Турист Evgeniy Klodnitskiy (Evgeniy_Klodnitskiy)
Evgeniy Klodnitskiy
был 14 апреля 10:43

Тбилиси — Грузия Июль 2017

В этом году я впервые поехал в командировку в Грузию. Отправился в горд Тбилиси, к сожалению, всего на несколько дней. Грузия всегда славилась своим гостиприимством, вот и мне очень повезло, принимающая сторона устраивала каждый день различные экскурсии по достопримечательностям города. Свозили в горы, прокатили по ночному городу, ну и конечно не обошлось без традиционного грузинского застолья с вином и различными национальными блюдами. Все настолько вкусное, что словами это передать не возможно. Горячие хачапури, вкуснейший и нежнейший шашлык, хинкали, лобио, пхали все это вызывало такое количество приятных вкусовых ощущений, что было очень жалко, что желудок не резиновый и попробовать все очень тяжело. И естсетвенно каждое застолье не обходилось без грузинских вин. Вообще мое мнения, что грузинские вина одни из лучших. Саперави, Кидзмараули, Хванчкара и другие известыне вина очень и очень приятные на мой не искушенный вкус.

Поселился я в гостинице Vidzisi, не очень большая гостиница, достаточно далеко от центра, но вполне хорошего качества. Номер большой, просторный, большая кровать, журнальный столик стоит посредине комнаты (вот он создавал некоторые неудобства, об его края несколько раз ночью ударялся). В комнате есть телевизор со спутниковыми каналами, но смотреть с кровати его не очень удобно, так как телевизор маленький и практически с 3–5 метров уже плохо видно, да и слышно не очень. Есть достаточно большая ванная комната, там душ (с ванной) и туалет. Из душа долго приходиться ждать когда потечет горячая вода. Утром это не очень удобно, зато приходя пару раз днем, после полящего солнца это было самое оно. Как я уже писал гостиница расположена далековато от центра, но зато в 5–7 минутах ходьбы от метро. Я даже не знал изначально, что в Тбилиси есть метро. Это оказалось очень удобно, несмотря на то, что гостиница Vidzisi не в центре через 20 минут ты мог оказаться на проспекте Руставелли (центральном проспекте Тбилиси). Метро в Тбилиси не очень большое (естественно в сравнении с Московским), там всего две линии, которые пересекаются в одной точке. Стоимость поездки 0.5 лари (по нынешнему курсу около 12 рублей). Для того, чтобы передвигаться на метро, нужно купить транспортную карту, оставив в залог 2 лари, которые по отъезду можно вернуть, здав карту обратно. Само метро осталось в Тбилиси еще с советских времен, все тут похоже с тех пор не особо менялось. Все те же поезда, немного модифицированные, все те же станции, сделанные в старом советском стиле, только названия заменены, все теже эскалаторы. Еще мне показалось, что в метро несколько мрачновато, видимо берегут электроэнергию. Но в общем очень даже неплохо и очень удобно для передвижения по городу.

Командировка в Тбилиси

За то небольшое время, что я пробыл в Тбилиси, мне все-таки удалось посетить несколько главных достопримечательностей города. Первая достопримечательность, которая находиться не совсем в городе, но совсем рядом, и куда обязательно нужно сходить — это монастырь Джвари. Монастырь VII века, расположен на вершине горы близ города Мцхеты. Этот монастырь и сам по себе интересен, но самое главное от него открывается потрясающий вид на место слияния двух главных больших рек Куры и Арагви. Помните эти строчки Лермонтова:

«Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой — и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.»

Командировка в Тбилиси

Так вот полное ощущение, что Лермонтов писал эти строчки стоя именно около этого манастыря и созерцая эту красоту.

Следующая интересная достопримечательность- это конечно знаменитый проспект Руставели. Проспект длинной около 1,5 километров и соединяет две больших площади Свободы и Руставели. На площади Свободы стоит Памятник Свободы созданный Зурабом Церетели. На монументе изображен, кто бы мог подумать, святой Георгий убивающий дракона (очень похоже на герб Москвы). Площадь Свободы одна из главных площадей Тбилиси и нередко именно на этой площади проходили манифистации и различного рода массовые собрания протестов. Здесь же были основные выступления во время всем памятной «Революции Роз».

Командировка в Тбилиси

От площади Свободы гуляя по проспекту Руставели я наткнулся на небольшой сувенирный рынок. Картины, магнитики, прочая мелкая сувенирная продукция. Почти все сувениры купил именно тут. Вообще изначально я планировал съездить к «Сухому Мосту». Еще одной очень интересной достопримечательности Тбилиси. «Сухой Мост» — это большой блошиный рынок, где можно прикупить множество интересных старинных и не очень предметов, картины, сувениры и прочее. Очень интересно название моста не всегда был Сухой. Когда его построили в 1851 г., мост был сделан над руслом реки для перехода на Мадатовский остров. Но в 1933 г. русло реки осушили, после чего к мосту прикрепилось название «Сухой Мост», а уже в начале 90-х здесь появился блошиный рынок. В общем я планировал съездить за сувенирами именно туда, но все как-то не получалось, поэтому в итоге все сувениры я купил на проспекте Руставели.

Следующий комплекс достопримечательностей который мне удалось посетить — это было Крепость Нарикала. Находится крепость на горе Мтацминда, откуда город виден как на ладони. Но что бы попасть туда, мне пришлось для начала отстоять достаточно большую очередь на канатную дорогу. Канатная дорога в Тбилиси относительно новая. Построена в 2012 году и длиной всего 600 м. Дорога к крепости займет всего две минуты (если не считать, что в очереди к конатной дороге вы простоите еще 30–40 минут). Кстати, пока стоял в очереди несколько раз предлагали экскурсии по разным городам Грузии Мцхета, Боржоми, Телави. Очень интересные экскурсии по Кахетии и Кутаиси, но, к сожалению, у меня не было никакой возможности уехать куда-то из Тбилиси, а так хотелось посмотреть побольше красивых мест Грузии. Наконец дошла очередь до кассы, цена поездки в одну сторону 2,5 лари и необходимо иметь с собой (или купить в билетной кассе у канатной дороги) карточку на метро о которой я писал выше. Я купил билет в оба конца и не пожалел, потому что в обратную сторону я был сильно уставшим, и к тому же в обратную сторону никакой очереди нет, я вообще ехал в кабинке один и мог спокойно фотографировать красивую панораму города с любого удобного окна.

Командировка в Тбилиси

Поднявшись на гору, я первым делом отправился не к крепости Нарикала, а находящейся в другой стороне монументу «Картлис Деда», что в переводе с грузинского означает «Мать Грузии». Как не старайся сфотографировать ее спереди можно только снизу горы, а так все фотографии с одного бока.

После монумента я пошел уже к Крепости Нарикала. Вкратце о крепости — она не восстанавливалась и находится сейчас в своей первозданной красоте. На территории крепости стоит отстроенная в 2004 году церковь Святого Георгия, внутри которой можно найти сохранившиеся поздние фрески. Крепость была построена еще в 4 веке и является самым древним памятником Тбилиси. Я очень много времени провел то поднимаясь, то спускаясь по холмам находящимся вокруг крепости, поэтому учитывая, что на улице была 40 градусная жара я был полностью измучен таким осмотром, в конце сердце колотилось как бешенное и какое счастье, что я взял обратный билет на канатную дорогу и смог хотя бы две минуты передохнуть и попить свеже выжатый гранатовый сок, который продают (по заоблачной цене правда) прямо на площадке рядом с крепостью.

Командировка в Тбилиси

Еще одной гордостью Тбилиси является ботанический сад. Ботанический сад располагается вдоль реки Легвта-Хеви, чуть к югу от горных вершин Сололаки — там, где в старые времена находились сады царей. Вход в ботанический сад платный, но не чоень дорого, 2 лари. В Ботанический сад Тбилиси можно попасть через два входа: верхний — около крепости Нарикала и нижний около бань. Мы вошли через нижний, и прогулялись по саду наверное около 40 минут. Очень много красивых цветов, жаль я не специалист в названиях, но все очень красиво, а одно место меня особенно поразило. Это водопад, который скатывается с достаточно высокой скалы, место действительно очень красивое и стоит того, что бы его посетить.

После Ботанического сада меня сводили посмотреть Старый Город, мы прогулялись по его извилистым улочкам. На улочках почти все дома двухэтажные и украшены резными балкончиками и террасами, увитыми виноградом. На второй этаж, как правило, ведут старинные кованные винтовые лестницы.

Командировка в Тбилиси

Побродив по улочкам мы спустились к знаменитым серным Баням. По приданию Царь Вахтанг Горгасал увидел, как фазан выпил воды из лечебного источника и исцелился. Велел он тогда заложить здесь город и назвал его Тбилиси, что в переводе означает «теплый». На месте источников было возведено несколько бань, которые строились с 16 по 18 век. Я не любитель бань, да и пришли мы к ним уже вечером, когда они были закрыты, так что испытать на себе их лечебные свойства мне не удалось.

Вечером мне устроили поездку по ночному городу. Город в вчернее время выглядит очень красиво. Особенно мне понравилась Метехская скала в историческом центре Тбилиси. Да и проспект Руставелли вечером выглядит немного по другому.

К сожалению, времени на осмотр других интересных достопримечательностей, таких как Сионский собор, Собор Цминда Самеба, Гора Мтацминда (где находиться телевизионная башня), не осталось. Но это оставляет мне надежду вернуться в Тбилиси уже как турист вместе со всей семьей и пробыть тут больше чем пару дней, поскольку Грузия покорила меня своей красотой, гостиприимством и душевностью. Очень буду рад оказаться тут вновь.