Турист Елена Борзых (Elena_Borzykh)
Елена Борзых
была 13 декабря 2017 13:27

Севастополь, Ялта, Феодосия, Балаклава, Форос + 2 города — Россия Август 2017

Многие лучшие моменты нашей жизни случаются спонтанно. Такова была и моя поездка на Крымский полуостров.

Внеплановый отдых длиной в три недели требовал планирования обширной программы, и на мой взгляд, это должно было быть именно турне по разным городам одного региона. Крым подходил идеально, и, вооружившись интернет-путеводителями, я принялась сочинять маршрут. Это было моё знакомство с Крымом, и оттого увлекательнее оказалось планировать и искать свои собственные пути. Я вообще большой фанат географии и топографических карт. Запомнить расположение улиц и объектов, рассчитать расстояние, придумать схему передвижения — всё это дарит мне счастливый азарт и наполняет жизнь смыслом. Мне всегда очень приятно, когда друзья и незнакомые люди находят мои маршруты полезными и пользуются ими. Возможно, мой рассказ вдохновит кого-то на подобное путешествие по берегу Крыма следующим летом.

Планирование дороги — один из основных пунктов. Купить билет на самолёт в последний момент в пик сезона практически невозможно, поэтому я сразу же выбрала вариант «единого билета» от РЖД, включающего пересадку с поезда на автобус, с автобуса на паром, с парома на автобус. Экстремальная дорога с пересадками заслуживает отдельной истории, поэтому заострять на этом внимание здесь я не буду. Итак, автобус высадил меня на железнодорожном вокзале города-героя Севастополя…

Свой тур я решила начать с самого сердца Крыма — города славы русских моряков, провести в нём четыре дня и двигаться дальше по побережью на восток — в сторону переправы. Жильё в районе Стрелецкой бухты позволило и быстро перемещаться по городу, и организовывать загородные вылазки.

Севастополь — город большой, очень разный и курортным его назвать нельзя. Любителям чисто пляжного отдыха стоит присмотреться к другим городам Крыма, о которых речь пойдет позже. Севастополь — прежде всего город воинской славы. За один-два раза можно осмотреть исторический центр: площадь Ушакова и площадь Нахимова, Графскую пристань, музей Черноморского флота, знаменитый памятник затопленным кораблям в Севастополькой бухте, скульптуру «Штык и парус», Исторический бульвар с музеем и панорамой обороны Севастополя. Кстати, в самом конце Исторического бульвара есть колесо обозрения, и с этой высокой точки открывается потрясающий вид на весь город. Рекомендую сделать один круг!

Большое Крымское турне

Другой день можно посвятить музейным комплексам, расположенным далеко от центра. От Парка Победы можно доехать на общественном транспорте до двух самых известных мемориалов: музейного комплекса 35-ой Береговой батареи и Диорамы штурма Сапун-горы.

В Музейном историко-мемориальном комплексе 35-й батареи проводятся бесплатные экскурсии, билеты на которые можно получить в кассе. К сожалению, эти билеты быстро заканчиваются и осмотреть комплекс возможно лишь самостоятельно, без рассказа экскурсовода. Я доехала до музея поздним утром, пораньше обеда, и билетов уже не было. Немного позже я узнала, что такой билет можно забронировать по интернету и потом не торопясь получить в кассе, поэтому если вы соберетесь посетить это место, то возьмите на вооружение мой опыт. Те, кому посчастливилось попасть на экскурсию, рассказывают, что уйти оттуда без слёз на глазах просто невозможно…

Большое Крымское турне

В Мемориальном комплексе «Сапун-гора» можно осмотреть самостоятельно корабельные орудия, советские танки, пушки и миномёты, немецкие гаубицы, блиндажи, а также полюбоваться видами со смотровой площадки. Попасть в музей-диораму «Штурм Сапун-горы», можно тоже лишь с экскурсией. Между экскурсиями есть большие перерывы, так что рекомендую подгадать время заранее.

Отдельного рассказа заслуживает и историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический». Его история тесно связана с великими цивилизациями античности и средневековья. Вход на археологическую территорию заповедника бесплатный. Здесь можно осмотреть фрагменты раскопок древнего города, остатки античного театра, базилики, красивые арки и колонны…

Большое Крымское турне

Один из дней я посвятила поездке в Балаклаву. Транспорт в Балаклаву регулярно ходит от остановки «5-ый километр», так что из города сначала надо доехать сюда, если говорить про общественный транспорт. Живописная бухта, которую не видно с моря, знаменита Музеем подводных лодок, а также атмосферной набережной со старинной архитектурой. Лучший вид на бухту открывается с руин крепости Чембало — там оборудован подъём и смотровая площадка. Балаклава — досточно богемное место, но имеющее свои минусы: до пляжей нужно добираться по воде, такая поездка стоит от ста рублей в одну сторону, и кататься так каждый день вряд ли удобно. Хотя выйти из бухты в открытое море, постоять на корме и полюбоваться лазурью волн было очень приятным занятием. Ближайшие пляжи Балаклавы: Яшмовый, Золотой, Ближний, Васили. Забирают обратно в Балаклаву такие судна в среднем раз в полчаса-час.

Большое Крымское турне

В другой день я с утра пораньше поехала в Форос. Это то место, где высоко на горе, на самом обрыве стоит храм. Ради него я и отправилась в очередное приключение. Рейсов из Севастополя до автостанции в Форосе всего несколько в день, но мимо Форосского поворота (съезда с трассы) ходят все ялтинские автобусы. От поворота возможно самостоятельно дойти пешком. Спуститься к морю, на городской пляж, я смогла только в одном месте из-за того, что в большинстве мест съезды перекрыты частными владениями. Это пожалуй, единственный минус, который в Крыму постоянно меня преследовал и раздражал. Порой, даже по карте непонятно, где можно пройти, а где нет, начинаешь возвращаться то вверх в горку, то вниз. Но то, ради чего ехать в Форос, перекрывает эти временные неудобства. Во-1, это красивейший парк санатория «Форос». Пройти туда можно свободно. Центральное место ландшафтного парка — «Райский уголок» с живописным каскадом водоёмов. В парке растет более 200 видов и форм деревьев и кустарников, большинство из которых составляют экзотические породы.

Большое Крымское турне

И во-2, это вышеупомянутый храм на горе. Сам храм небольшой, но видно его отовсюду — так заметно он выделяется на фоне скал. Добраться до него своим ходом из посёлка возможно по тропке, идущей прямо по лесу. Найти тропу я смогла только с помощью местных жителей, дальше всё было просто — идти вверх, не сворачивая, и церковь всегда будет виднеться впереди. Я честно думала, что без труда преодолею эту высоту в 412 метров над уровнем моря, но узкая каменистая тропка длилась вечно, а храм никак не приближался, сколько бы я ни шла, стаптывая ноги. Идти одной посреди леса стало совсем некомфортно и я вернулась назад, о чём впоследствии не жалела. Обязательно вернусь в это место и доеду наверх на автотранспорте, чего и другим советую.

Уже на следующее утро я переезжала из Севастополя в следующую локацию — Ялту, на которую отвела двое суток. К сожалению, для обширнейшей программы по Большой Ялте это слишком маленький срок, но выбран он был из-за жилья — не нашла недорогого и подходящего варианта для длительных каникул. Закинув вещи в хостел, не теряя времени даром, я поехала в Алупку, чтобы начать маршрут с Воронцовского дворца. Дворцово-парковый ансамбль просто уникален. Здесь снимались многие фильмы, а проход между высокими стенами с башнями подарил эффект полного погружения в историю.

