Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 22 апреля 9:38
Без секрета всему свету

Камчатка, Петропавловск-Камчатский — Россия Сентябрь 2013

В долине Великанов

Мы стартовали из Петропавловска-Камчатского. После девяти часов езды на вахтовом КАМАЗе по дороге с видами на Толбачик и Ключевскую сопку,

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 2. Разноцветная осень в долине Великанов

проехав почти половину полуострова Камчатка, прибыли на плато у горы Копыто, где нам предстояло провести несколько дней.

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 2. Разноцветная осень в долине Великанов

«Долина Великанов» — так, с легкой руки Дениса Будькова — известного камчатского фотографа и блогера, многие теперь называют это плато в окружении вулканов Ключевской группы: с севера — Ушковского, с северо-востока — Ключевской сопки, Камня и Безымянного, с востока — Овальной Зимины и Острой Зимины, с юга — Острого Толбачика и Плоского Толбачика.

Справочно:

Создавать это плато начали древние щитовидные вулканы около полумиллиона лет тому назад. Затем появились конусовидные Камень, Острый Толбачик и другие, а в самый последний период выросли современные действующие вулканы Безымянный, Плоский Толбачик, Ключевская сопка и некоторые другие, сейчас уже потухшие. Самым молодым из них является Ключевской, конус которого начал расти около 5000 лет тому назад. За все это время Ключевские вулканы выбросили на поверхность земли около 4–5 тысяч куб. км вулканических материалов, а это столько, сколько извергли все вулканы Японии.

Примерно здесь, в этом регионе находится южная граница вечной мерзлоты, проходящая на Камчатке с юго-запада на северо-восток примерно в середине полуострова. Это плато, образованное извержениями вулканов предыдущих поколений, со временем тундра затянула травами, мхами, ягодниками. Летом верхний слой тундры оттаивает, появляются небольшие озера, цветут цветы, а осень наряжает ее в пестрые и яркие наряды. В низинках на плато расположены несколько неглубоких озер с заросшими осокой берегами, с прозрачной ледяной водой. Много часов можно провести здесь, ловя отражения грозных вулканов, встречая рассветы и провожая закаты.

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 2. Разноцветная осень в долине Великанов

На залитых солнцем просторах созрел ягодный урожай: глянцевая краснобокая брусника, похожая на блестящий вороний глаз шикша: в народе ее так и называют — вороника. На низеньких кустиках голубики еще можно найти сизые и, часто, уже подвяленные ягоды. Такой разноцветной тундра бывает, пожалуй, лишь осенью. Но и эти яркие краски осени скоро потускнеют краски, и тундру засыплет многометровым слоем снег.

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 2. Разноцветная осень в долине Великанов

А мы пока радуемся солнцу, свету, теплу. Отдыху!

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 2. Разноцветная осень в долине Великанов

Да, у нашего водителя был карабин. Но вы же знаете, если на сцене появляется ружье, то когда-нибудь оно обязательно должно выстрелить. Но об этом рассказ будет чуть позже.))

Перед нами шеренгой выстроились сами вулканы — «великаны»: дымящаяся Ключевская сопка, огненный лавовый фонтан из кратера которой виден лишь в темноте, кажущийся мирным и спокойным «потухший» Камень и Безымянный, над которым тоже частенько стоит дымовой столб.

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 2. Разноцветная осень в долине Великанов

Над долиной Великанов степенно и чинно возвышается заснеженный купол Толбачика. Глядя на яркий, праздничный разноцветный осенний «ковер» у подножия его северной стороны, я не могу поверить, что на другой стороне вулкана — смерть. Смерть от огня, пепла, шлака и лавы, которые извергла Земля из своего чрева.

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 2. Разноцветная осень в долине Великанов

А когда наступает ночь, на фоне нашей Галактики Толбачик кажется очень родным:

Справочно:

Щитовидный (щитовой) вулкан — вулканическое сооружение, образовавшееся в результате многократных излияний жидкой лавы. Имеет форму очень пологого щита, падение склонов которого в верхней части 7–8°, в нижней 3–6°. На вершине щитовидного вулкана располагаются кратеры, имеющие вид широких блюдцеобразных впадин с крутыми, часто вертикальными или террасообразно-ступенчатыми стенками.

Кальдера (исп. caldera — котёл) — обширная циркообразная котловина вулканического происхождения с крутыми стенками и более или менее ровным дном. От кратера кальдера отличается происхождением и гораздо большими размерами — диаметр от 1,5 км. Кальдеры достигают 10–20 км в поперечнике и нескольких сот метров в глубину.

Действующий вулкан — вулкан, периодически извергающийся или проявлявшие сольфатарную активность (выделение горячих газов и воды) за последние 3500 лет исторического периода.

