядом с музеем, по улице, естественно, Чехова, 20 находится памятник А. П. Чехову (бронза) работы скульптора М. К. Аникушина из СПб. Установлен он был 14 октября 1995 года, а, через пять лет, в 2000 году в сквере возле музея, было проведено благоустройство и поставлены фонари «под старину».

Памятник А.П. Чехову (бронза) работы скульптора М. К. Аникушина

Это не единственный памятник Чехову в «Сахалинском Париже», так с легкой руки он называл Александровск-Сахалинский. Есть бюст писателя. И стоял он до 1999 года по адресу ул. Чехова, 19, у того же музея, целых 40 лет, потому как установили его в далеком 1959 году. Автором является сахалинский скульптор А. Н. Ни. В 1999 году бетонный Антон Павлович сменил дислокацию и переехал на ул. Дзержинского 15, по соседству с Владимиром Ильичом, но уже бронзовой копией того же автора. Мне кажется это тоже неспроста, ведь железный Феликс, человек далеко не чужой Чехову. Его папа Эдмунд Дзержинский, учил молодого Антона математике в Таганрогской гимназии.

Попутешествовав в северной части Сахалина и ознакомившись с поселениями каторжан на побережье и в Тымовской долине, Чехов 10 сентября, покинул Александровск и на судне «Байкал», ушел на юг, в Корсаковский пост — столицу каторги на южном Сахалине. Антон Павлович покинул Александровск с чувством великого облегчения и устремился на юг вдоль берега Сахалина, восхищаясь береговыми пейзажами.

Карта путешествия Чехова по Сахалину и макет парохода Петербург, на котором Чехов ушел в Одессу
Карта путешествия Чехова по Сахалину и макет парохода "Петербург", на котором Чехов ушел в Одессу

В книге «Остров Сахалин», есть такие строки: «С парохода видны в бинокль и простым глазом хороший строевой лес и береговые скаты, покрытые ярко-зеленою и, должно быть, сочною травой, но ни жилья, ни одной живой души. Впрочем, раз — это было на вторые сутки нашего плаванья — командир обратил мое внимание на небольшую группу изб и сарайных построек и сказал: «Это Маука» (в настоящее время город Холмск).

Мог ли представить Чехов, разглядывая берег со строевым лесом, в сорока километрах от Маука, что через 30 лет лес этот вырубят на целлюлозу, которую получат на заводе в Нода — японском городе, который начнут строить через 15 лет, а через 55 лет переформатируют и назовут его Чехов. А еще через 85 лет поставят на привокзальной площади бюст писателя выполненного из серого гранита, на постаменте высотой 2,1 метра. Авторы работы скульптор Г. И. Потапов и архитектор Л. Б. Астапенко. Бюст на фоне корешков книг Антона Павловича, которых он еще не написал. А фундаментом для постамента будет фундамент синтоистского храма.

А еще через 127 лет будет сидеть за компьютером Первухин, и рассуждать о том, переспал ли Чехов с кем-нибудь на Сахалине или нет, и почему «нет» и почему «да»? Может быть и сколько угодно, вот например, с жизнерадостной дамой, с которой на «Байкале» в Корсаковский пост шли. Дама, смешливая, хохочущая по любому поводу. Чехов видный, 30-летний мужчина хоть куда, юморной и веселый. А почему бы и нет. Корабль, море, тихо, солнечно, мрачный Александровск остался позади. Но нет, наверное нет, да и фамилия дамы — Остолопова…не стал бы Антон Павлович. Даже в минуты «вынужденного безделья» на Сахалине Чехов неимоверно концентрировался на работе, потому как искренне верил, что женщины способны истощить тот заряд творческой энергии, которым он обладал. Вот и весь ответ на вопрос «Почему?». Место, где возникнет город Чехов, остается за кормой. Кстати место это очень даже живописное. Я писал о нем материал, кому интересно милости прошу: https://pervuhinsergey1961.tourister.ru/photoalbum/29973 ну, а мы огибаем полуостров Крильон и прибываем в Корсаковский пост. Здесь Антон Павлович пробыл месяц. Совершил путешествие по Корсаковскому тракту до поселка Дубки и от сюда же, пароходом «Петербург» отправился в 56 дневное морское плаванье вокруг Евразии в Одессу.

Пребывание Антона Павловича на южном Сахалине, зафиксировано бронзовым бюстом в городе Долинск (бывший каторжанский поселок Галкино-Врасское, которое Чехов проезжал). Бюст поставлен к столетию посещения острова, в 1990 году на центральной площади около здания городской администрации (с тыльной стороны). Автор творения — ваятель В. Н. Чеботарев. Отливали его тоже на острове на РМЗ ПО «Сахалинуголь». Постамент тоже из местного габбродиорита. В общем, все местное, родное…

Побывал писатель и во Владимировке, она ему понравилась чистотой и обустроенностью «Как сельскохозяйственная колония, это селение стоит обоих северных округов, взятых вместе…», Южно-Сахалинск запомнил доброе отношение Чехова и здесь сосредоточена основная масса объектов, в названиях которых увековечено имя Чехова.

