Турист Андрей Чебодаев (Frank)
Андрей Чебодаев — был 9 января 15:44
Жажда приключений у меня в крови!

Бильбао — Испания Сентябрь 2017

На пятый день пребывания в столице Испании, мы покинули шумный Мадрид, сели в поезд и направились в северном направлении в загадочную страну Басков, в город Бильбао.

В целом, до этой поездки, я понятия не имел, что из себя представляет Бильбао. Я знал только о существовании тамошнего футбольного клуба «Атлетик» и по географическим понятиям осозновал, что попадём на побережье Атлантики.

Бильбао. Очарование Атлантики

На поезде от Мадрида до Бильбао ни много, ни мало ехать шесть часов. Так получилось, что мне достался билет в отдельном вагоне от нашей компании и я уже было настроился ехать в коммуникативном вакууме, но Бог Гуанси был благосклонен ко мне и подсадил на соседнее кресло прекрасную попутчицу из Австралии.

Девушка родом из Мельбурна. Зовут её Теаган Кристин. Едет в Бильбао работать преподавателем английского языка в детской группе. Испанским не владеет, жить в Бильбао будет год. У неё была возможность поехать на практику в Лондон, но она выбрала Испанию. Тут для неё сложнее, а значит челенж круче.

Бильбао. Очарование Атлантики

А это наши первые минуты нахождения в Бильбао. Под таким прекрасным витражом внутри вокзала мы не могли не сфотаться. Справедливости ради стоит сказать, что это чуть ли не единственное фото, где наша группа в полном составе. Всегда находились какие-то причины, что мы не могли собраться единовременно вместе для полного коллективного фото.

Следующая наша задача была найти адрес съемной квартиры, где нас ожидала хозяйка в назначенное время. Так как мы определили для себя, что Бильбао не большой город, а жилье у нас в центре, то с вокзала мы двинули пешком прямо с чемоданами по мостовым.

Бильбао. Очарование Атлантики

И тут мы увидели город! Это реальные кадры, которые мы увидели сразу после выхода с вокзала!

Боже! Какой он великолепный! Какой аккуратный, чистый, комфортный. Продуман до мелочей для удобного передвижения транспорта, людей и велосипедистов.

Бильбао. Очарование Атлантики

Так, глазея по сторонам, незаметно для себя мы добрались до нашего квартала, где нам предстояло прожить четыре насыщенных событиями дня.

На следующий день, первым делом куда мы направились прямо с утра?… правильно! Музей Гуггенхайм.

Вы можете не любить или не понимать современное искусство, но сам музей уже стал визитной карточкой Бильбао и является центром притяжения туристических толп.

Бильбао. Очарование Атлантики

Чем непременно пользуются уличные музыканты или, с позволения сказать, их коллеги.

Как опытные туристы, мы всегда заходим по возможности в Туристические центры. В них всегда можно узнать для себя много полезной информации. Такой же центр есть и на площади перед музеем. В него то мы и зашли.

Во-первых, там, как всегда, мы поживились бесплатными бумажными картами города.

Во-вторых, там мы узнали о существовании фуникулёра и уточнили местоположение старого города.

Бильбао. Очарование Атлантики

Тут наша команда разделилась на две группы. Первая, это те, кто «не побоялся» пойти во внутрь музея и ознакомиться лично с экспонатами современного искусства. И вторая, которая предпочла погулять снаружи, затем по набережной вдоль реки, через подвесной стекляный мост и до фуникулёра.

Я, вспомнив песню «Энди Уорхол я не твой», которую пели герои из фильма «О чем говорят мужчины», предпочел примкнуть ко второй группе. И думаю, что не прогадал, ибо посудите сами, по каким местам нам довелось прогуляться.

Бильбао. Очарование Атлантики

И кстати, говоря. Билет в музей стоит 15 Евро. А в сувенирный магазин музея можно попасть и без билета.

Рядом с музеем на набережной гиганстского размера паук. У кого-то может есть паукофобия, то вам лучше это место обойти, благо набережная широкого размера и вам будет не обязательно проходить под пауком.

Бильбао. Очарование Атлантики

У меня есть своя фишка оценки городов. Я оцениваю город не по вокзалу, не по главной площади и не по достопримечательностям. Хотя эти пункты, конечно, важны. Я оцениваю город по набережной. Бильбао по 10-ти бальной системе оценки за набережную у меня получил 10 баллов, что косвенно коррелируется с общей оценкой города.

Университет Деусто ─ просматривается на противоположном берегу реки Нервион, почти напротив от музея Гуггенхайма.

Бильбао. Очарование Атлантики

Мост Субисури (Белый мост) архитектора Сантьяго Калатравы претендует на одну из самых необычных достопримечательностей города. Он вымощен стеклянной плиткой и состоит из изогнутых арок. Пешеходный подвесной мост соединяет два берега реки Нервион. Особенно впечатляюще постройка выглядит ночью, когда белый цвет моста отражается от титановых поверхностей музея.

