Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 23 марта 17:36
Без секрета всему свету

Лахденпохья — Россия Сентябрь 2017

Мы едем, едем, едем…

…А мы все едем и едем. У меня затекла спина, попа, ноги. Когда мы изредка останавливаемся на заправках, я кульком буквально вываливаюсь из машины, чтобы распрямиться и немного размяться. Володя — идейный вдохновитель и организатор поездки — неумолим: нам сегодня надо добраться хотя бы до Приозерска, и только там мы сможем остановиться на ночь в какой-нибудь местной гостинице.

Так куда мы движемся, куда стремимся так целенаправленно? Мы едем на Ладогу, вернее, на один из 650 островов Ладожского озера. На какой именно? Да какая разница! Там везде должно быть красиво! Володя, дома посмотрев на карту России, решил, что на шхерах (именно так называются многочисленные скалистые острова Ладожского озера) должно быть ОЧЕНЬ красиво. Именно «ДОЛЖНО» и никакого другого наречия для этих мест не существует.

Глубокой ночью Приозерск — тихий маленький городок в Ленинградской области — встретил нас неожиданно шумно и радостно: отмечался день города. Все гостиницы были заполнены до отказа, и лишь на задворках городка удалось найти ветхозаветный отельчик, приютивший нас на ночь. Наверное, этому предопределено было случиться — ведь здесь практически не слышна никакая какофония звуков празднования, что позволило отдохнуть после долгой дороги из Москвы.

Утром мы продолжили свой путь на Ладогу. Сортавальское шоссе на каждом своем изгибе «угощало» типичными видами Карелии. Машина периодически ныряла в густой туман, из которого внезапно возникали и проносились мимо нас встречные машины. На обочине мы увидели мыкающегося крупного лося — он имел намерение перейти шоссе в удобном для него месте вне пешеходного перехода… Мы притормозили и издалека понаблюдали за действиями животного. Ему все же удалось перебраться на другую сторону дороги — он неторопливо перешел трассу и скрылся в туманном лесу.

Но вот, наконец, мы добрались до поселка Вятиккя, где нас уже поджидали остальные участники путешествия, прибывшие сюда накануне и, как мы надеялись, проведшие разведку местности. Место нашей предстоящей локации определено методом тыка на карте: остров Хауккасаари (в дальнейшем я буду называть его просто Остров) мы и сделаем базой, откуда будем обследовать другие близлежащие острова.

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

С причала началась погрузка на баркас, на котором Константин Браунков — житель поселка Вятиккя (о Косте я обязательно расскажу чуть позже) — переправил нас на Остров.

Справочно:

Посёлок Вятиккя расположен на берегу Ладожского озера западнее полуострова Терву за о. Койонсари. Интересна история происхождения названия «Вятиккя». Из шведских писцовых книг XVII в. следует, что в деревне Артонпохья был скит монаха Домки Самуилова. Народ считал его святым, и в конце XVII в. в его честь Артонпохья уже называется «Святика». Это название продержалось до начала 20-го века, когда оно превратилось в «Вятиккя».

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

Глядя на все возрастающую на причале груду вещей, которая перекочевывала из багажников наших машин, я с трудом представляю, сколько понадобилось времени, чтобы все это имущество собрать и сложить в одну могучую кучку! Вернее, разложить по двум кучкам для двух машин. Весь груз и все мы в баркас не поместились, поэтому доставка на Остров вещей и наших организмом осуществлялась в два этапа.

Несколько человек осталось в поселке в ожидании второй очереди. Себя отношу к числу этих счастливчиков. С огромным удовольствием мы провели это время, бродя по небольшому поселку, насчитывающему несколько домов, заглядывая в ухоженные дворики!

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

Местный дяденька, глядя какие мы городские и пока еще чистенькие, повеселил нас своим своеобразным юмором: рыбные консервы (если они у нас есть) брать на Остров категорически нельзя — иначе рыба ловиться не будет. Цельную неделю никак нельзя менять носки, особенно трусы — надо слиться с природой!

Но вот, наконец, и за нами вернулся баркас. Мы погрузили оставшиеся вещи, себя любимых и отчалили от причала. Сказать, что у меня было прекрасное настроение — ничего не сказать! У меня душа ликовала, эмоции зашкаливали, я с трудом себя сдерживала, чтобы не обниматься со всеми подряд, не петь-не плясать, а смирно сидеть в лодке.

Большие и маленькие островки на Ладожском озере разделены, порой, такими узкими проливами, что между ними можно мостик перекинуть. Под одним таким мостиком, соединившим остров Койонсаари с Большой землей (материком), нам пришлось проплывать:

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

Лагерь мы разбили в совершенно удивительном месте — на мысе в юго-западной части Острова. С южной и северной стороны мыса есть уютные бухточки. В зависимости от направления ветра тишь да гладь была как минимум в одной из них, а то и в обеих сразу.

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

В центре мыса растет сосновый лес, приветливо встретивший нас раскачиваем своих густых крон. Под его пологом мы и расставили свои палатки — на мягких мхах, в зарослях брусники и уже перезревшей черники. Не вылезая из палатки, я собирала по утрам ягоду себе на первый завтрак.)))

Это место, судя по всему, уже давно облюбовали туристы: из явно заранее подготовленных листов фанеры собрана «кухня» (скручена шурупами, а не сколочена гвоздями, что немаловажно!), с полочками под тысячу разных бытовых мелочей, с навесом на случай дождя. На краю большого обеденного стола — квадратная прорезь (наверное, под мойку!), скамьи рядом. Отхожее место (прошу прощения за такую подробность!) было под стать — свеженький, установленный вот только этим летом домик.

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

Итак, вот на этом чудесном месте и начались мои карельские каникулы:

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

Чудо-остров, чудо-остров, жить на нем легко и просто…

Как только мы прибыли на Остров, Константин сразу же предупредил об острожности, когда оказываемся в воде (нам иногда приходилось заходить в воду при погрузке на лодку и выгрузке из нее): камни, находящиеся в Озере, могут быть очень скользкими из-за водорослей. В правоте слов Кости я убедилась в первый же день.

Выйдя на край мыса нашего Острова, я присмотрела местечко, где, как мне показалось, без особых проблем можно зайти в воду и поплавать. Не долго раздумывая, я шагнула вперед — на склон монолитной плиты, под крутым углом уходящей в озеро. Вы уже догадались, что произошло дальше?)) Правильно — как с ледяной горки, я съехала по этой плите в воду. Несколько гребков вперед — и мне тут же захотелось обратно, на берег. Но вылезти-то как? На ногах у меня резиновые тапки, а не шипованная резина! Скользко, мокро и, честно говоря, холодно. Я опущу подробности своего возвращения на берег: для издалека наблюдающих, это мое купание было почти забавным, но для меня — не очень веселым. Главное — выбраться мне все же удалось! Больше так безрассудно и опрометчиво я не поступала, купалась только на мелководье и только там, где в воде были разбросаны камни разных размеров — между ними можно встать или ухватиться за них.

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

Истины должны быть не преподаны, а пережиты!

В поисках мест для съемок рассветов-закатов мы обследовали наш Остров с воды — обошли на лодке вокруг него и обнаружили, что две с половиной тысячи лет назад ледник очень творчески подошел к формированию рельефа и очертаний Острова — уж больно изломанной была береговая линия.

Фото Салавата Латыпова

Схематично мы составили примерно такое представление об Острове.

Мыс, на котором расположен наш лагерь, является, пожалуй, единственным относительно пологим местом, немного возвышающимся над уровнем воды в Ладожском озере. Обточенные ледником и отшлифованные волнами и временем валуны и монолитные глыбы длинными языками выступали в Озеро, образуя небольшие заливы, частенько заболоченные и заросшие камышом. Эти гладкие монолитные плиты называют «бараньими лбами»:

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

На большей части северной стороны Острова скалы круто обрываются в воду:

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

Южная сторона Острова очень разнообразная — здесь есть и скальные обрывы, и места, постепенно понижающиеся к берегу, а сам берег местами устлан громадными валунами.

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

Восточный берег тоже высок, но сформирован скалами, террасами понижающимися до самого берега. По этим каменным ступеням, затянутым мхами и лишайниками, можно спуститься к воде.

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

С юго- восточной стороны наш Остров оканчивается весьма витиевато — двумя «усиками». Правый «усик», ориентированный на юг, представляет собой выступающий далеко в воду «бараний лоб».

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

Левый «усик» гораздо оригинальнее. Если уровень воды в Ладожском озере поднимется хотя бы на полметра, то этот «усик» станет небольшим самостоятельным островом — ведь он соединяется с нашим Островом коротким перешейком шириной не больше 1 метра. На карте Озера эти «усики» и Остров представлены в виде единого целого — нашего Острова Хауккасаари.

В один из пасмурных дней, когда небо лежало на голове и ничто не предвещало улучшения погодных и, соответственно, фотографических условий, чтобы не валяться в тоске в палатке мы с Валерой отправились на прогулку по нашему Острову. С самой высокой точки сквозь высоченные корабельные сосны проглядывается группа островов Райппалуодот.

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

Оглядевшись по сторонам, можно обнаружить несколько троп, разбегающихся в разные стороны. Мы отправились по той, которая вела на восток. Честно говоря, увидеть тропу бывает, порой, достаточно проблематично — упругий ягель быстро восстанавливает свою структуру, не оставляя следов прошедшего по нему человека. И только приглядевшись можно заметить некоторое изменение цвета и фактуры мха в тех местах, где неоднократно прошли люди. Целые плантации мягкого и пушистого ягеля везде, повсюду — куда глаза смотрят и видят, и так и манят прилечь на его перинке. Я не смогла отказать себе в удовольствии на нем понежиться!

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

На скальном склоне встречаются торчком стоящие огромные каменные глыбы. Притаившись за ними от ветров, дующих со стороны озера, растут березки — не сгорбленные, как на берегу, а статные, хотя и невысокие, не сильно выступающие из-за границ надежного укрытия.

А мы с Валерой продолжаем двигаться дальше. Однако путь по верху Острова весьма коварен: несколько раз мы оказывались либо перед отвесной скальной стенкой, либо перед глубокой трещиной — будто скалы лопнули, и их края раздвинулись на несколько метров. Тогда нам приходилось искать обходные пути. В какой-то момент времени наши предположения относительно того, как можно добраться до восточной части Острова, оказались разными: Валера решил пройти по верху, а я предпочла спуститься к берегу. Эта «дорога» казалась мне не столько безопаснее, сколько более предсказуемой: были видны и оконечность Острова, и ландшафт — сплошные булыжники!

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

Я перепрыгивала с камня на камень, перелезала по коленках, сползала на пятой точке… Здесь для меня главным было держать равновесие, чтобы не упасть на частенько качающихся камнях и (не дай Бог!) не подвернуть ногу. Когда на пути оказывался скальный прижим, приходилось подниматься выше по склону и продираться сквозь кустарники и пучками растущие кривенькие березки.

У меня от счастья замирала душа, когда я видела, как на травинках чуть заметно дрожат капельки росы. Не дыша, почти задохнувшись, я смотрела на эту нежную красоту, чтобы никаким шевелением воздуха не нарушить хрупкость этого почти нерушимого мироздания:

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

Березы осыпали меня золотом листвы, на ветру размахивая подолами своих сарафанов:

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

Повсюду росли какие-то неведомые ни мне, никому из нашей команды, даже Константину (!) грибы, на шляпках которых будто на крышке деревянной шкатулки вырезан узор. Ежики! Как мне впоследствии подсказали, это чудесные съедобные грибы ежики!

А это белый! Ну разве не подарок судьбы?

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

Совершенно не ожидаемо, не предсказуемо цвел вереск — его нежно-розовые коробочки были как отголосок летнего праздника!

Когда я шла по берегу, небольшие волны неспешно плескались прямо у моих ног, иногда пытаясь намочить резиновые сапожки. Но я была уверена, что волны меня не пугают, не хотят согнать с камней, разлегшихся в воде словно тюлени, а лишь привлекают к себе внимание.

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

Добравшись до «усиков», я громко позвала Валеру — он должен быть где-то рядом. Мне показалось, что я услышала его отклик. Немного подождала в надежде, что он вот-вот появится где-то наверху. Нет, не видно. Еще раз крикнула. А в ответ тишина.

Я вздохнула и… направилась обследовать левый «ус». Почти сразу стало понятно, что здесь надо быть особенно осторожной и внимательной: островок завален трухлявыми и полусгнившими стволами и ветвями деревьев и кустарников, а толстая перина из мхов и ягодников скрывает пустоты между камнями и корнями, куда регулярно проваливались мои ноги. Мне приходилось непрерывно продираться сквозь частокол елок, обламывая их замшелые ветки… Здесь очень красиво!

Но одной бродить совсем не комфортно. Даже очаровательные мхи и крупные сочные ягоды брусники, росшие здесь в изобилии, не изменило положение. Мне захотелось как можно скорее выбраться отсюда. Как интересно — ведь только накануне мы были здесь в солнечную и яркую погоду, и у меня было ощущение полного счастья, праздника души!

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

Но сейчас я поспешила покинуть это место и поднялась на верх Острова в надежде все же повстречаться с Валерой. Сидя на покрытом лишайником валуне, я слушала музыку ветра, запувшегося в густых шевелюрах коренастых сосенок, растущих на склоне. Ничего, кроме этой музыки, не было слышно…

Увы, пути наши с Валерой так и не пересеклись, в лагерь я возвращалась одна. Той же дорогой. По булыжникам.

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

Закаты, которые нам удалось увидеть на Острове, каждый раз дарили незабываемые минуты восторга и… отчаяния — восторга от никогда не повторяемой красоты и отчаяния от завершения очередного дня, дня своей жизни:

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

О пользе ночных посиделок у костра

— Почему ты не идешь спать?- спросила я у Валеры, задумчиво наблюдающего за пляшущими языками пламени костра.

— Жаль терять время! — последовал ответ.

Все наши уже разошлись по палаткам спать, и только мы вдвоем сидели у яркого огня, нарушающего ядреную темноту ночи. После бурного дня, насыщенного адреналином и переполненного эмоциями от немыслимых карельских красот, у меня закрывались глаза. Каждый вечер, ложась спать, я мысленно пыталась восстановить события прошедшего дня, еще раз «увидеть» отполированные полосатые камни, монолитной плитой уходящие в глубину Ладожского озера, насладиться отражениями золотого леса в его водной глади, ощутить вкус ярко-алых ягод брусники, частенько прячущихся в белой перине ягеля… И каждый раз мне никак не удавалось досмотреть до конца «кино» прожитого дня: как только я приуютивалась в недрах теплого спальника — тут же попадала в цепкие объятия Морфея…

Но сегодня я не сдамся! Я мужественно сражалась со сном за право продлить чудесный сегодняшний день. Некоторое время мы с Валерой негромко беседовали, рассказывали друг другу всякие разности, по очереди подкладывая полешки в костер. А когда звезды на небе засияли так ярко, что их свет стал пробивать густую хвою высоченных сосен, я предложила Валере пофотографировать звездное небо. Мы разделили функционал — Валера изо всех сил раздувал костер, чтобы его ярким пламенем освещать стоящие на берегу деревья, а я носилась между костром и установленной на штативе камерой, пытаясь горящими ветками осветить передний план.

Вдруг в какой-то момент я обнаружила на снимке на экране камеры странную зеленоватую дугу.

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

Валера высказал мнение, что это может быть отсвет какого-то города. Какого? Тут на сотни километров нет ничего крупнее небольшого поселка с десятком домов. Оторвавшись от экрана фотоаппарата, я вгляделась в темное небо. Действительно, в небе явственно видна светлая полоса. Я сделала еще один снимок, потом еще и еще. Полоса никуда не девалась, мало того — она разрасталась в размерах. Что это такое??? Недолго нам пришлось ломать голову над этой загадкой: вскоре мы с Валерой увидели, как по небу стал растекаться свет с переливами зеленого, розового, голубого. Аврора!!! Это ведь Полярное сияние!

Во все горло, словно из трубы иерихонской я завопила на весь лагерь: «Подъем! Полярное сияние на полнеба! Кончайте спать!» И буквально через несколько минут весь берег был утыкан штативами с камерами. Мы не ждали, не ожидали такого подарка, чуда! Едва мы ли можем в это поверить, но это действительно Полярное сияние! Зеленые всполохи перемещались по синусоиде неторопливой волной. Словно пытаясь пронзить небосвод, вверх били струи розового света — одна, две, три! Сияние немного затихало, а потом вспыхивало с новой силой.

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

Наше счастье длилось недолго. Как-то незаметно Аврора утихла, а мы успокоились и довольные разбрелись по своим палаткам. Теперь и поспать можно. С чувством глубокого удовлетворения я укладывалась в спальник, благодарная судьбе и своему Ангелу-Хранителю за такой чудесный подарок.

Думаю, излишне говорить, что следующий вечер мы всей компанией дружно сидели у костра, тайком нетерпеливо посматривая на часы. И ведь не зря! Опять-таки дождались!

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 1. Чудо-остров Хауккасаари

Когда на следующий день мы показали свои снимки Константину, он сказал: «Если бы я вас не знал, ни за что бы не поверил, что ТАКОЕ у нас бывает!»

Источники дополнительной информации:

1. Историческая справка по островам и мысам Ладоги и места стоянок. Составитель Игорь Виговский (http://iv70.narod.ru/IV/2/IS06.html).
  2. Топонимика: карта истории. И. Петров, М. Петрова (http://www.ladoga-park.ru/a100328170244.html).
  3. Часовня во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев в пос. Вятиккя Лахденпохского района (http://eparhia.karelia.ru/vatt.htm)

Продолжение:

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 2. По шхерам Ладожского озера

В лабиринтах ладожских шхер. Часть 3. «Не плачь, что это закончилось! Улыбнись тому, что это было!»