Во-первых, улица Чехова, где на доме № 2 находится памятная доска изготовленная Чеботаревым. Во-вторых, сквер А. П. Чехова у сахалинской областной универсальной научной библиотеки, где помимо памятника А. П. Чехову работы скульптора А. А. Тюренкова, находится ряд парковых скульптур кисти В. Н. Чеботарева.

Композиции в сквере

Он отразил свое вИдение Чехова, и в центральной части сквера отобразил Антона Павловича стоящего перед скамейкой, где сидит, читая томик со стихами дама, с которой он явно хочет познакомиться поближе. Слева, через горбатый мостик пасется стадо огромных журавлей. В тыльной части сквера, маленький, размерами явно меньше журавлей, штабс-капитан Шишмарев — герой книги «Остров Сахалин», с которым Чехов так и не встретился, по причине смерти героя.

Штабс-капитан Шишмарев

Если бы не узнаваемый прикид писателя, с тростью, то он вполне сошел бы за одного из героев Дюма, наряди его соответствующим образом. Тщательно проработанная прическа писателя, на фоне игнорирования других деталей напоминает накладной парик одного из величайших певцов нашего времени. Дама выглядит впавшей в анабиотический сон, характерный для медведей Сахалина, она сидит в очень неудобной и напряженной позе, навевая мысль о том, что у нее не все в порядке с опорно-двигательной системой.

Сахалин. Чехов. Остров воздержания (Путевые заметки)

Я так полагаю, Чехов, как врач, замечает это и стремиться прийти на помощь, но не знает как предложить свои услуги. Так и застыли. Но, впрочем это только мое видение видения скульптора, я могу и ошибаться. Позы неудобные, так как Чехов, долго не простоишь. Нога затекает и предательски дрожать начинает, я попробовал. Артем в сумерках, когда мы посещали художественный музей, попутал журавлей со стадом птицеподобных птеродактилей, что дало ему лишний повод поговорить о своих любимых динозаврах.

Что до Шимарева, то ликом он напоминает Янковского, в роли императора Николая II, что само по себе привлекательно и комично, особенно сапоги из цельного куска металла стоящие рядом.

Что касается памятника А. П. Чехову, перед зданием областной библиотеки, то он как бы абстрагировался от соседнего Чехова в сквере, и сидит в непринужденной и спокойной позе, держа свою шляпу, а не тот цилиндр, как у соседнего псевдо-Чехова. Здесь Чехов понятен, близок и задумчив. Он уже стар, суперстар.

Его окружают вишни, высаженные вокруг и по весне это очень красиво. История этого памятника занятна. Скульптор Тюренков изготовил его в 1960 году, к столетию со дня рождения писателя, когда был объявлен Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника А. П. Чехову в Москве. Всего в музее им. А. С. Пушкина было выставлено 37 работ. Первая премия не была присуждена никому, а вот работа А. А. Тюренкова оказался лучшей и получил вторую премию. Но, не смотря на это, Чехова в Москве так и не установили, и он целых 30 лет ждал своего «сахалинского часа», пока его не погрузили в вагон и не отправили повторять пройденный участок маршрута на остров. Открытие памятника А. П. Чехову состоялось 10 июля 1990 года, ровно через 100 лет после его приезда на остров, было оно торжественно, так как открывал его художественный руководитель МХАТа им А. П. Чехова Олег Ефремов.

Сахалин. Чехов. Остров воздержания (Путевые заметки)

В-третьих, в Южно-Сахалинске есть еще один сквер А. П. Чехова разбитый рядом с Сахалинским международным театральным центром имени А. П. Чехова. Сквер красивый, я писал о нем в материалах о Южно-Сахалинске https://www.tourister.ru/responses/id_19505 там были установлены бронзовые фигуры героев произведений А. П. Чехова: «Толстый и тонкий», «Дама с собачкой», «Человека в футляре», «Каштанка».

Клоун и Каштанка

Автор «Дамы» — Заслуженный художник России Салават Щербаков, он лепил ее с Саввиной, остальные парковые скульптуры работы молодых, но уже даровитых скульпторов. Пространство сквера между Чехов‐центром и новым зданием литературно‐художественного музея книги А. П. Чехова «Остров Сахалин», где фигуры размещаются любимо южно-сахалинцами. Даму трут, вместе с собачкой и их носы блестят от этих натираний, ведь считается, что Ия, и собачка желания исполняет, даже самые несбыточные.

