Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 23 марта 17:36
Без секрета всему свету

Петропавловск-Камчатский — Россия Сентябрь 2013

Исторически-лирические воспоминания

Далекое, удивительное, прекрасное, давно манящее меня место — КАМЧАТКА! Я там уже была однажды зимой — неожиданно, внезапно и очень коротко: прилетела посмотреть на извержение вулкана Плоский Толбачик (о полете на вертолете над извергающимся вулканом я написала в Огненная феерия вулкана Плоский Толбачик. Камчатка).

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 1. Адаптация и синхронизация

Кроме феерического зрелища извержения, увиденного из вертолета, мне мало, что удалось посмотреть — было холодно, после обильных снегопадов ни к какому вулкану не добраться ни на КАМАЗе, ни на снегоходе, ни на собачьей упряжке. Я тогда погрелась в термальных источниках:

погуляла по ночному Петропавловску-Камчатскому:

погостила у собачек и мишек в стойбище «Кайныран»:

увидела сивучей:

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 1. Адаптация и синхронизация

… и домой вернулась. Но у меня осталось предчувствие, что я сюда вернусь! И оно меня не обмануло!

Наступил сентябрь — самое красивое время года на Камчатке, и вот я — участник фотопутешествия, посвященного вулканам. Действующие и потухшие, фонтанирующие лавой и дышащие зловонными серо-водородом, с кислотными озерами и подтаявшими ледниками… На протяжении всего двухнедельного путешествия нас всегда окружали вулканы, c которыми Камчатка и встречает, и провожает. Но — обо все по порядку!

Справочно:

Камчатка — полуостров в северо-восточной части материка Евразия на территории России. С востока омывается — Беринговым морем и Тихим океаном, с — запада Охотским морем. Полуостров вытянут с северо-востока на юго-запад на 1200 км. Соединяется с материком узким (до 93 км) перешейком — Парапольским долом. Наибольшая ширина (до 440 км) — на широте мыса Кроноцкий. Общая площадь полуострова около 270 тыс. кв.км. Самая южная точка полуострова — мыс Лопатка. На Камчатке находятся 30 действующих и 300 потухших вулканов. Камчадалы считали, что вулкан — жилища умерших, а дым появляется, когда покойные топят свои юрты.

Три разгонных дня…

…Мама, мам, смотри!» — громкий возглас ребенка, сидящего в кресле рядом, вывел меня из полуобморочного состояния. Еще бы — 8-ми часовой ночной перелет из Москвы в Петропавловск-Камчатский явно не способствует хорошему самочувствию. Однако взбодриться было от чего — самолет начал снижение и пробил сплошную пелену облаков, сопровождающих нас на всем пути из столицы России в столицу Камчатки. Куда ни посмотри из окна иллюминатора, видны вершины горных цепей, тянущихся на сотни километров в разные стороны, повсюду вулканы! Я не могу понять, почему я решала, что это именно вулканы, но знаю точно — это они!

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 1. Адаптация и синхронизация

Камчатка начинает удивлять вот так сразу, пока самолет еще и не приземлился. Мы летим над Авачинской бухтой, по берегам которой вытянулся город Петропавловск-Камчатский. Я вижу конусы вулканов, возвышающихся над пушистыми облаками — это вулканы Корякский, Авачинский, Козельский и Вилючинский, которые камчадалы называют «домашними» из-за близкого расположения к городу. (Евгений Петрович Декин, в гостевом доме которого я остановилась, позже мне рассказал, что по этим вулканам можно определять погоду: если на вершины надеты шапки облаков — значит, скоро на город обрушится циклон. Если вулканы открыты взору — осадков не ожидается).

Но вот, наконец, самолет приземлился в аэропорту Елизово. И сразу же очередное потрясение — вулканы Корякский, Авачинский, похожие на правильные конусы, будто искуственно насыпанные, стоят совсем рядом, кажется, до них рукой подать!

В таком вот возбужденном состоянии, взъерошенном от количества невероятных эмоций, буквально обрушившихся на меня, я и ступила на землю Камчатки.

Справочно:

«Камчатка! — что это означает?

Существует более 20 версий происхождения топонимического названия «Камчатка».

Может быть, название полуострова «Камчатка» произошло от реки Камчатка, которая была так названа в честь Ивана Иванова про прозвищу «Камчатый». Это прозвище Иван получил за то, что носил шелковую рубашку, а шелк в те времена называли «Камчатой тканью» или «Дамаском». Иван Камчатый — калымский казак, поверстанный в 1649 году по собственному желанию для ясачного сбора в районе реки Пенжина на полуострове. Ясак на языке монгольских и тюркских племён обозначает дань, уплачиваемую, как правило, натурой, главным образом — пушниной.

