Турист Татьяна Квичанская (Jay)
Татьяна Квичанская
была вчера 21:01

Язд, Тегеран — Иран Октябрь 2017

Заключительный рассказ о поездке в Иран в октябре 2017 года. Предыдущие рассказы:

Немного общей и организационной информации для тех, кто впервые планирует посетить Иран.

Здоровье и достопримечательности

Если у Вас больные колени, то Иран — не самая подходящая страна для поездки. По крайней мере, жизнь в традиционных отелях и осмотр достопримечательностей городов Кашан, Исфахан и Язд будут даваться, скажем так, с трудом.
Каждый раз, оказываясь перед крутой лестницей в голове проносился немного модифицированный монолог (с интонацией Т. Дорониной): «Любите ли вы ступеньки? Любите ли вы ступеньки, как люблю их я?»
Перила у лестниц могут отсутствовать, потолок может быть довольно низким, что еще больше затрудняет передвижение. Зато атмосферненько.

Огарничения в одежде

Все не так страшно:
1. У всех ноги должны быть закрыты — шорты не допускаются ни для мужчин, ни для женщин.
2. Рукава должны быть. Мужчинам допустимо ходить с коротким рукавом, женщинам обязателен рукав ниже локтя.
3. У женщин на голове обязательно должен быть платок, шарф или капюшон.
4. Женская одежда должна закрывать попу и не быть слишком обтягивающей (в смысле не выглядеть, как вторая кожа).

Если поездка планируется с конца октября по март, то никаких ограничекий кроме платка для женщин вообще не почувствуете.

Мы улетали из Тегерана 19 октября — на улице днем едва дотягивало до +15, да еще с ветром.

Медицинская страховка

В медицинской страховке должно быть написано Iran. «World wide» не пройдет — заставят покупать страховку на месте.
Мы в «Согласии» оформили страховку на двоих на 10 дней за 36 $.

Визы

Визу можно оформить самостоятельно с минимумом усилий на сайте https://evisatraveller.mfa.ir/en/request/.

Иран. Полезности. Организационная информация и общие впечатления

Для этого надо заполнить анкету, нажав на кнопку «Start A Visa Application» и пошагово заполнять поля анкеты. Потребуется прикрепить фото и указать пункт, где виза будет проставлена в паспорт — мы прилетали в аэропорт Имама Хомейни, поэтому его и указали в анкете.
Примерно через неделю на сайте надо проверись статус визы — если все хорошо, то он будет Accepted.

После одобрения, надо распечатать анкету и предъявить ее в окошко в аэропорту Тегерана. Вам на листочке напишут сумму оплаты — заплатите в соседнем окошке, и с чеком подадите паспорта на вклейку визы. Все занимает минут 5–10, если не будет очереди.

Отели

Через Booking можно забронировать только дорогие отели.

http://hostelsiniran.com — сайт, через который мы бронировали отели в Кашане (Sadeghi Hostel), Язде (Dalane Behesht Hotel) и Тегеране (Baharestan Hotel).

http://www.parshotel-isf.com/en/ — сайт, через который бронировали отель в Исфахане.

Все отели отвечали в течение дня. Все просили подтвердить письмом серьезность намерений заселиться.

Когда попыталась забронировать номер в Iran Hotel в Исфахане через http://hostelsiniran.com, от отеля (iranhotel@iranhotel.biz) пришло письмо с отказом (не было комнат), содержащее адреса других отелей, с советом попытать счастья там.

Привожу этот список:
Tourist Hotel (http://www.etouristhotel.com/home/)
Saadi Hotel (Telphone: +98+31+32203881 OR +98+31+32211593)
Hasht Behesht Apartment Hotel (http://www.hbahotel.com/)
Tous Hotel (Telphone: +98+31+3225793)

Раздвоение

Официальная валюта — риалы. Но в них никто цены не указывает — цены пишут в туманах (1 туман = 10 реалов). Но платят риалами, поскольку других денег нет. К этому раздвоению довольно быстро привыкаешь.

С записью тоже не все так просто. Буквы в словах и слова в предложении пишут справа налево, а числа — слева направо.

Цифры на фарси хорошо бы выучить.

Иран. Полезности. Организационная информация и общие впечатления

В ресторане может быть меню только на фарси, в котором указаны цены рядом с картинкой.
Цифрами на фарси указывается цена и время отправления в автобусных билетах и т. д.

Дорожное движение

Если Вы законопослушно соблюдаете ПДД, то передвижение по Ирану может оказаться шоком.
О том, чтобы пропускать пешеходов на переходе речи не идет — дорогу переходят где кому вздумается, хотя пешеходные переходы имеются. На дороге действует одно правило: кто занял дорогу, тот и идет/едет.
Если у пешехода нервы крепче, то машина его пропустит. Если водитель не собирается пропускать пешехода — он посигналит, а уж куда деться пешеходу в этом случае — проблема пешехода.

Светофоры есть, причем, некоторые даже работающие, а не стоящие на «мигалке». Но кто же на них смотрит (особенно в Тегеране)!
Если Вы хотите перейти дорогу на зеленый сигнал светофора, это не значит, что машины в это время будут стоять.
Аналогично, красный сигнал светофора не означает, что пешеходы не выйдут на проезжую часть.

Движение по встречке — обычное дело.

И для автобусов тоже.

Особо радуют мотоциклисты, едущие между рядами по полосе встречного движения.
В Кашане мы за день встретили 3-х мотоциклистов с загипсованным голеностопом на правой ноге!

Мотоциклисты равноправные с пешеходами участники движения на тротуаре. Ну то есть они массово ездят по тротуарам!

Включенные фары в темное время суток — отнюдь не обязанность, а добрая воля автомобилистов и мотоциклистов.
Пешеходы отвечают взаимностью — женщины в черном в темное время суток смело переходят четырехполосную дорогу там, где им вздумается, не дожидаясь особо «окна» в потоке транспорта. Перебегающий самостоятельно 4-полосную дорогу 3-летний ребенок — нормальное дело.

Дорожная полиция на все это смотрит со спокойствием дохлой лошади. Иногда кого-то останавливают, о чем-то немного поговорят и тут же отпускают.
Ну что-то типа:
— У тебя что-то случилось, что ты по встречке едешь?
— Да нет, все нормально.
— Ну тогда счастливой дороги.

При этом, за 10 дней мы не видели ни одной аварии и ни одного наезда на пешехода.

Транспорт

Междугородное автобусное сообщение — комфортный и недорогой вид транспорта.

В автобусе еще и покормят (сок, печенье, банан или все это вместе в зависимости от компании-перевозчика) и напоят чаем. Чай может оказаться заваренным розовой водой, которая очень популярна в Иране. Для нас это было неожиданным — ощущение, будто розовый лукум в чашке растворили.

Метро в Тегеране. Билеты в метро бывают 2-х видов: одноразовые и многоразовые.
Одноразовые покупаются в кассе и представляют из себя бумажку с кодом, которую надо на входе приложить к турникету.

Иран. Полезности. Организационная информация и общие впечатления

Многоразовые — пластиковая карточка, которую можно пополнять. Их надо прикладывать на входе и на выходе. Если забыть приложить на выходе, то спишется максимальная стоимость проезда.

Стоимость проезда немного колеблется (наверное, в зависимости от маршрута, но точно не знаю) — мы платили от 14 000 до 16 000 риалов за 2 билета (1 билет на 2 поездки купить не удалось, покупали 2 билета на 1 поездку).

Мы пользовались только одноразовыми билетами.

Да, поезд метро может останавливаться не на всех станциях, поэтому следите за названиями станций в окно поезда!

На карте метро (скачала из Интернета) отмечены еще НЕ построенные ветки! В самом метро тоже висят карты с прицелом на будущее. Но примерно ориентироваться по ним вполне можно.

Доброжелательность иранцев

Сказать, что иранцы доброжелательны — ничего не сказать.
Если они видят, что Вы пялитесь в навигатор или озираетесь по сторонам, в поисках чего-либо, к Вам подойдут и предложат помощь.
В метро Тегерана подскажут, где сделать пересадку или что станция конечная. Последнее актуально, поскольку на карте метро нанесены еще не построенные станции.
Если Вы в ресторане/магазине обращаетесь по-английски к человеку, который английский не знает, то он позовет кого-то, кто может перевести. А часто, кто-то из знающих английский сам подойдет и поможет объясниться.
Но доброжелательность не мешает запросить с иностранца чуть больше денег, чем с соотечественника. Хотя, где-то Вам могут просто так сделать мелкий подарок: чем-то угостить, подарить цветок и т. д.

Входные билеты в музеи

Обычно цена входного билета — 200 000 риалов.
Реже встречается 150 000.
Входные билеты надо покупать практически везде: в музеи, в парки, в мечети…
При этом цена пишется на фарси и по-английски. Цена на фарси обычно раза в 4 ниже или вход бесплатный. Если Вы покажете на цену на фарси, то Вам ответят, что это только для жителей Ирана.

Повышенное внимание со стороны иранцев

Постоянно будут говорить «Hello» и «Where are you from?»
Студенты и школьники не упустят шанс попрактиковаться в английском, высыпая на Вас весь запас стандартных фраз и радоваться, что Вы их поняли и ответили.
Маленькие дети будут кричать «Hello» и приходить в восторг, что Вы им в ответ сказали «Hello».
Когда у нас плачет маленький ребенок, родители пытаются отвлечь его, показывая пальцем и говоря: «Смотри, какая собачка бежит!»
В Иране «собачкой» будете Вы, а фраза будет типа «Смотри, иностранцы идут!» Самое интересное, что ребенок успокаивается, и смотрит на Вас раскрыв рот.

Временами создается ощущение, что вокруг творится «бесконтактный зоопарк». Ассоциация возникла на фоне воспоминаний посещения подмосковного «Парка птиц» — вдоль ограждения вольера ходил огромный ворон с пушистыми ресницами и прямо-таки сканировал зрителей за пределами вольера. Вот и в Иране так же: мы изучали местных, а местные — нас.

О красоте

Иранки от природы красивы.
При своей природной красоте они используют много косметики.
Заметили особенность: самые «глазастые» женщины (глаза реально очень большие и красивые!) — в Язде, при этом красятся они значительно меньше жительниц Кашана и Исфахана.

Многие иранцы (мужчины и женщины) ходят с заклееными носами.
Первым встреченным с заклеенным носом был продавец в зоомагазине, который общался с большим попугаем ара. Мы, грешным делом подумали, что это попугай ему нос повредил. Но когда на улицах стали замечать людей с заклееным носом поняли, что ринопластика в Иране пользуется большим спросом.

Отсутствие ЧВС («чувства собственной важности», Карлос Кастанеда)

Иран. Полезности. Организационная информация и общие впечатления

Вот пара примеров ироничного отношение к своей жизни.
Картинка в вагоне метро может быть озаглавлена: «Женский вагон в час пик»

Иран. Полезности. Организационная информация и общие впечатления

Картинка на двери в парикмахерскую (не слишком удачное фото, но уж что есть для иллюстрации).

А в этом здании, похоже, был пожар. А этажом выше умельцы нарисовали картинку углем.

Иран. Полезности. Организационная информация и общие впечатления

Столбики на тротуаре, ограничивающие проезд мотоциклистам.

Ограждение проезжей части.

Еда

Мы питались кебабами. Разными. Не потому, что больше ничего не было, а потому, что очень вкусно — мясо они готовить умеют.
Почему-то сами иранцы часто едят в бургерных. Как можно! Я допускаю, что кебабы могу надоесть, но бургеры…

Сладости в Иране своеобразные.
В основном это леденцы в разных видах: в виде тонких цветных пластинок (пулаки) или в виде палочки с нарощенными кристаллами (набат).
Но бывает экзотика: например, фалуди — это холодная вермишель в сиропе. В смысле совсем холодная, хранится вместе с мороженым. Кстати о мороженом: «традиционное» — это с шафраном.

Чай в ресторане стоит дороже кебаба.

«И так сойдет»

Ну НЕ перфекционисты они!

Вроде бы сделали что-то неплохо, но сделать ВСЕ аккуратно не могут — мелочи портят общее впечатление.

Иран. Полезности. Организационная информация и общие впечатления

Возможно, это следствие «отвоевывания» жизненного пространства у пустыни — главное, чтобы функционировало, а на красоту силы можно не тратить.

Как не вспомнить мультик «Вовка в Тридевятом царстве»: «И так сойдет»

Провода в отеле в Язде

Иран. Полезности. Организационная информация и общие впечатления

А это зеркало в отеле в Тегеране — трубы из металлопластика его отлично держат.

Отреставрированные бадгиры и магазин соседствуют с «развалинами», немного завешанными синей полиэтиленовой пленкой. Но урны красивые рядом поставили — ведь это туристический центр Язда!

Иран. Полезности. Организационная информация и общие впечатления

Еще пример из Язда. Фасад украшен красивой мозаикой, но на минаретах под балконами решили ограничиться раскрашенными кирпичами. Не знаю, заметно ли это на фото, но вживую глаз режет.

Преступность

Отсутствует.
Двери запираются вот на такие цепочки с замочком. Это — запертая дверь Музея Воды в Язде.

Живность

Много магазинов, где продают птиц в клетках.

Кошки встречаются. Но не часто.

Собак мы видели всего 1 раз, и то где-то посреди дороги в пустыне. Встреченные в аэропорту узбеки как-то туманно объяснили, что к собакам ислам плохо относится. Если собака на привязи, то она может жить в доме. А вот свободно бегать не привязанной она не должна. Деталей мы не поняли.

Иностранные туристы

Иностранных туристов много.

Подавляющее большинство иностранцев — французы, много китайцев.

Русских тоже встречали, в основном самостоятельные, небольшими компаниями. С парой из Красноярска жили в одном отеле в Исфахане. Они нам очень Монголию нахваливали — есть над чем подумать…