Турист Олег Иванов (iffoneoff)
Олег Иванов
был 13 марта 15:44

Доломитовые рассказики. Как я попал в фототур в Альпы, и что из этого вышло. Часть 2

Кортина д'Ампеццо — Италия Июль 2017

Cinque Torri

Рассказик 5. Как поехать в Альпы и попасть на маневры.

Вершины Cinque Torri, или Пяти Башен, в народе очень популярны, причем как у «летнего» альпийского люда, так и у «зимнего». Летом здесь толпами кучкуются трекеры, для которых здешний приют Scoiattoli — удобная перевалочная база, и днями напролет тренируются скалолазы. Говорят, для начинающих — самое то. Ну, а зимний горнолыжный кайф возможет здесь благодаря подъемникам. Чинкве Торри — часть зоны катания Dolomiti Superski. Летом к вершинам и рифуджио можно подняться пешком и даже на внедорожнике, но, учитывая вес нашего багажа и недостаточную проходимость «Мерседеса», подъемник наше всё. Билет вверх-вниз стоит 11.60 евро, дорого это, или нет, вопрос философский.

Гармония Хаоса-2.

М-да, с комфортом здесь уже малость попроще. Увы. За 60 евро вы получаете койку в комнате на 12 человек и завтрак. Для багажа предусмотрены довольно вместительные ячейки, наподобие камер хранения на вокзалах, и хорошо, что они есть. Потому что без присмотра вещи оставлять не рекомендуют категорически, туристы, говорят, бывают таки разные. Раскладываем вещи по ячейкам, и только устраиваемся на веранде с обалденно красивым видом окрест, как тишина сменяется оглушительным грохотом…

Над головой, кажется, руку протяни и достанешь, проносится сладкая парочка самолетиков вероятного противника. Вот вам и бесплатное авиашоу. Рефлексы фотографов срабатывают мгновенно, и мы, как по команде, целимся объективами в небо в надежде на продолжение банкета.

Банкет банкетом, но активность вокруг разворачивается нешуточная. Вслед за самолетами появляются вертолеты, из них выпрыгивают люди в военной форме, да и с подъемников начинают в буквальном смысле слова ссыпаться разновозрастные вояки в забавных шляпах с перьями…

Погоди-ка, это ж получается, мы становимся свидетелями то ли сборов каких (судя по более-менее почтенному возрасту служивых), то ли курсов повышения квалификации. Ай, не всё ли равно… В любом случае удивляет то, что туристов, кажется, никто трогать и куда-нибудь там прогонять не намерен… А и в самом деле — с чего вдруг? У военных свои дела, у нас свои, у владельцев приюта — свой маленький бизнес, никто не должен быть ущемлен…

И вот такая любопытная дребедень продолжалась два дня. С перерывами на сон. Целый день народ то прибывал, то убывал, все непременно жрали и пили кофе и что покрепче (для многих вояк это вообще было основным занятием), блокировав гражданским все подходы к бару. К вечеру вокруг нашей хижины как-то одномоментно обезлюдело, зато уже к 8 утра следующего дня снова началось невообразимо-суетливое действо, включающее даже такую необязательную, на мой взгляд, опцию, как военный оркестр.

Спать после утренней съемки под бравурные марши, это затруднительно, знаете ли. Зато наблюдать за творящимся вокруг было крайне забавно и познавательно. Любопытно, что совсем рядом с пиками Чинкве Торри сохранены в неприкосновенности блиндажи, окопы и хозяйственные постройки времен I Мировой Войны, своего рода музей. Вечером второго дня мы по этим окопам изрядно пошлялись в поисках новых неизведанных ракурсов. Говорят, мясорубка здесь была ого-го. Ну и маневры здесь же проводятся, наверное, чтобы не отрываться от корней. Как у нас говорят, в местах боевой славы.

Утро Полины

Два дня на Чинкве Торри подарили нам две вечерних и одну утреннюю съемку. На сей раз погода нам в целом благоволила, испортив невероятным, всепоглощающим туманом только самый-самый вечер и ночь. Зато какие были краски заката и рассвета, ух!