Потухший вулкан — сохранивший свою форму, но не проявлявший никаких признаков активности в продолжение исторического периода.

Лава в ночи словно огонь в печи

Одна из самых ярких и известных достопримечательностей Камчатки — идеально симметричная, всегда покрытая льдом «огненная гора» — вулкан Ключевская сопка, высота которого 4850 метров над уровнем моря. Он является не только самым высоким действующим вулканом Евразии, но и одним из самых активных в мире. Расположенный в центральной части полуострова Камчатка, он относится к Ключевской группе вулканов, состоящей из 14 вулканов.

Диаметр основания Ключевской сопки — около 15 км, диаметр кратера — 550–600 м, крутизна склонов — более 30 градусов.

Вулкану около 7 тыс. лет. Первое упоминание о его вулканической деятельности принадлежит Владимиру Атласову — первооткрывателю Камчатки — и относится к 1697- 1698 годам. С тех пор вулкан извергался более 50 раз. В среднем, извержения происходят один раз в 5 лет, но случаются паузы по 10- 12 лет. Последнее довольно мощное извержение было в 2010 году. А в 2012 г. было обнаружено свечение, свидетельствующее о фонтанировании лавы, которое и мы смогли увидеть во время путешествия.

Сколько ни смотрела я днем на вулкан, мне казалось, что он тих и безмятежен: неторопливо курящийся из вершины дымок больше походил на легкое облачко.

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 2. Разноцветная осень в долине Великанов

Но ночь все расставляла по своим местам: в темноте отчетливо было видно, какой кипучей жизнью живет вулкан: из кратера на вершине бьет огненный фонтан, а по склону течет река расплавленной лавы.

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 2. Разноцветная осень в долине Великанов

Звездное небо… Это одно из самых необыкновенных, завораживающих, потрясающих по красоте зрелищ, которые существуют в природе. Каждую ночь над моей палаткой поднималась звездная пурга. Бусины звезд падали в подставленные ладони, а многочисленные мчащиеся к Земле метеориты оставляли треки, сгорая в ее жарких объятьях…

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 2. Разноцветная осень в долине Великанов

…Несколько дней мы простояли палаточным лагерем на плато у горы Копыто. Несколько ночей я не могла спать — меня обнимало звездное небо. Присев на низеньком складном стульчике у своей палатки, я наблюдала, как постепенно темнеет небо, как падает на него звездная роса и тихонько дрожат звезды.

…Давайте немножко отдохнем от пережитых эмоций и наутро еще раз прогуляемся по роскошно красивой, разрисованной яркими осенними красками долине Великанов…

Первое посещение русскими земли Камчатской

9 февраля 1651 года Михаил Стадухин и его спутники вышли из зимовья на реке Анадырь на нартах посуху в поисках пути на знаменитую реку Пенжину. 5 апреля 1651 года после почти двух месяцев голодных блужданий они вышли на реку Аклен, правый приток Пенжины. Построили маленькие кочи и сплавились до устья реки. Там они построили морские кочи. Это были первые русские, которым удалось увидеть западное побережье полуострова Камчатка.

По архивным данным, на рубеже 1650-х — 1660-х годов на Камчатку из русских одними из первых пришли беглый колымский казак Леонтий Федотов сын и промышленный человек Сава Анисимов Сероглаз (он же — Шароглаз). Они продолжительное время незаконно собиралиясак с коряков в районе реки Лесная (она же Уемлян, Воемля), северо-западное побережье Камчатки.

В 1697 году Владимир Атласов, который вышел в январе из Анадырского острога с отрядом из 120 человек, пересек Корякский хребет и достиг восточного берега Камчатского полуострова. Затем обследовал западный (Пенжинский) берег. Летом на верховье р. Камчатки он поставил Верхнекамчатский острожек. В 1700 Атласов встречался в Тобольске с С. Ремезовым, составлявшим карту Сибири, благодаря чему картографическое описание Камчатки стало более детальным.

В 1729 году Витус Беринг обогнул Камчатку с юга, открыв Камчатский залив и Авачинскую губу.

И вот наступило утро…

Чем дальше в тундру, тем больше евражек

Камчатка — это один из последних уголков почти нетронутой природы Земли. Географическая изолированность полуострова от материка и наличие вулканизма оказали огромное влияние на формирование его экосистем. С одной стороны, здесь нет многих видов животных, обитающих на тех же широтах на материке. С другой стороны, именно благодаря своему полуостровному положению, Камчатка остается последним прибежищем для некоторых видов животных, давно исчезнувших в других регионах.

Во время путешествия мне посчастливилось повстречаться с некоторыми животными Камчатки: медведями (первый из увиденных перебегал дорогу с достаточно интенсивным автомобильным движением перед нашим КАМАЗом), лисами, сусликами, было много птиц… Рядом с нашим лагерем на плато жил юркий и неугомонный горностай. О некоторых из этих встреч я расскажу.

