Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
сейчас на сайте

Пятигорск — Россия Октябрь 2014

Пятигорск привлекает не только роскошной природой, минеральными водами и лечебной грязью, для меня это прежде всего город, связанный с именем Лермонтова. В Пятигорске очень многое напоминает о поэте. Вот идешь по улице вниз в Цветник, а справа домик Лермонтова, такой, каким он и был при жизни поэта, вот памятник поэту, между прочим, первый в России, а вот грот Дианы, где за неделю до смерти Лермонтов веселился на балу. Ну а Академическая галерея вообще была в то время центром курортной жизни, здесь Лермонтов наблюдал за "водяным обществом". Да, прошли годы, многое изменилось, но лермонтовские места в Пятигорске и по сей день пропитаны удивительной атмосферой того времени.

Впервые Михаил Лермонов приехал в Пятигорск вместе со своей бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, которая после смерти матери все заботы по воспитанию мальчика взяла на себя. Было это в 1818 году, когда будущий поэт был еще в совсем юном возрасте. Привозила бабушка его сюда и потом, когда он немного подрос. Останавливалась Елизавета Алексеевна с внуком в доме своей сестры, который находился у подножия горы Горячей. Со всех сторон открывался вид на горные вершины, а рядом - источники с минеральной водой, чудесная природа. Уже тогда Лермонтов полюбил Кавказ, сразу и навсегда.

Новая встреча поэта с Пятигорском произошла в 1837 году. За бунтарское стихотворение "На смерть поэта" Лермонтова отправили на службу в Нижегородский драгунский полк , но по дороге он сильно простудился и поехал в Пятигорск."Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах, меня на руках вынесли из повозки, я не мог ходить - в месяц меня воды совсем поправили" - писал Лермонтов. Вот так-то! И попробуйте сказать после этого, что не верите в целительные свойства кавказских минеральных вод!

за бунтарское стихотворение «На смерть поэта», - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/164249/pamyatnik-lermontovu-v-pyatigorske-muzey-zapovednik-lermontova-v-pyatigorske

Из Пятигорска, подлечившись и набравшись сил, Лермонтов едет дальше на Кавказ, к месту службы, в Тифлис, где и пробыл до конца года. В 1938 году, вернувшись в Петербург, Лермонтов пишет "Мцыри", "Герой нашего времени", кавказский вариант поэмы "Демон". И везде красоты Кавказа и люди, встретившиеся там. Но воплотить все замыслы не удалось - за дуэль с сыном французского посла он был опять отправлен на Кавказ, в самую гущу боевых событий, где он проявил себя как храбрый и талантливый командир, за что ему был представлен краткосрочный отпуск в Петербург. В Петербурге он подал прошение об отставке, решив посвятить жизнь литературному ремеслу, но прошение не было удовлетворено, и Лермонтов опять едет на Кавказ.

В последний раз Лермонтов приехал в Пятигорск в мае 1841 года. И Пятигорск стал последним пристанищем великого поэта, свидетелем последних месяцев его жизни. Гуляя по лермонтовским местам, представляешь жизнь маленького курортного городка того времени, неспешные прогулки "водяного общества", балы, нехитрые развлечения молодежи, но горькое ощущение потери не покидает тебя, как же так, молодой, талантливый поэт, расцвет творчества и - нелепая трагическая гибель!

Лермонтов прожил неполных 27 лет, оставив за собой огромное «литературное наследство»: поэмы «Демон», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», пьеса «Маскарад», стихотворение «Бородино», первый русский психологический роман «Герой нашего времени»... Перечислять можно долго: поэт оставил потомкам свыше 400 стихотворений, около 40 поэм, 6 драм и 3 романа.

Дом Лермонтова входит в число первых литературно-мемориальных музеев России. История музея началась с 1912 года. До этого, а это не много не мало - 70 лет, никто дом особо не берег, он переходил из рук в руки к частным владельцам, и, увы, постепенно разрушался. К счастью нашлись неравнодушные люди, которым все-таки удалось повлиять на местную власть, и городская дума выкупила усадьбу и отдала ее в распоряжение Кавказскому горному комитету.

