Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была вчера 15:02
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Изборск — Россия Октябрь 2017

Северо-Запад России — настоящий клад для любителей русской истории в целом и древней, в частности. Огромное обилие памятников старины, да и целых городов-музеев под открытым небом. Одним из таких городов является Изборск, вернее, сейчас это — небольшой поселок Псковской области, но раньше это был настоящий форпост Руси, место, где начиналась русская история.

А начиналось все в далеком 9 веке нашей эры, именно с Изборском легенда связывает брата Рюрика — Трувора. Уже в VIII–IX веках Изборск, по словам летописца, стал «большим и славным городом», где, как и в Новгороде, правили первые русские князья. «Труворово городище», располагавшееся неподалеку, положило, по легенде, начало этому городу. Расположился он на возвышенности, обрывающейся у Городищенского озера.

Место, где начиналась русская история

Размышляя о начале русской истории и седых веках, я брела от автобусной остановки по деревенским улочкам, которые никак не походили на то, что рисовало воображение: типичные сельские пейзажи, раскрашенные яркими красками октября…

Есть и очень аутентичные и колоритные:

Но все же это несколько не то, что ожидаешь увидеть при мысли об Изборске. Только каменные дорожки и брусчатка напоминают о том, что идешь в древность… Еще чуть-чуть, и ворота в историю будут открыты.

Крепость встречает сувенирными лавками, которые идеально вписываются в окружающий пейзаж: старинные русские домики, в которых сделаны магазины сувениров, поддерживаются в первозданном виде.

Место, где начиналась русская история

Сувениры типично русские — плетеные корзинки, лапти, мечи, глиняные изделия, колокольчики… Все это как будто подготавливает современного человека к путешествию на 1000 лет назад…

И вот, наконец, видна крепость!

Вход в нее действительно похож на туннель времени.

Место, где начиналась русская история

И снова — перелет на десяток веков назад…

Изборск-город существовал задолго до появления Изборска-крепости: так, в 10 веке это был уже развитый раннесредневековый город, ремесленный и торговый центр. Строительство мощных крепостных стен начинается только в 12 столетии, и связано оно с постоянной угрозой с Запада — от финнов, шведов и впоследствии немцев.

И вплоть до 18 века это — один из защитников западных границ Русского государства, стойко защищавший его от недоброжелателей. А с победой России в Северной войне граница переместилась дальше, к Балтийскому морю, и город-крепость стал обыкновенным провинциальным городом, а позже — и поселком. И только крепость по сей день напоминает о великом прошлом Изборска.

Место, где начиналась русская история

Та крепость, которую мы видим сейчас, ведет историю от 14 века. Крепость была мощным оборонительным сооружением своего времени, сыгравшим огромную роль в обороне Северо-Запада Руси, в частности, Псковской земли, которая в это время стала независимой от Новгорода. Все попытки Ливонских рыцарей овладеть Изборском оказались безрезультатными.

Крепость очень выгодно расположена — на Жеравьей горе, где в 2 сторон крутые склоны, а с другой, пологой, вырыты рвы. С низины она кажется просто неприступной, что, в общем, так и есть.

Высота ее стен колеблется от 7 до 10 метров, а толщина — 4–5 метров. Даже с современной точки зрения это мощное укрепление, а уж в далеких веках — и подавно.

Крепость поражает взгляд: когда впервые ее видишь, кажется, что путешествуешь в машине времени. И если бы сейчас из-за стены высунулся какой-нибудь рыцарь, я бы ничуть не удивилась!

Место, где начиналась русская история

Внутри крепостных стен находится храм Николая Чудотворца, тоже ведущий историю с 14 века.

Тогда рядом с ним располагались жилые постройки, двор наместника, судебная изба, хранилась казна. Храм возвышался над ними, словно парил над всем мирским. Деревянные постройки, конечно, не дожили до наших дней, но предметы некоторые стоят, напоминая о том, что это был достаточно крупный по тем временам город, и здесь текла вполне бурная хозяйственная жизнь. Сейчас же это просто аккуратные зеленые газоны и дорожки. Но стоит лишь взглянуть вверх и увидеть стены, бойницы и крепостные сооружения, как сразу вспоминаешь об истинном назначении этого города.

Место, где начиналась русская история

С крепостных стен открываются панорамные виды на округу в желто-багровых красках осени. Мне кажется, есть какой-то шарм в именно осеннем Изборске. Уж не знаю, может, просто осень лучше всего передает веяние древности, не зря во многих фильмах про средние века и замки фигурирует именно осенняя пора.

