Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был вчера 17:55

Стокгольм — Швеция Декабрь 2005

К моменту этой поездки мы с семьей уже более 10 лет ездили по заграницам, побывали в 18 европейских странах, но все летом. А тут решили совместить празднование серебряной свадьбы с зимней рождественской поездкой в Финляндию и Швецию — и не ошиблись.

Еще с детских времен для меня самой «рождественской» сказочной страной была именно Швеция, очень хотелось там побывать и лично прочувствовать рождественское настроение. И вот 19 декабря 2005 года мы отправились в 4-х дневную поездку на автобусе и пароме по маршруту СПб-Хельсинки-Турку- Стокгольм и обратно. Мы уже дважды ездили летом по этому маршруту, поэтому никаких новых впечатлений особо не ожидали. Но все-таки «рождественское» настроение, которое я буду часто упоминать, сыграло свою положительную роль — таков был позитивный настрой, который не смогли сломать ни отвратная погода в Питере, ни 2-х часовое ожидание на границе, ни ночной переезд до Хельсинки. Потому что, как только мы переехали границу, погода наладилась, прихватил легкий морозец, снегу вокруг оказалось в достатке и все оставшееся до рассвета время мы любовались чудесными сказочными пейзажами: ели в снегу, залитые лунным светом озера и домики, около каждого из которых стоит елка с белыми огоньками.

Так мы доехали до Хельсинки — города довольно мрачного в это время года, но потрясающе вписанного в окружающую суровую природу. Традиционная экскурсия привезла нас к памятнику Сибелиусу

и Церкви в скале,

погуляли по пустой в это время суток площади перед собором

Рождество в Стокгольме. Первый опыт

и заметили элементы рождественских украшений, даже на подъемном кране

после чего мы получили немного свободного времени перед отъездом в Турку. Надо сказать, что в части рождественского оформления я ожидал большего — но, видимо, таковы традиции финской сдержанности. Хотя в магазинах все шикарно.

Рождество в Стокгольме. Первый опыт

Да и не Хельсинки были главной целью этой поездки. Турку гораздо более «рождественский» городок, т. к. именно оттуда едет по стране их Дед Мороз — Йолопукки, и главная фишка в нем — это древний собор, который мы посетили вечером — именно там и началась рождественская атмосфера.

Глядя на тамошний вертеп как-то задумались о толерантности, но в те годы эта тема еще не была так актуальна.

Рождество в Стокгольме. Первый опыт

Продолжилась она на пароме, заполненном в эту пору менее чем на одну треть — в основном ехали финны, отмечавшие свои корпоративные вечеринки. Для многих туристов из нашей группы — а здесь были люди из Москвы и даже пара из Белгорода — было дико поутру перешагивать через бездыханные тела «горячих финских парней», удобно расположившиеся на всех палубах и диванах, но таков финский менталитет — пьют по-черному. Зато сам паром «Силья Европа» для тех кто был на нем впервые, оправдал все ожидания. Забавно было видеть реакцию двух 10-летних мальчишек из нашей группы, которые всю дорогу выспрашивали про паром — а какой он? а что там есть? и наконец увидевших огромный, залитый огнями 12-ти палубный «белоснежный красавец лайнер» и просто потерявших дар речи.

Для нас же непременным атрибутом поездки был обязательный ужин с непередаваемым объемом и разнообразием блюд, к которым — по случаю праздника, добавилось и специфическое рождественское шведское меню в виде различных блюд из тыквы, специально приготовленного мяса, горячих глинтвейнов и т. п., что заставило нас все 2 часа, отведенных на ужин, многократно подходить к стойкам за добавкой. Отдохнув от ужина в прекрасной каюте мы сладко засыпали под рождественские песенки, звучавшие по судовой трансляции. Именно этого мы и хотели.

Утром паром прибыл в Капельшер, мы быстро пересели обратно в автобус и через полтора часа приехали в Стокгольм, где убедились, что с экологией у них тоже не все вопросы закрыты.

Рождество в Стокгольме. Первый опыт

Как я уже говорил, мы дважды были в Стокгольме, но летом, при огромном скоплении туристов. А тут — субботнее ранее утро, пустой город, яркое солнце и на весь город только 3 автобуса с российскими туристами.

Традиционно пройдя по набережным озера Меларен мы осмотрели Ратушу

Рождество в Стокгольме. Первый опыт

и почему-то интересующий всех россиян абстрактный памятник, который в Швеции называют «Ухо КГБ»

Рождество в Стокгольме. Первый опыт

Со смотровой площадки на Седермальме удалось сделать вот такое провокационное фото — как будто собор дымит:).