Ну и наконец, сам «Литературно‐художественный музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин». Идея музея книги «Остров Сахалин», возникла в середине восьмидесятых, но только в 1995 году, двери двухэтажного дома с мезонином, распахнулись перед посетителями. За период становления, были приобретены предметы мебели и быта, принадлежащие семье Чеховых, личные вещи Антона Павловича, художественные работы С.М. и С. С. Чеховых и множество других предметов, которые впоследствии составили основу музейного фонда. В феврале 2013 года музей переехал в специализированное для этих целей двухэтажное здание, оснащенное всем необходимым для музейной работы. Это позволило разместить здесь не только экспозиции, но и выставочный, кинолекционный зал, фондохранилища, реставрационную мастерскую.

Перед входом книга Чехова «Остров Сахалин», а на примузейной территории бюст А. П. Чехова (конечно работы ваятеля Чеботарева), переехавший вместе с музеем на новое место. Кстати маэстро сделал его из пластмассы, затонировав под бронзу — достойная работа, не хуже чем китайских умельцев. Пластмассовых Чеховых, помоему нет нигде.

Бронзовая книга Остров Сахалин
Бронзовая книга "Остров Сахалин"

На сайте музея, продвигается основная идея и концепция этого учреждения: «Чехов и Сахалин неразлучны, имя Антона Павловича Чехова и книга „Остров Сахалин“ являются символами острова, объединяющие все культурное пространство Сахалинской области. А музей книги А. П. Чехова „Остров Сахалин“ играет ведущую роль в сохранении и популяризации наследия Чехова на Сахалине». Вот вам и миссия, и концепция.

В музей мы как всегда пошли с Артёмом. Так как мы были единственными посетителями, нам было все внимание. Я принялся фотографировать для рассказа, и от меня отстали. Артем пошел в «шахту», вместе с прелестной бабушкой-смотрителем. В «шахте», капает с потолка, раздаётся удар кайла, кто-то кашляет, бабушка пугалась, Артем ее успокаивал.

Сахалин. Чехов. Остров воздержания (Путевые заметки)

В «камере» на нарах спят, играют в карты и пьют водку. Полумрак. Над нарами удачно вписана плазменная панель.

Сахалин. Чехов. Остров воздержания (Путевые заметки)

В первом зале сценки из тюремного быта, макеты помещений, фотографии, бумаги и личные вещи А. П. Чехова.

Сахалин. Чехов. Остров воздержания (Путевые заметки)

Вторая экспозиция открыта совсем недавно, там воссозданы детали интерьера, той, уже далекой эпохи. В целом и мне и Артему музей понравился.

Книга А.П. Чехова Остров Сахалин на различных языках
Книга А.П. Чехова "Остров Сахалин" на различных языках
Сахалин. Чехов. Остров воздержания (Путевые заметки)

На втором этаже были выставки, что-то связанное с аппликацией и силуэтами, но мы не пошли, ограничившись чеховской тематикой. Поход в музей обошелся нам в 30 рублей. Это стоимость билета для пенсионера, дети до 16 лет бесплатно, фотосъемка без вспышки бесплатно. Прочие услуги обозначены на сайте музея, там же и расписание работы: http://chekhov-book-museum.ru/uslugi/

Во дворе музея

Пока мы с Артемом гуляли по музею, стемнело, стало холодно. Шли домой, по трещащим ледяным лужам и мне вдруг вспомнилось, непонятно почему, что в Москву тело Чехова доставили в вагоне оборудованном для «перевозки свежих устриц» — «достойный конец» великого писателя, который ему подарила его жена, Книппер. Подумалось, что в вагоне, рядом с устрицами, которых так любил Чехов, тоже было холодно. И еще вспомнились последние строки из 13 главы «Острова Сахалин»:

Сахалин. Чехов. Остров воздержания (Путевые заметки)

«Море на вид холодное, мутное, ревет, и высокие седые волны бьются о песок, как бы желая сказать в отчаянии: „Боже, зачем ты нас создал?“ Это уже Великий, или Тихий, океан. На этом берегу Найбучи слышно, как на постройке стучат топорами каторжные, а на том берегу, далеком, воображаемом, Америка. Налево видны в тумане сахалинские мысы, направо тоже мысы… а кругом ни одной живой души, ни птицы, ни мухи, и кажется непонятным, для кого здесь ревут волны, кто их слушает здесь по ночам, что им нужно и, наконец, для кого они будут реветь, когда я уйду. Тут, на берегу, овладевают не мысли, а именно думы; жутко и в то же время хочется без конца стоять, смотреть на однообразное движение волн и слушать их грозный рев».