Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Трир — Германия Октябрь 2017

Поехать в Трир я решила из-за того, что этот город считается самым старым городом на территории современной Германии и первым христианским городом на немецкой земле. Вторая гирька на чашу весов в пользу Трира (а выбирала я между Триром и Аахеном) легла, когда я прочла, что в этом небольшом городке целых 8 объектов ЮНЕСКО.

Итак, первая часть рассказа — это как раз про те самые объекты.

По сведениям путеводителей и судя по надписи на главной площади города — Трир на 1300 лет старше Рима. И правда, город основали кельты, и первые сведения о населении, проживавшем в Трирской долине датируются 3000 годом от Рождества Христова. Сам же город Трир был основан при римском Императоре Августе еще в 16 году до Рождества Христова и получил название «Аугуста Треверорум», что означает «город Августа в стране треверов». Поскольку, правильно вчера в переписке сказал Максим Старостин, как могут римляне основать город старше, чем Рим? Все эти «на 1300 лет старше Рима» не больше, чем фольклор, но тем не менее, это старейший город в Германии.

От Великой Римской Империи до наших дней, часть 1 — наследие ЮНЕСКО

Постепенно Трир обрел статус благополучной Императорской резиденции, называемой «Северный Рим» или «второй Рим» (Roma Secunda). В 306–316 годах здесь проживал Император Константин и его матушка Елена, и Трир считался столицей Римской Империи. В V веке город был захвачен и разрушен германскими племенами. С 816 года началась долгая история знаменитого Трирского архиепископства (до 1803 года). Первыми епископами Трира были ученики апостола Петра. Так что в плане богатого исторического наследия у Трира много оснований для гордости.

Итак, какие же из них внесены в список ЮНЕСКО.

Объект 1. Трирский Собор святого Петра

Собор был заложен в 320 году святым Агрицием Трирским по повелению Императора Константина. Елена, мать Константина, также сыграла важную роль в его строительстве.

От Великой Римской Империи до наших дней, часть 1 — наследие ЮНЕСКО

Святая Елена в IV веке перевезла в собор хитон (тунику) Иисуса Христа. Сейчас она покоится в хрустальном саркофаге и достается раз в несколько лет на Страстную пятницу.

В 5-м веке собор был разрушен во время Великого переселения народов, в 9 веке храм пострадал во время нападения норманнов, потом он был полностью выстроен заново.

От Великой Римской Империи до наших дней, часть 1 — наследие ЮНЕСКО

При архиепископе Балдуине в 14-м веке были надстроены обе башни собора, в 1515 году юго-западная башня была надстроена вторично. Если верить преданию, то приказ увеличить её высоту дал архиепископ. Ему не понравилось, что недавно построенная в городе церковь Святого Гандольфа оказалась выше собора.

В 17-м веке после окончания Тридцатилетней войны (1618–1648) началась перестройка собора: в восточном хоре появилось похожее на алтарь сооружение — ковчег священного Хитона для хранения главной реликвии собора — Хитона Господня.

После пожара 1717 года собор был реконструирован в стиле барокко: появились новые алтари, барочные надгробные памятники и кованая решетка хора. В 19 веке в соборе проводилась реставрация с целью восстановить его средневековый облик. Последняя реставрация пришлась на 1960–1974 годы и завершилась освящением нового алтаря.

От Великой Римской Империи до наших дней, часть 1 — наследие ЮНЕСКО

Этот собор — место паломничества множества верующих, и не только из-за хитона Христа, в ризнице хранится часть цепи апостола Петра, Святой гвоздь, сандалия апостола Андрея Первозванного и частицы мощей святых Иоакима и Анны. Гигантские размеры колонн, чистота и гармония сводов делают этот самый старый собор на территории Германии одним из чудес романского искусства.

Объект 2. Церковь Богоматери Либфрауэнкирхе

Трирская церковь Богоматери (которая находится рядом с Собором) является самой древней готической церковью Германии и продолжает традиции французской готики. Построена она на южном фундаменте бывшей двойной церкви римской эпохи в 1235–1260 годы неизвестными французскими архитекторами, прибывшими в Трир из Шампани.

От Великой Римской Империи до наших дней, часть 1 — наследие ЮНЕСКО

Тогда же была построена крытая галерея, соединившая церковь с Трирским собором.

А еще раньше на этом места был дворец Елены, матери императора Константина.

Архитектурной особенностью церкви является то, что она не имеет главного фасада. В наши дни входом в церковь служит северный портал — так называемые «Врата рая».

От Великой Римской Империи до наших дней, часть 1 — наследие ЮНЕСКО

Интерьер церкви Девы Марии выдержан в готическом стиле, с 12 колоннами — по числу апостолов. В плане церковь имеет очертания розы — цветка, символизирующего Деву Марию.

От Великой Римской Империи до наших дней, часть 1 — наследие ЮНЕСКО

Некогда богатое внутреннее убранство церкви Богоматери не дошло до наших дней, однако внутреннее пространство церкви гармонично и наполнено светом, проникающим сквозь огромные оконные витражи.

Объект 3. Базилика Константина или Аула Палатина

Эта базилика, возведена императором Константином Великим в 310 году. Монументальное, величественное здание, хотя его фасад не имеет никаких декоративных украшений: здесь нет ни скульптур, ни лепнины, ни античных портиков. Только высокие арочные окна, разделенные прямыми колоннами.

От Великой Римской Империи до наших дней, часть 1 — наследие ЮНЕСКО

В эпоху античности базилика не использовалась для религиозных целей — в течение ста лет она служила тронным залом Римского императора Константина Великого.

Базилика Константина была сильно разрушена во времена нашествий германских племен в 5-м веке. Франки сожгли крышу строения, в то время как внутри от захватчиков прятались сотни людей, защищенных неприступными стенами.

С XII века это здание было дворцом епископа. В период Наполеоновских войн в Тронный зал базилики служил армейскими казармами. Только при короле Фридрихе Вильгельме IV (1795–1861) базилика Константина была восстановлена в первоначальном виде. С 1856 года она передана протестантской церкви и здесь проводятся богослужения.

От Великой Римской Империи до наших дней, часть 1 — наследие ЮНЕСКО

Наибольший ущерб за время существования базилики Константина ей был нанесен в период Второй Мировой войны. В 1944 году снаряд союзных войск частично повредил строение. И даже проведение послевоенной обширной реставрации не смогло вернуть зданию первоначальный облик.

Интерьер отличается строгостью, здесь нет никаких декоративных элементов, за исключением уцелевших во время войны фрагментов пяти скульптур — Христа и четырех Евангелистов, изготовленных скульптором Густавом Каупертом в конце 19-го века. Внутрь базилики мы не попали — проводилось богослужение, а потом в этот район не заходили. Поэтому фото из сети.

От Великой Римской Империи до наших дней, часть 1 — наследие ЮНЕСКО

В античные времена, когда базилика была резиденцией римских императоров в течение 100 лет, здесь все выглядело иначе. В эпоху императора Константина внутреннее пространство базилики было отделано мрамором, в украшенных золотой мозаикой нишах были установлены мраморные статуи. С особой роскошью была оформлена апсида, в которой располагался императорский трон.

Пол базилики был выложен черным и белым мрамором, а само помещение отапливалось. Кирпичная кладка стен была оштукатурена и украшена мраморными инкрустациями, местами даже сохранились остатки росписей.

В период расцвета города Трир Аула Палатина была центром государственной жизни. Тронный зал использовался для торжественных приемов римского императора, здесь оглашали императорские указы и законы, принимали иностранных послов.

Объект 4. Термы Барбары

Построены предположительно во II веке и на тот момент они были вторыми по величине термальными ваннами в Римской империи после терм Трояна в Риме. Общая площадь составляла 42500 квадратных метров.

От Великой Римской Империи до наших дней, часть 1 — наследие ЮНЕСКО

В разные исторические эпохи римские термы Барбары использовались не только по своему назначению. В раннехристианскую эпоху здесь располагалась церковь Святой Варвары, в тот же период стены римских терм стали частью крепостной городской стены. Часто местные жители использовали некоторые фрагменты бывшей купальни в качестве строительного материала. В 1675 году античные термы были разрушены французскими войсками. К сожалению, до нашего времени сохранились лишь фундамент и часть подземных тоннелей, а также фрагменты канализационной системы, котельных, бассейнов и системы отопления.

Объект 4. Императорские термы

Этот комплекс был построен в IV веке. Термы никогда не использовались по прямому назначению: когда Император Константин покинул Трир, город перестал быть столицей, и едва достроенное сооружение оказалось слишком накладным для городского бюджета.

Когда Трир в последней трети IV века снова ненадолго стал столицей римского государства, Император Валентиниан разместил в помещениях терм свою тевтонскую гвардию. После эпохи римлян термы использовались как замок Франкского герцога, а позднее — в качестве бастиона в средневековой городской стене.

От Великой Римской Империи до наших дней, часть 1 — наследие ЮНЕСКО

Императорские термы Трира — монументальное сооружение: их размер составляет 250 метров в длину и 145 метров в ширину. В античные времена вход в термы вел сквозь обрамленную колоннами спортивную площадку для игр в мяч и гимнастических упражнений, которая называлась палестра, и к павильону с минеральным источником — нимфеуму.

За нимфеумом располагались ванные комнаты — фригидарий — холодная ванная, тепидарий — теплая ванная и кальдарий — горячая ванная. Все залы были перекрыты сводами, стены были отделаны мрамором и цветной штукатуркой.

От Великой Римской Империи до наших дней, часть 1 — наследие ЮНЕСКО

Сегодня на территории Императорских терм открыт археологический парк, где можно полюбоваться величественными развалинами некогда самых крупных римских купален расположенных к северу от Альп.

Объект 5. Мост через реку Мозель:

Это действительно достопримечательность, а не просто банальное инженерное сооружение. В 16 году до нашей эры был возведен первый мост на дубовых опорах. В 71 году нашей эры мост был перестроен, дубовые опоры были заменены каменными. Третий раз мост был реконструирован между 144 и 152 годами.

Снаружи Римский мост облицован плитами высотой от 35 до 95 сантиметров и шириной до 3 метров из базальтовой лавы, добытой из кратера потухшего вулкана, соединенными между собой железными скобами. Первоначально проезжая часть моста была выполнена из дерева, которое позднее заменили каменными плитами. Все базальтовые опоры моста, кроме двух, являются оригиналами IV века. Вторую и седьмую пришлось заменить после того, как мост был взорван в 1689 году французскими войсками. В направлении вверх по течению опоры заострены, чтобы о них разбивался лед во время паводка. Размеры и устойчивость Римского моста позволяют и в наши дни использовать его в инфраструктуре города — он вполне выдерживает нагрузку современного транспорта!

По странному недоумению у меня не оказалось ни одной фотографии этого моста, хотя мы возе него жили целых 4 ночи. Потом поняла почему: утром, когда мы только уходили на прогулки — мост был в густом тумане, а вечером — уже было темно и он почти не освещается. Поэтому позволю себе фото из интернета.

Объект 6. Амфитеатр.

Амфитеатр построен ок. 100 года н. э. из известняка. Его восточная часть высечена в отвесном склоне горы, западная — искусственно приподнята. Овальной формы арена имеет в длину 75 м, в ширину 50 м, вокруг которой расположены трехъярусные зрительские трибуны. 26 рядов вмещали 20 тысяч зрителей, готовых наслаждаться жестокими гладиаторскими играми, сражениями с дикими животными и массовыми казнями.

От Великой Римской Империи до наших дней, часть 1 — наследие ЮНЕСКО

Амфитеатр быстро стал частью повседневной городской жизни периода расцвета Трира. Сюда приходили чиновники, его посещали императоры и другие знатные особы.

После падения Римской империи в 5-м веке, город пришел в упадок, Амфитетар использовавли как каменоломню, извлекая камни для строительства разрушенных зданий. Трибуны поросли травой…

От Великой Римской Империи до наших дней, часть 1 — наследие ЮНЕСКО

И сегодня, между заросшими рядами для зрителей хорошо видны проходы (вомиториум), через них люди могли покинуть амфитеатр и не создавать толкучки, прообраз сегодняшних выходов между секторами на спортивных стадионах.

Подобно римскому Колизею под ареной трирского Амфитеатра располагались обширные подвальные помещения, где ожидали выхода на бой гладиаторы и экзотические звери. С помощью специальных платформ и сложной системы подъемников добивались их эффектного появления на арене прямо из-под земли.

От Великой Римской Империи до наших дней, часть 1 — наследие ЮНЕСКО

Отличительной особенностью Римского Амфитеатра в Трире является его уникальная акустика. Поэтому сегодня здесь проходят концерты под открытым небом и фестивали античной культуры, а также постановки знаменитых античных драм. В античном амфитеатре играли сэр Питер Устинов и Ханна Шигулла. Спектакли имели оглушительный успех и прославили Трир на весь мир.

В августе в Амфитеатре проводится знаменитое шоу «Хлеба и зрелищ!», на арене выступают цирковые артисты и актеры драматического театра, сверкают мечи и оживают гладиаторские бои.

Объект 8. Порта Нигра

Это самый известный объект, своеобразная визитная карточка города.

От Великой Римской Империи до наших дней, часть 1 — наследие ЮНЕСКО

Это северные городские ворота, построены приблизительно в 180 году. Они были частью римской городской стены. Длина этой стены некогда составляла 6.5 км, толщина — 3 м, а высота — 7.5 м. Свое имя ворота получили позднее из-за черного цвета, который со временем приобрел использованный при строительстве песчаник. В древности это были двойные ворота-ловушки. В случае нападения врагов первая часть ворот отворялась, нападавшие врывались внутрь, но оказывались не в городе, а внутри башни, с верхних ярусов которой на них сыпались стрелы, камни, лилась горящая смола.

Ворота имеют вид двух башен, в одной из которых сохранились три, а в другой — четыре этажа. На первом этаже окон нет, а на всех остальных есть 144 арочных окна. Обе башни соединены двухэтажным переходом, под ними две арки. Удивление и восхищения вызывает то, как строились ворота Порта Нигра. Вес огромных каменных блоков песчаника около 6-ти тонн. Блоки подгоняли таким образом, что цемент не требовался. Квадратные камни римляне распиливали с точностью до миллиметра бронзовыми пилами, которые приводились в движение мельничным колесом. Строители поднимали камни на деревянных лебедках и соединяли железными скобами, а потом жидким оловом прикрепляли к стене.

От Великой Римской Империи до наших дней, часть 1 — наследие ЮНЕСКО

С 1028 года в Порта Нигра в добровольном заточении в течение 7 лет жил греческий монах-отшельник Симеон, доверенное лицо тогдашнего архиепископа Трирского. Обитель монаха находилась на самом нижнем этаже восточной башни, не имела окон, вход в нее был замурован по желанию Симеона. Вскоре после смерти монах был канонизирован, а Порта Нигра были перестроены в его честь в двойную церковь Святого Симеона, благодаря чему, собственно, римским воротам и удалось уцелеть.

В 1876 году был расчищен проход в ворота, в результате чего была обнаружена римская улица, некогда проходившая здесь. Сегодня Порта Нигра открыта для туристов. Это удобная площадка для осмотра панорамы города.

От Великой Римской Империи до наших дней, часть 1 — наследие ЮНЕСКО

Кстати, в период расцвета, который продолжался несколько веков, в городе было четверо ворот. Ворота Порта Нигра тогда назывались Марсовыми воротами, т. к. рядом с ними располагалось Марсово поле, где молодые мужчины обучались военной службе. Направляясь на войну, воины выходили из города именно через Марсовые ворота. По легенде «черными» их стали называть из-за скорби, которая охватывала воинов, когда они возвращались домой после проигранной войны.

Вторые ворота они называли Белыми (Porta Alba), через них воины возвращались после победоносной войны.

Третьи ворота с высокими башнями были построены в южной стороне города и были названы Средние ворота (Porta Media).

Четвертые ворота стояли на западном берегу Мозеля и превосходили все остальные по красоте. Они получили название Известные ворота (Porta Inclyta). Ворота были украшены золотыми звездами, служившими в гавани маяком.

От Великой Римской Империи до наших дней, часть 1 — наследие ЮНЕСКО

Как жаль, что вся эта красота не сохранилась до наших дней…