Приехали к королевскому дворцу, дождались смены караула — зрелище унылое и затянутое, учитывая кадровый и половой состав местного воинства- пухлые девушки в очках там не редкость

Рождество в Стокгольме. Первый опыт

Экскурсия продолжилась в Старом городе где нам была показана «обязательная» крыша с «домиком Карлсона»

Рождество в Стокгольме. Первый опыт

и маленький мальчик, смотрящий в небо, которого местные жители жалеют и на зиму утепляют, как могут

Далее мы переехали на остров музеев, где нам было дано время и предложены на выбор 3 музея. Кроме нас с женой все пошли в музей Астрид Лингрен, по недоразумению проигнорировав, пожалуй, лучший из музеев, который я видел во всех наших поездках — музей корабля Васа. Я не ставлю целью этой заметки рассказать о достопримечательностях города, но поверьте — первое и главное, что надо видеть в Стокгольме — это музей Васа. Для тех, кто только собирается в Стокгольм — на этом загадочно замолчу, а те, кто там был — меня поймут. Потому что после моего эмоционального выступления в автобусе, большая часть публики на следующий день пошла именно туда и никто не был разочарован.

Рождество в Стокгольме. Первый опыт

Затем нас развезли по отелям и здесь есть одна особенность поездки — на выбор предлагали 3 отеля, мы выбрали самый хороший, расположенный в самом центре отель Сергель Плаза,

а большинство людей увезли на автобусе в отель (тоже неплохой), но в 15 километрах от города, т. е. их пребывание в Стокгольме в этот день закончилось в 17.00, а на следующий — для тех, кто не поехал в старинный город Упсала, началось в 9 утра, что достаточно неудобно. Мы же заселились в номер и приступили ко 2-му пункту рождественской программы — шопингу. Я вообще не сторонник данного вида развлечений, но здесь не мог совладать с искушением своими глазами увидеть «предрождественскую лихорадку», т. к. день выходной, а рождество через 5 дней.

Рождество в Стокгольме. Первый опыт

Мои надежды оправдались — красиво украшенные магазины, столпотворение в детских отделах, Санта-Клаусы, принимающие от детишек и счастливо сюсюкающих с видеокамерами родителей заказы на подарки — все, как и ожидалось.

Рождество в Стокгольме. Первый опыт

А кроме того — прогулка по вечернему Старому городу, печенье с корицей и горячий глегг с миндалем (это такой клюквенный напиток) из рук Санта-Клауса — все, как в детских романтических мечтах.

Рождество в Стокгольме. Первый опыт

Отдельный аттракцион — осмотр витрин универмага NK оформленных на тему Рождества.

Рождество в Стокгольме. Первый опыт

В отель мы пришли без ног и сил, но с радостным ощущение сбывшихся ожиданий. На следующее утро, обильно позавтракав в отеле — на десерт был свежий арбуз — мы пошли на пешеходную прогулку в парк Скансен. И снова чудесные впечатления — не проснувшийся в воскресенье город, легкий бодрящий морозец, прогулка по центру и сам парк, представляющий собой Швецию 18–19 веков в миниатюре — с типичными постройками, живностью, пейзажами, мельницами и т. п. И снова — рождественская атмосфера — в домах накрыты рождественские столы, тут же пекут печенье, которым угощают гостей, ярмарка народных промыслов, рядом с которой группа любителей поет рождественские гимны,

Рождество в Стокгольме. Первый опыт

масса сувениров и т. п. — 3 часа пролетели незаметно. Мы вернулись в город, пройдя мимо маразматического памятника со страшным названием «Мозг Рауля Валленберга» (человека, спасшего сотни евреев в годы Второй мировой войны)

а также памятника водопроводчику

Рождество в Стокгольме. Первый опыт

и шведской женщине — она изображена в виде бешенной курицы:)

еще прошлись по магазинам, купили присмотренные ранее подарки, погуляли, а тут и автобус подоспел, чтобы везти нас на паром.

Обратная дорога была уже менее романтической, но без особых проблем, хотя сразу после пересечения финской границы погода опять испортилась.

Для тех, кто дочитал до конца хочу заметить, что хотя поездка и состоялась довольно давно, но подобные туры организуются разными турфирмами каждый год. Всем, кто надумает воспользоваться этим маршрутом скажу — если есть такая возможность, то ехать надо ДО Рождества, а не ПОСЛЕ Нового года. Ибо в этот период украшения почти убраны, а количество желающих заполнить наши длинные праздники в близком заграничье огромно. Отсюда — некачественное размещение, случайные гиды и как результат — отрицательные эмоции и обманутые ожидания. А хорошие воспоминания не устаревают.