Турист Vladimir Danilov (Volodimire)
Vladimir Danilov
был 30 мая 2021 9:35

Архыз — Россия Октябрь 2017

Река едва-едва извивается в широком пологом русле. Некогда сочные зеленые луга побурели, выцвели, слились с серым камнем скальных выступов. Голые склоны хребта Абишира-Ахуба, кажется, смирились с незавидной участью и безмолвно ждут, когда их накроет снегом. Нам остаётся только собрать последние краски остывающих долин и попытаться сохранить их тепло до следующего лета.

Золотая Осень на Дуккинских озёрах. Архыз

Мы поднимаемся выше и выше. На вершинах окружающих гор уже показались узкие полоски снега — свежего, только-только из печки, выпавшего несколько дней назад. Кош, опустевшие пастбища, сглаженное ложе нижнего течения Малой Дукки остаются позади. Ещё шаг, и нещадно битые лавинами берёзы встречают нас, вот уж удивительное дело, своей ослепительной красотой.

Останавливаемся и впитываем окружающую энергию. Вдыхаем прозрачный невесомый воздух, поглощаем открывшуюся панораму. Солнце вежливо подсвечивает каждую вершину, каждый перевал, каждый перелесок. Поблизости шумит река: здесь она совсем не похожа на ту ленивую змейку, что поблескивает внизу.

Золотая Осень на Дуккинских озёрах. Архыз

Через несколько минут добираемся до березовой рощи. Желтые листья гармонично соседствуют с голубым безоблачным небом, но, пожалуй, стоило бы добавить ещё один цвет. Например, густой, тёмно-зеленый лак рододендронов. Его листья, сочные и полные сил, выглядят так, будто ему нипочем ни осенние заморозки, ни метры снега, которые прижмут жизнелюбивый кустарник к холодным камням. Здравствуй, дружище, это снова мы.

Золотая Осень на Дуккинских озёрах. Архыз

Цель нашего сегодняшнего выхода — горные озера в истоке Малой Дукки. Окаймляющие их морены только подчеркивают глубокий, насыщенный синий воды, а вездесущие на этой высоте рододендроны оживляют стремящийся к лунному пейзаж.

Мы взбираемся на перешеек меж двух озёр и устраиваемся на пикник. Нам везёт: солнце греет и насыщает окружающий ландшафт красками, а воздух тих и бездвижен. Такие моменты хочется продлить до бесконечности. Просто сидеть на камне с чашкой чая и глядеть на рябь горного озера. Молчать и думать о своем. Зная, что ни одна проблема, ни одно дело не заслуживают этих бесценных минут: все равно твой телефон не поймает сеть, а слово «быстро» означает «часа через два, не раньше».

Золотая Осень на Дуккинских озёрах. Архыз

Впрочем, умиротворение не может длиться вечно, и горы со свойственной им прямотой напоминают об этом. Из-за хребта задувает ветер, нам пора двигаться в обратный путь. Тем более, что солнце тоже засобиралось домой, оставляя нам только тени.

Золотая Осень на Дуккинских озёрах. Архыз

Дорога вниз — лучшее время для размышлений. Не нужно озираться по сторонам, боясь потерять тропу, желание фотографироваться удовлетворено ещё по пути «туда». Можно задумчиво брести, глядя под ноги и играя мыслями в воспоминания, ассоциации и ещё бог знает во что.

Тишину в голове и порядок в мыслях мы планировали закрепить экскурсией на БТА — Большой Телескоп Азимутальный. Даже не самой экскурсией, а той её частью, где работники обсерватории рассказывают о масштабах космоса и происходящих в нём процессах. Признаюсь, при правильной подаче это едва ли не лучшая иллюстрация мысли, что всё вокруг — тлен и суета, а умиротворение и существование вне страстей — возможно, главное, к чему нужно стремиться человеку. Не исключаю, что буддисты давным-давно это поняли и назвали такое состояние нирваной.

Золотая Осень на Дуккинских озёрах. Архыз

Увы, в этот раз путешествие в космос оказалось не таким впечатляющим, каким могло быть, и всё, что нам досталось — это несколько фотографий чуда советской инженерной мысли. А это, согласитесь, тоже немало.

Читайте другие мои рассказы о горах: