Турист Константин (spb)
был 24 октября 2023 15:02

Карелия, Рускеала, Сортавала — Россия Ноябрь 2017
В мраморном карьере Рускеала

Ноябрь — это самый печальный и грустный месяц года. Листва на деревьях уже опала, холодно, снега, как правило, еще нет, а если есть, то все равно растает, дни становятся короче. В таких суровых условиях просто необходимо как-то развлекаться, чтобы не отдаться депрессии.

С этой мыслью я понял, что выходные на день народного единства надо провести в путешествии и решительно составил качественный план, по которому мы добирались с друзьями на моей машине до Сортавалы и там осматривали достопримечательности.

Квартиру мы забронировали на Airbnb и поехали утром 4 ноября.

Новоприозерское шоссе теперь идет аж до Лосево и туда путь занимает от города минут 40. А потом начинается однополосное шоссе, которое оканчивается… Суровой грунтовкой на протяжении 5 км. Окончание Ленинргадской области ознаменуется знаком «Республика Карелия» и отличным шоссе, которое долгое время идет прямолинейно.

А потом начинается самое интересное: серпантины и ограничения скорости до 40 км/с в населенных пунктах. По этим дорогам интересно ездить: нужно все время быть на чеку. А вокруг — озёра, леса и скалы — одна красота! На обратном пути я взял видео из регистратора и сделал тайлапс. Посмотрите, как это здорово!

Через 4 часа 10 минут мы были в Сортавале.

Сортавала — это центр Сортавальского района Карелии и здесь есть, что посмотреть. Например, на центральной улице есть несколько музеев, один из которых — галерея известного здесь резчика по дереву Кронида Гоголева, который работал в этом здании при жизни (мастерская была этажом выше).

Общий вид галереи

В галерее представлены его основные работы — картины из дерева, посвященные традиционным русским сюжетам и народным сказкам.

Карелия 2017 (Сортавала, Рускеала, Киркколахти)

Это лучше всего видеть вживую, потому что суть работ — в объёмности. Персонажи и объекты картин как бы выходят из картины и в тот же момент на картинах нет ничего лишнего — всё имеет свой смысл и взаимодействует во всем происходящим.

Во избежание дубликатов — большинство фотографий с выставки лежат здесь.

Кроме деревянных картин также есть и традиционные, на которых автор воспевает красоту природы Карелии.

Карелия 2017 (Сортавала, Рускеала, Киркколахти)
Помимо резки по дереву, Гоголев также писал картины маслом. На всех картинах он восхваляет природу Карелии.

Природа Карелии — это действительно красота. Уже вечерело, поэтому мы не успели попасть в другие музеи и пошли в центральный парк Сортавалы.

По дороге мы обнаружили парк аттракционов для самых маленьких — хорошее место для хороших родителей с детьми.

Карелия 2017 (Сортавала, Рускеала, Киркколахти)
В Сортавале в центральном парке есть небольшой парк аттракционов для самых маленьких. Взрослым можно поностальгировать по советским каруселям, а детям - попробовать их на себе)

В парке есть гора Кухавуори — наивысшая точка местности, с обзорной площадки которой откывается отличный вид на город.

Вид на вечернюю Сортавалу с горы в центральном парке.

Преимущество бронирования квартиры перед отелем — в том, что там имеется кухня. Мы закупились едой в ближайшем «Магните» и благодаря этому существенно сэкономили на питании в ресторанах и кафе, не допустив растраты денег, как в нашем прошлом путешествии.

На следующий день мы поехали в Рускеалу. Существует мнение, что Рускеала переоценена и делать там, в общем-то и нечего. Мой ответ: возможно. Подробности ниже.

От центра Сортавалы до Рускеалы на машине путь занимает 30 минут. Дорога сначала нормальная, но после окончания сёл начинается зона лесоповала с участками, на которых каждый 1 км асфальт на протяжении 20 м снят и вместо него грунт. Приходится оттормаживаться до 20–30 км/ч. Будьте внимательны.
Лучше ехать утром, так как к середине дня активно подтягиваются экскурсионные туры и народу становится очень много. Сфотографироваться на фоне карьера становится проблематичнее.
Карелия 2017 (Сортавала, Рускеала, Киркколахти)
Карьер заполнился водой, потому что при его разработке строители наткнулись на подземную реку. когда он был действующим, воду откачивали, но после окончания работ на карьере всё бросили и произошло затопление 2/3 всей разработки.