В последующие годы музей расширили, добавив соседнюю усадьбу Верзилиных. Постоянно происходила колоссальная работа по реставрации музейного комплекса. Все силы были направлены на то, чтобы придать музею его первоначальный облик. И это получилось - дом Лермонтова и по сей день сохраняет свой первозданный вид.

В 70-е годы 20 столетия музей был переименован в Государственный музей — заповедник М.Ю.Лермонтова. А в народе утвердилось теплое и доброе название - Домик Лермонтова.

По лермонтовским местам

Принадлежал этот дом дворянину и капитану Василию Чулаеву. В домовой книге хозяина записано: "С капитана Алексея Аркадьевича Столыпина м поручика Михаила Юрьевича Лермонтова из С.-Петербурга за весь средний дом получено 100 руб. серебром. Здесь провел Лермонтов 2 последних месяца своей жизни. В это дом Лермонтова тело поэта привезли 15 июля 1841 года после трагической дуэли...

Всего здесь четыре комнаты. Две из них, обращенные окнами в сад - это "лермонтовская половина". Дверь одной из комнат ведет на небольшую террасу, на которой Лермонтов любил отдыхать и работать, вынося сюда небольшой придиванный столик, который до сих пор хранится в доме.

По лермонтовским местам

Месторасположение домика отличное. Рядом, нужно только немного спуститься вниз - Цветник, ванны, недалеко и до Академической галереи. Ну а красота окружающей природы завораживала. Особенно впечатлял открывающийся вид с террасы дома на величественные кавказские горы, Машук - вот он, рядом, а напротив - Эльбрус, в то время застройка Пятигорска была неплотной и малоэтажной, поэтому с той же террасы в хорошую погоду можно было любоваться Эльбрусом, Юцой, Джуцой. Безусловно прекрасные горные пейзажи не могли не вдохновлять поэта на написание своих бессмертных произведений.

А мы идем в домик, где находится собственно музей. Вещи-экспонаты в музее подлинные, что было в домике изначально, а что перевезено из Санкт-Петербурга.

В гостиной в маленькой буфетной, куда приносили приготовленные в находящейся на цокольном этаже кухне обеды, хранятся предметы домашнего обихода. Среди них серебряный молочник и фаянсовая тарелка, принадлежащие Лермонтову, а также походный складной самоварчик. Через стеклянную дверцу шкафа в буфетной можно рассмотреть старинное полотенце с вышитым на нем гербом рода Лермонтовых.

По лермонтовским местам

Лермонтов очень любил работать за столом возле открытого окна, за которым росло чудесное черешневое дерево. На письменном столе записи, книги, которыми Лермонтов интересовался в последние дни своей жизни. Атмосфера здесь удивительная. Подумать только, здесь Лермонтов жил и работал, размышлял, мечтал. Здесь он написал свои последние стихи:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

По лермонтовским местам

На территории музейного комплекса расположен и бывший дом И. В. Уманова, где сейчас можно увидеть экспозицию «М. Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве» - портреты, скульптуры, иллюстрации к произведениям.

На усадьбе поддерживается обстановка, близкая к той, которая была здесь во время пребывания Лермонтова.

По лермонтовским местам

15 октября 2014 года Россия праздновала 200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

В Пятигорске в этот день был большой праздник. И мне посчастливилось присутствовать на нем. И скажу я вам, это был действительно праздник, с множеством гостей, с концертами, с фейерверками и, конечно же, со стихами Лермонтова. Их читали везде и всюду, литераторы и простые люди, со слезами на глазах и дрожью в голосе лермонтовские строки читали люди весьма преклонных лет и весело и задорно детки-дошкольники. В таких выступлениях чувствовалась особая символика: Лермонтов жив и любим по-прежнему так же сильно, как многие годы назад!

Вот еще интересный факт. 15 октября Первый канал провел в Москве небольшой опрос, прохожих на улице спрашивали: "А вы знаете Лермонтова? А вы сможете прочесть что-нибудь из его творчества?" И все (!!!) знали Лермонтова и все (!!!) наизусть читали его стихи, хоть несколько строк, но читали! Вот это самый главный подарок поэту на день рождение - всеобщее признание!

По лермонтовским местам

Вход в музей в этот день был свободным. По самым скромным подсчётам, 15 октября 2014 года в музее побывало свыше 3 тысяч посетителей.