Передать тот азарт, когда ты понимаешь, что уже один кадр из этой сессии полностью оправдывает всю поездку, я словами не могу.

Эксперимент с длинной выдержкой

Природа вокруг разгулялась так, что оставалось только восхищенно ахать и жать и жать на спуск… Выбрать из сотен снятых тогда кадров несколько тоже непросто. Благодаря постоянно меняющемуся рисунку неба знакомый уже пейзаж буквально каждое мгновение выглядел иначе, чем еще минуту назад.

Знай себе фотографируй, потом отфильтруешь ненужное, неудачное. Хотя какая может быть неудача при таком фантастическом свете… Происходившее напоминало мне рыбалку, когда сонное бодрствование в миг сменяется бешеным клевом, успевай только таскать…

Рассказик 6. Кортина Д' Ампеццо.

Когда фотограф высыпается, а до вечерней съемки времени навалом, то есть, делать всё еще нечего, его одолевают смутные желания спонтанного шоппинга. Нет, конечно можно поколдовать над уже отснятыми фотографиями, но близость к бару, знаете ли… да еще этот военный оркестр и общая движуха вокруг… К тому же, прикупить кое-что нужное действительно надо. Сколько ни собирайся, как рюкзак не набивай, всё предусмотреть никогда не получается. Опять-таки, жажда знаний и перемены мест. И вот мы всей дружной толпой едем в Кортину. Благо, езды тут на полчаса, тьфу.

Небольшой городок, раскинувшийся по берегам довольно бурной горной речки, стал широко известен (помните, писал уже?) благодаря зимней Олимпиаде 1956 года. Однако, центром горнолыжного туризма зимой и удобной базой для вылазок по близлежащим интересностям в летний сезон, город является чуть не с конца XIX века. То есть, традиции приема гостей здесь вековые, и это очень чувствуется. Если я когда-нибудь вновь навещу эти благословенные края с семьей, то останавливаться мы точно будем в одном из отелей Кортины, совершая однодневные поездки по всем здешним знаковым местам. Ибо комфорт и всё рядом. Сиднем сидеть здесь скучно. Какими-то архитектурными изысками город не блистает, из музеев наличествует только разве галерея современного искусства, но ведь вы не за этим здесь, правда? К услугам любителей гор в частности и природы в целом, — куча магазинов, отели, где много мыла и есть горячая вода с интернетом, супермаркеты, и неимоверное количество баров, ресторанов и прочих забегаловок на любой вкус и кошелек. Мы провели в Кортине часа три, закупившись, пообедав, и даже немножечко осмотревшись.

На обратном пути мы единственный раз столкнулись с небольшим неудобством, вызванным армейскими игрищами. Неудобство заключалось в том, что машину нашу пускать к подъемнику категорически не желали представители военной полиции. Однако их сопротивление сломил безупречный английский Шатрова, благодаря которому нас приняли за британцев, которые «вот уже второй день проживают в рифуджио наверху», и, после недолгих переговоров по рации с кем-то, наверное, вышесидящим, нас пропустили даже с извинениями…

Рассказик 7. Как от нечего делать на халяву выпить.

Все съедено, сколько возможно выпито, а времени до вечера до сих пор вагон? Каждый действует в меру разумения. Кто над фотками сидит, кто на улицу глядит… Я же решил пойти локально прогуляться. Благо хорошо протоптанных тропок вокруг хватает. Поскольку человек я ленивый, то и цели я ставлю реалистичные. Пойду, думаю, куда глаза глядят. От забора до обеда. Сорок минут туда и столько же обратно например. Бреду значится, красотой через объектив любуюсь.

И где-то через полчаса таких вот достаточно бездумных передвижений буквально упираюсь в расположившуюся в трех метрах от тропы компанию пожилых итальянцев. Проклятая воспитанность… Нет бы, как это принято у русских в незнакомой местности, глаза опустить и гордо пройти мимо, пока закурить не попросили. Нет же, вирус европейской вежливости уже довольно серьезно во мне укоренился. Бомжорно, говорю. Ой, что тут началось! Ответные приветствия посыпались на меня со всех сторон, но этим не ограничилось. Уяснив, что по-итальянски я хоть и понимаю, но поко-поко, то есть, самую малость, бодрые старички спокойно перешли на ломаный инглиш, и тут уж их любознательность не знала предела. Откуда ты, да как здесь оказался, да и вообще — присоединяйся.

