Турист zak50
zak50
был 19 февраля 2021 11:17

Морское, Оленевка — Россия Август 2017

Всем привет! Хочу поделиться впечатлениями от автомобильной поездки в Крым, которая состоялась в августе 2017 года. Последний раз мы туда ездили в 2013 году, когда хозяйничала там Украина. Почему автомобильной? Да потому что комфорт, мобильность, независимость, красота, экономичность, романтика, да и вообще нам нравятся авто путешествия. Я думаю, со мной многие согласятся, учитывая сезонные цены на одного человека в душном и потном вагоне поезда (самолет из-за дороговизны вообще не рассматривался).

1. Итак, автомобиль ТО прошел, вещи собраны, билеты на паром куплены через интернет, составлен календарный план поездки, выезд из Челябинска в 5 часов утра, в воскресенье. Ранний старт и выходной день обеспечили легкий безпробочный проезд основных ремонтируемых участков дорог. Самара порадовала отремонтированными дорогами, но сразу, как грибы после дождя появились многочисленные треноги с измерителями скорости, причем обнаруживаются они «антирадаром» на последних метрах, когда водитель не успевает затормозить. Иногда, правда, о наличии этих хитроумных устройств предупреждают встречные водители. Ехать в южном направлении предпочитаем «верхней» дорогой — через Сызрань, потому что в Волгоградской области, похоже, принципиально не ремонтируют дороги. В день получалось по 1000 — 1200 км. Ночевали в палатке, первую ночь за г. Сызранью, вторую — под Ростовом. Августовские ночи достаточно теплые для ночлега с умеренным количеством комаров, тем более по мере приближения к морю, их популяция неуклонно падает.

В наш Крым на машине

Последняя запланированная ночевка состоялась в районе поселка Ильич на берегу Темрюкского залива Азовского моря.

Место и время выбрано не случайно: курсирующие через пролив паромы видно невооруженным глазом, а на 9 часов утра у нас заказаны посадочные билеты (около 5000 р. в оба конца). Стоит сюда добавить (как в последствии выяснилось очень актуально) обналиченные в Таманском банкомате деньги, закупленные дешевые овощи, фрукты и домашний алкоголь. В качестве аккумуляторов холода для автомобильного холодильника куплена замороженная барабуля (султанка), в последствии замечательно приготовленная на углях.

В наш Крым на машине

2. Утром следующего дня — мы на пароме. Надо отметить, что прогресс не стоит на месте и большинство авто туристов имеют уже на руках электронные билеты, поэтому очереди на посадку избежать не удастся. Тем не менее, все организованно (по сравнению с 2013 годом) и посадка прошла достаточно быстро. Под загрузку подают два парома, так что пришлось еще ждать, когда паром заполнят прибывающие машины.

Морское путешествие через пролив занимает около 40 минут, но из-за большого количества действующих паромов (аж 6 штук) нам пришлось час стоять в проливе — ожидая, когда освободится причал в порту Крым. Зато если возьмете с собой хлеб, то можно почти с рук покормить наглых чаек, понаблюдать в бинокль за строительством Керченского моста и если повезет — за дельфинами.

3. Первая, и как оказалось не единственная, проблема, когда оказываешься на Крымской земле — это отсутствие интернета и наличие роуминга, не смотря на подключенную услугу МТС «Везде как дома», поэтому первостепенной задачей стало приобретение местной SIM-ки «WIN MTS». Тут столкнулись с еще одной проблемой — практически отсутствием безналичного расчета в Крыму. Карточки принимают только в супермаркетах «ПУД», а банкоматы Генбанка — только в крупных городах и обналичивают под 1% комиссии, но не менее 100 рублей. Следующей неприятной неожиданностью стали цены на бензин, они оказались выше, чем в Москве и Краснодаре. Для сравнения: у нас Аи-95 стоит 38 рублей, а в Крыму на заправках RS или ATAN больше 43 рублей, кстати, а на заправках TES Аи-95 вообще отпускают только по местным топливным картам. О качестве топлива остается только гадать — каждый абориген хвалит свою АЗС, поэтому на свой страх и риск мы заправлялись там, где приспичит… Цены на продукты, в сравнении с кубанскими, тоже отличаются не в лучшую сторону, впрочем, для нас это не явилось полной неожиданностью, поскольку в «украинские времена» все было то же самое.

Зато порадовало масштабное расширение и ремонт трассы Керчь — Симферополь, все-таки интересно посмотреть, куда уходят наши деньги. Большое количество дорожной техники чередуется с археологическими раскопками по обочинам трассы (при Украине такого не было).

4. Учитывая, что в 2013 году мы объехали весь южный берег Крыма от Керчи до Бахчисарая с проживанием в г. Севастополь, решено было выбрать целью нашей поездки самую западную оконечность полуострова — д. Оленевку. Но перед этим мы непременно решили разбить свой лагерь на одном из замечательных пляжей Казантипской бухты Азовского моря.

Это замечательное место с чистым, пологим, пустынным, песчаным берегом, покрытым редким кустарником и колючками. Широкая береговая полоса нагревается на столько, что ходить по песку можно только в сланцах, и спасение от жары только в тени кустарника или под навесом.

В наш Крым на машине

Море очень чистое с прохладной водой, чайками и мидиями, на закате, когда в него садится солнце — образуется золотая дорожка… Разве такое возможно увидеть из окна поезда?

5. Подъев за 2 дня съестные припасы, которые не успели испортиться при 30° жаре и достаточно «наРобинзонившись» мы направились в сторону Оленевки, где нас ждал, заказанный по интернету номер со всеми удобствами и кондиционером. Состояние дорог вполне приемлемое, но от Феодосии до Симферополя из-за пляжных парковок и горного серпантина периодически попадаешь в пробки. Проехав Симферополь, обращаешь внимание на смену ландшафта: после живописных, поросших лесом холмов попадаешь в пыльную песчано-каменистую «казахстанскую» степь, где дорогу перебегает «перекати-поле».

Чем дальше от столицы Крыма, тем меньше растительности, хуже дороги и выше температура воздуха. На подъезде к Оленевке бортовой компьютер установил рекорд: +42°! Жесть! Когда выходишь из машины, как будто упираешься в стену, а руки автоматически ищут кнопку включения кондиционера. На момент нашего прибытия в Оленевке проходил международный EXTRIM фестиваль «Крым 2017». Глядя на огромное количество загорелых людей в палатках на голом берегу, при такой температуре окружающего воздуха, понимаешь, что это действительно экстрим фестиваль «на выживание», и дело даже не в экстремальных видах спорта (всем участникам РЕСПЕКТ!).

6. Наш гостевой дом «Райский отдых» оказался оазисом в пыльной степи, в километре от Оленевки, в курортном поселке. Для проживания отдыхающих устроены отдельные смежные номера со всеми удобствами: WI-FI, холодильник, телевизор, кондиционер, индивидуальный санузел с душем и горячей водой. В тени устроена общая обеденная зона, кухня с морозильной камерой и несколькими газовыми плитами, правда, мангальная зона очень тесная, приходится заранее занимать очередь, что бы вечером пожарить шашлык. Для детей есть игровая площадка. Все это удовольствие обходится в 1200 руб./сутки. Парковка на территории бесплатная, но авто стоит на самом солнцепеке в пыли от проезжающих мимо машин. Хозяева очень приветливые и радушные, правда их многочисленные прибывающие родственники частенько занимают половину столовой и весь холодильник. К недостаткам можно отнести удаленность пляжа (около 25 мин. в одну сторону) и два маленьких продуктовых суперкиоска. Из развлечений — платное посещение пансионата «Солнечная долина». Вообще вся торговая инфраструктура, рынок, рыбхоз находятся в 1–1,5 км., в Оленевке, а один единственный банкомат (Генбанк) — в магазине с говорящим названием «Везунчик» и тот не работает. Кстати о рыбе, из-за проведения фестиваля рыбхоз не работал и за свежей рыбой, а заодно и наличными мы поехали в г. Евпаторию (около 100 км), где находится очень большой и богатый (по сравнению с Оленевкой) рынок и много банкоматов.

В наш Крым на машине

7. Пляж в Оленевке заслуживает отдельного внимания. Это широкая песчаная полоса с очень пологим берегом, чистейшей водой (я такой даже в Средиземном море не припомню) и … огромным количеством МЕДУЗ! На каждый куб. метр воды обязательно попадет 2 — 3 медузы, причем не маленькие, безобидные, черноморские, а большие, синие — «корнерот». Встреча с такой медузой грозит крапивным ожогом, но даже если вы просто голой рукой оттолкнули ее, а потом протерли глаза — их начинает щипать! Учитывая, что вода очень прозрачная, а до глубины идти далеко — все купающиеся заняты вылавливанием медуз и выбрасыванием их на берег.

Но не все так плохо, в штормовую погоду медузы уходят на глубину, а кроме того здесь достаточно много среднего размера крабов, которых в случае успеха можно вечерком приготовить. Так что не забудьте взять с собой ласты, маску и. перчатки.

Но и это не главное, самое главное — это Джангульское побережье в Тарханкутском национальном парке. 10 — 15 километров по пыльной, каменистой пустыне меркнут после того, как попадаешь на изрезанный ветрами, дождями, морской солью и временем обрывистый берег. Карстовые образования создают причудливой формы отвесные (до 30 метров высотой) скалы, множество гротов и пещер, бухты и бирюзовые лагуны с чистейшей прозрачной водой.

В наш Крым на машине

Особо радует отсутствие здесь каких-либо строений, коттеджей, дворцов (как в г. Балаклава) с различными сбросами и фекальными стоками, что очевидно объясняет чистоту морской воды на мысе Тарханкут. Единственный цивилизованный уголок в этих местах — это дельфинарий на мысу Большой Атлеш, да несколько палаток любителей экстремального отдыха на камнях.