Крепостная стена не вся доступна для посещения, самое интересное находится в аварийном состоянии и ждет реставрации, поэтому проход перегорожен. Но, несмотря на это, открывается таинственный и манящий вид на стену, по которой так хочется пройти. Эх, не хватило мне Мачу -Пикчу!…

Место, где начиналась русская история

Здесь же, у подъема на эту стену стоит девушка в средневековой мантии с очаровательно-зловещим вороном и совой. Фото с ними платные, в местном колорите. Но по отдельности они смотрятся не менее атмосферно!

Башни Изборской крепости очень величественные и мощные, сложно охватить их взглядом. Внутри одной из них находится винтовая лестница, ведущая на еще одну смотровую площадку, а ранее — оборонительно-наблюдательный пункт, вдоль которого сейчас висят специально состаренные большие таблички, изображающие листы древней летописной книги, где повествуется вся история Изборска.

Здесь каждый камень дышит историей! Каждый сантиметр земли… А очередной проем в стене ведет к новым невероятным видам и красотам осени!

Место, где начиналась русская история

Сквозь этот проем и попадаем на дорожку, ведущую в обход крепости, к еще одной прославленной достопримечательности и святыне — Словенским ключам, настоящей древней православной святыне, к которой до сих пор выстраиваются очереди паломников и туристов. Названы ключи по первому названию города и бьют, по сведениям, 1000 лет, впадая в Городищенское озеро.

Существует предание, что когда наступит конец света, после страшного суда вода исчезнет на земле, а в Словенских ключах останется. Всего ключей 12, из-за чего нередко их называют «Двенадцать апостолов». Вода в них считается святой, хранится до 5 лет и не портится. 5 лет — это тот возраст, что назвали мне знакомые, может, хранится она и больше… Вода очень холодная даже летом, однако многие паломники окунаются в нее. Осенью желающих не видели, но уверена, что они есть и немало. Для верующих это — словно погружение в прорубь в Крещение. Помните, в сказках были слова о живой воде? Местные говорят, что это она и есть. В озере, которое находится в двух шагах и в которое впадают потоки воды из ключей, часто можно видеть целые стаи лебедей. Они почти ручные, можно покормить и вдоволь налюбоваться, но тогда мы их не застали: может, потому, что было пасмурно и прохладно уже. Но и без царских птиц это место превзошло все ожидания! Как мини-водопады!

Место, где начиналась русская история

Возвращаясь полностью одухотворенными, мы снова шли мимо Изборской крепости и снова лицезрели ее неприступные стены и башни. Здесь нас ждал еще один исторический сюрприз: массивный каменный крест, обозначающий братскую могилу изборян, которые пали при обороне крепости во время Русско-шведской войны 1655—1658 гг.

Вдоль тропинки, пока я фотографировала пейзаж, вальяжно шла местная пушистая жительница, похожая на барса — настолько интеерсный окрас! Тут уж мы разделились — кто первым увидел крест, а кто — милую кошку))

Место, где начиналась русская история

Напоследок мы обошли крепость вокруг, наблюдая отвесные стены уже снаружи и в еще более осенних тонах.

Место, где начиналась русская история

Уже на самом выходе с территории, на одной из крепостных стен мы заметили несколько крестов, которые, как барельефы, выступали из глади стен и просто бросались в глаза. Кресты эти очень необычные: на каждом конце там изображено что-то наподобие стрелок компаса. Уже вернувшись домой, я прочла, что это.

На стене, расположенной между башнями Вышкой и Рябиновкой, смотрят на запад три каменных вкладных «голгофских» креста. Существует несколько версий, объясняющих почему кресты располагаются именно здесь. Согласно одной из них, главный храм Изборска находился внутри крепости и был скрыт от путников высокой стеной. Поэтому в месте, где за стеной стоит храм, были сделаны эти кресты, как указатели. Вторая версия гласит о том, что кресты имели охранительную функцию. Один из главных участков крепостной стены Пскова назывался «перси» — «грудь». И как человек на груди носит крест, защищающий его от всех напастей, так и на самом опасном участке стены были сделаны вкладные кресты.

Изборск умеет впечатлить, а с осенних красках он великолепен! Небольшой поселок, в прошлом он — важный форпост на западных рубежах Руси, который так и не сдался врагам, сколько уж их было за 1000-летнюю историю… Мощный, как скала, и живописный, как замок из средневековья, он манит туристов, и для каждого он свой: для кого-то крепость, для кого-то история, ну, а кому-то просто приятно увидеть первозданную русскую природу в осенних тонах и оттенках. Здесь каждый найдет свое и увезет его в душе, обязательно оставив здесь свою частичку. Вместе с Псковом это место стало для меня осенним открытием, и это путешествие во времени еще долго будет в памяти и снах, ведь все мы родом, по сути, отсюда, как и Российское государство…