В протянутом мне пластиковом стопарике оказалась вполне кондиционная граппа. После столь радушного приема отказываться было как-то некомильфо, я и не отказался. А что, вполне по-нашему устроились ребята… Для пикника на обочине самое место, а время… Да кто тут следит за временем, кроме фотографов и военных? В общем, довольно быстро я накидался с честной компанией до состояния «щас спою» (учитывая мои прежние сегодняшние возлияния это было нетрудно), но желание спеть в себе благополучно подавил, и как-то отговорившись необходимостью воссоединиться со «своими русскими друзьями», благополучно откланялся, провожаемый бесчисленными чао и бона джорната. Обратный путь, кстати, благодаря целительному воздействию алкоголя, дался мне куда лучше, чем дорога туда… Воистину, порой выпить с незнакомцами очень даже полезно…

Рассказик 8. Гражданин Доломитов.

Буквально минут за 15 до окончательного отбытия с Чинкве Торри, досточтимый сэр Шатров решил заняться просветительством. «А видите в баре синенькие книжечки? Если кому интересно, купите себе, будет неплохой сувенир.»

И действительно, те символические деньги, которые просили за эту волшебную штуку, представляются мне сейчас самой разумной тратой всей поездки. Пожалуй, есть смысл объяснить, о чем речь.

Итак, за 6 евро вы приобретаете не магнитик какой и не открытку, у вас в руках оказывается паспорт гражданина Республики Доломиты. Ценность книжечки в том, что буквально в каждом горном приюте, в котором вам доведется побывать, есть специальная уникальная печать, удостоверяющая, что именно здесь вы побывали. Неважно, с какой целью: ночевали, провели неделю или просто решили, проходя мимо, пообедать. Приютов в Доломитах сотни, собрать все возможные печати, это, скорее, утопия. Но вот дневник поездки получается просто замечательный, пробуждающий воспоминания. И побуждающий вернуться за новыми впечатлениями и штампиками соответственно. С того самого момента, как в руках у нас оказались эти паспорта, наша жизнь наполнилась дополнительными приятными заботами. Оказавшись где-нибудь, мы первым делом бросались искать «печать о въезде», и очень огорчались, когда нам сообщали, что вожделенный артефакт по каким-либо причинам отсутствует.

Рассказик 9. Лагацуой.

Покидать Чинкве Торри не хотелось. Вот писал я выше, что больше склонен к перемене мест, нежели к сидению на одном месте в ожидании кадра, а вот тут я бы, пожалуй, остался еще на пару дней. Потому что очень красиво. Но программа штука безжалостная, и мы уезжаем, пусть не без сожаления.

Возноситься к небесам, слава богу, здесь несложно. Подъемник на страже здоровья. Только имейте в виду, летом он прекращает свои передвижения вверх-вниз довольно рано, около 5 часов вечера. Мы, например, едва успели на последний рейс.

Гора Лагацуой и её окрестности место, можно сказать, паломническое. Сюда стремятся не только треккеры и альпинисты, но и люди, интересующиеся историей I Мировой Войны. Здешние фортификационные сооружения вызывают чуть ли не оторопь. Казалось бы, кому могло прийти в голову здесь воевать? Тем не менее, именно среди этих величественных и труднодоступных вершин, гремели пушки и тысячами гибли люди… Сложно поверить, но факт.

Нашей целью, однако, были не военные укрепления. Путь наш лежал вниз, в долину, где расположено красивейшее горное озерцо. И вот этот самый путь стал лично для меня самым трудным треком всей программы. Вниз-то ладно, да и пройти в целом нужно было не так, чтобы много, километров пять, а вот вверх… Впрочем, пока мы, посвистывая, но все-таки порой поддерживая равновесие трекинговыми палками, топаем довольно бодро, наслаждаясь окружающей красотой.

М-да, время не фотографическое, слишком всё резко, ярко, аж глазам больно. Увы нам, к закату мы уже должны быть в другом месте, на озере Мизурина, там и заночуем. Самое правильное было бы убрать камеры и любить окружающий мир глазами, но… Черт возьми, как же сложно не запечатлеть такое… Хрен с ним, со светом, я ж иначе все равно слов не подберу, чтобы рассказать, где я побывал, и что видел…

Чем ближе к концу маршрута, тем более завораживает пейзаж. Сильно напоминает виденное мной в Норвегии на фьордах, с поправкой на менее безжалостный климат.

Вокруг озерца на удивление людно. То там, то сям кучкуется в расслабленности трекинговый люд. Поляки, немцы… Но больше всего меня поразил удивительно бодрый дед, рассекающий худющим телом сплошную гладь сырой воды, прямо по Гребенщикову.

А озеро между тем горное, вода от силы градусов 10, бррр. К примеру, я только ноги помочил, и сразу заколдобился. Моржеват дедушка, ничего не скажешь. Ах, родом из Канады, говоришь? Что ж, это объясняет если не всё, то многое. Канадец это в некотором смысле почти сибиряк, да.

Прогулка вокруг озерца ожидаемо не приносит сколь-нибудь значимых фотографических достижений, но попытаться-то было просто необходимо. Минут 20 отдыха пролетают незаметно, и мы отправляется в обратный путь, теперь уже вверх. Километр, еще один… Где-то километре на четвертом в голове моей появляются ничуть не вдохновляющие сравнения с Голгофой. А ведь остается еще самая муторная часть маршрута… Бог терпел, и нам велел… Медленно-медленно ползи улитка по склону Фудзи. Последние метры я бреду уже на чистом самолюбии, отнюдь не метафорически перекинув язык через плечо, а организм головокружением сигнализирует что ему кранты о катастрофическом падении сахара в крови. И тут буквально с небес раздается отвратительно бодрый голос: «Ааааа, вот и мои русские друзья!». И что же мы лицезреем, подняв голову? А лицезреем мы все того же холодоустойчивого пожилого канадца. Позитивного, как кролик во время случки. Но как, Холмс??? Когда мы отчаливали от озерца, сей непотопляемый муж еще вовсю резвился в горных водах, и когда успел нас обогнать, совершенно неясно. О, говорю, привет! И куда ты дальше? А, ответствует мне визави, мне сейчас опять назад, ночуем-то мы ниже, в долине, а сюда я просто прогулялся с соотечественниками… Блин, твою мать… Прогулялся… Из стали ты, что ли? В общем, есть многое на свете, друг Горацио…

Рифуджио Лагацуой, к которому мы все, включая вашего покорного, добрели, кажется мне просто раем. В раю есть скамейки и столики, подают аперол (2 бокала, пер фаворе) и вкусные пончики (2 штуки, а то один не оросит). Виды меж тем со смотровой площадки открываются такие, что фотографировать хочется едва не больше, чем жрать. Приходится совмещать и запечатлевать прекрасное, не вынимая пончика изо рта.

Все в этом мире относительно. Отсюда наши пики Cinque Torri кажутся совсем маленькими, незначительными.

Рассказик 10. Отель «Гранд Будапешт».

Снимали мы тут только утром, так что это фото с телефона. Сорри.

Наша следующая остановка — озеро Мизурина. Находится оно в 13 км от Кортины, и, окруженное пиками горного массива Лаваредо, выглядит очень живописно. Тихо здесь, спокойно и относительно недорого, так что, если кому суета Кортины не близка, — вам сюда. Красиво здесь конечно невероятно. Само озеро и размеров и глубины небольшой, до пяти метров, огромный плюс долины, в которой оно находится — климат. Надо отметить, что именно здесь находится единственная в Италии больница для лечения детской астмы. Озеро зимой замерзает, когда-то здесь, прямо на этом самом льду, проводились соревнования конькобежцев. Ввиду очевидного созвучия названия озера с фамилией одиозной российской политикессы, глумиться по этому поводу я не буду, скажу просто, что ударение здесь ставится на второе «и», МизурИна.

