Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 14:36

Таллин — Эстония Декабрь 2016

Чем свежее воздух и чем отчетливее он пахнет зимой, тем сильнее хочется сказки. Хоровода снежинок, ёлки, праздничных огней, мишуры и подарков. Нежного мерцания свечей в окошках кафе. Обновок, празднично украшенных витрин, ощущения счастья. И всего этого, по возможности, на улицах красивого, старинного города…

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

По-моему, вся Прибалтика — она для созерцания. Для таких неспешных прогулок, наслаждения жизнью, умиротворения. Лабиринты улочек Вана Таллина, где отчаянно путаются карты, а чувство ориентирования в пространстве отказывает напрочь, все равно выведут вас туда, куда им надо… Ратушная площадь угостит глинтвейном. Огни рождественского городского убранства окутают праздничной дымкой. Витрины соблазнят на покупки. Прибалтика, особенно зимой — она как бабочка в янтаре, сверкающая и нежная. Настоящая зимняя сказка!

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

Кстати, чтобы рассмотреть эту сказку во всех подробностях, у нас есть масса вариантов. Бесплатных и почти бесплатных, но всегда-всегда изумительных! Итак, мой первый пункт — Смотровые площадки Таллина!

Таллин, за счет особенностей его застройки, что повелись еще со средних веков, делится на Верхний город и Нижний. Верхний, сами понимаете, принадлежал знати и власть имущим — и тогда, и сейчас. Эстонцы называют его Тоомпеа — и уже в раннее средневековье, в 12 веке, тут построили крепость. Замок Тоомпеа, или Вышгородский замок, а еще раньше — Ревельская крепость. Помните нашего Ивана Васильевича — «Казань брал. Астрахань брал. Ревель брал!» Так вот, замок стоит и поныне, и сейчас на его территории заседает Парламент Эстонии.

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

Еще в Вышгороде есть Домский собор, древние крепостные башни, православный храм Александра Невского. Но люди идут сюда не за этим — сюда поднимаются ради головокружительной высоты видов на эстонскую столицу!

Иногда, в прямом смысле этого слова, высоты птичьего полета!

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

Почти все смотровые Таллина — бесплатные, что в дорогущей Эстонии не может не радовать. За деньги можно подняться в переходы и башни крепостных стен — сейчас они работают как музеи.

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

Но иногда и они, переделанные в кафешки и сувенирные лавки, «показывают» столицу Эстонии совершенно безвозмездно!

А еще можно бесплатно пройтись по набережной — полюбоваться Балтикой, панорамой Старого Таллина на горизонте и причаливающими лайнерами… Всегда чуть-чуть завидую людям, живущим на море — каждый день наблюдают это великолепие!

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

Ну, а если вам захочется Высоты в полном смысле этого слова, можете поднять на Таллинскую телевышку. Это самое высокое здание в городе, 314 метров, на которые вас поднимет ультра-современный лифт. Тут вам и море, и весь Таллин как на ладони — с башни видно, насколько город зеленый… Да и сама телевышка — настоящий аттракцион для любознательных, расскажу вам о ней подробнее!

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

А нам пора спуститься с небес. Еще гуляя по смотровым площадкам, мы обратили внимание на интересный шпиль церкви — он всплывал перед глазами постоянно…

На дворе стоял далекий 1230 год — а картинка Таллина с тех пор не особо изменилась. Древний Ревель облюбовали немцы, и недалеко от Ратушной площади, аккурат между ней и холмом Тоомпеа, построили церковь. Назвали ее на северный манер Нигулисте — церковь Святого Николая.

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

В честь Николая Чудотворца, что во все времена считался покровителем не только детей, путешественников и всех страждущих, но и отдельно — покровителем моряков. А храм как раз и основали купцы-мореходы! И уже в 13 веке тут стояла просторная трехнефная церковь, которая, кстати, отличалась от современной не только внешне… На первых порах храм использовали еще и — не удивляйтесь, как хранилище товаров. Основатели крупных торговых городов на Балтике всегда мыслили практично, и любили сочетать приятное с полезным! Купцы устраивали тут встречи с покупателями, заключали сделки и заводили нужные знакомства.

К тому же, пока в Таллине не было защитной крепостной стены, церковь Святого Николая служила еще и защитным бастионом города, она укрывала горожан, когда случались трудные времена. Правда, иногда храм приходилось защищать от самих таллинцев! В смутное время Реформации все католические храмы города были разграблены… Ночью, 14 сентября 1524 года, толпы фанатиков, уничтожившие внутреннее убранство древнейших церквей города, подошли и к Нигулисте. И остановились!

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

По преданию, все замки собора были запаяны свинцом. Наверное, за Нигулисте приглядывали смекалистые люди, но факт остается фактом — красивейший интерьер храма живет и поныне. Католическая церковь, товарная биржа, склад, лютеранский храм — множество ипостасей узнало это древнее здание. Сейчас тут — филиал Эстонского художественного музей и концертный зал. Холодно на улице, скорей идём внутрь, всё вам покажу!

А зайти сюда ооочень даже стоит! Церковь, как я говорила, сейчас работает музеем, потому вход платный — 5 евро. Быстро сдаем вещи милейшим бабулям-гардеробщицам (кто там говорил, что в Эстонии люди неприветливые?) и идем знакомиться с шедеврами! В вечерней подсветке древняя церковь выглядит особенно сказочно…

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

А ёлка у них — отпад, невероятно креативная! Всё же эстонцы — люди с юмором, приглядитесь, миллион скелетиков и черепушек сверкают с этой новогодней красавицы, и неспроста!

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

Дело в том, что главное сокровище музея — всемирно известная картина средневекового живописца Бернта Нотке «Пляска смерти». К сожалению, уцелела лишь часть — правда, внушительная! На картине изображена вереница людей разных возрастов и сословий, увлекаемых Смертью в свой танец… Говорят, художник написал две похожие картины, одну из них для родного храма в Любеке, она погибла во времена Второй мировой войны. Так что таллинская реликвия — единственная в мире.

Кроме нее в храме много древних икон, картин и потрясающе красивых средневековых эпитафий — гербов знатных родов!

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

Алтарные композиции прямиком из 15 века…

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

Серебряная кладовая — богатейшая коллекция средневековой утвари, кубки, награды и монеты.

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

Помните, я вам рассказывала про Ригу и могущественное братство Черноголовых? Это как раз из их коллекции, как и многие картины в храме-музее.

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

Но главное сокровище музея — Он. Орган!

По выходным в декабре тут проходят святочные концерты, праздничные рождественские мелодии, да еще в интерьерах, похожих на гостиную старинного рыцарского замка…

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

Кстати, вход на концерт — по музейным билетикам, что приятно. Мы этого не знали, нам подсказала бабулька-гардеробщица, ну очень заботливая женщина! Причем, до концерта еще оставалась пара часов, мы прогулялись по Таллину, и вернулись в мир магии Музыки…

И раз уж я завела тут рождественско-сказочную историю, расскажу о них. Моих любимых таллинских пряничных домиках!

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

Вообще, весь Старый Таллин — он такой, миниатюрный, изящный, волшебный, будто не город, а декорация к сказке… Узкие улицы, зачастую мощеные брусчаткой, красивые отражения фонарей — зимой темнеет рано, стены древней крепостной стены. Башни и шпили, украшенные сверкающими на солнышке причудливыми флюгерами, и конечно они — цветные домики, такие «аппетитные» на вид, что у меня стали называться исключительно «пряничными»!

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

Вана Таллин крошечный, и его можно обойти спокойным шагом часа за полтора примерно. Но не поддавайтесь на провокацию, Таллин — стопроцентно удачный выбор для прогулок! Эта его атмосфера — совершенно особенная, нарядно-средневековая, светлая, без угрюмости, присущей некоторым старинным европейским городам. Тем, что давят на тебя всеми своими прожитыми столетиями и вздохнуть не дают от пыли веков… Таллин не такой.

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

Он живой и яркий, вкусный, пряный, тут пахнем морем и перченым миндалем, тут много воздуха и красок, фотогеничный, старинный, но такой молодой!

Кстати, если вы думаете, что Таллин исключительно нарядно-игрушечный и кроме видавших виды древних башен и крепостей ничего предложить не может — пойдемте, покажу вам кое-что совсем иное!

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

Квартал Роттермани, что в двух шагах от старого города, в самом центре Таллина, был в 19 веке скучной, унылой промзоной. То есть, скучно там-то как раз и не было — работа у людей кипела! Крахмальная и мукомольная фабрики, мельница, хлебозавод и лесопилка, соляной склад — он сохранился и поныне, и еще много-много всего — всё дымило и коптило, и прилично продвинуло индустриальный Таллин образца начала 20-го века.

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

Успешен то райончик был всегда, но не с эстетической точки зрения. До 2000-х годов, когда за реконструкцию исторического квартала взялись профессионалы. И тут можно лишь восхищаться эстонцами, они превратили серенькие устаревшие склады в модный, ультрасовременный квартал — Rotermann City.

Из 1829 года — в 2017… Сейчас тут лучшие рестораны, магазины, офисы, конференц-залы, бизнес и жилое пространство. Современно, стильно и удобно.

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

Мне в Роттермани понравилось — особенно, когда я увидела ЭТО! Шоколадный бренд «Калев» — гордость Эстонии, и эти чудные конфетки можно купить почти везде. Но магазин в Роттермани — самый нарядный!

Вообще, весь эстонский шоколадный бизнес начался в 1806 году, когда кондитер Лоренц Кавиезель открыл собственное производство в Таллине, на улице Пикк, где сейчас располагается Café Maiasmokk. Я вам и об этой чудной улочке, моей любимой, рассказывала, и о кафе. Будете в Таллине — обязательно загляните, вспомните меня добрым словом!

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

Кстати, все эти 200 лет они процветают. Шоколадки, наборы конфет, сладости ручной работы… В заказчиках у них числятся кинозвезды и целые королевские семейства. И я их прекрасно понимаю!

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

Еще они делают мой обожаемый марципан — в Эстонии он свежайший и нереально вкусный! Не знаю, насколько правдива эстонская средневековая легенда о том, что это они придумали марципан. В той самой аптеке, в центре Таллина, что чуть не стариннейшая в мире! Но то, что рецепты этой чудной сладости эстонские шоколатье довели до степени шедевральной — сомнений нет.

Зимняя Эстония. 11 изюминок, которые нельзя пропустить!

Вот такая сладко-нарядно-праздничная получилась история. Но это потому, что вся Эстония — она такая и есть. В ней хватает роскошных панорам и обаяния старинных улочек, микса древности и современности, бриза с Балтики и просторов.

Ну и полчаса на вкуснейший десерт, под кофе с «Вана Таллин» всегда найдется. Иначе что это за сказка?!

П. С. Как вы догадались, по цифре «11» в названии, продолжение — будет!