Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 22:03

Нижневартовск — Россия Июнь 2017

За окном пасмурно, погода непонятная: уже вроде и не осень, но снега нет. Красок минимум, от этой серости устаешь, хочется хотя бы солнца, если тепла ждать долго. Погуляем по июньскому Нижневартовску: пусть этот город за 60-й параллелью, но посмотрите, сколько там солнца и красок!

С этим городом, который называют столицей Самотлора, связан тридцать один год моей жизни. Осенью 1983 года я спустилась на эту землю по трапу самолета, а три года назад уехала отсюда жить в Екатеринбург. Я не буду рассказывать о его истории, многие что-то слышали о знаменитом Самотлорском месторождении нефти, благодаря которому родился этот город. Просто погуляем со мною по городу, я хочу посмотреть, как изменился он за три года.

Нижневартовск — нефтяная столица России

Из Екатеринбурга я приехала поездом, их в день идет несколько, можно выбрать комфортный вариант. В пути поезд от Екатеринбурга всего сутки, а до Москвы чуть больше двух. С миром Нижневартовск связан неплохо, хороший аэропорт, только в Москву четыре рейса в день, и лететь всего три часа. Прошли времена, когда люди, чтобы улететь в отпуск, ночевали со списками под дверью авиакасс или искали «блат», чтобы добыть заветные билеты. А в тяжелые 90-е ездили всей семьей в отпуск на машинах, потому что машины были, а денег на билеты не было.

Станция Нижневартовск — конечная, дальше поезд не идет. Первый поезд пришел в Нижневартовск 14 ноября 1976 года, в честь этого события и 30-летия эксплуатации железной дороги «Сургут-Нижневартовск» у здания вокзала установлен макет тепловоза. Вокзал совмещен с автовокзалом, откуда можно уехать в города Ханты-Мансийского округа, соседний Стрежевой в Томской области, Уфу и Курган.

От вокзала до Оби идет улица Чапаева, широкая и прямая. Сложно представить, что когда я приехала и еще достаточно долго, справа широкой полосой шли балки, те самые знаменитые балки, слепленные «из того, что было». Северный «Шанхай». Жаль, у меня нет фотографий того времени, и в сети не нашла ничего похожего.

Нижневартовску в этом году исполнилось 45 лет. Большую часть его жизни это был серый город, застроенный стандартными панельными домами домостроительных комбинатов в основном уральского региона. Дома так и назвали: «пермские», «асбестовские». В цене были дома местного, нижневартовского ДСК, и самыми престижными считались «московские» 16-этажки. В 80-е годы московский трест построил для нефтяников Нижневартовска из конструкций Лианозовского ДСК 102 дома. Эти голубые 16-этажки заметно оживляли довольно унылый пейзаж.

Нижневартовск — нефтяная столица России

Вот таким, примерно, был Нижневартовск в 1983 году, когда я приехала сюда на строительство крупной электростанции. Значительную часть города занимали деревянные дома 60-х годов, построенные в годы, когда началось освоение Самотлорского месторождения нефти, благодаря которому поселок Нижневартовский на берегу Оби получил новую жизнь.

Город вырос на глазах, хотя для меня, как и для большинства его жителей, он был только «спальней»: каждое утро я уезжала на работу за 25 километров и возвращалась вечером. Он стал ярким и интересным уже в этом веке, когда в городе стали строить нетиповые сооружения, и появились современные материалы, украсившие не только новые здания, но и позволившие изменить старые примитивные объекты.

Торгово-развлекательный центр «Европа-Сити».

Сейчас в городе достаточно больших магазинов и торгово-развлекательных центров. Построили новые, такие как «Европа-СИТИ» или в очередной раз расширившийся «Югра-Молл», и превратили в большие магазины бывшие склады базы ОРСа нефтяников в промышленной зоне.

Растет количество спортивных сооружений. В Нижневартовске два спортивных клуба: футбольный клуб «Югра» и волейбольный «Югра-Самотлор».

Спортивно-оздоровительный комплекс «Олимпия». Здесь есть всё для занятий спортом - тренажерный зал, два бассейна, зал бокса, сауна, кафе.

