Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 22 апреля 9:38
Без секрета всему свету

Там, где начинается русская земля... Часть 1. Путь на Курилы

Курильск, Южно-Сахалинск — Россия Август 2012
74 53

Вместо предисловия

Острова, острова, острова —
Ожерелье в суровом просторе…
Вас шлифует бескрайнее море,
Оплетают туманов седых кружева…

Настоящий Тихий (!) океан с китами и касатками, с колышащимися в прибое лентами морской капусты; огнедышащие горы, выстроившиеся как куличики в песочнице — на каждом шагу по вулкану; черного цвета бесконечные пляжи с песком, мелким словно пудра; Белые пемзовые скалы в «беретках» из изумрудной зелени; трава выше человеческого роста; непроходимые дебри бамбучника; сладкая ягода с мерзко-отталкивающим названием «клоповка»; горячие источники и кислотные реки прямо в тайге; шумные водопады, срывающиеся с высоких скал; толпы лосося, уже отправившегося в свой последний путь на нерест; медведей повсюду — как в зоопарке!..

Здесь зарождается день. Здесь начинается наша страна. Здесь зима соприкасается с летом. Здесь север перемешивается с югом.

Где же это поистине райское место?

ИТУРУП! Я говорю про Итуруп — самый большой остров изо всех островов Большой Курильской гряды.

Неужели мне повезет увидеть ЭТОТ мир своими глазами?! Повезло! И еще как!

Там, где начинается русская земля... Часть 1. Путь на Курилы

Надо не бояться мечтать! (Главное — не перепутать мечту с фантазией!). И тогда мечты могут реализоваться! Так и случилось со мной — да, я собираюсь на Курилы! Совершенно нечаянно, неожиданно, непредсказуемо в дебрях Интернета я наталкиваюсь на информацию о предстоящем в августе фототуре на Курилы. И в группе еще есть место! Без сомнения — оно для меня. Еду, не раздумывая!

Курилы, видимо, чувствовали, КАК я хочу к ним: 16 августа, за два дня до вылета в Южно-Сахалинск, пришла новость о том, что «На курильском острове Итуруп началось извержение вулкана Иван Грозный». А мы на Итуруп и собираемся! Мои друзья просят меня не лазать на вулкан, не ходить по лаве, не заглядывать в кратер и вообще поменьше делать всяческих опасных, а по-моему — очень интересных вещей! А я все задаю и задаю организатору нашей поездки детские вопросы: «А как долго может длиться извержение вулкана? А когда мы доберемся до Итурупа, вулкан еще будет извергаться? А наш маршрут будет проходить вблизи Ивана Грозного? А мы на вулкан полезем?»

Как «вел себя» дальше Иван Грозный, что такое фумаролы, какого цвета Кипящая река, можно ли пройти через заросли бамбучника, как выглядят титано-магнетитовые пески, какие страшные рыбы обитают в Охотском море — мой рассказ именно об этом путешествии по Южным Курилам — по острову Итуруп, проходившему в августе 2012 г.

2
Там, где начинается русская земля... Часть 1. Путь на Курилы
8
Там, где начинается русская земля... Часть 1. Путь на Курилы

Фактически, это была фотоэкспедиция, инициированная Иваном Д. (г. Москва) и реализованная при участи Ольгой К. (г. Южно-Сахалинск, о. Сахалин) и Юрия Д. (г. Курильск о. Итуруп). Я старалась рассказать о тех местах, где мы побывали, которые мы планировали посетить, но не получилось по объективным обстоятельствам, описывала свои чувства и ощущения от происходящих в этот период событий. Мой рассказ — для просто любознательных людей, тех, кто интересуется этими краями или готовится туда в поездку. В тексте справочно указана информация, более подробно описывающая некоторые места, понятия, объекты. Надеюсь, она будет Вам интересна и окажется полезной.

Справочно:

Если посмотреть на карту России, то на самом Дальнем Востоке, между Камчаткой и Японией можно заметить цепочку островов — это и есть Курилы. Курильские острова состоят из двух гряд — Большой Курильской и Малой Курильской. Большая отделяет Охотское море от Тихого океана.

Большая Курильская гряда имеет протяженность 1200 км и простирается от полуострова Камчатка (на севере) до японского острова Хоккайдо (на юге). В ее состав входит более 30-ти островов, из которых наиболее крупными являются: Парамушир, Симушир, Уруп, Итуруп и Кунашир.

Прибытие в Южно-Сахалинск. Покупка резиновых сапог. Заготовка продуктов.

«Не ласково встречает нас Южный» — так сказал мой сосед в самолете при подлете к Южно-Сахалинску — самолет пробивался сквозь сплошную пелену облаков. Восемь часов с хвостиком ночного перелета Москва — Южно-Сахалинск — и я на Сахалине!

В городе дождь, дождь, дождь… И так целый день. Но я непрерывно радуюсь, словно ребенок — мне до сих пор не верится, что впереди меня ждет БОЛЬШОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ. И дождь перед ним — это просто замечательно, ведь, во-первых, дождь в дорогу — это хорошая примета (и с этим никто не поспорит, проверено наукой и опытом, сыном ошибок трудных), а во-вторых, есть шанс, что сейчас вся вода выльется, и само Приключение пройдет при относительно сухой погоде.

Прибывшие в Южно-Сахалинск члены нашей группы весь остаток дня посвятили закупкам продуктов для экспедиции и поиску резиновых сапог для не имеющих их (были и такие!). Побродив по магазинам, искомое было найдено и приобретено. Я внутри себя немного потешалась, что хозяева обновок бережно несли их в пакетах, рассекая глубокие лужи на улицах города в мокрых кроссовках, приберегая, видимо, сапожки для испытания в суровых полевых условиях.

Город посмотреть так и не получилось, только и увидела Сахалинский областной краеведческий музей да вид на город сверху с горнолыжной базы «Горный воздух».

Южно-сахалинский краеведческий музей интересен уже своим внешним обликом. Это едва ли не единственный уцелевший памятник эпохи японского губернаторства Карафуту (1910—1945 гг.). Здание было построено в 1937 году японским архитектором в стиле «тэйкан» (императорская корона), имеет черепичную крышу в виде «японского замка», архитектурные особенности — фонари-окна в потолке, вход-портик, украшения-кадзари на крышах и скатах в японском стиле. Музей — единственное в России здание подобного типа.

11
Там, где начинается русская земля... Часть 1. Путь на Курилы
4
Там, где начинается русская земля... Часть 1. Путь на Курилы

Вечером в ближайшем кафе мы отметили встречу первой части «десанта» нашей экспедиции и, что более важно, побурханили на хорошую погоду. Грамотно и правильно, видимо, побурханили, потому что на следующий день с самого утра сияло солнце. Надо отметить, что на протяжении всей нашей поездки погода нам благоволила — только однажды пролил настоящий хороший дождик, который продемонстрировал способности моего «непромокаемого и влагозащищенного» баула (как значилось на этикетке). После того дождика я вылила из баула полведра воды и остаток времени до окончания поездки периодически пыталась просушить свое намокшее имущество. В условиях высочайшей влажности Итурупа и обильной вечерней и ночной росы мне это мероприятие удавалось достаточно слабо. Но я не сдавалась — ведь важен процесс, а не результат!

Справочно:

Бурханить — это старинный обычай на Байкале, когда человек делится самым ценным, что у него есть, с духами Байкала, гор, источников, перевалов. За годы демократической власти наибольшую ценность приобрели спиртные напитки, которые и приносятся в жертву Бурхану. Делается это особым способом при помощи безымянного пальца правой руки, который слегка опускается в кружку (стакан, рюмку), после чего начинается крапление содержимого по всем сторонам света. Таким образом угощается сначала хозяин Байкал. После того, как задобрили Бурхана, надо выпить самому за его благополучие, но не до конца — остатки тоже ему, Бурхану. Этот ритуал надо выполнить обязательно, независимо от вашего отношения к напиткам и состоянию здоровья. Иначе Хозяин обидится и не будет помогать вам во время странствий.
(Игорь Пугин «Вокруг Байкала»)

Прощание с Сахалином.

На следующий день прибыла вторая половина нашего фотодесанта на Курилы. Мы встретили ребят в аэропорту и сразу же направились в город-порт Корсаков для посадки на корабль «Игорь Фархутдинов». Хотя Итуруп и является самым большим островом из всех островов курильской гряды, добраться до него не так-то просто и легко: у корабля нет четкого и одинакового во все времена маршрута — корабль может сначала отправиться на острова Шикотан и Кунашир, и только потом на Итуруп. Все определяет погода и настроение капитана другие причины. К тому же местные жители при посадке на корабль имеют приоритет, поэтому нет гарантии, что, имея на корабль билет, турист попадет на судно. Если рассматривать вариант доставки своих организмов самолетом, то тут вообще никакой ясности нет и не может быть: погода в этом регионе непредсказуема, и поэтому нет регулярных рейсов, да и билеты на самолет заранее купить нельзя, а можно только в аэропорту вылета, да и то только накануне самого вылета. Может быть, этим объясняется отсутствие на острове толп туристов и случайных людей. (Забегая вперед, скажу, что обратный путь с Итурупа на Сахалин мы проделали на самолете, но нам неслыханно-невероятно-неимоверно повезло! А потом рейсов на Итуруп и обратно не было 4 дня! Но об этом я расскажу в свое время). Кроме того для пребывания на Итурупе необходимо иметь пропуск на посещение погранзоны. Получить его можно у пограничников в Южно-Сахалинске.

Но нам уже в самом начале путешествия повезло! Расписание и маршрут корабля были уже идеально скорректированы (под нас, видимо:)): корабля держал курс прямиком на Итуруп, тем самым значительно сокращая путь по морю и на целый день по времени. Около 13 ч м.в. под «Прощание Славянки» корабль отошел от причала.

4
Там, где начинается русская земля... Часть 1. Путь на Курилы
3
Там, где начинается русская земля... Часть 1. Путь на Курилы

Я еще ни разу не бывала на ТАКИХ БОЛЬШИХ кораблях! Высокие (громадно высокие) борта, просторные каюты — тут можно дискотеку проводить! Вот что значит океанский лайнер!

3
Там, где начинается русская земля... Часть 1. Путь на Курилы
2
Там, где начинается русская земля... Часть 1. Путь на Курилы
7
Там, где начинается русская земля... Часть 1. Путь на Курилы

Спасибо за фото Оле Куликовой!

И все (почти все) сразу же завалились спать: во сне не укачивает! Спустя четыре часа Оля меня растолкала, чтобы я не проспала расставание с Сахалином — вдали виднелся крайний юго-восточный мыс острова, названный Анива по имени залива, в котором он расположен, и здесь установлен очень красивый маяк. Увы, рассмотреть его красоту не представилось возможным — корабль прошел далеко от него.

5
Там, где начинается русская земля... Часть 1. Путь на Курилы

«Анива» (в переводе с языка айнов) — «находящийся среди гор». Я прочитала в Интернете такую версию происхождения названия: некогда айны устроили испытание сородичу, доплывет ли он на лодке в шторм с одного берега на другой — с мыса Анива до мыса Крильон. Когда по яростным волнам сквозь шквал ветра с дождем испытуемый все же прибыл на берег, встречающие на берегу радостно закричали: «Анива! Анива!», что переводится как «Они приплыли!».

На сайте Туристера у Сергея Первухина (pervuhinsergey1961) (https://www.tourister.ru/responses/id_20602) прочитала вот такую историю маяка:

«Маяк Анива (яп. Нака-Сиретоко мисаки), является не только самым оригинальным и сложным техническим проектом периода Карафуто, но и выдающимся мировым достижением в практике маячного строительства того времени. Необходимость постройки маяка была обусловлена непредсказуемыми коварными течениями, при смешении вод Охотского моря и залива Анива, частыми туманами и каменными банками, интенсивным движением судов. Маяк построен на срезанной и частично наращенной бетонированием площадке с высотой 7,5 м. над уровнем моря. Все строительные материалы и конструкции завозились судном, при условии всегда неспокойного моря и сразу размещались на объекте строительства. Доставку строительных грузов выполнял пароход „Рошу-мару“ (бывший пароход общества КВЖД „Аргунь“, захваченный японцами в начале русско-японской войны 1904 — 1905 гг. и потопленный американской подводной лодкой в 1942 г. южнее о. Хонсю). Автор проекта японский инженер Миура Синобу. Построили маяк в 1939 году, а в начале 1940 года мореплавателям было сообщено об установке маяка и звукового туманного сигнала. Маяк имел черный цвет с белыми полосами. Цвет огня маяка — белый при периоде 24 сек. имел 2 проблеска и дальность видимости 17 миль (31,5 км), сирена — звук каждые 24 сек. Персонал — 4 чел., по окончанию навигации зимовали в поселке Сатоо (в настоящее время бывшая пограничная застава „Южная“). Маяк во время войны не действовал, с момента запуска в эксплуатацию 22.11.1945 г. и по настоящее время находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота (СССР, России) и обеспечивает плавание судов в пограничном с Японией проливе Лаперуза. В 1990 году, обслуживающий персонал снят, маяк переведен на автоматический режим работы с использованием радиоизотопного энергетического генератора. В 1997 г. установлен и введён в эксплуатацию радиолокационный маяк — ответчик (РЛМО).»

4
Там, где начинается русская земля... Часть 1. Путь на Курилы

Спасибо за фото Сергею Первухину (pervuhinsergey1961)!

Сразу же скажу — делать на корабле решительно нечего: после того, как быстренько обследуешь все его доступные закутки, осталось только перемещаться из каюты в каюту, где расположились все наши, и в заведение общепита под громким названием «Ресторан № 1» (как будто есть и другие Рестораны!). Так «в делах» почти незаметно вечер и прошел.

Ресторан заслуживает того, чтобы о нем замолвили слово: вы можете заказать «комплексный завтрак/обед/ужин», а можете сделать индивидуальный заказ из имеющегося на борту меню. Только надо учитывать следующее:

  • сервис, мягко говоря, не навязчивый;
  • на вопрос, что содержит «комплексный завтрак/обед/ужин», официантка задала встречный вопрос: «А сколько заказов будете делать? Если много — тогда расскажу»;
  • ваш индивидуальный заказ будет обслужен только после того, как будут накормлены все комплексно;
  • ни на какие ваши призЫвные знаки внимания, такие как пощелкивание фалангами пальцев, словами «Девушка, Вы не могли бы…», поднятие рук-ног, даже на ваш художественный свист официантка не реагирует. Так что запаситесь терпением;
  • Но кормят почти вкусно: лучше, чем в столовке. Не ресторан, конечно, но… Нормально.

Уже поздней сахалинской ночью народ долго разбредался по своим каютам, все прощаясь и прощаясь друг с другом, пока, наконец, все не угомонились.

Особо хочу отметить, что Ангел-Хранитель был с нами:

  1. самолет со второй частью участников нашей группы почти не опоздал,
  2. следовательно, мы не опоздали с погрузкой на корабль (а времени было просто впритык!),
  3. Охотское море было относительно спокойным. Почти у всех нас обошлось без употребления чудесного препарата Драмина / Авиа- море. Что ОЧЕНЬ важно!

Кроме того надо сказать, что меня мой Ангел-Хранитель точно оберегал на всем протяжении путешествия, тем более что было от чего и для чего из-за моей неосторожности/ неуклюжести, да и так, в общем…

СПРАВОЧНО:

Корабль «Игорь Фархутдинов» (первое название — «Нева», с 1996 «Адмирал Лазарев», c 2003 г. после гибели губернатора Игоря Фархутдинова носит его имя) — пассажирское судно усиленного ледового класса. Порт приписки — г. Холмск Сахалинской области, принадлежит ЗАО «Сахалинремфлот». Валовая вместимость по 4575 регистровых тонн, пассажировместимость по 150 человек, мощность главных двигателей по 3200 кВт, автономность плавания в любых климатических зонах до 2000 морских миль. Работает на линии «Корсаков — Курильские острова — Корсаков». Поскольку на островах Курильской гряды нет причальных стенок, то повышается сложность рейдовых разгрузочно-погрузочных операций. Проводил операцию спасения теплохода «Марина Цветаева». Работает с 2004 года. Построен в 1991 году на Гдыньской судоверфи (им. Парижской Коммуны), строительный номер 6, проект: B-96 (ПНР), тип Анна Ахматова.

Источники информации: Википедия, https://www.sakhalin.info/weekly/99460, http://www.ecotours.ru/ru/catalog/LKrl01-0/, http://kurilsk-lib.ru/21-literaturnyj-iturup?start=18

Другие мои рассказы о путешествии на Итуруп:

Там, где начинается русская земля… Часть 1. Путь на Курилы

Там, где начинается русская земля… Часть 2. Итуруп гостеприимно встречает извержением вулкана Иван Грозный

Там, где начинается русская земля… Часть 3. Как не свариться в Кипящей реке и не свалиться в кратер вулкана

Там, где начинается русская земля... Часть 4. Одесский залив

Там, где начинается русская земля... Часть 5. Белые скалы. Алепизавр

Там, где начинается русская земля... Часть 6. Японский аэродром. Переезд в бухту Торная. Возвращение в Курильск

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии