Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 22 мая 23:06
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Приоткрыватель Бенгалии

Кхулна, Коксьс Базар, Читтагонг, Дакка — Бангладеш Октябрь 2017
57 45

В эпоху глобализации, шаблонности и стандартизации всё чаще накатывает завистливая тоска по эпохе первооткрывателей.

Вот каково им было, первым британцам, ступившим на земли Бенгала? Прорубиться через мангровые чащи Сандарбана, и в непросыхающей палатке просыпаться в холодном поту от рёва бенгальского тигра, не различая, зверь ли это или не отпускающий малярийный бред? Жевать жёсткий буйволиный стейк под последнюю бутылочку тёплого английского эля, прошедшего с тобой трёхмесячный путь от порта Саутгемптона. Вслушиваться в ночную канонаду мистических «пушек Барисала». Натыкаться в непролазных джунглях на таинственные краснокирпичные храмы, оплетённые лианами толщиной в ногу слона…

Я бы очень хотел на полгодика очутиться в той, далёкой Бенгалии, таинственном и чудовищно сложном краю.

Но — у меня всего неделя времени (как же опрометчиво взяты билеты!), и я лишь слегка коснусь прекрасной Бенгалии, приоткрою её для самого себя.

Общие впечатления. Ожидания VS реальность

При относительной безвизовости и доступности перелётов Бангладеш самая, пожалуй, непопулярная страна Азии в отрезке от Индии до Индонезии.

Приоткрыватель Бенгалии

Если вы полагаете, что сложно добровольно потратить время и деньги на страну, где

— дикая перенаселённость

— транспортная анархия, отсутствие внятных расписаний и постоянные опоздания всего на свете

— на туристе пытается нажиться каждый от хозяина дорогого отеля до уличного помогалы

— по сто раз в день придётся фотографироваться в качестве белой экзотики с местным населением

— на улицах, на вокзалах, в кафе за вами будут следовать толпы нищих

— босоногие детишки-оборванцы будут тянуть к вам сопливые ручонки и клянчить ма-а-ани до-о-олар мистер

— еду невозможно есть без пачки таблеток (и с пачкой тоже, ибо ужасно на вкус), а воду даже из бутылок нужно кипятить

— убитая природа и ужасающий срач как в городах, так и за их пределами,

то вы вряд ли поедете в Индию.

Да-да, в Индию. Поскольку ничего из вышеперечисленного Бангладеш не касается.

Раньше мне крайне нравилась услышанная где-то фраза «Индия — это Бангладеш для начинающих». И чем ближе был старт путешествия, тем чаще я ей бросался.

Теперь могу сказать честно — фразу придумал идиот, точно не бывавший в Бангладеш.

Парадоксально, но из всех стран Азии Бангладеш наименее похож именно на Индию. Да, он большой и очень разный, и где-то видится Шри-Ланка, где-то Лаос, местами Мьянма. Но более всего Бангладеш напоминает Камбоджу 10-летней давности. Удивительно, но каждый день ловил себя на мысли, что еду по Камбодже!

3
Приоткрыватель Бенгалии

И вот здесь следует оговориться о Большой Бангладешской Ошибке.

ББО — классика: «Бангладеш такая жопа мира, но посмотреть одним глазком для галочки нужно. Слетаю на пару дней в Дакку, всё-же столица, может и обойдётся без существенных потерь для кошелька, здоровья и нервов».

Так вот — ни в коем случае не начинайте знакомство со страной в столице, и тем более не делайте Дакку единственным пунктом посещения. Иначе для людей, страну немного посмотревших, ваши рассказы будут сравни рассуждающему о красоте пляжей Боракая по трущобам Манилы или о закатах над вулканами Явы по закатам над Джакартой.

Маршрут

Приоткрыватель Бенгалии

Уже упоминал вскользь, что недели, выделенной на знакомство со страной, оказалось непростительно мало. Из маршрута, к сожалению, вылетела дельта (Сандарбан) и северная часть.

Всё-же Бангладеш далеко не маленькое государство, а особенности перемещения по нему таковы, что в дороге проводится большая часть времени поездки. Если спешить, конечно.

Можно было бы отбросить Кок’с-Базар, но очень уж хотелось посмотреть на «курортный» уголок. Тем более, приходилось доверять путеводителю, на практике прилично ошибавшемуся в части времени переездов как на автобусах, так и на поездах.

Итоговая нитка: Дакка и сразу пересадка на Читтагонг, ночь в Читтагонге, Кок’с-Базар и ночь в Кок’с-Базаре, Кок’с-Базар-Читтагонг-Дакка-Кхулна нон-стоп только с пересадками, 2 ночи в Кхулне и радиальный выезд в Багерхат, Кхулна-Дакка и ночь в столице.

Таможня и виза

Таможня абсолютно незаметная, даже не помню, чтобы её проходил.

Для визы очень желательно приготовить ровно 51 доллар налички. Наличка молча просовывается в окошко кассы, тут же получается чек. Чек показывается сидящим рядом погранцам — получается анкета. Уже третья — 2 дают в самолёте. Вопросы абсолютно одинаковы, но нужны все экземпляры.

Погранцы требуют обратный билет и бронь жилья. Хватило букинга на первые пару ночей.

Срок на штампе ставят от балды, минимум 15 дней, но могут и на месяц.

Доллары можно смело менять сразу за выходом, но стоит слегка поторговаться! Уточните перед вылетом актуальный курс и показывайте бумажку, дадут очень приближенный.

Бюджет

Поездка вышла удивительно недорогой. Ещё в феврале урвал 50% распродажу FlyDubai и взял перелёт до Дакки за 17 500 руб. Внутренний перелёт взял за мили абсолютно бесплатно.

С собой вёз наличку из расчёта 60 долларов в день, по итогам вышло ровно в два раза дешевле. Мог бы сэкономить побольше на транспорте и проживании, но ездил первым классом и жил в приличных гостиницах.

Климат

Начало октября совпадает с окончанием сезона дождей и переходу к самому мягкому зимнему климату. Впрочем, жара за +32 при дичайшем уровне влажности далека от понятия «комфорт».

При этом на территории страны климат сильно различен — в горных районах настоящая прохлада и вечные дожди, на океаническом побережье удушливый зной, в речных землях всепроникающая водная взвесь.

1
Приоткрыватель Бенгалии

Первую ночь в Читтагонге провёл под неумолкающим гулом лопастей вентилятора. А в Кок’с-Базаре заставил себя проспать без внешнего охлаждения — и к утру вполне акклиматизировался. Люблю этот проверенный, хотя и немного мучительный способ.

1
Приоткрыватель Бенгалии

Бангладеш — страна воды. И страна зелени. Глядя из окон на бесконечные заросли и колосящиеся поля, задаёшься вопросом: — как же соседние индусы умудрились просрать свои великолепные джунгли, вдохновлявшие когда-то Киплинга?

1
Приоткрыватель Бенгалии

Благодаря обилию зелени абсолютно не заметна перенаселённость. Вдоль дорог проложены каналы, через которые перекинуты мостики. Заросли скрывают деревушки, а болтаться без дела по дорогам у местных пешеходов не принято. Если бы не обилие тук-туков и велосипедов, «дорожное» впечатление о Бангладеш не отличалось бы от любой страны ЮВА.

Впрочем, я же про климат…

Приоткрыватель Бенгалии

Дождь. Нет, ДОЖДЬ. Только так, только хардкор.

Бывают, конечно, и краткосрочные грозы. Такая громыхала ночью над Кок’с-Базаром, а наутро показалось, что шум ливня был сном — сухие дороги, сухая земля. И только попутчик в автобусе подтвердил, что ливень был очень неслабый.

Но в целом, если дождь — это надолго. Дождь измеряется в сутках.

Единственная прелесть дождя — он вычищает улицы. Города становятся проще для передвижения — ни пробок, ни буксующих рикш. Но на частоту пожимания мокрых рук и болтовни ни о чём дождь не влияет!

1
Приоткрыватель Бенгалии

В дожде прошли последние двое суток — он начался ночью в Кхулне, а к вечеру затопил Дакку так, что кадры из центра старого города попали на передовицы газет, а местное тв без устали гнало репортажи с превратившихся в реки улиц.

3
Приоткрыватель Бенгалии

Но стоит дождю закончиться — вода схлынет в считанные часы. Поэтому поснимать затопленные города можно лишь отловив последние упавшие капли — и бегом, желающие попозировать уже собрались в очередь!

Снаряжение

Из непригодившегося — ремень для потайного хранения денег, использовавшийся только в качестве ремня. Плащ остался невостребованным, ибо при такой жаре всё равно, от чего промокнуть насквозь — от ливня или от пота.

Рюкзак 45 литров и мини-рюкзак 18 литров. Поясная сумка для случаев постоянной навигации в городах, удобно быстро доставать и убирать телефон.

Коврик и спальник для ночёвок в аэропортах (Дубаи, и после Бангладеш Маскат и Абу Даби).

Ветровка для защиты от дождя и кондиционеров.

Мини-электрочайник. Контейнер с завинчивающейся крышкой — для раздела «питание».

Универсальный переходник. В стране только официально 5 видов розеток, но на практике попадались «британские» и «японские».

Проживание

— Сегодня в нашем отеле проводится смена белья. Чётные номера меняются с нечётными!

Относительно бангладешских отелей гуляет немало мифов. Так вот — отелей много, уровень приличный и ценник адекватный. Бывают, конечно, свои причуды.

Читтагонг. Hilton City. 12 долларов, завтрак включён. Расположен примерно в километре от района, указанного на всех картах:

Приоткрыватель Бенгалии

Обязательно берите распечатку с Букинга. Иначе устанете доказывать, что в стоимость включены налоги и завтрак! Впрочем, распечатки броней нужны всегда, ибо в редких отелях есть компьютеры.

Ещё в обязательном порядке берите копии паспорта по количеству ночей, требуют в каждой гостинице.

Про отель — крупная гостиница на оживлённой улице, удобно расположенная между жд вокзалом и каунтерами междугородних автобусов. Откровенно задалбывающий персонал, каждые полчаса стучащийся в дверь — просто поболтать. Завтрак — по ходу, поделились своим, тушёные овощи, лепёшки и чай.

Да, и в любой гостинице к вам будет приставлен человек-помогалка. Он будет будить вас с раннего утра чтобы уточнять, не нужно ли подавать завтрак, не пора ли бежать ловить тук-тук, не самое ли время побрызгать вонючим освежителем воздуха. Он будет пытаться донести до номера всё от рюкзака до купленной на улице еды. И он, внезапно, будет с грустными глазами клянчить чаевые. Так вот, 100 така абсолютно достаточно!

Кок’с-Базар. South Beach Resort. 12 долларов. Небольшой отельчик с зачуханными номерами, застиранным бельём и без вайфая. Где-то на задворках крупных сетевых отелей.

Кхулна. Отелей на Букинге нет в принципе. Жил в двух — неудачно попал на вступительные экзамены, а в Кхулне расположен второй по величине университет страны. Гостиницы забиты абитуриентами и их родственниками.

New Safe. Как и большинство гостиниц города, недалеко от жд вокзала.

Приоткрыватель Бенгалии

10 долларов. Предлагают и ужин, и завтрак, но ценник выше, чем в приличном ресторане. Прыгающий вайфай, абсолютно не беспокоящий персонал.

За углом — более престижный и дорогой Jalico. Пришлось заселиться в единственный оставшийся номер. 25 долларов.

Приоткрыватель Бенгалии

Неплохо отремонтированная гостиница, стоящая своих денег. Хозяева традиционно для Кхулны индусы. Видя, что ценник меня откровенно расстроил, сделали бесплатный завтрак-комплимент.

Дакка. Hotel 71. Роскошная трёшка свежей постройки. Они даже видят бронирование в компьютере и принимают карты. Рамку-пищалку на входе охраняют два лба в почти военных мундирах, при каждом проходе отдают гостю честь, а при выезде ловят тук-туки. В дополнение система безопасности усилена охранником стула с видом типичного вышибалы — тот не вставая сместа (что неслыханно) пожимает гостям руки и громогласно командует тремя мальчишками, просвечивающими багаж на допотопном рентгене.

Разумеется, есть и нажиматель кнопок в лифте, и носильщик бутылок. И целый ресторан на верхнем этаже (паршивейший). И прокуренный бар, с пивом и не только, — на восьмом, открывающийся в 16:00, но если сэр пожелает, то раньше.

Кстати, очень рекомендую кафешку при ресепшене, вот в ней приятная выпечка и ценник адекватнейший.

Питание

С питанием получилось забавно. Предположив, что будет некая аналогия несъедобной индийской кухни с редкими включениями мяса и рыбы, взял с собой мини-чайник и набор сублимированных супов и вторых блюд из расчёта 2 упаковки на день.

И сублиматы действительно пригодились (последние доел уже в Омане), но по другим причинам.

Во-первых, заведения общепита нужно поискать, и чем меньше город, тем сложнее это сделать. Во-вторых, открываются они вечером и на несколько часов, т. е. если приехать вечерним поездом, найти гостиницу, заселиться — время потеряется и покушать будет элементарно негде.

И в-третьих. В Бангладеш отвратительная кухня. Нет, не по-индийски отвратительная. По-бангладешски.

Всё обязательно острое, но перца вполне в норму. А вот прочих специй…

Рецепт курицы/мяса/рыбы/креветок по-бангладешски: Возьмите курицу/мясо/рыбу/креветки, поперчите, обваляйте в толстом слое специй и зажарьте в сухарях до равномерного зачерствления.

Хорошо было только в Кок’с-Базаре, где была возможность не просто выбирать морепродукты, но и контролировать сам процесс их приготовления.

Из идеально-съедобного только сказочного качества рис. Овощи могут сделать вкусно, а могут и испортить.

В итоге сложился следующий ритуал питания: завтрак — сублимированная каша, обед — гостиничный завтрак, взятый с собой в контейнере, ужин — сублимированный суп/пюрешка и что-то мясное из уличной еды. Либо ресторан, но тоже предпочтительно с собой, иначе задолбаешься общаться и фоткаться с персоналом.

Приоткрыватель Бенгалии

Уличные шашлыки из говядины. На фото 2 порции, стоимость с лепёшкой 2 доллара за порцию, лепёшки часто просто дарят. Самый популярный и местами сносный на вкус фастфуд — они хотя бы без сухарей.

Неплохи и курочки гриль, целая курица 4 доллара, куры мелкие, тощие, как раз на ужин. Тем более кожу и крылья приходится выбрасывать из-за вонючих специй.

Приоткрыватель Бенгалии

В Кхулне индусы продают замечательные сладости. Зерновой кофе неплох, но нужно всегда напоминать, иначе насыпят растворимый.

Чай с молоком божественен, непременный атрибут хорошего утра.

Рестораны. Опасаясь прелестей бенгальской кухни, искал китайские и тайские.

Кок’с-Базар — любая забегаловка на рыбном рынке. Лангустины 6 штук 3 доллара, крабы 2 доллара штука, рыба очень различается по ценнику. Встать за спиной у повара и не спускать с него глаз.

Читтагонг — недалеко от жд вокзала, при гостинице Mishka. Пожалуй, лучший ужин поездки. Суп, креветки гриль с овощами, кола, чай — 8 долларов включая чаевые.

Кхулна — Canton Chinese Restaraunt. Очень средненько, китайская кухня в бангладешском исполнении.

Дакка — ресторан при отеле Hotel 71. Жалкая пародия на тайскую кухню, я из консервов лучше приготовлю. А у них азиатские продукты под рукой.

Под рукой…бангладешцы едят руками. Везде. В самом крутом ресторане — тоже. Но туристам дают приборы.

Пиво и прочий алкоголь. В барах при дорогих отелях. Дорого — 0,33 пива 600–650 така. У индусов нелегально. 500 така. В специальных алко-шопах, которых по одному на город и где-то в трущобах. В общем, затариваться в дьютике и везти с собой спирт.

Немного про воду. Известный факт — большая часть грунтовых вод в стране содержит мышьяк. Если присмотреться к мелкому шрифту на этикетках минералки, он и там будет указан. Справедливости ради — такая же ситуация и в восточной Индии, и в части Непала. Если не пить такую воду годами, не отравитесь.

Вода из-под крана вполне сносная, кипятил и для сублиматов, и просто вместо минералки на утро, пока закрыты магазины.

Вся аптечка вернулась домой нераспакованной.

Транспорт

Самолёты. Удобный и недорогой способ быстрого перемещения по стране. Билеты лучше брать на сайте национального перевозчика Biman Airlines, у агрегаторов они значительно дороже. Biman — не единственная авиакомпания страны, мелкие перевозчики продают билеты в аэропортах.

Локальные аэропорты, даже терминал в Дакке — редкостные сараюшки. При посадке главное услышать свой рейс (именно услышать, никаких табло, одна очередь и человек-оповещалка).

Разумеется, туриста никто проверять не будет, спокойно пронёс с собой недопитую бутылку дьютифришного вискаря и минералку.

А международный аэропорт — единственное место, где были обнаружены магнитики.

1
Приоткрыватель Бенгалии

До самолёта довозит автобус из прошлого, даже не знаю, каких годов скотовозочка.

1
Приоткрыватель Бенгалии

А вот что поразило — рейс, даже не среднемагистральный, всего 50 минут полёта, выполняет махина B-777. И не сказать, что салон под завязку, свободных мест примерно половина.

Самолёт тоже дремучих годов, салон в стиле восьмидесятых.

Если бы не желание посмотреть страну подробно, построил бы всю поездку на перелётах. Но жизнь людей можно увидеть лишь перемещаясь по земле.

Поезда. Оптимальный способ наземного передвижения.

Отправляются и приходят минута-в-минуту, но время прибытия лучше уточнить в кассах. Тем более, в жд кассах работают самые чисто-говорящие на английском бангладешцы из всех повстречавшихся.

Дакка-Читтагонг идёт 10 часов, Дакка-Кхулна 8.

Вагоны первого класса делятся на спальные и сидячие, оба с кондиционером. В Читтагонге билеты в первый класс продают в отдельной кассе, обозначенной на английском. В Дакке и Кхулне — в общих кассах.

1
Приоткрыватель Бенгалии

При дефиците времени оптимально ехать ночным поездом.

Приоткрыватель Бенгалии

Сидячие вагоны первого класса называются Snigdha. Найти их без помощи (а порой и с помощью) проводников очень непросто. Как правило, они прицепные в самой голове или в самом хвосте. Проще ориентироваться по спальным, надписи Sleeper хотя бы на английском. Сидячий первый класс будет сразу за ними.

Билет Читтагонг-Дакка 8 долларов, Кхулна-Дакка 12.

Качество вагонов и кресел очень разное, видимо, из-за разного возраста составов.

В поезде продают воду, снеки, шоколадки и горячие обеды (как правило, неприглядные бирьяни с куском курицы или бутеры с пережаренной котлетой). Цены не отличаются от уличных.

1
Приоткрыватель Бенгалии

Для пассажиров разных классов — разные залы ожидания. Голытьба ютится на самом вокзале, но чинно, без скопления тел на индийский манер. Залы второго класса — уже отдельные комнаты с вентиляторами и отдельным туалетом, воняющим на весь зал. Первый класс — на фото выше читтагонгский вариант. Диваны, охранник (проверяльщик билетов), чистый туалет. В Дакке победнее и не обозначен, нужно спрашивать у охраны или сотрудников.

Автобусы. Только если между пунктами назначения нет железнодорожного сообщения или до поезда полдня ожидания.

Локальные скотовозочки. Базируются на площадях, известных только местным. Берёте велорикшу и просите найти bus to… методом совещания с прохожими довезёт.

Таким ездил в Багерхат. 60 така в одну сторону. Справедливости ради — отходят по заполнению и очень стараются не брать стоящих пассажиров.

Приоткрыватель Бенгалии

Локальные междугородные. Могут стартовать как от офисов компаний-каунтеров, так и с выездов из городов. Отправляются по расписанию, но нудно собирают пассажиров по обочинам дорог. Читтагонг-Кок’с-Базар 250 така (3 доллара).

Приоткрыватель Бенгалии

Междугородные первого класса. Отправляются только от офисов каунтеров, билеты лучше брать хотя бы за сутки. В стоимость билета включён нажористый паёк. Дакка-Кхулна 20 долларов.

Приоткрыватель Бенгалии

В любой междугородный автобус — только по билету с местом.

Автобусы — это трындец. Бангладешское движение довольно неплохо организовано, но из-за дичайшего объёма тук-туков и велосипедов превращается в ад. И чем дороже автобус, тем адовее он едет.

Не знаю, как бенгальцы умудряются в них спать. Разгон-торможение-руль влево-руль вправо и так нон-стоп. Да, автобусу уступают все, даже грузовики, но автобусов-то полная дорога. Самый популярный транспорт самой населённой страны Азии.

1
Приоткрыватель Бенгалии

Кроме того, страна явно недоукомплектована мостами. На карте в начале истории не просто так маршруты поездов нарисованы странными кривыми — это из-за необходимости делать крюки до мостов через крупные реки.

Автобусы же срезают паромными переправами. А автобусов много. Очередь на пару часов при форсировании Ганга — это ещё повезло.

13 часов мы ехали из Дакки в Кхулну. Дольше и дороже, чем в комфортабельном поезде.

Городской транспорт. Автобусы, мототакси на 6–8 мест, тук-туки и велорикши.

Приоткрыватель Бенгалии

Тук-туки самые наглые в плане задирания цен, но оптимальные при необходимости проехать 5 километров и более. В туке есть счётчик, но для туриста его не включат, либо на финише попросят чаевые. Нормальный ценник — 100 така за 3 километра. В аэропорт Дакки из центра города (14 км) уехал за 500, но это в условиях потопа, когда большинство тук-туков просто отказывалось от поездки (большая часть мототакси электрические, и в глубокой воде заливает аккумулятор).

В Читтагонге и Дакке тук-туки наглухо зарешёчены. Не потому, как гласят мифы, что криминогенная обстановка ужасающая, а ради элементарной безопасности пассажиров и водителя. При хаотичном движении в муравейниках вероятность выронить что-то из кабины или выпасть самому, не говоря о вероятных ударах при авариях, крайне высока. В незарешёченных мототакси и ездить, честно говоря, стрёмновато.

1
Приоткрыватель Бенгалии

Велорикши. В крупных городах — педальные, в провинции преимущественно электрические. Ездил только до стоянки автобусов в Кхулне, очень удобно, как мини-тук-тук с моторчиком. По скорости точно не уступает. Ценник скромный, но обговорить нужно при посадке.

Общение

Люди — сокровище Бангладеш. Конечно, устаёшь от бесконечных диалогов, но познаний в английском большинства бенгальцев хватает на поздороваться и спросить, откуда приехал.

Желающих сделать селфи с иностранцем, к счастью, единицы. А вот попозировать для фото — здесь просто рай для любителей портретной съёмки!

3
Приоткрыватель Бенгалии

Понравился необычный товар в лавочке? Снимай, пожалуйста! И хозяина! И детей хозяина! И вот из соседней лавочки прибежал товарищ, теперь все вместе! А чайку попить?

Военные и полиция — отличные помощники. Особенно в плане узнавания настоящих цен. Ни один тук-тукер не будет торговаться с иностранцем в присутствии вооружённого представителя власти.

4
Приоткрыватель Бенгалии

Прохожие на улице — только обратись! Узнать ценник на рикш, например. Сами выберут наименее жадного.

2
Приоткрыватель Бенгалии

При этом нет неприятно повышенного внимания к туристу. Даже в глухих деревнях. Если сам обратишься — да, к вашим услугам, сэр!

О, это обращение к иностранцу! Вот она, старая потерянная Азия! Вот оно, наследие колониальной эпохи! — Сэр, а позвольте ваш фейсбук, сэр? Как, у вас нет фейсбука, сэр? Но, сэр…как же вы там без него живёте, сэр?

Абсолютное большинство при общении с иностранцем впадает в благоговейный ступор.

1
Приоткрыватель Бенгалии

В ресторанах — все официанты выйдут поздороваться, если хозяин на месте — придёт. Если есть отдельный зал для торжеств — он полностью ваш.

3
Приоткрыватель Бенгалии

И только дамы крайне стеснительны. Собравшись группкой, могут осмелиться крикнуть «Hello!», не более. Даже в университете Кхулны, который я неожиданно посетил по приглашению случайного попутчика, со мной общались исключительно парни.

1
Приоткрыватель Бенгалии

Доброжелательность и искреннее желание помочь расслаблают. В любой ситуации чувствуешь себя комфортно.

В одном Бангладеш не повезло — тотальный дефицит достопримечательностей. Три объекта всемирного наследия Юнеско да пара полузаброшенных дворцов. Страна экотуризма, для желающих расслабиться, утомить глаза всеми оттенками зелени джунглей и зарядиться позитивом от радушных бенгальцев.

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании Туров на Travelata.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бангладеш: полезная информация
Комментарии