В наш Крым на машине

Кроме того, нестерпимая жара, облака пыли и лазурное море способствуют появлению большого количества любителей дайвинга и просто искупаться. Самое популярное место это конечно «Чаша любви». Если влюбленная пара, взявшись за руки прыгнет в нее и не расцепит рук — их ждет вечная любовь и куча нетерпеливых желающих на берегу.

Ну, а для тех, кто хочет насладиться всей этой красотой поближе, не переломав на камнях ног и не набрав пыли полный салон автомобиля, местные «водные таксисты» за 600 руб. с человека предложат вам часовую морскую прогулку вдоль отвесных стен этого уникального природного памятника.

8. Когда основные достопримечательности уже осмотрены, а ты не пляжный фанат и тебе наскучил однообразный степной пейзаж — начинаешь посматривать на более оживленную часть Крымского полуострова. Поэтому через 5 дней мы отправились на южный берег Крыма. Найти по интернету дешевое комфортное жилье на ближайшее время оказалось не так просто. Тем не менее, нам удалось найти гостевой дом по ул. Ленина, 21 в с. Морское в районе Судака со всеми удобствами, за 1500 руб./сутки. На деле это оказалась целая гостиница с 2-х и 3-х этажными корпусами, столовой, тесным двориком и не менее тесными номерами. Но номера достаточно чистые, с WI-FI, телевизором, маленьким холодильником, кондиционером, совмещенным санузлом и большой тумбой-трюмо, занимающей итак мизерное комнатное пространство. Очень радушные хозяева, которые готовят (как в пионерском лагере в определенное время) завтрак, обед и ужин за дополнительную плату (700 руб./чел.). Есть правда кухня и мангал, которым можно пользоваться по предварительной договоренности за пределами пансиона (пожарная безопасность). Парковка — на улице, если успеешь занять место. Кстати сказать, в Морском достаточное количество предприятий общественного питания на любой вкус и кошелек. До пляжа минут 10 ходьбы, правда приходится с риском для жизни пересекать оживленную береговую автотрассу.

Если хочешь окунуться в добрые советские времена — достаточно попасть на любой пляж ЮБК «всесоюзной здравницы Крым». Не стал исключением пляж с. Морское, оказавшись там, чувствуешь себя участником съемок фильма «Будьте моим мужем».

Узкая полоска черного галечного песка, крупные перекатывающиеся валуны, по которым чтобы зайти или выйти из моря надо обладать навыками эквилибриста и стойкостью мазохиста, (народ наловчился выползать «на руках» или использовать резиновые тапочки), все это к 11 часам заполняется отдыхающими. Стоит поплавать в море около 20 — 30 минут, свое место найти уже не возможно: в лучшем случае его обложат полотенцами и будут перешагивать через ваши вещи, в худшем — какая-нибудь «мамочка без комплексов» просто завернет ваше полотенце и постелет свое («-У меня же дети!»). Дополняет картину подозрительный ручеек, вытекающий из жилого массива, мимо памятника группе «КИНО» прямо на пляж, периодически меняющий цвет и направление распространения.

В наш Крым на машине

9. Ощутив в полной мере разницу между южным берегом Крыма и западным, мы решили использовать преимущества авто путешественников и покататься по окрестностям. Завораживающей красоты виды и захватывающий дух горный серпантин явно выигрывают в сравнении с Сочинской дорогой. Только здесь ты понимаешь, на сколько уникален и прекрасен этот уголок России, вдохновляющий наших киношников. А наличие всевозможных византийских крепостей и генуэзских башен указывает на невероятную популярность Тавриды у средиземноморских народов.

Не буду подробно останавливаться на крымских достопримечательностях, которые могут объехать автотуристы, их действительно очень много и каждый определяет сам себе маршрут, благо сейчас есть интернет.

В наш Крым на машине

10. Напоследок хочу предупредить о последствиях возможных природных катаклизмов, периодически возникающих в конце лета на Крымском полуострове.

Устав от грязных, многолюдных, каменистых пляжей, мы решили еще немного понежиться на золотых песках Казантипа. Однако наша палаточная жизнь оказалась омрачена надвигающимся ураганом. По радио мы услышали о селевом потоке в Судаке, смывшем несколько десятков машин и это через день после нашего посещения этого населенного пункта (закуп продуктов). Целые сутки моросил дождь, на море бесновались волны, а штормовой ветер, вырывая то один угол палатки, то другой, очевидно пытался унести ее с собой. Последствия непогоды мы ощутили, прибыв на паром в порт Крым. Несмотря на ранний час, нас там встретили огромные очереди машин, ожидающих паромной навигации. Несколько часов ожидания позволили оттереть мух с лобового стекла, пообедать и пожелать скорейшего открытия Керченского моста.

Все! Обратная дорога прошла без особых приключений если не считать догнавшую СМС-ку о штрафе за превышение скорости в Самарской области. За две с половиной недели намотали около 7000 км., а на двоих потрачено чуть более 60 000 рублей

Я надеюсь, что мой «опус» помог ответить на вопросы, которые возникают у потенциальных авто путешественников перед поездкой в Крым. Желаю всем удачного отдыха!