Однажды во время стоянки на плато в долине Великанов недалеко от лагеря я увидела пару небольших зверьков, которые, наслаждаясь жизнью, нежились на нагретых солнцем лавовых камнях. Это были суслики, а точнее — берингийские (или американские длиннохвостые) суслики. По-простому — евражки.

Евражки — это, как правило, упитанные «господа» в пушистой рыжеватой шубе. Шубка — с крупными светлыми пятнышками на спинке и более светлая — палево-ржавая — на всегда туго набитом пузике.

Я притаилась недалеко от этой парочки и тихо наблюдала за ними. У этих зверьков, наверное, вшит «детектор движения»: они реагировали не столько на меня, сколько на мои перемещения. При малейшем моем шевелении они мгновенно исчезали, прячась среди камней, травы, но вскоре опять появлялись, напряженно всматриваясь вдаль. Они смотрели мне прямо в глаза, но мне казалось, что они меня не видят, а я неподвижно сидела буквально в двух метрах от них, любуясь ими.

Евражка, как и медведь, впадает в зимнюю спячку на 7,5–8 месяцев. Во второй половине лета евражка начинает запасать корм: плоды кустарничков, сухую траву, листья. Но эти запасы используются не зимой, а весной — после пробуждения.

Здесь, на этом плато, евражек было много, они деловито сновали в траве, запасаясь кормом на длинную зиму. А сейчас эта парочка блаженствовала на солнце: до того момента, когда придет пора им впадать в многомесячную спячку, остались считанные дни.

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 2. Разноцветная осень в долине Великанов

Евражка принадлежит к наиболее крупным сусликам. Из вес может достигать 700–800 г. Самцы и самки примерно одинакового размера, но самцы тяжелее. Хвост — пушистый и длинный, до 13 см, составляет около 40% длины тела.

Евражка — тундровый житель открытых ландшафтов: он поселяется на луговых и степных участках, в тундре на склонах холмов, может жить на полянах и опушках лесов, среди зарослей полярной березы, кедрового стланика. Живёт колониями из 5–50 особей.

Евражки роют норки со множеством подземных ходов, вынося грунт из нижних слоев почвы на поверхность, способствуя разрыхлению почвы и переносу семян растений, тем самым играют важную роль в жизни тундры. Обычно норка состоит из главного хода и отнорков, гнездовой камеры, выстланной лишайниками, листьями и шерстью, и кладовой. Глубина нор может достигать 3 метров, а длина — 15 метров.

Размножается евражка 1 раз в год. Беременность длится 25 дней. Семьи евражек многодетны — в помёте бывает до 10 детёнышей, которые рождаются в конце мая — начале июня. Дети растут не по дням, а по часам; через месяц-полтора уже трудно отличить молодых зверьков от взрослых. Чтобы прокормить семью, евражке-папе приходится приносить в дом много корешков и молодых побегов для евражки-мамы.

Продолжительность жизни евражек, как правило, не более 3 лет.

Любопытство сильнее страха

Во время одной из прогулок по плато на крутом склоне холма среди каменной гряды мы заметили любопытную мордашку лисенка с ярко рыжей шкуркой, напряженно присевшего, но не убегающего. Это был детеныш лисы-огневки, прозванной так известным русским зоологом Александром Миддендорфом за яркий окрас своей шкурки.

В 1875 году лиса-огневка была отнесена в отдельный подвид анадырской лисицы (Vulpes vulpes beringiana). Встретить этого рыжего зверя можно на Чукотке, в Анадырском крае, на Курильских островах, на Сахалине. Но больше всего лис-огневок — на Камчатке, где они себя чувствуют особенно привольно. Камчатка для лисы-огневки — гастрономический рай. Лиса всеядна, но в первую очередь ее добычей становятся грызуны, которые составляют большую часть ее рациона. Мышкование — основное занятие лисы-огневки в любое время года.

Не спеша окружая его со всех сторон, перемещаясь на попе, на коленях, по-пластунски, мы к нему потихоньку приблизились и увидели, что лисят — двое. Второй лисенок казался более напуганным и острожным. Вскоре он предусмотрительно скрылся в норе, и мы его больше не видали. Зато со «смельчаком» мы общались долго и с удовольствием. Досыта наевшись орешков и изюма, которыми мы его потчевали, лисенок стал их закапывать про запас и настолько осмелел, что позволил вплотную к себе приблизиться. Его любопытная мордочка и дело выглядывала из-за гряды камней, где расположена нора.

Лисенок был невероятно красив: с пышным длинным хвостом, рыжей шубкой с белой грудкой, плутоватой узконосой мордочкой с красивыми глазами и с еще доверчивым детским выражением. Я очень надеюсь, что любопытство не погубит лисенка, и из него вырастет сильный и красивый зверь.

