Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 22 апреля 9:38
Без секрета всему свету

Катманду — Непал Апрель 2013

Возвращение из Долины

Как бы нам ни хотелось, продолжая свой путь, побывать в последней области Долины — так называемой «Дикой местности», находящейся к северу от Му Гомпа на высотах от 3700 до 5100 м, но после солнечного яркого утра на небе стали появляться облака, из ущелья вверх поползла предательская дымка тумана, постепенно пряча мир за белесую пелену. Пока мы раздумывали о своих дальнейших планах, надеясь на улучшение погоды, повалил снег, и решение пришло само собой — надо срочно возвращаться, спускаться вниз, пока это еще возможно:

Долина Тсум — Долина счастья. Часть 3. Возвращение из Долины

После недолгих сборов мы двинулись в обратный путь в призрачном мире с черно-белой графикой.

Долина Тсум — Долина счастья. Часть 3. Возвращение из Долины

Иногда в этом мутном царстве, отгородившегося от всего остального мира стеной падающего снега, внезапно появлялись цветные пятна: то навстречу шел Лама в сопровождении небольшого стада яков, которые не торопясь, не нарушая звенящей тишины, пошли своей дорогой, растворяясь в серой мгле. Позже повстречался другой Лама, защищающийся от непогоды зонтиком.

Долина Тсум — Долина счастья. Часть 3. Возвращение из Долины

Мы постепенно снижались. Вскоре снегопад прекратился, и стало значительно теплее. Низенькие кустарнички уже освободились от своих снежных шубок. В самой деревне Ниле Чуле, как мне показалось, не было никаких признаков снегопада.

Долина Тсум — Долина счастья. Часть 3. Возвращение из Долины

На обратной дороге нам удалось заглянуть в женский монастырь Рачен Гомпа, основанный в 1905 году. Со дня основания в монастырь поступало все больше и больше монахинь, и, со временем, монастырь Рачен стал более крупным, чем соседний Му. В настоящее время в монастыре насчитывается около 80 монахинь. Самой младшей 7 лет, самой старшей — 75. Монастырь расположен в более комфортном, по сравнению с Mу, месте — рядом с рекой, в просторной долине, недалеко от деревень. В Храме все чисто, ухожено — сразу чувствуется женская рука. Молодые монахини, показав нам Храм, заметно расстроились, узнав, что ночевать мы будем не в домиках при монастыре, а в деревне.

Долина Тсум — Долина счастья. Часть 3. Возвращение из Долины

В монастыре хранится около тысячи отлитых из глины статуй Авалокитешвары, богато украшены резные трон и колонны.

Наш путь проходит по уже знакомым местам. Я наслаждаюсь звонкими просторами, зеленеющими полями в обрамлении ледников, цветущими деревьями и кустарниками, благодарно провожая Долину последними взглядами:

Долина Тсум — Долина счастья. Часть 3. Возвращение из Долины

Пройдя через узкий проход между высоченными скалами, на дне которого по-прежнему радостно и приветливо бурлит река Сияр Кхола, мы выходим из Долины:

Долина Тсум — Долина счастья. Часть 3. Возвращение из Долины

Чуть позже мы перейдем реку по навесному мостику на другой берег и окажемся на туристической тропе вокруг Манаслу. Но, как говорится, это уже другая история…

ДЕТИ

Невозможно обойти вниманием детей Долины, этих удивительных созданий. Много детей повстречалось в нашем гималайском треке — в деревнях, в домах, на тропе… С мамами и на мамах (и не только на мамах!), с друзьями и без… Почти все повстречавшиеся нам дети, за исключением, пожалуй, совсем крошечных, трудились. Про каждого можно рассказать свою историю…

Долина Тсум — Долина счастья. Часть 3. Возвращение из Долины

На тропе у деревни Чумлинг мне повстречался вот этот радостный чумазик. Ребенок спускался с гор, распевая во все горло. Увидев меня, смутился, спрятался за веточку цветущей буддлеи.

А эта милая девчушка собирала сухие веточки для домашнего очага. Мы окружили ребенка, защелкали затворами своими фотоаппаратов, а она только терпеливо улыбалась нам в ответ, за что совершенно заслуженно получила пригоршню карамелек.

Долина Тсум — Долина счастья. Часть 3. Возвращение из Долины

На улочках деревни Чоканг Паро внезапно передо мной появился совершенно самостоятельный «человечище» — двухлетний, наверное, малыш критически меня осмотрел и двинулся по своим делам:

Он определенно имел какую-то цель, ему куда-то надо было идти. Он шел, перебираясь ползком через большие валуны, меся уличную грязь крошечными ножками в босоножках, отползая в сторону при виде возвращающихся домой коров. Мне стало интересно, куда этот малыш двигается, и я пошла за ним. Он добрался до верхней улицы, откуда была видна практически вся деревня, понаблюдал за происходящим в ней, что-то пробормотал неодобрительно, строго посмотрел на меня… и двинулся в обратный путь.

Юный монах:

Долина Тсум — Долина счастья. Часть 3. Возвращение из Долины

Меня потрясло дружелюбие, с которым детишки встречали наши взгляды. Дети повзрослее уже знали, что после фотосессии можно получить что-то вкусненькое, поэтому не прятали свои лица, позировали нам. Некоторые смиренно ожидали заслуженного угощения, но некоторые совершенно серьезно требовали деньги.

Послесловие

Я не уверена, что все жители Долины действительно счастливы: от тяжкого труда дети рано взрослеют, женщины и мужчины быстро стареют, пожилые люди трудятся, пока дышат. Но неизменным было одно — улыбки этих трудолюбивых людей вне зависимости от того, чем были наполнены их заплечные корзины: камнями, дровами или навозом.

Долина Тсум — Долина счастья. Часть 3. Возвращение из Долины

С благодарностью вспоминаю наш путь, где я лишь прикоснулась к самобытной культуре народности Гурунг, населившей Долину в стародавние времена и поныне живущей на грани выживания, по зернышкам собирающей скудный урожай с каменистых почв. Здесь я увидела такую строгость к детям, которая показалась мне жестокой, и, в то же время, безмерную родительскую любовь к ним. Здесь я столкнулась с запредельной выносливостью, неприхотливостью, терпением, трудолюбием не только людей, но и животных.

Я желаю этому удивительному народу, населяющему Долину Тсум, не придуманного когда-то кем-то, а реального счастья — здоровых детей, посильного труда, щедрых урожаев, чтобы Боги были снисходительны к ним, а молитвы услышаны.

Источники информации:

«Great Himalayan Trail Preperatory Study. Tsum Valley, Gorkha District» изд. ICIMOD, http://tsumvalley.com/, http://g2tour.com/ru/index.php/post/2253, http://www.nepaltrekkingtour.com/trekking-in-nepal/new-open-trekking-route/tsum-valley-trekking.html, http://tsumvalley.blogspot.ru/, http://www.explorehimalaya.com/blog/buddhist-landmarks-and-monuments/, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E8%ED%EF%EE%F7%E5, http://savetibet.ru/2012/01/14/print:page,1,pilgrimage.html , http://stupaman.livejournal.com/43272.html