Турист Сергей Кузнецов (Sergey_Kuznetsov)
Сергей Кузнецов — был вчера 7:59
Я попал в топ-1%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

Пушкинские горы — Россия Июнь 2010

Давно, еще с советских времен, была мечта съездить по Пушкинским местам в Михайловское. Но, все никак не удавалось. Ехать туда не близко — от Москвы на автомобиле около 670-и километров. Поэтому рассматривалась возможность группового экскурсионного тура на выходные. Но, такая поездка все время откладывалась…

В очередной раз меня выручили наши собаки. В Пскове, находящемся недалеко от Михайловского, регулярно проходят выставки немецких овчарок. В тот год Ирине для одной из наших собак понадобился титул, который можно было получить там, участвуя в выставке. Ирина предложила поехать в Псков вместе. И в тот момент я вспомнил про Михайловское. Поэтому я согласился.

Еще одним обстоятельством, сыгравшим положительную роль в принятии этого решения, было то, что наша дача находится по Рижскому направлению. А это значит, что ехать надо было не из Москвы, а от Истры, что на 50 километров ближе к конечной цели. Тем более, что дальше Волоколамска мы по автотрассе «Балтия» никогда не ездили, и нам было интересно, как выглядит еще одна федеральная дорога, ведущая на запад — в Псков и Прибалтику, ставшую Европой.

Прямо скажем, дорога нас в 2010-ом году неприятно удивила. Во-первых, четырехполосное шоссе с разделительной полосой закончилось почти сразу за Волоколамском. Мы об этом знали, и не очень расстроились. Но дальше в Тверской и Псковской областях она совершенно не соответствовала своему статусу. Узкая, подвергшаяся, в основном, ямочному ремонту, дорога разительно отличалась от многократно использованной нами для поездки в Европу минской трассы (европейской Е30).

Михайловское по пути во Псков

Поэтому мы приехали к Михайловскому лишь к четырем часам. Пока припарковались, пока подошли к кассе, а это не близко от места парковки, выяснилось, что внутрь дома-музея мы попасть уже не сможем. Пришлось ограничиться прогулкой по территории музея-заповедника.

Известно, что Михайловское — родовое имение матери А. С. Пушкина, его поэтическая родина, место духовного становления поэта. Здесь он жил и творил в 1817, 1819, 1824–1826, 1827, 1835 и 1836 годы. Императрица Елизавета Петровна пожаловала это имение в вечное владение прадеду А. С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу «арапу Петра Великого». Так имение стало родным для Александра Сергеевича и вдохновляло его творчество.

Пушкинский Заповедник

К сожалению, в усадьбе я не почувствовал пушкинского духа. Может быть, это связано с тем, что мало что сохранилось здесь с тех времен. Дом-музей несколько раз горел и уничтожался. В 1918 году дом сгорел в пламени революции. К 1937 году, когда страна советов поняла, что «Пушкин — это наше всё» к 100-летию его трагической гибели, дом был восстановлен. Но в 1944 его сожгли фашисты. Понятно, что оригинальных вещей в доме почти не осталось. С трудом верится, что трость Александра Сергеевича, которую демонстрируют в музее, оригинальна.

Михайловский парк

С околицы Михайловского открывается замечательный вид на озера Кучане (Петровское) и Маленец, пойму реки Сороть и Савкину гору. Ведущая к воде тропинка так и манит по ней пройтись, чем мы и воспользовались.

Перед домом-музеем расположен дерновый круг. Липы и вяз в центре круга кажутся очень старыми. Я даже сначала предположил, что они видели поэта. Но был немного разочарован, когда узнал, что они посажены в 1899 году сыном поэта Г. А. Пушкиным.

Ворота напротив дома-музея ведут в парк Михайловского, образец садово-парковой архитектуры конца XVIII — начала XIX вв. А вот мемориальная еловая аллея Александра Сергеевича видела. Ведь она была посажена в 1780-х годах дедом Пушкина Осипом Ганнибалом. Как это здорово, что сохранились старые деревья!

В конце еловой аллеи можно увидеть часовню Михаила Архангела. Слева от еловой аллеи расположена мемориальная липовая аллея Керн, по которой поэт совершил прогулку с Анной ней летом 1825 года. А нам после этой прогулки осталось знаменитое стихотворение. От аллеи Керн тропинка ведет через михайловский сад к «Острову уединения».

Слава богу, нам было достаточно времени, чтобы осмотреть эти парковые достопримечательности и наполниться духом Михайловского.

Место погребения Александра Сергеевича Пушкина в Пушкинских горах

Гораздо большее впечатление произвела на меня могила поэта у стен Свято-Успенского Святогорского монастыря в Пушкинских Горах и родовая усыпальница Ганнибалов-Пушкиных.

Святогорский монастырь известен как место погребения Александра Сергеевича Пушкина в Пушкинских горах в родовой усыпальнице Ганнибалов-Пушкиных в 1837 году.

Епархиальный Свято-Успенский Святогорский Мужской Монастырь

Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан в середине XVI-го века царем Иваном IV. Он и пожертвовал монастырю 15-и пудовый колокол, который получил имя Горюн. Сейчас в монастыре хранится осколок более позднего, но все равно очень старого колокола XVIII-го века.

К монастырю через каменную ограду ведут двое ворот — Святые и Пятницкие. Успенский собор является главным собором монастыря. В XVIII-ом веке к нему пристроили два придела. Один из них — Одигитриевский известен тем, что именно возле него стоял гроб с телом А. С. Пушкина в ночь перед погребением.

Рядом с храмом находится фамильное кладбище Ганнибалов-Пушкиных и могила Александра Сергеевича. Во время войны здесь все было разрушено. Сейчас мы можем видеть восстановленный Успенский храм.

Памятник Александру Сергеевичу Пушкину

Пушкинские Горы и Михайловское — святые места для всех поклонников Александра Сергеевича. Трудно придумать более уместное место для установки памятника великому поэту. По этой причине бронзовый памятник поэту был установлен в 1959 году. Памятник находится на развилке дороги, ведущей в Михайловское напротив Свято-Успенского Святогорского монастыря, где находится место погребения поэта. Вы обязательно его увидите, подъезжая на машине.

Михайловское по пути во Псков

Закончив осмотр Михайловского и Пушкинских гор, мы напоили наших собак после прогулки и направились в Псков…