В Нижневартовске долго не избавлялись от «деревяшек» практически в центре города, где находится здание городской администрации. Это понятно: в каждом из этих домов людей было прописано, как в хорошей многоэтажке. Потом стало проще: изменилось законодательство.

Вид города с самолета в декабре 2005 года.

Когда я уезжала, микрорайон 9а, прилегающий к улице Чапаева, активно застраивался. Сейчас он приобрел вполне завершенный вид. Появилась новая, незнакомая мне улица — Рябиновый бульвар.

По улице Чапаева можно выйти к Оби, но свернем немного в сторону по улице 60 лет Октября.

Нижневартовск — нефтяная столица России

Это первый каменный храм города — церковь Рождества Христова. Храм заложили в 1994 году, на освящение строительства приезжал патриарх Алексий II. Я жила рядом, как раз была в отпуске и присутствовала на водосвятном молебне. Строительство завершили в 1999 году, но работы по отделке продолжаются постоянно.

Сейчас в Нижневартовске еще две действующих церкви: церковь Иоанна Предтечи в старой части города, построенная в 2004 году на месте сгоревшей первой деревянной церкви, и открытая около трех лет назад церковь Пантелеймона Целителя. Еще одну церковь в честь Матроны Московской начали строить недалеко от вокзала.

Церковь Иоанна Предтечи в Старом Вартовске.

Церковь Великомученика и Целителя Пантелеймона построили рядом с комплексом Окружной детской больницы, сейчас рядом строится еще и Городская клиническая больница.

Нижневартовск — нефтяная столица России

Вернемся к Храму Рождества Христова и пройдем по набережной Оби. Возле храма стоит красивый дом, построенный, как и большинство жилья города, из конструкций Нижневартовского ДСК. Этот дом — единственный на улице, названной в честь человека, который много лет был директором ДСК, позже ЗАО «Нижневартовскстройдеталь» — Е. И. Куропаткина. Рядом с домом установили памятник Куропаткину, но летом он был на реконструкции.

Рядом с домом со стороны Оби есть небольшой сквер с колонной «Добрый ангел мира» и скамьей примирения. Сквер популярен у мамаш с колясками и пенсионеров из соседнего дома.

Набережная Оби — любимое место прогулок горожан, не отпугивают даже полчища комаров и мошки. Мне в Екатеринбурге очень не хватает большой реки в городе, Обь тридцать лет была у меня перед окнами.

Нижневартовск — нефтяная столица России

Вдоль набережной проходит улица имени Г. И. Пикмана, легендарного первостроителя города, управляющего трестом «Мегионгазстрой». А это, наверное, самый фотографируемый дом Нижневартовска, особенно хорошо он смотрится с воды и с воздуха, поскольку имеет необычную форму.

Нижневартовск — нефтяная столица России

Напротив есть причал, откуда можно совершить прогулку на небольшом теплоходе вдоль набережной до Старого Вартовска и обратно.

Идем дальше по набережной. Заметно подросла за три года строящаяся большая мечеть. Нижневартовск — город многонациональный, мусульманское население составляет более 15%. Читала, что Нижневартовск, как и Сургут, вошел в ТОП-15 самых мусульманских городов России.

Нижневартовск — нефтяная столица России

Будний день, на набережной людей мало, всё-таки Нижневартовск — рабочий город. Население города сейчас около 275 тысяч человек и оно стабильно растет, хотя в 90-е был небольшой отток.

На набережной появились зеленые скульптуры и увеличилось количество замков. Хорошо, что сейчас их вешают в специальном месте, а не на перилах набережной.

В конце набережной стоит диско-клуб «Пирамида», входящий в состав гостиничного комплекса «Жемчужина Самотлора». Здесь нефтяники и газопереработчики любят проводить новогодние корпоративы.

Нижневартовск — нефтяная столица России

А теперь направимся в сторону главной площади города. Конечно, это — площадь Нефтяников. Много лет здесь зимой был снежный городок с большой горкой, а потом выполнили благоустройство, убирать массу снега бульдозером без повреждения стало невозможно. Теперь городок ледовый: красиво, но уже не так весело.

