Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был сегодня 9:59

Котка — Финляндия Июнь 2016

Полученная в финском консульстве виза для поездки в Австрию позвала в дорогу.

Я продолжаю верить, что на австрийской границе с «неоткрытой» финской визой проблем бы не было, но до августа еще далеко, а усталость накопилась… Что делать в этом случае? Снова поехать в близкую Финляндию — «продышаться». Мы в 2012 году уже ездили для этого на денек в Иматру и получили все 33 удовольствия, поэтому решили продолжить освоение небольших финских городков. А тут еще брат своей поездкой в те места раздразнил аппетит.

Правда, мы продолжаем оставаться «безлошадными», поэтому рассчитываем на «общественный транспорт» для передвижения. Понимая, что одним днем здесь не отделаешься, решили ехать в Котку и прихватить еще и городок Порвоо, который расположен в 80 км от Котки — уж очень хотелось жене посмотреть места, где снимался ее любимый фильм «За спичками».

Перевозчик нашелся легко, даже при огромном выборе — компания «Кинг лайн» справилась. Правда, на пути туда автобусик оказался довольно маленьким и четверым взрослым на заднем сидении было тесновато, зато на обратном пути всего 3 мягких кресла в ряд обеспечили необходимый комфорт.

Провинциальные финские городки. Котка

Дорога туда, как и обратно, заняла чуть больше 5 часов, из которых по часу потратили на запланированные остановки в «Disas» и на бензоколонке с нашей стороны. Зато границу прошли быстро, обогнав по пути 2 китайских автобуса. А они, бедолаги, видимо проводят на границе немало времени. На обратном пути видели, как одна их пожилая активистка выстроила утомленных сограждан и они занимались гимнастикой прямо на пограничном посту.

Нам повезло в том плане, что живя на севере города мы последними садимся в автобус на пути туда и первыми выходим на пути обратно. Остальным надо еще кататься по городу ожидая доставки до адреса. А вообще эта услуга реально удобная, несмотря на цену — 1200 руб. или 20 евро с человека в одну сторону. Последнего попутчика из Финляндии забирали на настоящем лесном хуторе, километрах в 5-ти от трассы. Водитель ехал туда по навигатору и ориентируясь по телефонным подсказкам пассажира. Можно было бы ехать на рейсовом автобусе за 800 руб., но утром до него из дома все равно надо было бы добираться самим и конкретно в Котку они не заезжают, предлагая высадку в Кархуле, откуда еще 8 км на местном автобусе до города. Да и от автобусной станции пилить по незнакомому городу до отеля — не сахар. А вот с размещением все не так радужно, а скорее наоборот — засадно.

Я обратился к любимому Букингу за вариантами и он их добросовестно нашел. Но, как выяснилось, в самой Котке всего 3 варианта для поселения, а все остальное — далеко за пределами. Т. е. для автомобилистов может и не очень страшно, а для нас выбор был минимальным, ибо «Сокос» предлагал номера по 150 евро за ночь, еще один отельчик с оценкой 6.4 был студенческим общежитием, которое летом принимало туристов и между ними с оценкой 7.0 (как оказалось — самой низкой из тех отелей, где мы жили, бронируя самостоятельно) и ценой 90 (!) евро за ночь оказался отель Merikotka. Мы забронировали его в надежде, что в Финляндии не должно быть так уж и страшно, как кажется. И вот какой шок нас постиг при входе в номер.

Провинциальные финские городки. Котка

Сам отель расположен очень удобно — буквально, 500 метров до самого центра города, на набережной, в здании 1910 года постройки, выполненном в стиле «модерн». Кстати, домА в этом стиле попадаются в городе часто.

Но по сути — это наш вариант мини-отеля. На втором этаже расположены 15 номеров с общим коридором и столовкой, даже рецепция находится в баре на первом этаже с отдельным входом. Вечером надо открыть специальным ключом подъезд, потом дверь на этаж и потом — дверь в номер. После 20 часов уже никого из персонала нет, зато завтрак с 6.30 до 9 часов. Жена сначала даже запаниковала — как тут находиться? Вместо кроватей — топчаны, в ванной в полу дырка для слива, стены местами с облупившейся краской. Т. е. напрямую на качество жизни это не повлияло, но стоить должно, максимум, 50 евро.

Правда, на второй день после нормального сна и каши на завтрак жена примирилась с отелем, но в целом, для людей страдающих «синдромом завышенных ожиданий» — это «конец света» и «сюда я больше нинагой». Кстати, чай/кофе, кипяток, сахар, микроволновка, тостер и чайник на кухне были в свободном доступе, как и холодильник в номере и позволяли спокойно «перекусить». Также в кучке в коридоре лежали фены, утюг и гладильная доска.

Провинциальные финские городки. Котка

Ну, а сбор негатива продолжался. В первую очередь это была погода. Постоянный дождь с ветром, рвущим зонтик продолжался до вечера и ставил под сомнение перспективы прогулок. Но у нас с собой было! «Непромокаемые» куртки с капюшоном, зонты и галоши на мне позволили выйти из номера и отправиться на обед. Нам снова повезло с размещением, ибо в 300-х метрах от отеля находится одна из главных достопримечательностей Котки и всей Южной Финляндии — морской центр Велламо, а в нем — ресторан, а в нем до 14.30 — шведский стол за 10 евро с человека.

И снова плохая информированность сильно напрягла жену — она ожидала «шведский стол побогаче», а на поверку оказался один гарнир, три вида овощей, супчик, рыбные котлетки или мясо. Ну и кофе с крекерами. Зато — без ограничений. Смирившись, мы спокойно перекусили и были готовы к освоению городских достопримечательностей.

Вы, возможно, удивитесь, но по их числу на каждого жителя (а их там около 55 000, причем, что странно, огромное их количество явно не голубоглазые блондины и блондинки) этот городок обгоняет многие Парижи. Причем, большая их часть относится как раз к тем разновидностям, которые лично мне очень интересны. В первую очередь это сады и парки, а во вторую — неформальные скульптуры и памятники. У меня даже написана пара статей о них в родном Петербурге, а тут -просто непаханная целина впечатлений. В Котке даже есть специальный 4-х километровый маршрут, по которому разбросаны скульптуры и инсталляции, поражающие своей оригинальностью или удивляющие бессмыленностью. В специальном буклете (в т. ч. на русском языке) перечислены 36 объектов, которые НАДО осмотреть. Вот примеры:

Сила воли. Памятник писателю Тойво Пекканену

Провинциальные финские городки. Котка

Велло. Изготовлено из 600 метров стального стержня.

В пути. Повод остаться в Котке — у чемодана оторвалась ручка.

Смотрящий на солнце. Был человек угнетен — но взглянул на солнце…

Провинциальные финские городки. Котка

Унесенные ветром. Маленький человек в жестоком мире.

Ночные прохожие. Это рыси.

Капля в море. Сделано из ивовых прутьев.

Провинциальные финские городки. Котка

Метаморфозы. Стадии развития ребенка.

Идол. Напоминает зайца.

Кальвус. Набирающая силу грозовая тучка. Названием все сказано.

Провинциальные финские городки. Котка

Меридием-полдень. Заказ почтенного жилищного кооператива.

И т. д. и т. п. и т. п. А вот эти зверушки размером с меня в перечень не вошли. Назовем их «Трудолюбивые муравьи».

По ходу зашли в лютеранскую церковь, т. к. я прочитал, что там проходят концерты.

Провинциальные финские городки. Котка

За специальном столиком сидел дежурный паренек. Я спросил — концерт будет? Он говорит — да. Наверное, орган, духовная музыка? Нет, говорит — у нас выступают 3 гитариста, которые играют «джипси-джаз». Ничего себе!

На них оставаться мы не стали, а пошли дальше к смотровой башне Хауккавуори, по пути находя в траве спелую землянику.

Но там долго не задержались — ветерок сдувал с ног. Про парки разговор особый. Даже не верится, что в таком маленьком городке тратят столько сил и средств на содержание парков. Взять любой наш городок-аналог и что получится? Сквер у горсовета и детская площадка у школы — вот и все. Здесь же все настолько концептуально, что придется рассказывать отдельно, ибо как нигде более из виденных нами мест, к этому подходит определение «Город-сад». Одни названия чего стоят: «Парк Горы пожарной вышки» или «Сад пряных трав». Но — по порядку.

Парк «Горы пожарной вышки» находится прямо рядом с отелем и из него открываются шикарные виды на порт и формируемую там «культурную зону», в которую входит центр «Велламо» , а также Центр деревянного судостроения. Что интересно, не только в парках, но и просто на улицах организовано огромное количество клумб с различной растительностью, причем везде стоят таблички с названиями.

Провинциальные финские городки. Котка

А в этом парке есть еще 2 памятника — мирным докерам и воинственному зенитному орудию, которое в 1941–1944 годах стреляло по нашим самолетам.

Ну и я не удержался и прицелился зная, что сейчас наших самолетов там нет.

По соседству, в самом центре города расположен регулярный Парк Сибелиуса с главным памятником, на котором изображена пара «коток», т. е. орлов по-фински, от которых и пошло название города — «Орел» по-нашему.

Провинциальные финские городки. Котка

Однако, это сейчас он такой регулярный, а в годы войны в нем сажали картошку. А еще там есть кран с питьевой водой.

На одной из относительных окраин создан «Сад пряных трав» или Редутти Котка, т. к. расположен он в старинном редуте.

Несмотря на небольшую площадь в нем высажены более 100 видов растений, отличающихся запахами или являющимися приправами. Еще этот сад называют «Садом ощущений», т. к. в нем многое предусмотрено для людей, которые ограничены в передвижениях или слабо видят. Поэтому грядки там высокие, а на них установлены пояснительные таблички, набранные шрифтом Брайля.

Еще в самом центре находится парк Йосопусто. Это самый первый городской парк. Он разбит при участии Великого князя Константина вокруг православной церкви Св. Николая.

Провинциальные финские городки. Котка

Это очень «общественное» пространство, т. к. на его территории находятся спортивные площадки, бассейн — «лягушатник» и «собачий парк». Но главная его фишка — клумба площадью более 1 000 квадратных метров с 50-ю видами многолетних растений.

Кроме «гулятельных» парков есть и функциональный, который называется «Фуксинпуйсто». Там кроме обычных растений высажено много азалий, которые весной превращают его в Эдем. Но они растут там не просто так, а являются тестерами для выведения новых сортов на опытной селекционной площадке Хельсинкского университета.

Ну и главный «бриллиант в ожерелье» — это водный парк «Сапокка».

Провинциальные финские городки. Котка

Он имеет больше международных наград, чем любая другая зеленая зона Финляндии. Еще в 80-х годах прошлого века это был сильно загрязненный и заросший залив, по форме напоминающий сапог. Говорят, что от этого русского слова и пошло его название. А сейчас это настоящий оазис, где представлены основные финские природные доминанты — вода, скалы, сосны. Но они дополнены сотнями других растений, например совершенно нехарактерными здесь рододендронами. Причем, парк спроектирован так, что каждую неделю можно наблюдать цветение новых растений.

Ну, а выдумка строителей просто поражает. Главная достопримечательность- искусственный водопад высотой 20 метров. Вот именно — воду наверх закачивают специальные насосы и она красиво «низвергается» вниз. Вот бассейн, куда насос качает воду.

А вот результат

Провинциальные финские городки. Котка

По всему парку разбросаны скульптуры характерных для Финляндии животных и птиц,

Но и просто под ногами можно увидеть шедевры природы. Вот выставки видов гранита из разныз районов Финляндии, причем в естественном и обработанном виде.

Мы за три дня приходили туда дважды, т. к. первого захода не хватило для «переваривания» ощущений.

Провинциальные финские городки. Котка

Хорошо бы еще было прийти туда и ночью, ибо водопад специально подсвечивается, но «белые ночи» они и в Котке «белые ночи» — было достаточно светло. Кстати, это место является еще одним «центром» города, ибо рядом находится музей «Маретариум»

а во второй день огромные площади были отведены для проведения там ярмарки, на которой под флагами разных стран финны продавали, в основном, еду и неликвиды из вышеобозначенных стран. Кстати, в украинском павильоне продавали не сало, а матрешек.

Вокруг парка расположены обычные жилые кварталы, но ходить по ним и смотреть, как живут в эти домах «обычные» финны было очень интересно. Насколько неинтересен с архитектурной точки зрения «центр», настолько необычно и интересно вписаны в окружающую природу здешние жилые дома.

Провинциальные финские городки. Котка

В ходе прогулок по паркам мы радовались — как же нам повезло с погодой! Было довольно тепло, ветер утих, но легкая морось и высокая влажность усиливали эффект от кислорода и всяческих флюидов и запахов в парках. Нагулявшись и надышавшись мы задумались об ужине. В домах в центре города мы видели различные кебабные, пиццерии и прочие учреждения «фастфуда», но это уже не для нас. Оставался один вариант — сетевой ресторан «Россо» в главном ТЦ. Там, как бы, итальянская кухня, что нас устраивало. Не устраивали только цены, особенно — в пересчете на рубли. :) Но жареный лосось с пюре, грибной подливкой и овощами нас порадовал. Первый день прогулок закончился.

Второй день начался с завтрака в отеле. В принципе, как везде — сыр, колбаса, каша, селедка… На этот день мы запланировали поездку в Порвоо — о ней я напишу отдельно.

В планах на вечер было посещение морского центра Велламо.

Провинциальные финские городки. Котка

О нем я тоже напишу отдельно он этого стОит. А вот просто погулять по улицам вечером совсем не интересно. Город вымер. На часах 21.15.

Утро третьего дня мы посвятили новым прогулкам по старым местам, дыша свежим воздухом и радуясь свежей зелени, чистоте и порядку. По традиции, всякие интересные фотки с комментариями, не попадающие в логику рассказа, я сейчас покажу.

В первую очередь нас поразила, так сказать, культура проживания. Многие дома оборудованы лоджиями, но ни в одной мы не заметили какой-нибудь рухляди, белья и прочего имущества — все очень аккуратно — столики, стулики, цветы, светильники. То же самое — с гаражами — это не жуткие бетонные монстры с ржавыми замками, а такие аккуратные «ячейки»

Провинциальные финские городки. Котка

Перед подъездом — обязательно щетки для обуви

Граффити если и есть — то изящные

Провинциальные финские городки. Котка

Еще интересный момент — рядом с парком Сапокка есть большая промзона, в которой занимаются деревообработкой и хранят колоссальное количество опилок — просто горы. Вот как они это обыграли

Таким образом, наша поездка подошла к концу. Удивительно, но страшный негатив, обрушившийся на нас в начале, полностью сошел на нет за счет приобщения к местной природе и приближенному к ней образу жизни финнов. В принципе, именно этого мы и хотели. Повторю, свою фразу из отзыва об Иматре: «Конечно, жить в такой провинции я бы точно не стал, но если есть возможность ненадолго съездить продышаться — почему бы и нет?»