Весь день на усадьбе работал свободный микрофон, и каждый желающий мог подойти к нему и озвучить свои своё признание в любви поэту.

На одной из зелёных полянок усадьбы была оформлена выставка портретов поэта из коллекции музея «Мой Лермонтов». Это работы художников 20 и уже 21 века, выполненные в разном стиле и в разной технике, но так трепетно и тонко передающие образ поэта.

По лермонтовским местам

Недалеко от Домика Лермонтова находится дом Верзилиных, где жила семья генерал-майора П.С.Верзилина. Здесь собиралась молодежь и часто бывал М.Ю.Лермонтов. Поэт любил повеселиться, посмеяться, потанцевать. Иногда он развлекал себя и других остроумными экспромтами. Вечером 13 июля 1841 г. здесь, в гостиной, произошла ссора Лермонтова с Мартыновым, послужившая поводом для дуэли. Это была даже не ссора, просто Лермонтов наградил Мартынова прозвищем "Горец с кинжалом", а на вечеринке у Верзилиных Лермонтов сказал хозяйке дома: "Эмилия, берегитесь, приближается свирепый горец", слово за слово, и вот как все обернулось. Глядя из нашего времени на те события, кажется невероятным, что из-за нелепой шутки убит поэт, которым Россия гордится до сих пор!

В доме Верзилиных развернута экспозиция "Лермонтов на Кавказе", включающая исторические документы, автографы поэта, его картины и рисунки.

По лермонтовским местам

Рядом с домом Верзилиных, но это уже на улице Буачидзе, кассы, где можно купить билеты в Дом-музей Лермонтова.

Ну а мы идем дальше. А дальше - сквер имени Лермонтова, где в 1889 воздвигнут первый в России памятник Лермонтову. На гранитном пьедестале установлена бронзовая скульптура поэта, за спиной которого — Машук. Взгляд Лермонтова устремлён на Эльбрус и Кавказский хребет. У ног поэта — открытая книга, перо, лира и бронзовый венок.

Тот дом Лермонтова в Пятигорске, который он снял у плац-майора Василия Ивановича Чилаева, стоит до сих пор. Сейчас в нем музей поэта. А памятник, ставший первым, увековечившим Лермонтова в камне, установили в городском сквере, который разбили специально перед открытием. За его спиной – подножье горы Машук, где 27 июля 1841 года на дуэли оборвалась жизнь поэта. Его взор устремлен на макушку Эльбруса, величественной вершины так любимых поэтом Кавказских гор. Памятник Лермонтову в Пятигорске, фото которого увозит с собой каждый турист, побывавший в городе, – символ беззаветной любви к поэту просвещенных умов того времени. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/164249/pamyatnik-lermontovu-v-pyatigorske-muzey-zapovednik-lermontova-v-pyatigorske
По лермонтовским местам

Для того, чтобы построить памятник Лермонтову, где-то с 1870 года начался сбор добровольных пожертвований. Проводились лермонтовские чтения, концерты, лотереи, чтобы собрать деньги как можно быстрее. Конкурс на лучший проект памятника был объявлен в 1881 году. Поступило более 120 предложений. По итогам конкурса победил А.М. Опекушин, до этого составивший проект памятника Пушкина в Москве. Как говорят, этот монумент стал не только лучшей работой скульптора, но и лучшим российским памятником Лермонтову.

Мероприятия, посвященные 200-летию поэта, состоялись и в лермонтовском сквере. В сквере перед памятником собрались гости из Москвы и других городов, отдыхающие, жители города, представители СМИ. Музыкальные коллективы - детские, студенческие и именитые - празднично озвучили этот день! Обилие людей в форме — это еще одна особенность праздника. Лермонтова чествуют не только как поэта, но и как русского офицера.

Дни празднования 200-летия со дня рождения М.Ю.Лермонтова совпали с настоящей золотой осенью в Пятигорске. Осень подарила жителям и гостям города тёплые солнечные дни и яркие краски бабьего лета. Кажется, сама природа праздновала вместе со всеми день рождение великого поэта.

В рамках празднования 200-летия поэта 15 октября состоялось торжественное открытие после реставрации памятника Лермонтову. Военные оркестры, рота почётного караула, салюты, юбилейные баннеры и звучащие во всем городе лермонтовские стихи — всё это создавало всеобъемлющую атмосферу большого и особого праздника.

