Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Каламбака — Греция Сентябрь 2017

Интернациональное слово Метеорит означает объект, упавший с неба. Лишь тот краткий миг, пока происходит процесс падения, пока объект еще в небе, он называется Метеор. Слово греческое и в наше время переводится именно как метеор. В древнегреческом же его значение было «падающий с неба, парящий в небе». В единственном числе слово оканчивается на -о: метеоро, окночание этого слова на -а говорит о множественном числе. Вывод из этого краткого экскурса в лингвистику — русское окончание -ы оправдано, именно так в нашем языке и следует называть этот уголок Фессалии — Метеоры. Впрочем, вопросы языкознания — отнюдь не тема этого поста, это обычный отчет о поездке.

В 2010 году мы с женой уже бывали здесь. Но, а) прошло много времени и впечатления слегка стерлись, б) к нам приехал сын, который Метеоры еще не видел. Решили съездить, выбрав для этого рабочий день, т. к. в выходные тысячи жителей городов, удаленных от моря, устремляются на побережье, создавая пробки. Выезжаем из поселка Пефкохори на Кассандре, на календаре — первые числа сентября.

Ехать можно двумя маршрутами — северным и южным. Северный будет чуть быстрее, южный может быть привлекателен возможностью заехать в интересную долину Тембе. Есть еще третий путь — самый короткий, проходящий между этими двумя, но он сопряжен с ездой по плохим дорогам, поэтому отвергается сразу. Долина Тембе уже нам знакома, время важнее, едем северным путем. Ориентир — город Каламбака, расстояние до него от Пефкохори — 337 км. Выехали не очень ранним утром, путь занял чуть меньше четырех часов. Посещать Метеоры на автомобиле весьма удобно, здесь есть подъезды практически ко всем интересным местам, есть пространства для парковки, все продумано и учтено. Один из главных минусов всего сайта — тот факт, что большую часть осмотра посетитель находится к северу от всех интересностей, что оборачивается солнцем «навстречу». Для нормальной фотосъемки приходится применять изворотливость, и все равно получается не очень. Можно, конечно, приехать сюда ранним-ранним утром, или ближе к вечеру, но при этом страдает логистика. Планируюя поездку, мы изучали метеопрогнозы, в этот день обещана была отличная погода, а вот назаватра уже могла быть гроза. На месте обнаружили в воздухе весьма сильную дымку, более характерную для побережья, возможно, это предвещало скорый дождь. Дымка, конечно, не очень способствует качественным снимкам удаленных пейзажей, но что поделать…

На въезде в Каламбаку нужно свернуть в сторону деревни Кастраки, обычно там стоят указатели и на Метеоры. Мы заехали в Каламбаку — выпили кофе, немного перекусили. Затем уже, проехав Кастраки, въезжаем в комплекс Метеоры. В Греции есть два главных религиозных центра, два скопления православных монастырей — Афон и Метеора. Количество монастырей в Метеорах менялось с ходом времени, помимо основных сооружений здесь было множество скитов и небольших построек, спрятанных в скалах. В наше время комплекс включает шесть действующих монастырей: Великий Метеор (Преображенский), Варлаам, Святая Троица, Русану (Варвара), Святой Стефан и Святой Николай. Русану и св. Стефан — женские монастыри, остальные — мужские. Великий Метеор, Варлаам и Святой Николай находятся слева от въезда на сайт, причем Св. Николай будет первым по дороге. В наши планы не входил осмотр монастырей внутри, в прошлый приезд мы уже посещали некоторые из них. Поэтому проезжаем Св. Николая и едем сразу налево, к Великому Метеору и Варлааму.

1. Монастырь Св. Варлаама:

Метеоры, главная драгоценность Фессалии

Неподалеку от Варлаама есть удобная стоянка. Место хорошо еще и тем, что здесь есть просто красиво, скалы, смотровые площадки и в целом хорошие виды.

2. Каменистые склоны:

Метеоры, главная драгоценность Фессалии

Современный научный взгляд на происхождение этих скал поначалу кажется абсурдным, утверждается, что эти огромные глыбы — наносной материал в месте впадания древней реки в долину. Однако, рассматривая вблизи скальный материал, можно увидеть, что это не монолит, а действительно нечто похожее на пористый бетон (чего быть не может). Значит, выводы ученых следует принять как данность — это действительно спрессованная за миллионы лет (а именно 60) наносная порода.

3. Вид в сторону Каламбаки, город как раз за скальными глыбами, слева внизу виден монастырь Русану (против солнца и сквозь дымку):

4. Варлаам:

Побродили немного по скалам и дорожкам, затем переезжаем повыше, к Великому Метеору (по гречески Мегало Метеоро, средний род). Еще одно устоявшееся названия монастыря — Преображенский. Преображения-превращения мы часто называем метаморфозами, это греческое слово, соответсвенно, другое греческое название монастыря — Метаморфоси.

5. Причудливые скалы:

6. Замечаю на скале неожиданных животных, это котятки-близнецы:

Как я уже сказал, внутрь мы не заходили, акцент был сделан на осмотре места как природного феномена, хотя, конечно, монастыри здесь сами по себе представялют огромный интерес и самым серьезным образом участвуют в формировании впечатлений.

7. Вид в сторону Русану:

8. Просто скалы:

9. Монахи в некоторые монастыри попадают с помощью подвесной дороги, таким же путем доставляются продукты и прочее необходимое для жизни:

Метеоры, главная драгоценность Фессалии

10. А посетители могут попасть внутрь вот по этой лестнице, состоящей из 154 ступенек:

Метаморфоси — самый старый и самый большой монастырь из всех метеорских (начало 14-го века).

11. Вид на Варлаам и Русану:

Метеоры, главная драгоценность Фессалии

Переезжаем к следующей группе монастырей, по пути тормозя у смотровых площадок.

12. Вид на Русану, Большой Метеор и Варлаам, вдали в центре кадра над Русану — св. Николай:

13. Среди глыб (вид на Русану):

14. И еще Русану (св. Варвары):

15. Внизу — город Каламбака:

16. Вид на монастырь св. Троицы:

Метеоры, главная драгоценность Фессалии

Этот монастырь наиболее часто служит иллюстрацией Метеор, он имеет выигрышно смотрится с другой точки, где видно, что комплекс устроен на вершине отдельно стоящей скалы, пробую искать нужную точку.

17. Святая Троица:

18. Еще один ракурс:

19. Вид на группу скал, отделяющих город от монастырей:

20. Последний монастырь — св. Стефана:

21. Фессалийская долина, река, что видна внизу — та самая, которая за миллионы лет фактически соорудила эти скалы:

22. Скальный пик над городом Каламбака:

23. Край города, наиболее близко подступающий к скалам:

24. Наш карапуз вскарабкался на один из пиков:

Я тоже вскарабкивался, порох в пороховницах, как оказалось, еще не отсырел. Полазили здесь с сыном по скалам, пока жена дожидалась нас в тени у машины. Да, я не сказал, летом здесь очень жарко, температура ощитимо выше, чем на побережье, в наш визит было +35. Вернулись, едем теперь к Русану.

25. Монастырь Русану, или Святой Варвары (слева):

26. Русану:

27. А это вид от Русану в сторону Большого Метеора и Варлаама:

Метеоры, главная драгоценность Фессалии

Вроде бы объехали все монастыри и интересные места. Но теперь не домой, а в еще одно место, где в прошлое посещение не удалось побывать. Это так называемая Долина Отшельников. Поворот на нее с дороги легко найти, если едешь в сторону монастырей (будет направо), но трудно, если путь лежит назад. Это едва заметное ответвление от дороги между Каламбакой и Кастраки с первого раза я проскочил, но развернулся, нашел его, едем. Путь совсем недолог, вскоре дорога кончается у небольшой церкви, возле нее можно запарковаться и пройтись пешком по долине. Если посмотреть вправо, там возвышается округлая скала, в нижней части которой можно заметить встроенный монастырь (слева).

28. Это монастырь Николая Бадова:

Метеоры, главная драгоценность Фессалии

Также в скале видно множество пещер, многие из них использовались в качестве скитов. Слева долина ограничивается другой массивной скалой — Пиксари, в нижней части которой находится отреставрированный скит св. Антония.

29. Скала Пиксари:

30. Скала нависает над прилепившимся снизу сооружением, это скит св. Антония:

31. Вход в скит:

Метеоры, главная драгоценность Фессалии

32. На самой скале видны какие-то деревянные «балконы» и лестницы, это тоже скиты:

Древние монахи, как видно, были серьезно подкованы в альпинизме.

33.

34. Под скалой:

Чуть правее и дальше возвышается огромный, отшлифованный временем, двойной монолит:

35. Наверняка у него тоже есть свое название, увы, для меня осталось неизвестным:

36. А это монастырь Николай Бадов:

37. Сонная местная жительница:

38. И еще один взгляд. Воистину «парящие в небе»:

Ну, вроде все.

39. После выезда из долины еще раз заехали в деревню Кастраки, снять ее на фоне Метеор:

Метеоры, главная драгоценность Фессалии

Теперь в обратный путь. А, нет. Еще заметил один вид, открывающийся с дороги. Тормознул на обочине, не проезжать же мимо?

40. Вид на Метеоры с дороги, ведущей от Каламбаки на трассу Эгнатия Одос:

41. И еще примерно оттуда же:

Все, можно ехать. Метеоры по прежнему прекрасны, величественны и эээ… поэтичны. Второй раз я здесь и второй раз замечаю, что на этом месте поднимается настроение. Такое же ощущение испытывал на Олимпе, на ручье Энипей с его порогами и водопадиками. Не знаю, может, действительно, есть у подобных мест особая энергетика, а может, откуда то из недр выходят газы, обильно насыщенные эндорфином?..

Но и это не все. Еще утром, сворачивая с главной трассы к Каламбаке, проезжали интересную речушку, с каменными берегами и спокойной водой. Пока не стемнело, надо бы заснять.

42. Речка имеет название — Малакосиотико:

43.

44.

45.

Вот теперь точно все, программа выполнена. Можно мчать в свое Пефкохори. Кстати, когда-то трасса Эгнатия Одос была полность бесплатной, от Ионического моря до Эгейского. Теперь же поставили толлы, платить приходится. Салоники — Халкиди пока еще бесплатная, но кто знает, может скоро и там установят платилки? Вернулись домой позже, чем рассчитывали и позже, чем в прошлый раз. Очевидно, провели там больше времени — посетили ведь еще Долину Отшельников, да и по скалам с сыном полазили вдоволь. В целом же, если выезжать из любого городка Халкидиков, то на Метеоры вполне хватит одного дня. Если выехать пораньше, вечером вполне можно успеть в таверну на берегу, мы тоже успели.