В центре появился цветочный шар, напомнивший мне о Китае, я видела там что-то похожее, но этот «букет» наряднее. Из нового еще «Литературная скамья», присев на неё, можно послушать сказку.

«Дворец искусств» за годы своего существования не раз менял и внешний облик, и название. Когда я приехала, строительство дворца было в самом начале. Сегодняшний вид дворца — лучший, его украшает и построенный рядом светомузыкальный фонтан. Здесь выступают все приезжие знаменитости, а они Нижневартовск любят, и проходят корпоративы крупных организаций. Мы здесь праздновали «День энергетика».

Нижневартовск — нефтяная столица России

На площади у дворца стоят фигуры «Скрипача» уже давно без смычка и «Художника» без кисти (вандалы всегда найдутся), а под деревьями на лавочке сидит «Дворник», которого называют «дядей Мишей».

В Нижневартовске есть свой драматический театр, который начинался с созданного в 1985 году театра-студии «Скворешник». Он стал профессиональным театром в 1995 году и постоянно принимает участие в российских и международных фестивалях.

С 1989 года работает Нижневартовский театр кукол, который называется «Барабашка», его так назвали дети.

Театр кукол «Барабашка».

Мы на главной улице города — улице Ленина. Здесь (и рядом) офисы главных нефтедобывающих и газоперерабатывающих организаций города, дающих работу большей части населения; Администрация Нижневартовского района; роддом и две самых крупных городских больницы. Здесь центральный рынок и центральный универсам, который уже не самый популярный в городе.

Мне нравится участок улицы Ленина, построенный уже в этом веке, — широкий, застроенный современным домами.

Нижневартовск построен, как большая жилая зона, в которой находятся только офисы предприятий. Промышленных предприятий в пределах города, кроме домостроительных, нет, но и они вынесены за жилую черту. Два газоперерабатывающих завода находятся на значительном расстоянии от города, как и нефтяные месторождения. Каждое утро из города отправляется масса автобусов, которые везут на работу значительную часть населения.

Самые яркие здания города, это строящиеся в последние годы детские учреждения, такие, как «Детская школа искусств № 3»

Нижневартовск — нефтяная столица России

или детский сад в 10в микрорайоне.

Нижневартовск — город, построенный на песке, лучше всего здесь растут березы и рябины, вся зелень в городе посаженная, в том числе «Парк Победы».

Летом в городе много цветов, есть цветники, где ежегодно новая композиция. Вроде мелочь, но каждый раз ждали, что будет в этом году?

В городе много разных памятников, нет памятника В. И. Ленину, но у здания УВД стоит памятник Ф.Э Дзержинскому. Самый любимый, конечно, «Алеша» — «Памятник покорителям Самотлора», стоящий на развилке дорог в город и на Самотлорское месторождение. В этот раз я проезжала мимо только вечером и не стала останавливаться, там велись работы по реконструкции.

Памятник покорителям Самотлора.

Памятник воинам-интернационалистам.

Большинство городских скульптур я уже показала, еще пара «Школьников» стоит на входе в парк, а возле спорткомплекса «Триумф» есть вот такой забавный «Чиновник-спортсмен».

Нижневартовск — нефтяная столица России

Ханты-Мансийский округ — это край озер, рядом с Нижневартовском их несколько, а одно — в черте города. Комсомольское озеро — любимое место отдыха горожан в любое время года. Пляжа на Оби в городе нет, многие купаются в Комсомольском озере. Вокруг озера проложена дорожка, где катаются на лыжах зимой, роликах летом, прогуливаются с колясками жители окрестных микрорайонов, гуляют пары.

А теперь заглянем в район, где находится здание Городской администрации. Я приехала в Нижневартовск в разгар белых ночей, темноты вообще не будет.

Нижневартовск — нефтяная столица России

Исчезли вокруг деревянные дома, соседняя улица Мусы Джалиля стала одной из самых уютных улиц города.

Преобразилась улица Нефтяников.

Дом на углу Нефтяников-Таёжная.

Нескольким оставшимся между улицами Ленина и Таёжной «деревяшкам» жить осталось недолго.