По лермонтовским местам

Ну а мы идем к Цветнику. В 1828 году у парка "Цветник" под руководством братьев Бернардацци была построена гостиница - Ресторация. В этом украшенном шестью колоннами здании останавливались приезжавшие на воды, здесь они развлекались. Лермонтов в повести "Княжна Мери" дает описание бала в Ресторации: "Зала Ресторации превратилась в залу Благородного собрания. В девять часов все съехались... Танцы начались польским; потом заиграли вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились".

А в честь 200-летия Лермонтова в Пятигорске состоялся Офицерский бал. Это был не обычный бал, а бал, каким он был в начале 19 века, когда жил Лермонтов! Местом проведения бала стали залы исторического здания Ресторации, которые помнят балы тех времен и Лермонтова на них.

По лермонтовским местам

Лермонтов часто посещал этот грот, который носит имя Дианы. Эта искусственная пещера в парке на северном склоне горы Горячей сооружена по проекту братьев Бернардацци в 1829 году. За неделю до трагической гибели на дуэли поэт был организатором бала в этом гроте, о чем осталось немало воспоминаний участников веселья. Внутри грот не очень просторен, поэтому скорей всего вся вечеринка проходила на площадке перед гротом.

В середине ущелья, разделяющего гору Горячую и Михайловский отрог Машука встало, словно соединяя их, легкое белокаменное здание Елизаветинской галереи. Свое название галерея получила по наименованию открытого в 1811 году Ф.П. Гаазом источника. "Пойду к Елисаветинскому источнику, - читаем в повести М.Ю.Лермонтова "Княжна Мери", - там, говорят, утром собирается все водяное общество".

У Елисаветинского источника Печорин встречается с юнкером Грушницким. Здесь же состоялось знакомство с княжной Мери: "Легче птички она к нему (Грушницкому) подскочила, подняла стакан и подала ему с телодвижением невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что ее маменька ничего не видела, кажется, тотчас успокоилась. Когда Грушницкий открыл рот, чтобы поблагодарить ее, она уже была далеко". Так здесь началась романтическая история, которая завешилась дуэлью между Печориным и Грушницким.

Ныне галерея называется Академической, в честь двухсотлетия Академии наук (1925).

По лермонтовским местам

Посещая лермонтовские места в Пятигорске, нельзя оставить без внимания Грот Лермонтова. Грот появился естественным образом, братья Берданацци в 1829 году его лишь углубили. Именно сюда писатель любил приходить, чтобы понаблюдать за «водяным обществом».

По лермонтовским местам

Связывать грот с именем Лермонтова стали лишь в 1860-х годах. Скорей всего, тогда и появилась эта табличка.

Недалеко от грота Лермонтова, если немного подняться вверх по ступенькам в старом парке, находится беседка, получившая название "Эолова Арфа", которая была сооружена по проекту архитекторов братьев Бернардацци в начале 30-х годах 19 века на возвышенной точке восточной оконечности отрога горы Машук. Беседка упоминается в повести М.Ю.Лермонтова "Княжна Мери": "На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус". И сейчас рядом с Эоловой арфой есть телескоп, в который можно осмотреть окрестности.

По лермонтовским местам

Построенная на склоне Машука, беседка привлекает внимание своими изящными очертаниями.

Когда юный Лермонтов приезжал в Пятигорск, беседки еще не было, на ее месте стоял казачий сторожевой пост. И мальчик, живший почти у подножия горного уступа, на котором расположена сейчас Эолова Арфа, по ночам слышал перекличку часовых:

Лишь только слышно: кто идет?

Лишь громко "Слушай" раздается.

По лермонтовским местам

И еще одно лермонтовское место - Провал. Это сейчас Провал - красивый облагороженный уголок Пятигорска, прекрасное место для прогулок.

А во времена Лермонтова Провал был полудикой местностью. Тоннеля к небольшому, карстового происхождения озеру в Провале, не было. Поэтому приходилось взбираться вверх к воронке, чтобы заглянуть в таинственную глубину.

О Провале в повести "Княжна Мери" сказано: "По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал..."

