Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была вчера 19:15
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Печоры — Россия Октябрь 2017

Оставив позади величественный Псков и древний Изборск, мы направились еще к одной вехе на пути знакомства с северо-западными красотами России — Печорам.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь — то, ради чего все паломники и туристы едут сюда, главная достопримечательность и святыня небольшого городка. Это один из самых крупных и известных мужских монастырей страны, который ведет свою историю с 1473 года, когда была освящена первая часовня, вскоре превратившаяся в целый комплекс.

Название монастыря (и города, собственно) происходит от древнерусского слова «печоры», что значит «пещеры». И это отражает его суть: монастырь вырос вокруг (и внутри) пещер из песчаника, которые были известны еще с XIV века.

Уникальность Печор еще и в том, что это практически пограничный город и монастырь — до границы с Эстонией всего 4 километра, но были времена, когда он и был в составе Эстонии. Тем не менее, более русского места на северо-западе сложно найти, о неземной ауре которого говорят все, кто там побывал, поэтому выбор финальной точки путешествия вполне закономерный. Да и осенние краски в середине октября были в полном разгаре, лучшего времени для поездки и не придумаешь!

Северная святыня Руси... Печоры

После Пскова и тем более Изборска я думала, что меня уже сложно удивить архитектурными и природными красотами, но Печоры — это другое, во всех смыслах. У него получилось.

Вход в комплекс — это Святые Врата, за которыми и находятся все здания и пещеры, все святые места. Окружает комплекс крепостная стена, которая вместе в Вратами создает очень живописный ансамбль, а осенняя природа только подчеркивает это. Виды сказочные!

Северная святыня Руси... Печоры

Крепостные стены Печор имеют многовековую и не очень веселую историю: в силу географического положения обитель часто подвергалась набегам со стороны пограничных государств. Первые деревянные постройки монастыря были уничтожены лифляндцами, а в XVI веке из-за опасности вторжения польско-литовских захватчиков, на пути которых стояли Печоры, вокруг обители возвели крепостные стены. В настоящее время они имеют длину 810 метров и укреплены девятью башнями.

Сразу на входе, с обратной стороны Святых ворот расположена лавка с церковной атрибутикой, куда любят заглядывать туристы. Выбор там действительно огромный, и цены приемлемые.

Северная святыня Руси... Печоры

А слева при входе в монастырский комплекс расположена церковь имени Николая Чудотворца, которая как будто благословляет всех пришедших и приглашает пройти внутрь.

А внутри, в арке, создан целый алтарь с иконами, сквозь который проходят все пришедшие — это главный путь.

Северная святыня Руси... Печоры

Пройдя арку, видишь главные здания монастыря и краски осени, которые как нельзя лучше вписываются в эту палитру.

Северная святыня Руси... Печоры

Дальше уже попадаешь в потаенный, скрытый от людских глаз мир тишины, умиротворения и покоя, невольно замедляешь шаг и идешь уже не с целью осмотреть все, а с целью проникнуться святостью и историей места…

По левую сторону от главной дороги находится Сретенский храм, он первым встречает вас на пути. Родом он от 1870 года. В нем хранятся чудотворные иконы Божией Матери «Троеручица» и «Взыскание погибших». Также в храме с недавних пор находится рака с мощами Симеона Псково-Печерского — одного из самых почтенных послушников монастыря, причисленного к лику Святых.

Северная святыня Руси... Печоры

Рядом на фото — Благовещенский храм, он старше — 1541 года постройки. По преданию, он создан на месте, где находилась деревянная часовня. Рядом с храмом расположен Братский корпус — место, где живут монахи. Здание двухэтажное: на первом этаже расположилась кухня, а на втором — трапезная и келии.

Справа от Сретенского храма находится вход в Богом Зданные пещеры — место паломничества всех православных христиан. К сожалению, в наш приезд пещеры были закрыты, но чтобы дать полную картинку месту, прикрепляю фото из интернета: внутри там невероятно красиво, будет повод вернуться, благо, не так далеко это находится.

Фото из интернета

Но кроме пещер обитель славится несколькими другими святынями, о них и рассказу подробнее.

Главный храм обители — Успенский, древнейший и самый известный из храмов комплекса, ведет свою историю с 1473 года.
В главном приделе находится царское место, где в старину молился царь, когда посещал Псково-Печерский монастырь.

Северная святыня Руси... Печоры

В продолжение иконостаса главного придела за столпами, поддерживающими свод, устроен иконостас придела в честь основоположников русского монашества преподобных Антония и Феодосия Печерских. Этот придел был первый раз освящен в 1523 году, а в середине XVIII века перестроен и освящен заново.

За иконостасом сохранились древние фрески с изображением святых. Здесь же хранятся мощи основателя монастыря — Святого Корнилия, убитого Иваном Грозным. Когда царь прибыл в монастырь и увидел его крепостные стены, он припомнил, что Корнилий был из знатного рода, заподозрил очередной заговор против себя, и участь настоятеля была решена…

Даже если не вникать в подробности истории храма, он производит неизгладимое впечатление на любого, даже неверующего человека, обычного туриста. Это самый красивый и ажурный в архитектурном плане храм, что я видела! Он как будто из другого мира, настолько его купола необычные и красочные. А в осенних тонах в округе это вообще один из самых сказочных видов!

Еще один храм спорит с ним по степени значения — это Покровский храм, который намного младше по возрасту, но по содержанию святынь может спорить с главным. В нем хранятся раки с частицами мощей многих самых почитаемых святых, среди которых Матрона Московская — одна из самых почитаемых святых в России и далеко за ее пределами, известная чудесными случаями и исцелениями многих людей. Именно в этом небольшом храме хранится частичка ее мощей, которую нам удалось найти и попросить благословения.

Северная святыня Руси... Печоры

Есть в монастыре и 2 святых источника — в честь Корнилия (находится напротив Успенского храма) и артезианский — в честь иконы Божией Матери (находится напротив Благовещенского храма). Вода из них обладает целебными свойствами и очень долго хранится, рассказывали, что 6 лет стояла у людей и не портилась. Набрать воду можно в таких оборудованных навесах, это тоже одна из целей посещения Печор.

Краски осени немного омрачил накрапывающий дождь, но это еще больше добавило атмосферы умиротворения и отрешенности от всего, кроме вечного.

Северная святыня Руси... Печоры

Но эмоции были, как от погружения не просто в историю и веру, а русскую сказку. Этому способствовала и погода, и крепостные стены, и яркие краски зданий монастыря.

К тому же, на обратном пути мне попалась на глаза белка, видно, прикормленная братией. Она прыгала с ветки на ветку ели, под которой была сделана кормушка, а потом приземлилась прямо в нее и начала есть орешки. Ничего не напоминает?)) По мне, вылитая сказка о царе Салтане! Крупный план удалось взять с небольшого приближения и только на миг, после чего она, как будто позволив себя запечатлеть, ускакала прочь. Но это фото стало одним из любимых, привезенных из Печор! И самым русским во всех смыслах!

Северная святыня Руси... Печоры

Печоры произвели на меня сильное впечатление. Их не сравнишь ни с чем. Может, немного с Валаамом, но тоже не то. Это место уникальное — и географическим положением, и ландшафтом, и количеством святынь на один комплекс — оно зашкаливает! Здесь не важно — воцерковленный вы человек или нет. Я не могу назвать себя религиозной, — все в меру, но там это теряет значение — просто веришь и все. Это место не оставит равнодушным ни одного человека. Может, древность его и намоленность играет роль, а может просто звенящая тишина добавляет умиротворения.

Но в любом случае это место заслуживает туристического внимания! Здесь каждый найдет что-то для себя. Кто-то — красивые пейзажи, или богатую историю, а кто-то — нечто большее…

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автобусные туры