Нижневартовск — нефтяная столица России

Кто не был в городе лет семь, его не узнает: за Ханты-Мансийской, которая была когда-то границей города, выстроили новый город. Я погуляла по новым микрорайонам, выросшим за три года, увидела новые улицы — Салманова, Московкина.

Дома, построенные в последние годы, необычно яркие. Рядом неплохое благоустройство, большие и интересные детские площадки. Не смотрите, что все выглядит пустынно, я уже говорила — город на песке. Кое-где пытаются сохранить существующие деревья.

А вот дом в традиционных цветах Нижневартовского района, украшенный хантыйским орнаментом, а также символами нефтяного края.

Нижневартовск — нефтяная столица России

Это всё уже для меня новое. Город живет и строится.

Сходила я и в район, где прожила все эти годы. Вот улица Дружбы Народов, если бы видели, какие замечательные праздники проходят здесь ежегодно в День города! Представители всех национальных диаспор выходят в своих костюмах, угощают национальными блюдами, танцы, музыка.

Вид на храм Рождества Христова с улицы Дружбы народов.

В этом доме мы жили почти тридцать лет, сейчас в окнах другие рамы, каждый обустраивает жизнь под себя.

Нижневартовск — нефтяная столица России

Много лет я смотрела с балкона на Обь и видела, как менялся город. Сначала вдоль реки была зона складов, потом всё снесли и начали застройку Прибрежной зоны № 3, затем построили храм. Последним появился торговый центр, где был мой любимый магазин, в котором зачастую оставлялась значительная часть зарплаты. Теперь магазина нет, не пережил кризис, и вывеска универсама местной сети «Подсолнух» сменилась на традиционную «Пятерочку». И смотрю я на это уже не из своего окна, а из окна подруги.

Левее — вид на старый город, который оживляют яркие крыши новых домов. До сих пор не нашли применение одному из последних городских долгостроев, замерших в начале 90-х. Здесь должна была быть АТС. Так и не снесли знаменитый нижневартовский памятник, напоминающий что-то из «Войны миров», хотя еще при мне сняли постоянно разлетавшуюся при ветре обшивку.

Нижневартовск — нефтяная столица России

Я любила свою квартиру на тринадцатом этаже, откуда открывались отличные виды на город, и никто не заглядывал в окна. Слева — школа, в которой учился сын, справа — бывший детский сад, который, как и многие другие в 90-е, превратился в казначейство. Застройка микрорайонов была типовой, в каждом было несколько детских садов (в нашем — шесть) и две школы. В 90-е детские сады стали разросшимися структурами городской администрации, таможней, отделением милиции и пр. Теперь детских садов в городе не хватает, строят новые.

Каждое утро, проснувшись, мы смотрели на трубу ГРЭС на горизонте: идет «дым», значит все в порядке, блоки работают. Потом достроили эту «свечку» и она закрыла родную трубу. Может это был знак?

Нижневартовск — нефтяная столица России

Я гуляла по городу, в котором прожила больше тридцати лет, и мне было грустно. Не покидало чувство, что я здесь не то, чтобы чужая, а своего рода «отрезанный ломоть». Большинство северян уезжает когда-то на «большую землю», остаются те, кому некуда ехать или здесь уже закрепились дети, внуки. Хорошо, если возвращаешься на родину, где остались друзья, родственники, какие-то связи. Многие, как и я, по разным причинам едут на новые места, где приходится начинать жизнь практически с нуля.

Ностальгии нет (меня часто спрашивают об этом), видимо свою миссию на северной земле я выполнила. Есть легкая грусть, ведь это значительный, пожалуй даже основной, кусок жизни. Знаю точно, что мой переезд в этот город был очень правильным решением! У меня всегда была любимая работа, что немаловажно в жизни, а особенно в тяжелые 90-е.

Я научилась спать при любом освещении, мне никогда не мешали белые ночи. И морозы люблю больше, чем жару. Пришлось увидеть своими глазами, что такое -52 на градуснике за окном, но повторения почему-то не хочется, а в прошлой зимой в Нижневартовске снова было за -50. Но, все знают, «сибиряк не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается».

Нижневартовск — нефтяная столица России

В Нижневартовск я еще приеду, а пока — жизнь продолжается, будем жить!