По лермонтовским местам

Место дуэли Лермонтова. Здесь 15 июля 1841 года состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым. Друзья и Лермонтова, И Мартынова считали, что причина для вызова на дуэль уж очень ничтожна, и все думали, что дуэль кончится пустыми выстрелами и примерением.

Да и сам Лермонтов не принимал эту дуэль всерьез. Днем 15 июля он купил 5 билетов на прием ванн и поехал на дуэль. Время дуэли - где-то между шестью и семью вечера. Погода портилась, из-за гор стремительно наступали грозовые тучи...

По лермонтовским местам

Секунданты дали дуэлянтам пистолеты. Была дана команда :"Сходитесь!" Лермонтов, выстрелив в воздух, сказал: "Я в этого дурака стрелять не буду". Мартынов же выстрелил. Лермонтов упал...Он был мертв. К такому повороту событий никто не был готов, секунданты даже не пригласили доктора, не подумали об экипаже. Вот так трагически закончилась эта история. Тело поэта долго пролежало под проливным дождем. Поздно вечером его привезли в Пятигорск, в тот самый домик...

Место трагической гибели Лермонтова на долгие годы было забыто. Только в 1881 специальная комиссия определила примерное место дуэли на основании свидетельств современников поэта, имевших какое-то отношение к этой истории и оставшихся на тот момент в живых. И лишь только в 1915 году удалось установить на месте дуэли памятник-обелиск.

Сегодня памятник на месте дуэли Лермонтова — это обелиск классической пирамидальной формы, изготовленный из кисловодского доломита. В центре — круглая ниша, в которой установлен бюст писателя из бронзы. Под нишей выгравированы имя и годы жизни Лермонтова. Монумент окружает квадратная металлическая ограда из цепей, по сторонам которой установлены бетонные столбики в форме пуль, а по углам ограды сидят грифы - птицы, слетающиеся на смерть.

По лермонтовским местам

Но на самом деле, в подлинности этого места, как места проведения дуэли, сомневались всегда. Это наиболее вероятное место, как еще в 1881 году определила комиссия, так как уже тогда не было возможности опросить наиболее осведомленных свидетелей. Князь Васильчиков, бывший секундантом, не приехал, чтобы точно указать место дуэли. И комиссия опрашивала слуг, о которых, когда шло разбирательство о дуэли, даже не упоминали. И комиссия спустя сорок лет почему-то основывает свое мнение о месте дуэли на показаниях слуг. Но как бы то ни было, дуэль была рядом с этим местом, на северо-западном склоне горы Машук.

В храме Святого Лазаря Лермонтова отпевали. Этот храм и сегодня выглядит так, как выглядел в 19 веке.

По лермонтовским местам

И очень печальное место Пятигорска - Пятигорский Некрополь. Это один из старейших некрополей на Северном Кавказе. Кладбище было основано в 1824 г. у подножия горы Машук. На кладбище сохранилось большое количество старинных надгробий и захоронений, в связи с этим некрополь часто называют музеем под открытым небом.

17 июля 1841 года представители тех полков, в которых Лермонтову пришлось служить, подняли на плечи гроб с телом поэта и медленно пошли по дорожке к месту захоронения.

Это место первоначального погребения Лермонтова. Чтобы найти его, надо от ворот Некрополя идти прямо, а потом на развилке повернуть налево и еще пройти некоторое расстояние по дорожке вверх.

По лермонтовским местам

Убитая горем бабушка поэта Арсеньева Е.А. после долгих хлопот получила разрешение перевезти прах Лермонтова в Тарханы. Восемь месяцев Лермонтов пролежал в пятигорской земле и лишь весной свинцовый гроб с останками поэта был увезен из Пятигорска.

В 1903 году здесь был установлен памятник-обелиск.

К памятнику приходят и гости города, и местные жители, приносят цветы. О Лермонтове в Пятигорске помнят.

По лермонтовским местам

Печальное окончание рассказа...но стихи великого поэта живут и в наше время, находят отклик в душах людей. Память о Лермонтове жива и будет жить всегда, и Пятигорск навеки останется местом действия героев его бессмертных произведений и местом жизни и трагической гибели самого поэта.

Меняют русла и теченья реки.
Меняются названья городов.
А Лермонтов, есть Лермонтов навеки –
Ровесник новых и былых годов.