Встреча с мишкой

Быть на Камчатке и не увидеть медведей просто невозможно! Во время поездки я видела медведей несколько раз. Правда, мне не удалось сделать ни одного медвежьего портрета. Благополучно вернувшись домой, я могу по этому поводу немного и погоревать. Но, вспоминая об одной своей встрече с этим хищником, я вновь и вновь переживаю не очень приятные минуты…

Дело было так. Нарушив наказ руководителя нашей группы Дениса Будькова «никогда не ходить по одному, даже в туалет», после фотосессии с лисенком я одна направилась в наш лагерь, который находился в полукилометре. Не успев далеко отойти, вдруг остолбенела и похолодела — медведь! Он шел между мной и лагерем, не видя меня. Оцепенев от ужаса, вмиг покрывшись испариной, с трясущимися коленками я тихонько спряталась на каменную гряду, наблюдая за мишкой оттуда. Он вскоре, не торопясь, удалился. Еще немного подождав, я медленно и осторожно двинулась вперед, вертя головой во все стороны. И вот уже скоро лагерь, он в зоне видимости! Но тут я слышу крики нашего народа оттуда и вижу неспешно топающего медведя недалеко от меня! Теперь и он видит меня! Еще бы меня не видеть! Я вся такая красивая — в ярко- красной жилетке! Честно признаюсь, было невероятное искушение «переобуть» камеру, нацепив «телевик» вместо «ширика», чтобы сделать красивый портрет мишки крупным планом. Но что-то мне подсказывало, что делать этого не стоит — я совершенно отчетливо осознавала, что вот здесь и почти сейчас может закончиться моя жизнь. В этот момент время для меня почти остановилось — все помнится в замедленном темпе:

Я слышу выстрелы…

Мышка огрызается на них…

Мишка продолжает двигаться в мою сторону…

Мишка чуть отворачивает в сторону…

Мишка немного ускоряется…

У него смешно подпрыгивает попа…

Я со всех ног бегу в лагерь…

Меня все обнимают и почти целуют…

Что же тогда произошло?

Когда я вернулась в лагерь, мне в лицах рассказали историю, как мишке понравился запах жареной курицы, и он незванно пришел в гости, бродя в нескольких метрах от кухни. Его пугали, фотографировали, а потом прогнали. Но далеко уйти он не успел: повстречалась я. У нашего водителя был карабин (помните ту чудесную фотографию с ружьем?), и выстрелами он отсекал путь медведя ко мне. Я видела, как медведь огрызался на взметнувшиеся от разрыва пули клочья мха у своего зада, но не ускорялся. И только после третьего выстрела он прибавил ходу и удалился, а я пулей понеслась к лагерю и страстно каялась Денису о своем непослушании.

Фото С.Кадулина

Судя по всему, тот же самый медведь «погостил» и у группы французов, остановившихся в домике недалеко от нас. Воспользовавшись их отсутствием, мишка вломился в дом, продегустировал запасы еды. С трудом был изгнал из дома и всю ночь бродил рядом, а наутро французы обнаружили его на обеденном столе на улице — он мирно спал. Восторгу туристов не было предела — медведя рассмотрели со всех сторон, правда, не выходя из дома. Опять с трудом его прогнали. Но у французов остались незабываемые впечатления!

За всю поездку было несколько случаев, когда мы видели медведей — вблизи или вдалеке, наблюдали признаки его присутствия: то дорогу перед машиной перебежит (!), то через кусты кедрового стланика продирается, здесь он сорвал дерн со склона холма — лазал за рябиной, там еще дымящиеся кучки оставил…

Нельзя недооценивать опасность, которую таит в себе неожиданная встреча человека с диким медведем, очень важно помнить о проблеме взаимодействия человека с ним. У каждого зверя есть свой ареал проживания, где он кормится. Когда в этот ареал вторгается человек (а на Камчатке очень много туристов!), зверь может напасть на него не из-за голода, а из-за того, чтобы отстоять свои интересы.

И уж точно встреча человека с медведицей с медвежатами не сулит ничего хорошего. Бывают ситуации, когда медведица с медвежатами выходит из тайги к людскому жилью, чтобы поживиться пищевыми отходами. Это случается, например, если лето выдается голодным для медведей — холодным, дождливым, когда мало ягод.

На Камчатке есть правило — никогда никуда не отправляться одному. В случае чего второй хоть крикнуть успеет. Потом местные ребята подсказали: если встреча со зверем все же случилась — распахиваешь широко куртку, залезаешь на самый высокий камень, поднимаешь рюкзак над головой, чтоб казаться большим. На бОльшего мишка не полезет. Может быть.