Мы подошли к кассе и нам начали предлагать официальную экскурсию за 400 р. с возможностью неограниченного прохода на территорию карьера. Мы согласились, всегда интересно узнать что-то новое. Забегая вперед, скажу, что с экскурсией посещение карьера выглядит наиболее полно и интересно, чем без неё, поэтому следующий текст, который является коротким пересказом содержания экскурсии, может содержать спойлер и разочаровать Вас, если Вы решите самостоятельно посетить карьер. Поэтому всё, что в сером блоке, рекомендую в таком случае, пропустить.

Экскурсия по Рускеале — коротко, не в деталях и не в подробностях. Рускеальского каньона не существует, это затопленный карьер (насчет каньона — это сленг). Добывать мрамор начали еще при царской России, им отделан Мраморный дворец, Исаакиевский собор и еще достаточно большое количество сооружений и памятников Петербурга. Сам мрамор достаточно мягкий, Д. И. Менделеев не оценил его качество на максимум. Цвет мрамора — Бело — серый. Существует заблуждение, что он краснеет, но на самом деле это окислительные процессы (попросту — ржавчина). Мрамор добывали бурением арматуры и закладки туда пороха с последующим подрывом. Также применялась итальянская техника обработки мрамора. После того, что царской России не стало, финны стали добывать здесь известь. Глубина залегания извести находилась ниже, поэтому в процессе её добычи образовались пещеры. Финны строили с умом, для того, чтобы не произошло обрущения, горную породу обрабатывали специальным образом, формируя в пещерах подземные залы. Рядом с карьером построили завод по перераотке извести, для этих целей были проложены железнодорожные пути прямо к заводу. На сегодняшний момент остались развалины завода, на которые можно сходить, но никто не рекомендует этого делать, потому что там небезопасно. В процессе освоения месторожения извести рабочие наткнулись на подземную реку, которая начала затапливать карьер. Воду откачивали, пока на это были ресурсы. Карьер закончил свою работу в 90-х годах и вода, которую некому было откачивать, затопила 2/3 карьера. Поэтому сегодня мы его видим именно таким. Территроия карьера отдана частным предпринимателям в аренду на длительный срок и в перспективе планируется делать здесь еще больше музейно-исторических комплексов.
Экскурсовод по карьеру

По словам экскурсовода, лучше всего ехать на карьер летом или зимой, причем из-за особенностей воды (из подземного источника) она здесь замерзает и оттаивает позже, чем везде. Зимой в подземных залах проводят выставку ледяных скульптур. А летом здесь просто красиво.

Карелия 2017 (Сортавала, Рускеала, Киркколахти)

После карьера мы приняли решение выдвинуться в посёлок Киркколахти в 30 минутах езды от Рускеалы. Там находится зоогринпарк «Карелия».

С шоссе надо свернуть на грунтовку и двигаться по ней около 10 км. Дорога сложная и скользкая, будьте внимательны.

В зоопарке представлены в основном парнокопытные животные, как домашние, так и дикие. Они совершенно не боятся человека. Более того, некоторые из них, увидев нас, приближались с любопытством и позировали на камеру)

Хрюши — михахи)

Есть также и хищники — птицы и даже тигр!)

Карелия 2017 (Сортавала, Рускеала, Киркколахти)

Это идеальное место, для того, чтобы поехать туда с детьми, однако рекомендую запастись бутербродами — времени на осмотр понадобится много, территория зоопарка довольно обширна.

На третий день у нас по плану было посещение крепости Корела в Приозерске, но крепость оказалась закрыта, так как был понедельник. Поэтому я просто выложу сюда фотографию

Карелия 2017 (Сортавала, Рускеала, Киркколахти)

Не повезло в этот раз — повезет в другой. Я рассчитываю, что это было не последнее путешествие в Карелию. Это место, куда хочется вернуться снова. Там прекрасно в любое время года и многое из того, что там есть, не может быть раскрыто за одно автопутешествие. Продолжение следует…

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия