Турист Сергей Рабкин (ser_inc)
Сергей Рабкин
был 22 декабря 2023 5:01

Часть вторая четырёхдневной экскурсии по Шри Ланка: Канди, храм Dalada Maligawa, Ботанический сад, Чайная фабрика

Шри-Ланка Октябрь 2017
Храм Dalada Maligawa

Часть вторая

Канди, храм Dalada Maligawa, Ботанический сад, Чайная фабрика

Итак, вечер первого дня четырёхдневной экскурсии завершался в отеле «Moon Beam», расположенном в большом городе Канди. Настолько большом, что поиски отеля в сумерках, а затем и в стремительно наступившей вечерней темноте, продолжались более получаса. Отель смахивал по внешнему виду на двухзвёздочный — несколько номеров, холл, совмещённый с рестораном на втором этаже, за стеклянным окном которого просматривались комната администрации и рядом — кухня. Всё очень уютно и, как-то по домашнему. Особый «домашний шарм» придавали арба и старинная швейная машина, расположенные в холле.

Номер оказался по размерам даже больше нашего в отеле Хиккадувы. Все современные удобства, небольшой деревянный балкон, огромная двухместная кровать. И ужин через полчаса после заказа блюд. Чем не верх блаженства после нескольких сот километров в пути и раннего подъёма. Ко всему прочему, нам сообщили, что ужин (который называется на европейский лад обедом) включён в стоимость экскурсии. Это сыграло свою «чёрную роль» на следующий день, расскажу ближе к концу второй части.

Сытный (к тому же бесплатный, точнее, уже оплаченный) ужин, душ в номере и сухая тёплая постель — что ещё нужно усталому путнику в конце «рабочего дня». Полное ощущение, что жизнь, по крайней мере, сегодня, удалась. Утро …встретило не столько рассветом (балкон моего номера выходил на восток), сколько хмурыми облаками. Но было тепло, чему я тогда не придал значения (эх, была б машина времени под рукой, заглянул бы в вечер этого дня…ну, да ладно, всё по порядку).

Первый из серии включённых в поездку, завтрак в отеле ночлега порадовал своей насыщенностью не только калориями, но и вкусовыми ощущениями, блюд.

Обслуживание в отеле Moon Beam по высшему классу

Короткие сборы, прощание с сотрудниками отеля, разбавленное скромной просьбой оплатить вчерашний чай за ужином, как не включённый в оплату. Выезд из отеля «на равнину улиц» Канди проходит через перекрёсток, на котором стражи порядка в белых шлемах, белых перчатках и верхом на лошадях.

Конные стражи порядка

Выглядит очень колоритно. По пути к первой остановке в городе Канди — обзорной площадке, преподнесённой, как самая высокая точка, успеваю сделать прямо из машины несколько кадров местных жителей и просто пейзажей города.

Дорожный полицейский посылает куда надо
Поймал в кадр на ходу

В движении кадры плохого качества, только когда Ранджана останавливается, чтобы уточнить направление, получается что-либо удобоваримое.

Улочки в Канди
Экзотика улиц Канди

Вид с обзорной площадки очень радует глаз не только «широтой простора», но и пошедшим навстречу нашим просьбам осветить самое значимое, солнцем. Правда, фотографировать панораму «города, как на ладони» приходится при облачном освещении.

Вид со смотровой площадки на город Канди

Затем мы спускаемся в одно из красивейших мест этой четырёхдневной экскурсии, понимаю это задним числом, окинув фотовзглядом прошлое. К озеру, мы подъезжаем с его южной стороны. Ранджана предупреждает меня о необходимости переодеться в брюки, т.к следующая наша «культурно-познавательная остановка» — один из наиболее почитаемых верующими буддистский храм Dalada Maligawa.

Храм Dalada Maligawa в Канди

На подъезде к храму кордон охраны, около которого паркуются автомобили и тук-туки. Повсеместно продаются цветы, о назначении которых я догадываюсь, попав в храм. Вход в храм только босиком, а за хранение обуви взимается плата. Дабы не упустить этот, хотя и небольшой доход, на «подъездных путях» (пешком) к храму прямо на каменных плитках, которыми выложена площадь, надписи, информирующие о том, что «в этом месте обувь не оставлять».

В сам храм вход «через гида», в чём нас пытаются убедить бойкие молодые люди. Но мы и на этот раз отказываемся от «платного передвижного сервиса». Большой план храма с указанием отдельных его составляющих позволяет сориентироваться «бесплатно».

План храма Dalada Maligawa

Я не особо вникаю в предназначение этих составляющих, отдав всё на откуп моему эрудированному и очень любознательному спутнику Александру. Просто «следую в фарватере», пытаясь запечатлеть фотокамерами то, что мне больше всего нравится. Однако, одно предупреждение запоминаю, так как оно встречается довольно часто. Суть его в моём вольном переводе примерно такова. «Делая фотографии, не ставь себя выше Будды». Философский смысл этого замечания очевиден не только в храме, но в жизни, в принципе.

Золотой Будда храма Dalada Maligawa
Комментарии излишни
Узор из цветов подношений в храме

После того, как мы почти завершили осмотр основных точек и готовы направиться на выход, раздаётся бой барабана и пронзительный звук духового инструмента. Этот звук более всего ассоциируется у меня с зурной, хотя я её в жизни ни разу «в глаза не видел». Проводится какая-то церемония в том помещении, где собралось большое количество верующих. Я настолько увлёкся этими звуками, что для их запечатления пускаю видеосъёмку.

Выйдя из храма и вернувшись к нашему авто, останавливаемся на несколько минут для того, чтобы сфотографировать виды озера, пока не начался обещаемый плотными облаками очередной сеанс дождя.

Остров с пальмами на озере в Канди

А затем направляемся к последнему пункту программы в Канди. Это — королевский ботанический сад, заложенный при правлении страной королевой Великобритании. Сад поражает не только «составом экспонатов», но и громадной территорией. Он раскинулся на нескольких холмах, что явно способствует хорошему восприятию богатства форм растительности. Этому же способствует и то, что короткие ливневые дожди перемежаются такими же короткими явлениями солнца. Оно такое яркое, что так и просит сделать фотографии многочисленных цветов, украшенных каплями дождевой воды.

Красавица роза на ярком солнце после дождя. Ботанический сад Канди
Розы ботанического сада на ярком солнце сразу после дождя

Но, не дожидаясь первого ливня, я устремился туда, куда готов лететь сломя голову в любом ботаническом саду — в сад орхидей. Уж больно завораживают меня эти цветы своими ажурными формами и многоцветием. Только мы вошли в это, не очень-то большое помещение, как ливень принялся лупить по сетчатому местами потолку с чисто тропической силой.

Помещение сада орхидей в королевском ботаническом саду Канди
Орхидеи-3

Как-то удачно сложилось, что к моменту, когда я закончил фотосъёмки многочисленных цветов, дождь утих. Дальше, учитывая гигантские размеры ботанического сада, мы договорились о месте и времени встречи.

И хотя первое время я следовал за Александром — не только эрудитом во всех, как мне кажется, областях знания, но в ботанике особо, через полчаса моё фотолюбопытство сделало своё чёрное дело. Потерять ориентир в саду очень просто, но групп туристов и просто экскурсантов столько, что «наставить на путь истинный» тебя могут в считанные минуты. Отметившись у гигантского дерева, подаренного ботаническому саду русским царём Николаем вторым

Железное дерево, подаренное кронпринцем Николаем первым - будущим царём России

во времена, когда он был ещё «принцем» (убей Бог, забыл, как правильно назывались наследники престола в Российской империи), мы пошли разными путями.

К месту встречи — у входа в ботанический сад, я прибываю с запасом минут в десять. И, оказывается, очень удачно успел до начала сильнейшего приступа «умывания всех» ливнем. Да настолько сильным, что я не удержался и позвонил хозяину туристического агентства в Хиккадуве, откуда мы выехали накануне утром, с просьбой передать Ранджане, чтобы он подъехал к выходу из ботанического сада. Мой звонок сработал и через несколько минут подъезжает наша машина. Пока мы ожидали её, не удалось устоять от соблазна «купить задёшево» местных сувениров. Для меня таким полезным сувениром становится набор специй, стоимостью в пересчёте на рубли около сотни.

Кажется, этот день предполагает быть мокрым до самой последней точки нашего движения на сегодня — города Nuwara Elia, где запланирована ночёвка. Дорога взбирается всё выше и уже на многих соседних вершинах повисли облака.

Чем выше дорога, тем ниже облака

Ранджана ведёт машину с максимально возможной скоростью, поясняя, что в ночное время движение через перевал на высоте более 1800 метров над уровнем океана закрыто. По пути останавливаемся лишь на несколько минут, чтобы сфотографировать водопад и перед тунеллем, где очень живописный лес слева на косогоре. Короткая остановка у чайной фабрики начинается с посещения магазина. Где я, забывая о «финансовой бдительности» трачу бОльшую часть рупий, будучи уверен в том, что и сегодня ужин окажется включённым в стоимость экскурсии.

Будь у меня и в три раза больше денег, я кажется, «спустил бы всё до копейки», настолько велико разнообразие чайной продукции. Затем короткая экскурсия по чайной фабрике в сопровождении очень обаятельного гида — стройной молодой женщины, дающей пояснения на очень внятном английском языке.

Экскурсовод чайной фабрики демонстрирует образцы продукции

Больше всего мне, дважды бывавшему на чайной фабрике Вьетнама, понравилось…помещение, где проводится сушка чайного листа. Там ооочень тепло, что на фоне температуры окружающего воздуха примерно +18 градусов Цельсия весьма приятно. Я не удерживаюсь от вопроса, что такое красный чай. На что следует простенький ответ: это — то же самое, что и чёрный, различия очень незначительны. Ранджана во время «пролёта» мимо чайных плантаций обещает

Чайные плантации по дороге к Nuwara Elia

удовлетворить просьбу Александра дать возможность поснимать их сблизи. Но это будет уже завтра.

Отчаливаем с чайной фабрики ещё засветло, а в отель в городе Nuwara Elia приезжаем в сумерках. На этот раз, в отличие от Канди — большого города, поиски отеля в гораздо более скромном Nuwara Elia заняли очень немного времени. Скромный двухэтажный отель Aika Bungalow встречает домашним уютом небольших номеров с преимущественно деревянной отделкой интерьеров. Больше всего меня в первый момент удивляет…огромный камень, подпирающий входную дверь. Это — друза кварца, которого в этих краях несметные залежи.

Оригинальная подпорка двери в отеле Nuwara Elia

В номере скромная табличка у зеркала, оповещающая о том, что есть дополнительные услуги в виде обогрева номера и второго тёплого одеяла. Видать, неспроста. Термометр моего смартфона ненавязчиво подсказывает температуру наружного воздуха +17. Мои кроссовки и длинные брюки служат некоторым утеплителем ног. А вот верхнюю часть тела приходится укутывать лёгким дождевиком, купленным ещё в Таиланде. И, кстати, служащим по прямому назначению — на улице то и дело моросит дождь, вполне осеннего свойства.

Попытки Ранджаны найти место, где можно обменять доллары на рупии, безрезультатны, о чём нам сообщают на почте, куда мы приехали «для галочки», т. к. осмотр старинного здания входит в программу. Ну, раз такова программа экскурсии, фотографирую на память это двухэтажное, симпатичное после реставрации (уж не знаю, какой по счёту за последние полтора века) здание. Дальше вполне понятное желание «пообедать» (а по мне, так поужинать) наталкивается на проблему оплаты. Ранджана сообщил, что «лафа кончилась» в смысле, сегодняшний ужин, простите, обед, не включён в стоимость экскурсии.

Но он любезно даёт мне эквивалент десяти долларов рупиями. А с обменом в соответствующих учрежениях обещает разобраться завтра. Нас подвозят к ресторану вполне цивильного вида. В не очень большом главном зале с десяток столов и практически нет посетителей. Исходя из моего финансового положения, и зная размер порций, заказываю блюдо, которое можно считать «рис с цыплёнком» стоимостью в пределах выделенной мне суммы. И дополнительно прошу воды запивать острое второе блюдо. Приносят большую бутылку, которой нам хватает на всех. Столь подробно останавливаюсь на проблемах питания потому, что при покупке экскурсии не всё было так ясно, как на экскурсиях во всех странах, где мне довелось побывать за последние годы.

Отель встречает нас всё той же температурой воздуха как снаружи, так и внутри. Я не стал тратить попусту энергию и прямо в носках (вспомнил холодные водные походы) залез под два одеяла. Воспитание, заложенное в меня родителями, не позволяет лечь в кроссовках. Хотя в моём богатом самодеятельным туризмом прошлом были случаи, когда обувь приходилось сушить «на себе». Но тогда был спальный мешок и палатка, а здесь — вполне «звёздный отель», даже с обещанным WiFi интернетом. В принципе, бывало и гораздо хуже, но не в отелях, куда уж больше десяти лет езжу на отдых. Запустить процесс нагрева воды в санузле не получилось, да и не очень старался — сильно спать хотелось. Ночь провёл в режиме «максимального сохранения энергии», проще говоря, натягивал одеяла на голову, как мог. Сновидения, пришедшие ко мне ночью, почему то упорно подсовывали «родной бассейн отеля с ооочень тёплой водой», в котором, правда, к этому дню отдыха на Шри Ланке я ещё ни разу не искупался. Но это — уже другая история.