Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 19:28

Баку — Азербайджан Сентябрь 2017

Азербайджан, как много в этом слове… Всего — вкусов, событий, эмоций, поступков, впечатлений! Совершить, почувствовать, поймать… Пожалуй, первая поездка в Баку — моё самое спонтанное путешествие, в этом году — точно. И, пожалуй, одно из самых ярких и незабываемых, ломающее стереотипы и представления. Знаете, что я сказала на второй день в Баку, который, кстати, совпал с моим днем рождения? «А этот день рождения нравится мне больше предыдущего…». Хо-хо, предыдущий, на минуточку, был в Испании. В прекрасной изысканной Тосса-де-мар. Так что вы понимаете масштаб комплимента!)

Мечети, крепости, дворцы, музеи и еще миллион чудес Азербайджана!

А это моя вторая поездка в солнечную республику, вторая — значит более осмысленная и прочувствованная. Нет гонки не на жизнь, а на смерть — «успеть за…». Можно не бежать, не торопиться, не прыгать в уходящий автобус — потому что основные красоты уже отмечены галочкой — «увидено». Да и зачем вам, в самом деле, автобус в Баку, когда тут есть яхты…

Уносящий вас в небеса фуникулер…

И прикольные такси-баклажанчики!

Во-второй раз уже можно просто балдеть. Наслаждаться городом, смаковать каждый момент, каждую встречу и открытие — ведь это так по-бакински! Запивать сочнейшие кутабы ароматным гранатовым вином…

Мечети, крепости, дворцы, музеи и еще миллион чудес Азербайджана!

Щуриться на сентябрьском солнце в открытых бакинских кафешках…

Непременно и не раз потеряться в Старом городе…

Мечети, крепости, дворцы, музеи и еще миллион чудес Азербайджана!

И пропустить все-все музеи — зачем они в Баку, тут сам город — ожившая история!

Мечети, крепости, дворцы, музеи и еще миллион чудес Азербайджана!

У меня появилась задумка показать вам всякие азербайджанские интересности. Про Старый Баку, Крепость и Дворец я вам рассказывала. Про Гобустан тоже. И мой рейтинг самых-самых красот Баку вы видели. Но так как поговорить я страсть как люблю, а уж тем более об Азербайджане — вуаля! Эпопея о том, что еще необычного посмотреть в Баку и его окрестностям — готова, идем гулять вместе!

В этот раз прибыли мы в столицу солнечной республики на поезде. Что вам сказать — для 10 евро за билет, купленный в последний момент и почти с закрытыми глазами (я молилась, лишь бы был в наличии!), всё просто замечательно! Вагон чистый, расписание — шикарное. Сели в 19.30 в Тбилиси, вышли на перроне Баку в 10 утра. Это был уже восьмой день нашего путешествия, а 8 дней в Грузии — это, как ни крути, 8 дней в Грузии. Так что 14-часовой переезд между двумя государствами я благополучно продрыхла без задних ног! Просыпалась лишь затем, чтобы показать паспорт пограничникам, и слопать персик — угощение от милейшей проводницы. Уже в поезде приходит это чувство — ты определенно покинул родину! Утром, кстати, оно еще больше окрепло — когда на завтрак мы пили вкуснейший свежезаваренный чай, с конфеткой, за 12 рублей… Интересно, почему у нас в поездах подают только пакетированную лабуду и дороже раза этак в 4?! Выпили, значит, чаю, а потом выпили еще раз. В общем, к приезду на вокзал у нас уже было вполне себе бакинское настроение. Ну что, привет, дорогой!

Мечети, крепости, дворцы, музеи и еще миллион чудес Азербайджана!

Жили мы в этот раз шикарно. Кто помнит, в прошлую поездку я была не сильно довольна выбранными «апартаментами», потому в этот раз искала особо придирчиво. И нашла, прошу любить и жаловать — «Azeri Hostel». Минусов у него нет, про плюсы — сейчас расскажу. Находится в моем любимом районе города, рядом с потрясающе красивой улицей Низами…

И площадью Фонтанов…

И если в вашей жизни мало романтики, ярких красок, улыбок и огней — даю вам наводку, куда полететь за вдохновением!

Мечети, крепости, дворцы, музеи и еще миллион чудес Азербайджана!

Еще в прошлый приезд, гуляя по Баку, я приглядела этот район. В меру — гламурный и респектабельный, и тут же — удобный и практичный. Вот и сам хостел, он свеженький-новенький. Вокзал, Старый город и куча достопримечательностей — рядом, также как и кафе, обменники, магазины. Расположение — огонь! Комнаты не только чистые и удобные, но и по-настоящему красивые. Добавьте к этому включенный завтрак и супер-доступную цену — и вы поймете, почему я коршуном кинулась его бронировать. И вам советую, вдруг вы будете в Баку бюджетно!)

Мечети, крепости, дворцы, музеи и еще миллион чудес Азербайджана!

А первый пункт нашей экскурсии сегодня, он совсем рядом. Минут 7 прогулки по прямой — заблудиться при всем желании не выйдет, и вот она перед нами — Мечеть Тезепир.

Мечети, крепости, дворцы, музеи и еще миллион чудес Азербайджана!

Одна из самых нарядных мечетей Баку построена в начале 20-го века, что необычно — на деньги женщины, меценатки Набат-ханум Ашурбековой. Средств на строительство не жалели, и в своё время Тезепир считалась самой большой мечетью Баку…

Мечети, крепости, дворцы, музеи и еще миллион чудес Азербайджана!

Ее судьба, как и всех культовых заведений при советской власти, печальна. После революции мечеть закрыли, потом использовали как кинотеатр, музей и даже амбар. Ну, не снесли, и на том спасибо! Площадь мечети — 1400 квадратных метров, её роскошный интерьер раскрашен узорами школы Азербайджанской живописи, и образцами восточных орнаментов. Купол — мраморный, окна и двери из красного дерева, а зал украшают 52 люстры. Говорят, там даже пол с подогревом, чтобы замершие ноги не отвлекали правоверных от молитвы… Почему говорят? Потому что во всё это нам с вами придется поверить на слово, так как описанная красотища — на мужской половине, куда нам и одним глазком поглядеть не дали!

Мечети, крепости, дворцы, музеи и еще миллион чудес Азербайджана!

Зато сверкающие верхушки минаретов, и шикарную роспись купола — кстати, это чистое золото, единственная такая роскошь в Баку, можно посмотреть всем желающим! Нам, конечно, повезло с выглядывающим солнышком — на фоне лазури неба золотые узоры смотрятся особенно выигрышно!

Можно, кстати, и по территории пройтись…

Мечети, крепости, дворцы, музеи и еще миллион чудес Азербайджана!

Да и фото на память сделать — не возбраняется!

Мечети, крепости, дворцы, музеи и еще миллион чудес Азербайджана!

Но нам пора вернуться к нашим светским развлечениям, и сейчас я вам покажу мой любимый бакинский Дворец… Настоящий символ любви, и тогда, и сейчас — Дворец Мухтарова. Место до невозможности романтичное, в наши дни тут Дворец бракосочетаний, и, пожалуй, ради регистрации в этом Загсе я готова отдать свою руку и сердце!)

Построен в начале 20 века нефтепромышленником, миллионером и меценатом Муртузой Мухтаровым, как символ его любви к жене Лизе. Красавица Лиза Туганова, осетинская аристократка, дочь генерала, сразила сердце финансового воротилы наповал! Свой медовый месяц молодожены провели в Венеции, и молодой супруге так понравилась архитектура великолепного города, что семейное гнездышко было решено построить в подражание элегантным палаццо.

Мечети, крепости, дворцы, музеи и еще миллион чудес Азербайджана!

Сказано — сделано. Всего за год архитектор Иосиф Плошко воздвиг роскошный дворец, в стиле французской готики…

К сожалению, счастья Лиза в нем так и не обрела. С приходом к власти большевиков дом у нефтяного короля был реквизирован, а сам Мухтаров, не снеся такого оскорбления, покончил с собой… Но если отбросить эту печальную историю, наследие Мухтарова по всему Азербайджану — прекрасно! Школы, мечети, доходные дома, более 40 стипендиальных программ, это меценат был горячим сторонником просвещения общества! Кстати, его история продолжается не только в Баку — самая красивая мечеть Владикавказа, суннитская пятничная мечеть, построена на деньги Мухтарова. Воистину, мы живы, пока жива память о нас…

Мечети, крепости, дворцы, музеи и еще миллион чудес Азербайджана!

А мы с вами идем дальше, и перед нами Музей азербайджанской литературы имени Низами.

Низами Гянджеви — классик восточной поэзии, и хотя творил он на средневековом Востоке еще в 12 веке, его лиричные и романтичные поэмы известны в исламском мире и поныне. Настолько, что 1991 год был объявлен ЮНЕСКО годом Низами Гянджеви, в честь 850-летия поэта.

Мечети, крепости, дворцы, музеи и еще миллион чудес Азербайджана!

Но нам музей, не смотря на его богатейшую коллекцию, интересен именно с архитектурной точки зрения. В середине 19 века тут был Караван-сарай, вначале 20-го здание переделали под отель «Метрополь». При советской России чего тут только не было — и профсоюзы Азербайджана, и Кабинет министров республики.

Пока в 30-х годах, каким-то чудом, средневековому классику не решили придать статус азербайджанского национального поэта! И в связи с юбилеем — 800 лет, не каждому дано отпраздновать, в этом здании был создан мемориальный музей имени Низами…

Мечети, крепости, дворцы, музеи и еще миллион чудес Азербайджана!

Находится он, кстати, аккурат между площадью фонтанов и шикарными воротами в Старый город. То есть от нашего временного дома — в 5 минутах ходьбы!

Так же, как и еще один изящнейший образец дореволюционного Баку, того самого, из «золотого века»… Прекрасный сосед Девичьей башни — дом Гаджинского.

Мечети, крепости, дворцы, музеи и еще миллион чудес Азербайджана!

В царской России эта улица называлась Александровской набережной — самое козырное место в столице! Где же еще, как ни здесь, на территории древнего Ичери Шехер, один из крупнейших нефтепромышленников и меценатов, дворянин, почти что основоположник нефтедобывающей промышленности Азербайджана, Иса-бек Гаджинский, мог построить свой роскошный дворец.

В советское время дом стал многоквартирным, тут жили верхушка партии, ученые, элита. А во время Второй Мировой войны, в ноябре 1944 года по пути из Тегерана в Москву тут останавливался генерал Шарль де Голль. Сейчас, по прошествии столетия, это проспект Нефтяников — и опять-таки самые элитные местечки столицы.

Мечети, крепости, дворцы, музеи и еще миллион чудес Азербайджана!

Бутики, дорогие отели, рестораны. Виды на бакинскую бухту и Старый город… А мы, пожалуй, пойдем, сменим наряд на платье для коктейля. Потому что вечерний Баку, когда на город спускаются сумерки, в миллионе огней и сверканий, он, возможно, даже краше дневного!

Мечети, крепости, дворцы, музеи и еще миллион чудес Азербайджана!

Хотя Баку — это Баку, и есть ли в самом деле разница, когда он красивее…

Мечети, крепости, дворцы, музеи и еще миллион чудес Азербайджана!

П. С. Точь-в-точь такой магнитик с Пламенными Башнями висит на нашем холодильнике. На почетном месте. И вы обязательно поезжайте, сами убедитесь — отпуск в этой стране незабываем. И на вашем холодильнике поселится кусочек огненного Баку. Чтобы напоминать о тех днях, и манить вернуться…

П.С. С. Продолжение — про крепости, храмы и музеи — следует!