Турист Татьяна Квичанская (Jay)
Татьяна Квичанская
была 16 апреля 23:22

Язд — Иран Октябрь 2017

Продожение рассказов об Иране:

В Язд мы отправились на автобусе с северного терминала Исфахана. Причем, судя по указателям, ехали мы отнюдь не в Язд, а в Шираз. Это немного напрягало. Все объяснилось просто — автобус заехал на южный терминал Исфахана, чтобы пополнить число пассажиров. Наверное около часа ехали!

Ну, а дальше начались пустынные пейзажи, смотреть на которые нам предстояло еще 4 часа.

ДорОгой мы подумали, что, наверное, поторопились с покупкой билетов. Дело в том, что у каждой автобусной компании-перевозчика — в терминале своя стойка информации, касса и зал ожидания. Возможно, что у других компаний были более ранние выезды из Исфахана и более короткие маршруты. А так мы потеряли не меньше 2-х часов светлого времени в Язде.

Мы планировали в день приезда походить по городу и сходить в Музей Воды. На следующий день уехать в близлежащий город Мейбод, гда посмотреть крепость и голубиные башни.
А по возвращении еще посетить башни молчания и зороастрийский храм в Язде. А утром следующего дня улететь в Тегеран — билеты у нас уже были куплены.
ДорОгой решили скорректировать культурную программу. В связи с грядущим поздним прибытием в Язд планам на вечернее посещение музея становилось не суждено сбыться. Да и ехать на следующий день в другой город после сегодняшнего переезда тоже не хотелось — все-таки 2 дня подряд в автобусе, пусть и комфортабельном, плюс перелет на третий день — для нас слишком. В итоге Мейбодом решено было пожертвовать.

Итак наш автобус прибыл на терминал Язда, расположенный, как оказалось, рядом с аэропортом и за чертой города. До отеля добирались на такси.

Отель Dalane Behesht Hotel мы забронировали по Интернету, находясь в Исфахане. Совсем недалеко от центра. Традиционный отель. В традиционном районе.

Язд

Вот ориентир — указатель.

Вот вход в него — у нас был легкий ступор.

Но все оказалось не так страшно. Это внутренний дворик, где проходил завтрак, и где можно было вечером попить чай.

Язд

А это наш номер — со сквозной дыркой в потолке, которая была сверху прикрыта чем-то типа брезента.

Когда следующим вечером поднялся сильный ветер — было забавно. Но сверху на нас ничего не сыпалось — просто брезент сильно хлопал.

Сантехника и холодильник работали нормально. но вот выключатель был без пластиковой панели. поэтому свет в комнате включали с повышенной осторожностью.

Дверь снаружи запиралась вот так.

Язд

Заселили нас быстро. Персонал очень дружественный. Завтраки были хорошие.
В отеле можно записаться на экскурсии, но у нас было слишком мало времени, чтобы воспользоваться этим предложением.

Язд считается духовным центром зороастризма в Иране. Поэтому одной из точек нашего интереса был зороастрийский храм Атешкаде.

Язд

Долгое время в Иране люди, исповедовашие зороастризм, преследовались — их храмы разрушались или превращались в мечети. Но в 1934 году зороастрийцам удалось открыть свой храм в Язде.

Внутри храма смотреть особо нечего — за стеклом в чаше горит огонь.

По преданию ему больше 1000 лет. То есть он переносился с место на место, но не гас больше 1000 лет.
Рядом со зданием храма стоит музей, в котором выставлены изображения Зоратустры и его жизнеописание — ну можно посмотреть и почитать.

А вот в подвале музея находится интересная фотовыставка — портреты (отличные), бытовые кадры из зороастрийских деревень и обряды. Если все остальное мы почти пробежали, то выставку осматривали довольно долго. По крайней мере она хоть в какой-то мере оправдала заплаченные за вход деньги.

Вот что действительно стоит посетить в Язде — это Музей Воды. Хотя тоже с оговорками — музей следует посещать тем, кто интересуется бытом и технологиями. О музее можно почитать в отдельном отзыве.

К комплексу Амир Чакмак мы возвращались несколько раз во время прогулок по городу. Это одна из главных достопримечательностей Язда.

Язд

Мечеть была построена в XV веке и называлась Новая пятничная мечеть (Джаме Ноу).

Перед мечетью раскинулась большая площадь с большим фонтаном, постеди которого стоят скульптуры водоносов.

Язд

Утром площадь пустынна, фонтан не работает.

Зато вечером площадь заполняется людьми, а фонтан переливается множеством цветов.

На площади наблюдали колоритную группу: мужчина со стайкой женщин и детей (гаремом?). Хотя в одежде женщин преобладал черный цвет, одежда их была непривычно яркой и пестрой для Ирана — такими яркими узорами она была расшита. Почему-то наших цыган напомнили.

Язд

Мужчина раздал им всем по пирожному, купленному в ближайшем кафе и сел на скамейку перед нами, согнав со скамейки сидевшего там пожилого иранца. Одна из женщин села рядом, остальные разместились на корточках вокруг. Все жевали врученные им пирожные с довольными лицами. Часть сидевших на корточках женщин была ровестницами сидевшей на скамейке, часть была моложе.

В супермаркета обнаружили Piroshki!

Язд

Язд произвел самое неоднозначное впечатление из всех посещенных городов Ирана.

С одной стороны, видели много местного колорита: и исторического, и современного.

Например, дверь с мужской и женской ручкой.

Язд

Холодильник с бадгирами — внизу в подземелье течет ручей, над которым бадгиры создают постоянно дующий ветер.

Случайно зашли в местную школу.

Язд

Дети приезжают сюда на велосипедах.

Графити на заборах — ну очень иранские.

Язд

Это пакетики с напитком, в котором дно пакета надо «пробить» соломинкой — пить оказалось удобнее, чем из тетра-пака. Если надо перелить напиток из пакетика в чашку, то можно сделать надрыв в верхней части пакетика — тут все как обычно.

Впервые такие пакетики мы увидели в Кашане, где нам и объяснили, как с ними обращаться. В Кашане мы попробовали мятно-лаймовый напиток — очень хорошо освежает. В Исфахане таких упаковок не видели, хотя специально искали. И вот, наконец, нашли в Язде. Только лаймовых не было — взяли с вербой на картинке. Оказался душистый напиток с медом.

С другой стороны, напротив весьма респектабельного банка лежат кучи то ли строительного раствора, то ли строительно мусора. Вот банк.

А вот напротив.

Вот, казалось бы, главная площадь города, фонтан, скульптуры. Но строения по бокам площади выглядят уж очень облезло.

Не сказать, что Язд не благоустроенный.
В нем есть красивые здания.

Уютные уголки.

Даже что-то авангардное.

Язд

Но рядом соседствует и разруха.

Потом вроде опять аккуратные постройки.

В первый вечер в Язде столкнулись с проблемой «где поесть». Бургеров и пиццы не хотелось совершенно, а других кафе и ресторанов не наблюдалось. Про те, что показывал наш навигатор, местные говорили, что они недавно закрылись. Мы уже почти потеряли надежду, как вдруг на боковой улочке справа, если стоять лицом к Амир Чакмак, обнаружился довольно большой ресторан-«стекляшка». Не сказать, чтобы там было уютно, но покормили вкусно. В углу мы заметили лестницу наверх, но поскольку мы были уставшие, то подниматься не стали.
Зато во второй вечер, придя туда на ужин, поднялись на крышу.

Язд

Понятно, что здесь же и остались на ужин.

После ужина еще немного погуляли по вечернему Язду — пусть он запомнится таким.

Язд

А утром нам вызвали такси в аэропорт. Где-то на половине дороги таксист спросил: «Bus terminal?» Мы хором почти крикнули:«Airport!». Таксист ответил: «Это то же самое." Мы переглянулись. Привезли нас в аэропорт.

Аэропорт маленький, народу немного, женщин еще меньше.

Досмотр женщины проходят в отдельно отгороженном закутке.

А летели мы на самолете марки «Fokker» — тоже экзотика!

Язд

Полет был недолгим — чуть больше часа. Время коротали, разгадывая судоку.