Ночевки на озере я, признаться, ждал, как манны небесной. Потому что она предполагала единственный предусмотренный программой отель. Душ, номер на двоих, чистые простыни. Комфорт и нега. Цивилизация, короче говоря. Очень желаю ощутить. Скинуть и как-то привести в порядок пахнущие казармой вещи… Спокойно помыться самому. Почувствовать себя белым человеком.

Пристанище наше носило гордое название «Гранд Отель Мизурина», но с легкой руки Димы Шатрова никто его так не называл. Рекламируя нам это место, Дима говорил: «Смотрели фильм „Отель Гранд Будапешт“?» Вот нас ждет он самый. И было это чистой правдой. Если вы фильм видели, вам и объяснять ничего не надо, ну, а если не видели, я вам расскажу.

Когда-то отель был великолепен. Он принимал гостей из высшего света, — герцогов с герцогинями, князей с княгинями, да что там, — возможно, и королей с королевами. В его великолепных залах давались балы, в роскошных ресторанах подавались роскошные яства, вечерами играл оркестр. Вокруг озера не гуляли как попало невесть кто, а степенно фланировали знамо кто. Шли годы, менялась публика, а отель оставался прежним, не желая соответствовать духу нового времени… И в какой-то момент наш Гранд Будапешт стал живым, трогательным и немного смешным воплощением понятия «ностальгия». Во всем его облике чувствуется, что былое великолепие уже слегка отдает затхлостью. Огромные номера с высоченными потолками давно требуют ремонта, кровати поистине королевских размеров отчаянно скрипят, рассохлись шкафы, повытерлись ковры и истерся лак паркета. И даже портье с официантами в лонящихся фраках в такой обстановке кажутся немножечко антикварными экспонатами, ведя себя преувеличенно старомодно, и тем не менее с непокобелимым достоинством. Ох да, чудо, что за место! Порой меня охватывало чувство, будто я нахожусь на «Титанике», не меньше.

И тем не менее, программа реанимации организма и вещей, которую я себе с таким вожделением задумывал и в красках представлял, при всем поблекшем шике заведения, удалась на 100%. С некоторой натяжкой удавшимся можно было признать даже ужин, в котором не было бы совсем ничего плохого, кабы не формат «шведского стола» и без преувеличения огромные очереди постояльцев. От момента входа в ресторацию до заветной минуты, когда мы, наконец, устроились за своим столом, прошло минут 20. Еще минут 10 пришлось подождать, пока гарсон обнесет всех напитками (за отдельную, к слову, плату). Но качество предлагаемых блюд было выше похвал, в отличие от интерьеров ни о какой «второй свежести» речи не шло.

В этом месте у нас предполагалась утренняя съемка, так что аккурат после ужина вся наша честная компания не расползлась по номерам и не осталась в баре догоняться. Первым делом — точка съемки, поиски небанального ракурса, ну, а девушки… а девушки потом. Рекогносцировка вокруг озера дала нам некоторую надежду на интересные кадры… которая надежда утром помахала нам крылом и испарилась. А потому что красным глазам невыспавшихся фотографов, поднявшихся ни свет, ни заря (это самое «ни свет, ни заря» начиналось у нас в 4.30 утра) предстало чистое безоблачное небо с одной стороны, и ветерок, морщивший озерную гладь, в которой предполагалось ловить отражения окружающих пиков. Вы думаете, мы таки сразу забили и отправились досыпать? Ага, квак бы не квак! Решив, что, раз уж встали, надо хоть немного оправдать этот подвиг, мы таки вышли прямо к набережной напротив отеля, презрев все вчерашние находки, и… то, что в итоге получилось — вашему вниманию.

Замечательное, кстати, было утро. Пусть не с фотографической, но с путешественнической точки зрения уж точно. Надо ли говорить, что после утренней съемки поспать нам практически не удалось. Ведь нас уже ждал очередной козырь программы, — переход и ночевка ввиду Тре Чиме Ди Лаваредо (Трех Пиков Лаваредо). Но о том, что день грядущий нам приготовил — в следующей, финальной части моих рассказиков. Для затравки опять-таки фото, относящееся к следующей части: