Турист Наталья Рыжкова (Natal_ja_Ryzhkova)
Наталья Рыжкова
была 6 августа 2018 0:53

Ярославль, Иваново, Владимир — Россия Август 2017

По Золотому кольцу мы собирались давно. Но ехать летом в период отпуска никак не получалось, ведь сначала нужно вывезти детей на море, а потом остается время только на короткие вылазки. На весенних/осенних/зимних каникулах — тоже нет, долгие прогулки под снегом или моросью для меня менее привлекательны, чем возможность совмещать отдых на берегу медленной реки с атмосферой старинного сонного города, утопающего в зелени. Или не сонного и я ошибаюсь?

Как, наконец, сорвались

И солнца, солнца побольше (по-моему, у всех петербуржцев жажда солнца застряла, как кость в горле), чтобы золотило купола церквей — тех самых, по которым делала доклады еще в школе. А теперь их названия зубрит старший сын, с таким лицом, что можно не уточнять — для него Константинополь, Киев, Новогород и Полоцк (в каждом из городов до сих пор стоит православное чудо, Святая София) всего лишь звук. До тех пор пока он не вспомнит: «Ах, да, Новгород — это там, где мы катались на ватрушках под крепостью, а потом ели в пирожковой, одобренной „Ревизорро“?… Киев, это там, где у тебя все время болел желудок и ты ходила вот так (показывает) и просила тебя не фотографировать?». В общем, я считаю, что мировую историю и историю родной страны детям хорошо бы не только рассказывать, личные воспоминания теплее. Как я мечтала бродить по афинскому акрополю, когда в 5 классе открыла учебник по истории Древнего мира… Но опять слегка отвлеклась.

Отдохнув на море, в этот раз грелись целый месяц, мы к августу вернулись в Питер. Сомнений не было. Надо снова ехать, куда глаза глядят; ведь стыдно сказать, у нас в декабре может стоять такая же температура. Моя работа позволяет делать ее удаленно, у мужа не позволяет (да и в свободное от работы время я ни за что не уговорю его смотреть церкви средней полосы, когда можно поехать пить пиво в Ригу или в Таллинн), а детей я и не спрашивала, пообещала, что будет весело. Конечной точкой назначения поставила Казань, будем ехать через Золотое кольцо туда и обратно. Всего две недели, чтобы ни работа, ни муж меня не потеряли. Две недели на те места, которые, по-моему, обязательны для посещения каждому, кто живет в России — галопом по родной стране, проще говоря.

— Опять по святым местам собралась? Скучнее могут быть только твои писатели. (Наверное, Пушгоры вспомнил).
— Я же не мешают тебе любить эти сплошь на одно лицо рыцарские замки, — про себя вздохнула я, но вслух ничего не сказала. Как преданная подруга, которая уезжает далеко и надолго.

Итак, в путешествие едет почти взрослый молодой человек 13 лет — на него я делаю педагогическую ставку, хоть что-то кроме макдональдцев запомнит же. И очень энергичный молодой человек 5 лет: непосредственный, общительный, громкий, может устать уже через 2–3 часа в машине. Обоим нужны пляжи, хорошо кушать, аттракционы… и богатое прошлое своей страны. Не скрою, потом много раз за нашу поездку я спрашивала себя, стоит ли этот аллюр того; 5-6-часовые переезды, быстрая смена городов, лихорадочное листание «Трипэдвайзера», новая кровать, о, снова новая кровать. Могла бы и не спрашивать.

Ярославль. Оказался современнее большинства исторических

В Ярославль мы въехали около 20.00 и остановились на трассе прямо напротив местного зоопарка. Выглядел он снаружи вполне привлекательно, у входа стояли скульптурные бурые мишки, потом шли закругленные павильоны. Младший сын стал нетерпеливо подпрыгивать: зоопарк закрывался, но подальше от входа еще торговали шариками. Так мы узнали, что в Ярославле есть зоопарк.

Сразу скажу, что туда не попали, так как зоопарк находится далеко от центра и на следующий день у нас уже не было времени, чтобы давать крюк в обратную сторону. Главные примы зоопарка — не медведи, как думаешь на входе, а редкие белые львы. Об этом нам рассказали наши родственники, которые приехали в Ярославль несколькими днями позже и в отличие от нас остались там на неделю. Зато мне будет чем занять своих, когда мы приедем сюда еще раз.

Центр города

В тот момент мы стояли не случайно, я лихорадочно выбирала отель. Это может показаться глупостью, но в этой поездке я почти нигде не бронировала номер заранее, так как пункт остановки мы часто выбирали спонтанно — куда хватит сил доехать, где будет больше желания остановиться. Подъезжая к Ярославлю, я все раздумывала, не уехать ли в Кострому — еще каких-то 100 км. Но в этот раз все устали так (добирались проселками вдоль Белого озера), что единодушно решили остановиться и сэкономить себе час.

Вид на Стрелку.

С отелем, впрочем, получился небольшой сюрприз. Из-за ремонтных работ движение по главным улицам даже поздним вечером было затруднено, и я отказалась от идеи ночевать в пригородном отеле в пользу размещения поближе к историческому центру, на Златоустинской улице. Вариант получился удачный в том плане, что с небольшого песчаного пляжа поблизости было видно Стрелку и кафедральный Успенский собор, а сам комплекс коттеджей почти упирался в церковь Иоанна Златоуста. Поэтому, когда утром, отдохнувшие, мы вышли на прогулку, то сразу подошли к церкви и уже при свете дня стали рассматривать берега Волги.

Церковь Иоанна Златоуста

К стыду своему, до этого я ни разу в жизни не была на великой русской реке. Она встретила нас собачьим лаем (было жарко, и горожане купали собак), немного цветущими берегами и пейзажами порта, если смотреть в противоположную от Стрелки сторону. Но момент все равно был торжественный. Я несколько минут жмурилась и непрерывно фотографировала, а потом побежала догонять детей, которым пляж явно не понравился.

Поплавать в Волге у них получилось чуть ли не в самом сердце города. Точнее, мы думали, что это Волга, а это была река Которосль, которая метров через 500 сливается с Волгой. Оказалось, что городской пляж находится слева от Стрелки и Даманского острова (а там как раз парк аттракционов, и, ура, я счастливая мать с двумя довольными детьми).

Объехать нельзя. По-быстрому, но с любовью

Мороженое на пляже, сладкая вата в парке, стоимость катания на каруселях — все дешевле раза в 2, чем если бы мы гуляли дома, по одному из городских парков Петербурга (это я не говорю про парки-визитные карточки, такие как Летний сад или Петергоф). Народ выходит в местный парк целыми семьями, и я не могла понять — такие же это заезжие туристы, как мы, или горожане, прогуливающие летние наряды (здесь тоже долгое время перед нашим приездом теплая погода никак не держалась).

Даже ремонт вдоль прихрамовых дорог над Стрелкой и островом, вокруг Спасо-Преображенского монастыря, не влиял на эту ладную картину. Царило приподнятое настроение городского праздника, белые бока церквей на солнце сияли ярче, вода казалась не темной, а даже синей, фонтаны на Стрелке окружены народом. Единственное, что мучило, это репертуар Светланы Лободы: «Твои глаза» неслись и с проплывавшей мимо ладьи викингов, и в качестве музыкального сопровождения на открытых площадках. Лободу, слава богу, иногда заглушал церковный перезвон.

Успели мало, вот итоги

По первым ощущениям Ярославль напомнил Вологду, но это «узнавание» быстро сошло на нет. Город больше, оживленнее (по статистике за 2017, здесь более 600 тыс. жителей — то есть это третий по величине город ЦФО, уступающий только Москве и Воронежу). Не сонный и не провинция — скорее похож на энергичные города Западной Сибири. И, между прочим, уже чувствуется этот переход от наших северных городов в более южную область — стоит только отъехать от застроенной центральной части в частный сектор, который примыкает к ней довольно близко. При этом далеко не все основные достопримечательности сосредоточены в центре. Так, я очень пожалела, что мы, например, не поехали смотреть Свято-Введенский монастырь в Толге.

Объехать нельзя. По-быстрому, но с любовью

Почти в каждом крупном городе, который мы проезжали по дороге, попадался какой-нибудь музей «советского прошлого», с забавными игрушками (их современные дети нигде больше не увидят), со старинными игровыми автоматами. В Ярославле мы такого не нашли, но детям, помимо, зоопарка, будет интересно посмотреть музей занимательных наук Эйнштейна (аналог «ЛабиринтУм» и прочих) или планетарий имени Валентины Терешковой. Это здорово, что в городе гордятся своей знаменитой уроженкой, а популяризация космоса важна и для местных школьников, не только для туристов.

Как Иваново промелькнуло за окном

В Иваново мы провели всего несколько часов. Сам город, к сожалению, ничем не запомнился. Показался скучноватым, с преимущественно советской застройкой. Никого не хочу обидеть, была цель перекусить, гулять по достопримечательностям было уже поздно, а сами они, пока мы проезжали через центр, в глаза не бросались. Обратила внимание на площадь с фонтанами, какая должна быть в каждом региональном центре. Выглядела, действительно, приятно.

Куда навязчивее оказалась преследовавшая нас на подъездах к Иваново реклама ситцев: с описание товара, адресами складов. У меня уже было появилась мысль поехать их искать, а вдруг это нечто особенное, лучшие наволочки в жизни. Еще неожиданностью стала реклама родного города в самом что ни на есть центре Золотого Кольца: один туристический город приглашал в другой. Интересно, что реклама Петербурга на нашем пути только начиналась, потом мы видели ее практически везде.

Объехать нельзя. По-быстрому, но с любовью

Единственное, что мы по-настоящему сумели оценить, проезжая через Иваново, это дом-музей семьи Цветаевых в Ново-Талицах. Резко свернули по указателю в деревне, несколько километров не доехав до Иваново. Не готовилась и не ожидала встретить здесь ничего подобного. Это домашний музей, посвященный быту и укладу второй половины девятнадцатого века. Укладу семьи даровитого и уважаемого всеми священника. И он, и его три сына внесли заметный вклад в культуру своей эпохи. Больше всего информации об Иване Владимировиче Цветаеве, историке, археологе и филологе, основателе музея изящных искусств им. императора Александра III и отце Марины Цветаевой — его памятник стоит на входе в дом.

Объехать нельзя. По-быстрому, но с любовью

У дома разбит сад, и, что ни удивительно, дом священника стоит рядом с храмом. Получается настоящее погружение в прошлое, не нужно включать фантазию. А благодаря работе сотрудников музея (почему-то именно в таких местах люди всегда увлечены тем, что изучают) эта увлеченность, вовлеченность и глубокая заинтересованность передается посетителям. Ну, а мой младший в это время мог просто побегать по саду. На мой взгляд, чтобы посетить музей, необязательно увлекаться литературой или историей. Это такой наглядный экскурс на 150 лет назад — как жили, о чем мечтали, над чем работали самые достойные из твоих соотечественников каких-нибудь 150 лет назад. Повторюсь, мне искренне жаль, что знакомство в Иванов получилось таким стремительным. И я уверена, что мы пропустили массу всего интересного. Но вот в Музей ситца мне, правда, не хотелось.

I Love Владимир

Такую надпись можно было прочитать на центральной площади города в августе этого года. Вот тут я уже готова была расплакаться. Мне так хотелось посмотреть этот город, я с удовольствием предвкушала, как мы проедем здесь на обратной дороге. В планах ничего не поменялось, мы доехали до Владимира. Но днем ранее мы махнули почти 1 тысячу километров, выехав сюда из Казани. Ни у детей, ни даже у меня моральных сил на красоты города не осталось. Мы здесь проснулись. Плановая прогулка, короткая или длительная, и едем дальше в сторону дома, до Твери.

Объехать нельзя. По-быстрому, но с любовью

Мальчишки громко просятся купаться, на термометре около тридцатника. И что мне делать, город стоит на высоком берегу, внизу Клязьма, но совершенно непонятно, как к ней спуститься — заросли, железная дорога и только потом уже река.

Объехать нельзя. По-быстрому, но с любовью

Отличные панорамные площадки для фото, но фотографироваться никто из нас не хочет. В таком упавшем настроении я плавлюсь на солнце. Еще раз считаю расстояние от Ярославдо Питера и от Питера до Владимира. Порядка 900 км с трудом, но можно проехать за один день, чтобы запланировать всю поездку на каких-нибудь праздничных выходных, но что это за удовольствие. Даже до меня доходит, что выйдет одна сплошная дорога. Вот так расположено от нас Золотое кольцо — близко, но попробуй достань.

Объехать нельзя. По-быстрому, но с любовью

Одни из самых первых сохранившихся со времен Древней Руси храмов, вот они, здесь, как на ладони. Я обхожу вокруг и не захожу. Пускай в следующий раз, не хочу делать это на бегу, без нужного настроения, когда нет покоя, только зуд дороги. Значит, в следующий раз: как же грустно, не люблю откладывать.

Объехать нельзя. По-быстрому, но с любовью

Ребенок несется к тренажерам.

В городе много детских площадок — это плюс. Мы нашли уличные тренажеры прямо на центральной остановке — тоже плюс, детям весело. А вот искать символ города, Золотые ворота, ушли в другую сторону — тройной жирный минус, это же надо в такой момент промахнуться по навигатору. Увидели их только из окна машины и кое-как сфотографировали.

— Сынок, давай-давай, на тебя одна надежда. Открой окно нормально. Не урони телефон. Да что же это такое, дай сюда немедленно!

Объехать нельзя. По-быстрому, но с любовью

Машина с иногородними номерами бодро виляла по Дворянской улице. Владимир, я не прощааааааюсь, правда