Турист Елена Каткова (Elena0604)
Елена Каткова — была 9 декабря 2023 15:21

Сентендре — Венгрия Сентябрь 2017

Уж сколько я всякого-разного прочитала о городе Сентендре — кто хвалит, кто открыто возмущается и жалеет «потерянного времени». А я скажу в защиту города, ведь смотреть — это тоже надо уметь, это тоже своего рода искусство…

Сентендре. Декорация к сказке

Милый, уютный, пасторальный Сентендре, названный так еще в XI веке, хотя если точно, он тогда носил название Sanctus Andreas, хотя история возникновения города относит нас еще к I-му веку, когда на этом месте стоял военный лагерь древних римлян и крепость Ульцизия-Кастра.

У меня в тех городах, куда я приезжаю, ощущения возникают сразу и делятся на две категории — «мое» и «не мое». А вот сын, приехав в город, названный именем Святого Андрея (Первозванного), сразу начал как-то непонятно улыбаться, ведь он тоже — Андрей:)

Сентендре. Декорация к сказке

А побродив по городу, сынуля вдруг произнес сакраментальную фразу, что он из Сентендре никуда не поедет, он останется тут жить…Интересно, сколько стоит домик или квартирка в Сентендре?:)

Нам не удалось посмотреть весь город, и какого-то определенного плана не было, но атмосферой города прониклись сполна. Как и многие города Венгрии, Сентендре не избежал сильнейших наводнений, пожаров и чумы

Сентендре. Декорация к сказке

Такое ощущение, что город как бы «застыл», притворяясь красивой декорацией к детской сказке, радуя глаз разноцветием домиков. Чудесный городок, но я сомневаюсь, что в нем проживает 20 000 человек…откуда? думаю, гораздо меньше. Говорят, многие художники, скульпторы, писатели, поэты, облюбовавшие этот городок в начале XX века, жившие и творившие здесь, уже покоятся в ином мире, а их талантливые потомки перебрались в Будапешт…

Поэтому, бродя по улочкам города, вы будете сплошь видеть сувенирные и торговые лавочки. Не случайно. В конце XIV века в Сентендре появились сербы (поэтому в городе сохранилось много православных церквей — на фотографии — Благовещенская церковь),

Сентендре. Декорация к сказке

и греки, восстановившие город после страшной эпидемии чумы. Затем турецкое нашествие фактически сравняло город с землей, превратив его в пепелище и прибывшим в эти места в XVII веке сербским беженцам пришлось заново отстраивать Сентендре. Среди беженцев было много купцов и ремесленников, что способствовало процветанию городка.

На многих домах, первые этажи которых занимают магазины, я видела мемориальные доски, как на доме на фотографии выше — здесь находится музей художника-графика Лайоша Вайды (в настоящее время рассматривается как один из лидеров так называемой «группы молодых художников Сентендре», а также как один из основоположников венгерского авангарда). В Сентендре — более десяти музеев, поэтому город называют не только городом художников, но и городом музеев. Ведь количество музеев на квадратный метр города — зашкаливает:)

В музее марципана не побывать мы не могли. Я не сладкоежка, но при слове «марципан» у меня перед глазами крупными буквами всплывает слово «ХОЧУ». Музей небольшой, и почему-то кроме нас посетителей там не было…

Сентендре. Декорация к сказке

Смотришь на эти марципановые произведения искусства и не верится, что они и взаправду из него сделаны. Там все вперемешку, и сказочные персонажи, и исторические личности, всякие паровозы-собачки-кареты и вот такое чудо

Сентендре. Декорация к сказке

Это не просто конькобежка, а многократная победительница, в том числе и Олимпийских игр. Знакомьтесь, это хоть и марципановая:), но австрийская спортсменка венгерского происхождения Эмеши Хуньяди, прямой потомок (между прочим!) самого Матьяша Корвина, венгерского короля из трансильванского магнатского рода Хуньяди, при котором средневековое Венгерское королевство достигло пика своего могущества.

Понравились таблички в музее, как прочтешь, сколько времени и сколько марципана ушло на изготовление того или иного произведения, так диву даешься. А потом, попадая в магазин музея, уже не только диву даешься, но и борешься с искушениями…слаб человек:)

Сентендре. Декорация к сказке

И обнаружилась у нас в Сентендре еще одна слабость, кроме марципановой зависимости:

Сентендре. Декорация к сказке

Это Кюртеш-калач (Kurtőskalacs) — венгерский крученый калач, вопреки созвучному русскому уху названию, он совсем не похож на наш калач…Kurtős в переводе — «труба». Родом эта выпечка из Трансильвании, которая с XV века входила в состав Венгерского королевства. В былые времена калач готовили на свадьбы и угощали гостей. Венгерский кюртеш-калач имеет цилиндрическую форму, выпекают его на жаровне, намотав тесто на железные трубки. После чего щедро посыпают сахарной пудрой или кокосовой стружкой. А нам в Сентендре больше понравился с ванилью. Нямка! Спасибо за него Сентендре, потом мы такой кюртеш-калач во всей Венгрии с удовольствием смаковали. Австрийский торт «захер» венгерскому кюртеш-калачу и в подметки не годится. Шучу. Просто кто-то любит арбуз, а кто-то — свиной хрящик:) А мы полюбили кюртеш-калач. И еще лангош, и тоже спасибо за это милому городку Сентендре

Лангош (Langos) — лепешка из дрожжевого теста со специями, обжаренная во фритюре. Затем ее обильно намазывают сметанно-чесночным соусом и посыпают тертым сыром. Существует и сладкая разновидность лангоша, с использованием яблочного мусса с корицей. Название лепешки переводится с венгерского как «пламенная». Простое, сытное и вкусное блюдо.

А интересно, везде ли в Венгрии можно увидеть такие узкие улочки, как в Сентендре?

Сентендре. Декорация к сказке

А еще в Сентендре очень уютная набережная, гулять по которой — отменное удовольствие.

Сентендре. Декорация к сказке

Нам уточек покормить было нечем:(потому что мы схрумкали все купленные кюртеш-калачи. Ну ничего, значит сделаем это в следующий раз…