Турист Елена Борзых (Elena_Borzykh)
Елена Борзых
была 13 декабря 2017 13:27

Калининград, Зеленоградск — Россия Февраль 2017

Когда по производственному календарю впереди маячат праздничные дни в количестве трёх или более, у меня начинается лихорадочная карусель мыслей, куда собраться на этот раз и что же за это время можно успеть. Так, в 2017 году меня вдохновили выходные по случаю Дня защитника Отечества, и планы по покорению самого западного региона России быстро сложились в удачный пазл.

Вдвойне приятен свободолюбивый дух авиаперелётов, когда срываешься без обременительного багажа, когда даже к эконом-тарифу прилагается лёгкий ланч, а особенно, когда билет обходится дешевле, чем аналогичный на поезде. Таким было и наше путешествие в Калининград. Приятным бонусом к полёту стало то, что на посадку самолёт заходил со стороны моря, разворачиваясь над Куршской косой. Я не подумала об этом заранее, и тем ярче оказался неожиданный восторг.

Дорога из аэропорта Храброво в центр — быстрая и удобная. Менее, чем через час мы уже вышли у Музея Янтаря и направились заселяться в апартаменты. Кстати, эта поездка позволила посмотреть на туристическое жильё новым взглядом — апартаменты оказались недорогими, уютными и удобными во всех отношениях, чего бы в хостелах мы могли и не найти.

Прогулку мы начали сразу же с городских укреплений. Фортификационные сооружения — одни из основных достопримечательностей города: бастионы, земляная насыпь и конечно, оборонительные башни. В последовательный туристический маршрут идеально вписались такие объекты, как оборонительная башня «Врангель», участок оборонительной стены, выходящий на Верхний пруд, Башня «Дона» (ныне Музей янтаря), Росгартенские ворота, бастион «Грольман», оборонительная казарма «Кронпринц», Королевские и Закхаймские ворота.

Где заканчивается Кёнигсберг и начинается Калининград

Когда зашло солнце и начали сгущаться розовые сумерки, мы развернулись по направлению к центру, чтобы до конца дня попасть в самое сердце Калининграда — остров Канта и увидеть легендарный Кафедральный собор. Предчувствие не обмануло, и вид собора в темноте действительно заворожил — в полутьме готика предстала ещё таинственнее. От зелёного огонька, который светил и манил в башне с остроконечным шпилем, разыгрывалась фантазия.

Где заканчивается Кёнигсберг и начинается Калининград

На пути к собору мы прошли Деревянный и Медовый мосты через речку Преголя и оказались на острове Канта — прежде центральный исторический район Кёнигсберга Кнайпхоф. Во время бормардировок английской авиации в 1944 году поселение было разрушено почти полностью, но к счастью для нас кафедральный собор остался в относительной сохранности. Собор освещается фонарями, но чем дальше от здания, тем меньше становится света, и в зелёной зоне ближе к реке настигает слегка жутковатое чувство.

В усыпальнице собора находится могила немецкого философа Иммануила Канта — самого известного уроженца Кёнигсберга за всю его историю.

В тот момент, когда мне захотелось рассмотреть поближе витражи, свет внутри здания начали гасить, окно за окном — и собор полностью погрузился во тьму. Но от этого его величественный вид не перестал потрясать! Мы дошли до противоположной стороны острова по центральной аллее и вышли в город через Эстакадный мост.

Где заканчивается Кёнигсберг и начинается Калининград

Мы отправились отдыхать и набираться сил перед дальнейшими приключениями и уже наутро снова увидели собор. Утро было свежее и по-весеннему тёплое — балтийский февраль чем-то походил на наш поволжский апрель. Благодаря влиянию течения Гольфстрим здешняя зима мягче, чем в материковых регионах России. При этом невозможно не заметить повышенную влажность воздуха. Кстати, морское дуновение ветра стало одним из первых впечатлений в городе. Несмотря на то, что Калининград расположен не на побережье, близость моря ощущается в атмосфере. Похожие чувства я испытываю от запаха Финского залива в Петербурге.

По дороге на автостанцию мы старались набираться впечатлений от соседних достопримечательностей. Особенно манили корабли Музея мирового океана, но мы вернёмся к этому чуть попозже.

Где заканчивается Кёнигсберг и начинается Калининград

Второй день мы решили посвятить Балтийскому побережью и Куршской косе. Побывать там было моей маленькой мечтой. Добраться своим ходом до косы можно либо с пересадкой в Зеленоградске (автобусы в оба направления ходят достаточно часто), либо на прямом рейсе № 596 «Калининград-Морское», но в этом случае время необходимо подгадывать.

На территории Национального парка «Куршская коса» автобус останавливается в посёлках Лесной, Рыбачий, Морское. Дальше Морского находится государственная граница РФ с Литвой и погранпункт. Основные туристические маршруты расположены между населёнными пунктами, и водитель делает остановки по требованию. Мы сразу решили, что разумнее всего ехать на самую дальнюю точку нашего маршрута и потом двигаться обратно в сторону Зеленоградска. Большинство попутчиков ехали, как и мы, до высоты Эфа. Ошибиться было невозможно, проход к достопримечательности облюбовали торговцы сувенирами, также везде стоят указатели и информационные доски. Туристическая тропа, выложенная специальным деревянным настилом, повела нас, как и всех, к самой дюне. Несмотря на холодное время года, туристов в праздничные дни было повсюду много.

Некоторое время необходимо идти по лесу, а затем открывается потрясающий вид на Куршский залив. На самой высокой точке дюны установлена специальная смотровая площадка. Здесь хотелось остановиться и подольше рассмотреть окружающую красоту: песчаные дюны, засыпанные снегом и переливающиеся на солнце воды залива казались настоящим чудом природы.

Где заканчивается Кёнигсберг и начинается Калининград

Отсюда мы вернулись по тем же деревянным настилам к остановке и пошли прямо через дорогу, чтобы посмотреть на противоположный берег. Здесь точно также «не заросла народная тропа». Чем ближе к берегу мы приближались, тем яростнее был ветер, а на смотровой площадке, находящейся на небольшой возвышенности, от сильных порывов трудно было даже говорить. Зато какой вид открывался на непокорное бушующее море! Конечно же, в отличии от стороны залива, со стороны моря были сильные волны.

Где заканчивается Кёнигсберг и начинается Калининград

У самой кромки ветер был потише, и уже можно было вдоволь пофотографироваться, задумчиво побродить по песку, поискать янтарь на счастье и со смехом побегать от волн. Никаких россыпей янтаря, мы разумеется, не нашли, а вот удовольствие получили несравненное. Честно говоря, я вообще была впервые на море зимой и никогда не представляла его холодную мощь. Глядя только на песок и волны, определить время года по фотографии трудно, и искрящийся снег придаёт картине какое-то волшебство.

Где заканчивается Кёнигсберг и начинается Калининград

Вернувшись на трассу, мы решили не ждать у моря погоду транспорт, а направиться в сторону посёлка Рыбачий пешком. Навигатор насчитал около пяти километров до поворта к «Танцующему лесу», что по нашим меркам не так уж много, да и спешить было некуда. Я надеялась увидеть по дороге ещё что-нибудь интересное, но туристических мест или даже тропы здесь не оказалось, и нужно было просто идти вдоль трассы.

На подступах к «Танцующему лесу» нам начали попадаться встречные туристы, которые тоже решили добраться пешком и спрашивали, далеко ли до дюны Эфа. Уже скоро мы увидели первые «танцующие» деревья, а затем очередные сувенирные лавки и вход на туристическую тропу.

Где заканчивается Кёнигсберг и начинается Калининград

Сам участок хвойного леса, отличающийся изогнутыми стволами деревьев, неизгладимого впечатления не произвёл, а вот снова выйти к берегу залива было интересно.

В заповеднике не рекомендуется спускаться с тропы на землю, а деревья с наиболее скрученными стволами и вовсе огорожены, видимо, слишком часто люди пытались на них посидеть, пофотографироваться или даже пролезть в петлю, как гласят легенды.

Где заканчивается Кёнигсберг и начинается Калининград

Из «Танцующего леса» мы вышли к остановке и решили заехать в Зеленоградск. Судя по путеводителям, город отличается весьма уютным европейским видом и красивой набережной. Очень хотелось ещё раз увидеть море, последний раз за эту поездку. Ну и конечно, не помешало бы ещё и где-нибудь перекусить.

Где заканчивается Кёнигсберг и начинается Калининград

Следующее утро началось с дождя, конечно же, было обидно проститься с удачной солнечной погодой. Поэтому мы отправились по местным музеям, по самому центру Калининграда.

Около Балтийского федерального университета им. И.Канта расположен памятник самому философу, а неподалеку находится музей-блиндаж «Бункер генерала Отто Ляша», прозванный в народе «Бункером Гитлера», хотя Гитлер в нём никогда не бывал. Когда мы спустились в блиндаж на глубину семи метров, сотрудница музея (гений маркетинга), пригласила к экскурсии такой фразой: «Отсюда вы выйдете в Калининград. Здесь заканчивается город Кёнигсберг». Что ж, и мы пошли.

Это подземное бомбоубежище стало командным пунктом генерала немецко-фашитстких войск Отто Ляша. Основная часть экспозиции посвящена штурму города-крепости Кёнигсберг советскими войсками с 6 по 9 апреля 1945 года. Бункер охраняет восковая фигура немецкого солдата с чучелом собаки, при приближении к которым из динамика доносится злобный лай.

И вот мы выходим из Кёнигсберга в Калининград…

Где заканчивается Кёнигсберг и начинается Калининград

Пора поспешить к нашему любимому Кафедральному собору, чтобы успеть к дневному органному концерту. Дневные и вечерние выступления проводятся ежедневно и пользуются большой популярностью у горожан и гостей Калининграда. В стоимость билета на концерт не входит посещение музея имени Иммануила Канта, но в Большом концертном зале есть кое-какие экспонаты. Также разрешена фотосъёмка в промежутки времени, не занятые концертами и репетициями.

Фотографировать здесь одно удовольствие, так величественен и красив Большой зал с органным комплексом. Также наконец получилось разглядеть цветные витражи, заинтересовавшие меня снаружи. Стоит уточнить, что старинный собор был сильно повреждён при налёте авиации в годы войны. Основные реставрационные работы состоялись в 1990-е и 2000-е годы, когда собор и приобёл свой современный облик.

Потрясающей красоты орган является самым большим на территории России и СНГ. С Малым органом он может звучать как по отдельности, так и вместе — они составляют единый органный комплекс.

Где заканчивается Кёнигсберг и начинается Калининград

Концерт, который длился 40 минут, содержал достаточно известные произведения, узнаваемые на слух, такие как фуга ре-минор Баха и фрагмент из балета Чайковского «Щелкунчик». Поэтому я посчитала эти концерты прекрасной просветительской деятельностью, которая будет интересна и полезна даже тем, кто равнодушен к классической музыке.

Мы пригрелись в уютном зале, выходить обратно под дождь совсем не хотелось. С острова Канта мы пошли к кварталу «Рыбная деревня» на берегу Преголи. Это современная стилизация под старинные здания, кстати, в небольшом симпатичном маяке есть кафе и смотровая площадка.

Где заканчивается Кёнигсберг и начинается Калининград

Вдоль берега Преголи мы дошли до Музея мирового океана, состоящего из целого комплекса зданий, старого порта и кораблей.

Погода окончательно испортилась, поэтому ещё несколько локаций, таких как Центральный Парк культуры и отдыха, площадь Победы и Собор Христа Спасителя мы прошли под дождём, не задерживаясь подолгу.

Где заканчивается Кёнигсберг и начинается Калининград

Калининградскую область по праву называют янтарной жемчужиной и было бы несправедливо обойти вниманием Музей янтаря. Большая экспозиция включает в себя материалы по видам янтаря, способам его добычи, инклюзы — фрагменты флоры и фауны, застывшие в смоле, а также шедевры искусства обработки янтаря, включая шикарные предметы интерьера и фрагменты научной реконструции утраченной янтарной комнаты. Для тех, кто хочет увезти на память кусочек янтаря, работает лавка с обширным ассортиментом сувениров и украшений.

Уже наутро мы покидали полюбившийся Калининград. Чувствовалось, что успели лишь немногое из того, что следовало бы посмотреть, но для такой поездки нужно гораздо больше времени. В мире ещё много чудных неизученных мною мест, но я буду не прочь вернуться снова подышать гордым балтийским ветром.

P. S. Сувениры — это не только янтарь! Местные магазины поразили выбором продуктов из Европы, и мы не устояли перед сладостями: леденцы из Австрии, шоколад из Германии и марципановые плитки местного производства.