К нашему приезду в Бильбао стеклянная плитка по середине моста уже была «застелена» черной нескользящей дорожкой, что сильно портит впечатление от достопримечательности, но добавляет безопасности. Когда мокро от дождя, то лучше оставатьсяна на дорожке. А мокро в Бильбао всегда. Получается черная резиновая дорожка тут появилась не зря.

Бильбао. Очарование Атлантики

Вид с верху с Белого моста. Давайте внимательно рассмотрим инфраструктуру для транспорта. Черная асфальтированная дорога — это для машин. Правее от нее серая полоска — это для велосипедистов. Ярко зеленая травяная полоса — это для трамваев, а далее правее всё для пешеходов. Я в восторге! А вы?

Башни близнецы — как продолжение Белого моста, символизируют современные ворота города Бильбао. В свое время при проектировании и реализации проекта, да и по сей день, эти объекты остаются большим предметом для дискуссии об их целесообразности и не нарушают ли эти башни общую малоэтажную структуру города.

Вы не находите аналогию с другим известным городом?

Бильбао. Очарование Атлантики

Ну, а мы тем временем перебрались на другой берег реки и держим курс к фуникулёру.

Заплатив за билет 2 евро в одну сторону мы стали подниматься. Можно было сразу купить туда-обратно, но мы пока не знали каким способом будем возвращаться. В любом случае, на верху касса тоже работала.

Бильбао. Очарование Атлантики

Никаких денег не жалко за такие панорамные виды! Только нужно ловить те редкие моменты, когда солнце выглянет из-за туч. Гораздо чаще в Бильбао пасмурно и дожливо.

Пока мы гуляли по набережной и катались на фуникулёре, время подошло к обеду. И нам нужно было двигать в старый город или как его называют местные, Каско Вьехо. Там мы договаривались встретиться с той группой, которая воочию пошла знакомиться с творчеством современного искусства.

Бильбао. Очарование Атлантики

Местом встречи мы определили главный рынок Mercado de la Ribera. А уже там решили в какой ресторан пойдем обедать.

А сейчас, с вашего позволения, я расскажу вам о том, как питаются в Испании.

Утро у испанцев начинается с очень легкого завтрака. Можно сказать, его почти и нет. Так, чашечка кофе и круассан или другая какая булочка.

Потом наступает обед.
Обедают они после двух часов дня и до четырех.
На первое блюдо может быть овощной салат с тунцом или хамоном. Или легкий холодный суп с мелко нарезанным хамоном.

Второе блюдо обязательно мясное, как правило с овощным гарниром.
И на третье обязательно десерт.
Кусочек торта, мороженное, сладкая каша, черный кофе. Вода, вино или пиво всегда включены в комплексный обед, если вы попадете в определенные часы.

Бильбао. Очарование Атлантики

Но самое интересное начинается после восьми часов вечера и до глубокой ночи.
Сразу после работы они идут в бар пропустить стакан, другой пива и вина, или, как вариант, вермут, сидр, а к столу подаются мелкие закуски, так называемые ТАПАС. Но баски их называют на свой манер ПИНЧОС.

Бильбао. Очарование Атлантики

Всё, что вы видите на фотографиях, это пинчосы, которые поглощаются на протяжении всей ночи в неимоверных количествах, потому что всё безумно вкусно.
А утром снова маленькая чашка кофе, и так по новому суточному кругу.

Бильбао. Очарование Атлантики

Ну что, можем ли продолжить знакомство с Бильбао? Понимаю, трудно, но надо идти до конца. Такова наша доля туристеров.

Бильбао называют чудом возрождения.

Как вы уже знаете, расположен он в очень гористой местности. Это позволило в свое время обнаружить в местных горах полезные металлы, что и предопределило его судьбу промышленного города. Кроме того, удачное расположение в устье реки у глубоководной бухты Бискайского залива не могло не наложить на него и отпечаток портового города.

В 19-м веке в разгар промышленной революции город начал стремительно прирастать населением за счет рабочих рук, которые ему постоянно требовались.

Бильбао. Очарование Атлантики

Так продолжалось до середины 70-х годов 20-го века. Отчасти на плаву держаться помогало городу закрытость экономики, которую поддерживал диктатор Франко. Но после его смерти Испания встала на демократический путь развития, что предполагало под собой рыночные отношения с другим миром, к которым Испания тогда была совсем не готова.

Услуги промышленного портового города из-за неэффективности управления оказалась никому не нужны и в городе стали закрываться все крупные предприятия, обострив и без того глубокие социальные проблемы. Город был в упадке и в 80-е годы считался одним из худших городов Испании. По-моему, в тоже время в регионе был крупный политический кризис из-за террористической организации ЕТА.

Бильбао. Очарование Атлантики

И тогда в мэрии города был разработан комплексный план по выходу из кризиса. Вектор экономики с промышленности был переориентирован на туризм, науку и искусство. Был разработан проект развития инфраструктуры города. Построен новый современный аэропорт, комфортный метрополитэн, новые мосты и дороги. Морской Порт был перенесен непосредственно из города в залив Атлантики, к которому сегодня протянута ветка метро.

И как следствие, в городе был реализован проект привлечения мирового имени, Музея Гуггенхайма, благодаря которому значительно увеличился туристический поток в город.

А в 2010 году город добился звания «лучшего города Мира» по версии Сингапурского Фонда.

Бильбао. Очарование Атлантики

Мне очень импонирует эта история возрождения. Мы все любим истории с хэппи-эндом. Да я и сам могу подтвердить, насколько сказочно сегодня выглядит Бильбао. Невооруженным глазом видна его успешность. Я только не понял, откуда взялись деньги на масштабную реконструкцию и текущее процветание? Хорошая тема для дискуссии в комментариях, не правда ли?

Общественный транспорт в городе развит на отлично. На остановках установлено цифровое табло, говорящее о времени прихода следующего автобуса. Автобусы для внутренних рейсов покрашены в красные цвета. Пригородные автобусы ярко салатного цвета. И все без исключения — Мерседесы!

Бильбао. Очарование Атлантики

На третий день в Бильбао стало особенно дождливо! Поэтому большинство участников нашей группы предпочло остаться дома. И только самые стойкие, самые любознательные не побоялись непогоды и сделали вылазку в пригород Бильбао в небольшой населенный пункт Бакио.

В пяти километрах от Бакио располагается туристическая мека — Гастелугачо (часовня Святого Хуана)

Бильбао. Очарование Атлантики

Исторически эта древняя часовня когда-то находилась на неприступном острове, но современные люди проложили к острову каменныей мост и превратили её в местную достопримечательность.

Но даже сейчас до неё добраться бывает не легко, особенно в непогоду, когда пешеходная дорожка превращается в кашу и норовит стащить твое тело в пропасть.

Бильбао. Очарование Атлантики

Любители телесериалов должны узнать это место! «Игры престолов» снимали сюжет на этом каменном мосту.

Подъем к часовне состоит из 241-й ступени. Физически, на самом деле, это не так уж и сложно. А красота природы тебя щедро вознаградит за усердие.

Бильбао. Очарование Атлантики

И вот мы у цели! И чтобы окончательно зафиксировать свою победу подъема, можно три раза ударить в колокол. Ветер Атлантики разнесет эхом медные звуки по всему заливу, призвав новых туристов на гражданские подвиги.

А на побережье Атлантики в наши дни штормило. Администрация выбросила красный флаг поражения перед стихией, тем самым лишив нас возможности искупаться в океане.

Бильбао. Очарование Атлантики

Нам ничего не оставалось более, как визуально наслаждаться местными видами. Ведь дома такие пейзажи нам просто недоступны. Так не хотелось, чтобы этот световой день на побережье Атлантики кончался.

Но мы уже приспособились к испанскому ритму жизни и мы знали чем займемся вечером.

Бильбао. Очарование Атлантики

В баре нас ждали многочисленные пинчосы!

А каким близким становится контакт с барменом после первых двух шотов пива! Бармены и сами готовы рассказать тебе про свою жизнь. Многие из них мигранты из Латинской Америки, они готовы на любую работу, даже на длительные ночные смены в барах. А для нас это было хорошим погружением в испаноговорящую среду в реальных жизненных условиях.

Бильбао. Очарование Атлантики

После таких насыщенных дней нас уже было не остановить! Нам захотелось увидеть еще больше, и желательно, в ясную погоду! Таким требованиям мог удовлетворить только другой курортный город Сан-Себастьян!

Из Бильбао добраться до Сан-Себастьяна достаточно легко на комфортабельном рейсовом автобусе. Время в пути не более полутора часов и ты уже в другой климатической зоне! Кардинально в другой, исключительно в другой!

Бильбао. Очарование Атлантики

Широкий пляж Ла-Конча захватывают дух! Ты начинаешь понимать, почему Сан-Себастьян называют маленьким Рио-де-Жанейро.

У города есть свои фишки! Город расположен на трех холмах, на двух заливах и в устье одной реки. Выглядит он просто великолепно!

Бильбао. Очарование Атлантики

Неспроста Сан-Себастьян за свою историю подвергался захвату и разрушению со стороны и Франции, и Англии.

Меня, кстати, не покидало ощущение, что я нахожусь на французской территории. Поэтому было странно слышать вокруг испанскую речь.

Бильбао. Очарование Атлантики

Вечером, когда начинается прилив, волны из залива достигают устья реки и тогда течение реки поворачивается вспять.

В 2016 году город удостоился звания Культурной столицы Европы.

Бильбао. Очарование Атлантики

А мне довелось в этом городе отведать на глубине вкус Атлантики. Скажу я вам — это бесценно!

Спасибо стране Басков! Спасибо, Бильбао! Ты был полон приятных сюрпризов.

Посмотрим, чем теперь удивит Барселона. Уж очень большие ожидания от самовольной Каталонии.