Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 20:54

Евпатория — Россия Сентябрь 2017

В воскресенье утром я улетала из Крыма домой, а накануне поехала в Евпаторию, чтобы досмотреть то, что не увидела в первую поездку. В первый раз я прошла по Старому городу по маршруту через Малый Иерусалим. В этот раз хотела посмотреть курортную часть и здания евпаторийского модерна, построенные в начале XX века.

Автовокзал стоит на улице Интернациональной. Если выйти из него и пойти влево, попадешь в Старый город. Об этом я уже немного рассказала, подробнее чуть позже. Можно не тратить время, а подъехать в старый город на автобусе, ходят они по Евпатории довольно шустро.

Эта территория зовется Евпатория

А если пойти вправо, то придешь к железнодорожному вокзалу Евпатория-Курорт, построенному в 1953 году. Пассажирские поезда отправлялись от него до декабря 2014 года, а теперь только электрички до Симферополя несколько раз в день.

На площади перед зданием вокзала установлена греческая колонна со скульптурой «Рождение Керкинитиды» наверху. Напомню, что Евпатории уже более 2500 лет, и на её месте когда-то существовало греческое поселение Керкинитида. Известный евпаторийский скульптор Алексей Шмаков изобразил Керкинитиду в образе маленькой девочки, сидящей на морской раковине, которую несут по волнам дельфины. Она трубит в рожок, извещая миру о своем рождении.

Эта территория зовется Евпатория

От вокзала начинается улица Фрунзе, которая приведет к берегу моря в курортную зону. Если вас не интересуют магазины, не стоит тратить время на прогулку по ней. Лучше подъехать на трамвае до пересекающей улицу Фрунзе улицы Ленина. Вот на этом патриотичном трамвайчике, который челноком ходит туда от вокзала, я и подъехала.

Пойти к морю решила по улице Шевченко, в начале которой стоит памятник Тарасу Григорьевичу. Памятников писателям и поэтам в Евпатории много, как правило, стоят на улице, названной их именем: памятник Максиму Горькому — на набережной Горького, Гоголю — на улице Гоголя. Как-то режет глаз цвет, но любят такой в Крыму, в санатории есть пара памятников в таком же цветовом варианте.

Вдоль улицы Шевченко тянется «Аллея сказок» со скульптурами разных сказочных персонажей, мне понравилась только Баба-Яга в ступе, но детям, думаю, будет интересно. Больше интересного на улице для туриста нет, это зона санаториев и гостиниц, все в зелени за заборами. Я пошла по ней только потому, что хотела выйти к началу курортной набережной.

Начинается набережная от санатория «Золотой берег», один из корпусов которого — памятник архитектуры. Это — бывшая дача Терентьевой, построенная в 1910 году, одна из самых роскошных построек дореволюционной Евпатории. Считают, что на этой даче останавливался в 1912 году во время путешествия по Крыму писатель Алексей Толстой.

Эта территория зовется Евпатория

Я писала, что набережная Валентины Терешковой мне не понравилась, а вот в районе курортной зоны хорошо: чисто, благоустроено. Есть всё необходимое: лавочки, кафе, рестораны, туалеты и место для неспешной прогулки. Людей мало, выдуло ветром, поэтому была возможность рассмотреть все спокойно и без толчеи.

В Евпатории огромная линия пляжей — почти 30 километров, и эти пляжи уникальны, так как они песчаные, что в Крыму не так часто встречается, и там почти никогда не бывает волн. Не знаю, как сейчас, а раньше пляжи были закреплены за санаториями и не на каждый можно было попасть свободно.

Эта территория зовется Евпатория

С улицы Фрунзе выходишь к Центральному городскому пляжу. На него смотрит самая знаменитая скульптура Евпатории — «Отдыхающий Геракл». Её автор тоже местный скульптор Алексей Шмаков, автор большинства скульптур города. Установили скульптуру в 2003 году к 2500-летию Евпатории. Считают, что Геракл бывал в этих местах, отдыхал и лечился грязями после подвигов. В полупустом городе еле дождалась, когда с Геракла слезут фотографирующиеся. У него очень удобно сидеть на коленях. Представляю, что здесь творится в сезон!

Прошла немного по улице Фрунзе, съела янтык — знаменитый крымско-татарский чебурек, жареный на сухой сковороде. Вкусно!

Заинтересовало здание ночного клуба «Белый», там забавная фигура на фасаде. Неподалеку от него вход в евпаторийский аквапарк «У лукоморья».

Евпатория — известный детский курорт, помимо лечения, здесь есть чем развлечь детей. Недалеко от набережной находится Евпаторийский аквариум, а если пройти по улице Фрунзе до пересечения с улицей Кирова, то можно заглянуть в открытый четыре года назад парк «Крым в миниатюре».

Эта территория зовется Евпатория

А я снова вернулась на набережную Горького.

На набережной есть, на что посмотреть, все здания, возведенные до революции, красивы. Например, дача «Альпийская роза», построенная в 1910 году. В этот период в Евпатории было построено много красивых зданий и большинство из них сохранилось. «Альпийская роза» отличается тем, что обильно декорирована резным деревянными элементами. Это памятник архитектуры республиканского значения, жаль что состояние дачи оставляет желать лучшего.

Эта территория зовется Евпатория

Есть на набережной группа зданий, которые во времена СССР обслуживали курортников. Сейчас похоже, что они на реставрации.

Например, два здания курортной поликлиники. Особенно красиво главное здание с ротондой и ведущими ко входам изящными лестницами. Это бывшая дача «Валькирия», построенная в 1910 году. В годы Великой Отечественной войны здание сожгли, так как в нём размещалась фашистская СД — служба безопасности. После войны восстановили.

Курортная поликлиника обслуживала курсовочников, то есть приехавших по путевкам с оплаченным лечением и питанием. Я сама так отдыхала с ребёнком тридцать лет назад.

Эта территория зовется Евпатория

Питались как раз вот в этом здании, где когда-то была курортная столовая. Чего там только не было в последующие годы, а теперь батутный центр.

Еще одно здание, построенное в начале XX века — дача М.Айваза, которое занимает Центральная курортная библиотека.

Эта территория зовется Евпатория

Активная застройка Евпатории в конце XIX — начале XX века совпала с широко распространенным и модным в тот период архитектурным стилем модерн. У местных жителей, караимов, купцов и мещан, имелись огромные средства, которые они с удовольствием вкладывали в курортную инфраструктуру. Поэтому стиль модерн в Евпатории проявился, прежде всего, в постройках курортного профиля: пансионатах, санаториях, лечебницах, дачах, гостиницах, доходных домах.

Вот дача «Остенде», построенная в 1910 году по проекту неизвестного архитектора. Правее за деревьями еще одна великолепная дача «Джалита», жаль, я узнала об этом уже дома. С 1928 года это корпуса санатория «Ударник».

Эта территория зовется Евпатория

Рядом еще один яркий образец стиля модерн — дача, принадлежавшая земскому врачу, совладельцу Мойнакской грязелечебницы, председателю Евпаторийской городской Думы Б. И. Казасу. В этом здании размещалось с 1912 года Благородное собрание Евпатории.

Б. И. Казас — легендарный в Евпатории человек, его именем названа улица. В годы гражданской войны его хотели расстрелять революционные матросы, а спасли благодарные горожане, многих из которых он лечил бесплатно. Умер, заразившись сыпным тифом во время эпидемии в 1922 году.

А теперь посмотрим самую красивую улицу курортной зоны — Дувановскую. Начинается она вот этой ярмаркой сувениров на набережной. Меня привлек персонаж со щитом слева от входа.

Эта территория зовется Евпатория

Эта улица уже 110 лет носит имя С. Э. Дувана — городского головы Евпатории. Улицу назвали его именем в 1907 году, еще при жизни Дувана, в знак признательности за его бескорыстный труд на благо Евпатории. Семен Эзрович еще с 90-х годов XIX века вел активную общественную деятельность, затем был избран городским головой Евпатории и сделал на этом месте очень много для развития города как курорта, для его благоустройства, восстановления исторических памятников.

Он основал в Евпатории театр, библиотеку, многие медицинские центры. Благодаря С. Э. Дувану Евпатория превратилась из провинциального городка в международный курорт. В XXI веке на Театральной площади, где заканчивается улица Дувановская, поставили памятник С. Э. Дувану.

Эта территория зовется Евпатория

Улицу не раз переименовывали, но в 1995 году в год 125-летия С. Э. Дувана возвратили ей первоначальное название.

Главная роль в проектировании новых зданий Евпатории принадлежала А. Л. Генриху, который занимал пост городского архитектора с 1893 года до 1918. Он был исполнителем многих проектов застройки города и приверженцем господствовавшего в то время стиля модерн. А. Л. Генрих застроил почти всю Дувановскую улицу. Даже, когда его авторство документально не подтверждено, его устанавливают по применяемым им элементам декора.

Самое красивое здание на Дувановской — особняк Ю.Гелеловича, построенный в 1910–1912 годах, считают, что его автор также А. Л. Генрих. В этом здании с 1921 года размещается Евпаторийский краеведческий музей. Благодаря необычайно красивым архитектурным формам это здание не раз снимали в кино.

Напротив музея у ограды находится лапидарий, где собраны экспонаты, рассказывающие о скифской культуре.

Эта территория зовется Евпатория

Недалеко от музея есть стеклянная пирамида, под которой можно увидеть руины древней Керкинитиды, которые обнаружили в ходе строительных работа на Дувановской улице.

Еще один дом архитектора А. Л. Генриха — дом Е. К. Нахшунова, классический образец модерна. Неблагодарное дело — снимать здания в южном городе летом, все закрыто зеленью. А здесь в наличии все излишества, присущие модерну, например, женщина с факелом над главным входом. Над углом здания на крыше изначально была беседка, теперь её нет.

Вилла «Сфинкс», построенная в 1911 году по проекту второго известного евпаторийского архитектора — П. Я. Сеферова, получила свое название из-за трех пар кариатид-сфинксов на фасаде.

Вилла «Люкс» построена на Дувановской в 1908 году для мещанина Н. Е. Бредихина. Она предназначалась для сдачи внаем отдыхающим, этому соответствует её планировка — длинный коридор через все здание и комнаты по обеим сторонам. Потом виллой владел хозяин пивоваренных заводов М. Б. Герман, тогда она и получила свое название После национализации это был пансионат, куда на отдых приезжали испанские дети. Сейчас это многоквартирный жилой дом.

Эта территория зовется Евпатория

Напротив этих вилл находится первый евпаторийский санаторий — «Приморский» или «Приморская санатория», принявшая первых отдыхающих в 1906 году. Например, вот в этом здании когда-то жила Леся Украинка, которая лечилась в Евпатории от туберкулёза. Говорят, что это лечение только сократило ей жизнь, так как тогда еще не знали, что грязи при такой болезни вредны.

Эта территория зовется Евпатория

Еще одно произведение архитектора А. Л. Генриха начала XX века.

Улица Дувановская недлинная, всего 700 метров, но каждое здание на ней имеет историческую ценность, даже если не внесено в список памятников архитектуры или истории. По Дувановской улице ходили многие известные люди, прогуливался с семьей во время визита в Евпаторию император Николай II. На многих домах установлены мемориальные доски.

ул. Дувановская, 5. Доходный дом лесоторговца Б.М. Гелеловича

С Дувановской стоит заглянуть на улицу Пушкина, даже не помню, почему я туда свернула. Здесь есть два интересных здания. Одно из них — «Здание управления постройки порта», построенное в 1908 году. В нём размещается Городское управление МВД России по Республике Крым.

Эта территория зовется Евпатория

Напротив — красивое здание в стиле эклектики, состояние которого критическое. Здание построенов 1916 году, архитектор неизвестен. Табличка на фасаде сообщает, что в этом доме в 1916–1919 годах жил духовный глава караимов России (гахам), тюрколог-ориенталист, профессор Шапшал Серайа Маркович.

Это здание даже слишком декорировано, элементы его украшающие можно разглядывать долго. Жаль, что многие детали уже обвалились.

Видите, как грустно смотрит? Как будто просит помощи…

Эта территория зовется Евпатория

Улица Дувановская приведет на главную площадь Евпатории — Театральную. Здесь проходят все главные общегородские торжественные и праздничные мероприятия. Площадь довольно большая, но я оба раза была в Евпатории в субботу и её центр был занят свадебными машинами, которые мешали мне снимать. Так что все будем смотреть по частям.

Главное здание на площади — Евпаторийский театр имени А. С. Пушкина, построенный в 1910 году по проекту двух архитекторов — городского архитектора Адама Генриха и Павла Сеферова. Открыт он был оперой Михаила Глинки «Иван Сусанин» в исполнении специально приглашенных из Петербурга артистов Мариинского театра.

На противоположной стороне площади — здание Евпаторийскогго горисполкома. Это бывший дом Ф. Х. Овчинникова, построенный в 1908 году по проекту А. Л. Генриха в стиле раннего модерна с фасадами, богато украшенными растительным орнаментом и женскими масками с распущенными волосами.

В 2003 году в честь 2500-летия Евпатории на Театральной площади возвели Мемориальную стену. Стена состоит из мраморных щитов, рассказывающих об истории Евпатории, города, который за свою историю назывался Керкинитида- Гёзлев-Евпатория.

С другой стороны горельефы исторических личностей, внесших лепту в становление города:

— древнегреческого историка Геродота Галикарнасского, жившего в 5 веке до н. э., который первый упомянул, а существовании Керкинитиды;

— царя древнего Понта Митридата VI Евпатора, который прислал на побережье войско, основавшее крепость Евпаторион;

— турецкого хана Мехмеда II, жившего в XV веке, который велел основать здесь крепость Гезлёв;

— императрице Екатерине II, которая своим указом в 1784 году присвоила городу имя Евпатория.

На стене в специальной чаше горит огонь, привезённый из Греции, над ним — герб Евпатории.

Гармонично вписывается в архитектуру Театральной площади здание Городской библиотеки Евпатории, стоящее среди деревьев. Первую публичную библиотеку города построили в 1916 году по предложению С. Э. Дувана и на его собственные деньги в память о дне отмены крепостного права в России и назвали в честь императора Александра II.

Здание круглое в плане в виде ротонды и похоже на греческий храм. Автор проекта — П. Я. Сеферов. В 1937 году, в 100-летие со дня гибели А. С. Пушкина, библиотеке присвоили имя великого поэта.

Перед библиотекой с 1996 года лежат два мраморных льва.

Мне очень понравилось на Театральной площади то, что главная городская ёлка в Евпатории — живая. Она росла на территории одного из санаториев, а в 2000 году её выкопали и пересадили на площадь. За эти годы она прижилась и подросла.

Стоит ель у края площади напротив библиотеки и не мешает ни движению транспорта, ни мероприятиям. Красиво, и не нужно каждый год губить голубые ели ради недолгого праздника.

Рядом с елью оставили кусочек дореволюционной брусчатки Евпатории.

Эта территория зовется Евпатория

На противоположной стороне площади стоит памятник Герою Советского Союза генерал-майору авиации Н. А. Токареву, погибшему в 1944 году в боях под Евпаторией. За памятником начинается бульвар проспекта Ленина.

Заслуживает внимания еще одно здание, построенное в 1912 году на Театральной площади между зданиями горисполкома и библиотеки. На его углу — прямоуголный эркер, завершающийся открытым куполом, состоящий из соединяющихся нервюр. В полукруглой нише на боковом фасаде еще можно разглядеть голову оленя с ветвистыми рогами. Считают, что его архитектор также А. Л. Генрих. Состояние этого красивого здания грустное.

Справа от здания театра к улице Дувановской примыкает сквер Ленина, главное украшение которого — светомузыкальный фонтан. Увидеть фонтан работающим мне удалось только со второго раза. В первый приезд шел дождь и фонтан не работал.

Если пройти мимо сквера по улице Бартенева, можно увидеть детский театр «Золотой ключик» и выйти на улицу Приморскую.

Эта территория зовется Евпатория

Первое здание на Приморский построено в 1897 году для М.Ходжаша. Де революции некоторое время на первом этаже размещалась таможня, после революции — главпочтамт.

Сейчас таможня занимает красивое здание неподалеку на площади Моряков. Там же был когда-то морской вокзал, откуда отправлялись «Метеоры» и теплоходы на Ялту и Одессу. Теперь стоит пустой, часть помещений занимает милиция.

Эта территория зовется Евпатория

Неподалеку храм Святого Илии — греческая церковь, построенная в 1911–1918 годах по проекту городского архитектора А. Л. Генриха.

Из зданий, построенных начале XX века по проекту А. Л. Генриха, хочу показать еще здание синематографа «Лотос», построенное на ул. Революции в 1912 году. Оно по-прежнему используется по своему предназначению, это кинотеатр «Якорь».

Чтобы закончить эту тему, покажу еще два здания, которые я видела в первый свой приезд в Евпаторию. Это роскошный отель «Бо-Риваж», построенный в 1908 году на набережной для караима А. И. Неймана по проекту, как предполагают, А. Л. Генриха. «Бо-Риваж» в переводе с французского языка — «прекрасное побережье». Здание, построенное в лучших традициях раннего модерна, — одно из красивейших на набережной. Сейчас его занимает пансионат «Орбита».

Это здание еще знаменито тем, что в 1916 году в кафе отеля городским головой С. Э. Дуваном императорской семье, посетившей Евпаторию, и свите был предложен чай от имени города.

Знаменитый трехэтажный доходный дом С. Э. Дувана, построенный в 1907–1908 годах напротив Свято-Никольского собора по проекту архитектора П. Я. Сеферова в стиле раннего декоративного модерна. Это один из самых ярких образцов модерна в Евпатории.

Посмотрим еще два здания в ином стиле, построенных в начале XX века. Одно из них бывшая дача, в которой сейчас находится редакция газеты «Евпаторийская здравница». Перед нею стоит памятник Льву Сергеевичу Голицыну, основоположнику крымского виноделия.

Эта территория зовется Евпатория

Неподалеку еще одно здание, связанное с именем С. Э. Дувана. Это богадельня, построенная в 1913 году на средства С. Э. Дувана, известного своей благотворительностью, для малоимущих пожилых граждан Евпатории без различия в национальности и вероисповедании. Сейчас в этом здании раполагается Управление труда и социальной защиты Евпатории.

Эта территория зовется Евпатория

Вот то немногое, что я успела увидеть в Евпатории за недолгое время, что там провела. Поверьте, там еще много интересного!