Существует версия, что Камчатка — это русифицированный вариант якутского «хамчаккы, хам-чаткы», возведенное от «хамса (камча)» — курительная трубка, либо от глагола «хам-сат (камчат)» — шевелиться, колыхаться.

До прихода русских Камчатку населяло несколько коренных народностей: ительмены, коряки, чукчи, эвены, алеуты.

Надо сказать, что я чувствительна к разнице во времени, тем более такой значительной, как в данном случае — 9 часов! Поэтому чтобы внутренний распорядок моего организма синхронизировался с местным временем, я приехала в Петропавловск-Камчатский на несколько дней раньше начала самого тура.

Три запасных дня пролетели как одно мгновение!

День первый

Я ходила на катере по Авачинской бухте — одной из крупнейших бухт на планете, способной принять любое судно мира. Как рассказывает WiKi, она «представляет собой внутреннюю, закрытую часть Авачинского залива. Длина бухты 24 километра, ширина у входа — 3 километра, общая площадь водного зеркала равна 215 км. Глубина до 26 метров… Является основным местом базирования Тихоокеанского флота России на Камчатке. Своеобразным символом бухты и её достопримечательностью являются скалы Чертов Палец и Три Брата, расположенные у выхода в открытый Авачинский залив».

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 1. Адаптация и синхронизация

Уже издалека стало понятно, кто является обитателями островов Крашенинникова и Старичков — в воздухе стоял невообразимый гвалт, создаваемый колониями водоплавающих птиц. На каждом каменном выступе восседали птичьи парочки, а то не одна:

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 1. Адаптация и синхронизация

Обязательным элементом морской прогулки является рыбалка. Несмотря на кажущееся спокойным, океан с регулярной завидностью «вздыхал» полной грудью. В результате такого его «дыхания» я совершеннейшим образом укачалась, практически, на ровном месте. Мне уже не нужна была никакая рыбалка, все мои мечты свелись к единственному желанию — поскорее добраться до неподвижной почвы под ногами! Лежа на кушетке в кают-компании катера, боковым зрением, однако, я все же сканировала пространство: что происходит на палубе? А на палубе происходило вот что:

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 1. Адаптация и синхронизация

Как ни плохо мне было, но в компании со снежным крабом тут же полегчало (про вкус такого краба я деликатно умолчу):

День второй

Я предприняла попытку слетать на однодневную вертолетную экскурсию в Долину Гейзеров. Программой был предусмотрен потрясающе красивый маршрут — «облет активных вулканов Малый Семячик и Карымский, посадка в кальдере вулкана Узон и пешеходная экскурсия там же, полуторочасовая часовая пешеходная экскурсия по Долине Гейзеров». Я исходила слюнями, читая эту программу. Никакие препятствия в виде стоимости (35 тыс. руб.) не смогли поколебать моего решения увидеть ВСЕ ЭТО своими глазами.

В Петропавловске-Камчатском стоял пронзительно яркий и солнечный день. МИ-8 был заполнен туристами под завязку. Чтобы мы не оглохли от грохота внутри вертолета, каждому выдали наушники. Поэтому никакие разговоры между собой и обсуждения были, практически, невозможны. Я с упоением наблюдала, как просторные долины разноцветной осенней тундры сменялись кажущимися непроходимыми хвойными лесами, яркими глазками блестели небольшие озерца:

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 1. Адаптация и синхронизация

Часа через полтора полета на горизонте стали появляться какие-то строения. «Кордон Долины Гейзеров, наверное. Здорово тут все организовано и добротно устроено. Но… как -то странно это», — подумала я. Каково же было мое изумление, когда вскоре деревянные дома сменились кирпичными многоэтажками.

Вертолет приземлился.

Мы вышли.

Конец экскурсии.

Что же произошло?

Как оказалось, на Долину Гейзеров обрушился «вынос» — так на Камчатке называют языки плотного тумана, которые приходят с моря или океана и могут простираться на десятки километров. Ни приземление вертолета, ни его взлет в таких условиях не возможны, поэтому капитан нашего МИ-8 принял решение вернуться в П-К. А здесь по-прежнему сияет солнце на абсолютно безоблачном небосводе! К справедливости организаторов этой не состоявшейся экскурсии надо сказать, что деньги нам вернули в полном объеме.

День третий

Какие разные бывают на Камчатке дороги… Впрочем, наверное, как и везде у нас…)) Понятно, что они бывают не только магистральные — шоссейные или грунтовые, прямые как струна, лишь иногда делающие небольшие вялые изгибы, чтобы водитель не уснул в пути. Особый интерес представляют собой второстепенные дороги — боковые ответвления, ведущие к местам стоянок туристов. Я бы назвала такие дороги «направлениями», не везде преодолимыми даже КАМАЗами. Забегая вперед, скажу, что на открытых пространствах частенько колея «пробита» ранее прошедшими здесь автомобилями, а в лесах, словно под просеки вырублены кустарники и деревья, что и означает «проложена дорога». Никакого профилирования нет и в помине. В таком лесном очень узком тоннеле наш вахтовый КАМАЗ протискивался с трудом, обдирая бока кузова стоящими по краям деревьями. О качестве подобной дороги можно судить по такому факту: 20 км пути от трассы до плато у горы Копыто мы преодолели за 2,5 часа, а 40 км до стоянки у лавового поля Толбачика — за 4,5 часа.

Рассказ об этих поездках еще впереди. А сейчас я с небольшой сборной группой туристов нахожусь в пути к вулкану Вачкажец, дорога к которому способна стать удивительным приключением для каждого, желающего постигнуть тайны Камчатки

Эти приключения начались почти сразу после того, как наш полноприводный джип свернул с трассы: лужи, больше похожие на небольшие озера, в тесном окружении деревьев с распростертыми во все стороны руками-ветвями, с корнями, рельефно выступающими высоко над землей и норовящими направить машину в нужном ИМ направлении… Понятное дело — вскоре наш джип барахтался в луже. Пытаясь вылезти из нее с помощью лебедки, выдрали здоровенный пень на обочине. Вылезли. Но ровно для того, чтобы бухнуться в следующую лужу и опять застрять. Помесив грязь, зацепившись «лебедем», снова себя вытащили и снова нырнули в очередную лужу. И так далее. Скоро нам это «веселье» надоело. Оставив водителя решать очередную проблему, мы решили, что пешком будет быстрее.

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 1. Адаптация и синхронизация

Нагрузившись всей своей фотографической техникой, мы и пошли, наивно полагая, что близки к цели. Может быть, мы и не были слишком далеки от нее, но необходимо делать поправку на фотостопы. А они были на каждом шагу. И не только фотостопы. Периодически нам приходилось преодолевать различные полосы препятствий для того, чтобы перебираться через многочисленные ручьи и ручейки. …

Вачкажец — древний потухший вулкан, а ныне он представляет собой горный массив, состоящий из множества пиков. Во время древних сильных извержений, носивших взрывной характер, кратеры вулкана разрушились, оставив огромные цирки.

Название вулкана, как предполагают филологи-энтимологи, пошло от старинного слова коренных ительменов «Уачькагачь», что означает «Текущая с каменного хребта». Кроме того, из-за сложности прочтения, восприятия и написания в русском варианте ительменское слово «Уач» вполне допустимо изменилось на «Вачь», что вполне логично, так как переводится, как «камень».

Туристические тропы Вачкажца ведут не только к вершинам, но и к водопадам и горным циркам.

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 1. Адаптация и синхронизация

Мне было интересно наблюдать, как меняется растительность по мере набора высоты: от деревьев — к кустарникам, от кустарников — к горной тундре, и выше — до высокотравья и горных лугов, как на ветру переливаются изумрудные ковры кедровых и ольховых стлаников.

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 1. Адаптация и синхронизация

Андрей — наш гид в этом путешествии — поначалу убегал вперед, поджидал нас где-то и, не дождавшись, через какое-то время возвращался, подгонял, сердился, говорил, что, идя такими темпами, мы не успеем взобраться на вулкан. Мне совершенно не хотелось торопиться с восхождением — каждый шаг вызывал у меня неизменное чувство восторга и изумления.

Повсюду лежали громадные замшелые валуны, бегали почти не реагирующие на человека евражки (человек здесь, наверное, такое же часто встречающееся существо, как и медведь!),

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 1. Адаптация и синхронизация

весело журчали ручейки, маленькими водопадиками стекающие со склонов гор,

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 1. Адаптация и синхронизация

изумрудного цвета зелень и многочисленные цветы — вот тот мир, в котором я сейчас оказалась!

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 1. Адаптация и синхронизация

Хоть я и не была в Альпах, но, как принято говорить в таких случаях, мы будто бы оказались в Швейцарских Альпах, а вокруг простирались альпийские луга. Надо ли еще куда-то спешить?

В конце концов, Андрей понял бессмысленность своей затеи — взойти на вулкан, и оставил нас в покое.

Дионис в состоянии покоя:

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 1. Адаптация и синхронизация

К тому времени, когда мы вернулись к нашему джипу, водитель уже выбрался из лужи и с нетерпением поджидал нас. Приключение у Вачкажца подошло к завершению. А с ним окончились и три моих адаптационных дня. Завтра мы стартуем в сторону Толбачика большим поистине вулканическим фототуром.