Большое Крымское турне

От Воронцовского парка можно дойти пешком до станции канатной дороги на Ай-Петри, куда я стремилась больше всего. Каким же разочарованием было узнать, что из-за ветра канатка не работает. Пришлось отложить этот план на завтра, так как других подходящих дней для Ялты больше не оставалось. А пока я села на автобус до Ласточкиного гнезда, а оттуда — до Ливадийского дворца. Так называемая «нижняя дорога» соединяет все эти достопримечательности в единый и самый популярный маршрут. Кстати, вход на территорию парков везде свободный. То есть посмотреть на дворцы можно абсолютно бесплатно. А вот вход внутрь только по билетам.

Большое Крымское турне

Вечером я ещё успела пройтись по набережной Ялты и даже сходить на центральный пляж. Потихоньку темнело, и Ялта начала превращаться в тусовочное место.

Утром я проснулась под звуки дождя и моя поездка на Ай-Петри снова оказалась под угрозой. Пришлось искать телефон станции и звонить диспетчеру. К счастью, канатка работала, а дождь прекратился. Я быстро собралась и поехала, пока они там не передумали!

На нижней станции «Мисхор» необходимо сначала отстоять очередь в кассу. Затем занять очередь на посадку: следующую группу зовут, когда уехала предыдущая и освободила платформу. Желтые вагончики, похожие на маленькие трамвайчики, полностью набиваются стоящими пассажирами — мест для сидения попросту нет. На средней станции пассажиров высаживают, вагончик забирает тех, кто едет вниз, а те, кому надо наверх, ожидают пересадки. Путь от средней станции до верхней — самое интересное, особенно когда вагончик приближается к скале и ненадолго зависает в воздухе на высоте километра над уровнем моря…

Большое Крымское турне

При выходе с верхней станции пассажиров ожидает смотровая площадка и торговые ряды с сувенирами, сладостями, травяными чаями, изделиями из меха и шерсти, да и многим другим. Сначала я подумала, что это всё, ради чего люди поднимаются на Ай-Петри, но потом заметила тропку в лес, куда устремляются все туристы. Через 300 метров каменистой дороги по лесу открывается шикарный вид на побережье с вершины Ай-Петри. Вот где весь народ делает селфи и наслаждется высотой в 1234 метра! На знаменитых «зубцах» также установлен аттракцион — подвесной мост над пропастью. Пройти его можно, разумеется, только со страховкой, а в ветреную погоду он вовсе не работает.

Большое Крымское турне

Вернувшись в Ялту, я придумала, как провести оставшийся день — съездить в Гурзуф. Но, увы, села не на тот автобус, что довозит до центра, а на тот, что до «Артека». Я спешила вдоль стены лагеря и оглядываясь назад видела, как из-за Медведь-горы (Аю-Даг) наползает чёрная туча, и в небе начинает грохотать. В итоге я потеряла драгоценное время и едва не попала в жуткую грозу, которую удалось переждать в музее Чехова. Гурзуфская дача Чехова — очень уютное местечко с собственной бухтой. После бурана и грозы значительно похолодало, и мне уже не удалось изучить посёлок сполна.

Большое Крымское турне

Наутро я попрощалась с Ялтой и поехала в последнее место дислокации — Феодосию. Там я заселилась в самом обыкновенном частном секторе и пошла удивляться новому месту. Феодосия отличается от всех предыдущих мест, от атмосферы до ландшафта: город расположен на границе Крымских гор со степью. У города очень богатая история (он был основан греческими колонистами), сохранились фрагменты генуэзской крепости, работает множество музеев, в том числе картинная галерея уроженца Феодосии И. К. Айвазовского. Галерея — крупнейшая в мире коллекция произведений Айвазовского, который очень любил родной город и многое для него сделал. Среди многочисленных шедевров маринистической живописи многие полотна посвящены крымским пейзажам. На мой взгляд, галерея обязательна к посещению для каждого гостя Феодосии.

Большое Крымское турне

В один из дней я поехала в соседний Коктебель, а заодно совместила с заездом в Судак, чтобы не ездить два раза в одну сторону. Набережную Коктебеля я прошла быстро, а вот в Доме-музея Максимилиана Волошина задержалась. Уже давно я мечтала посетить Дом Поэта, ставший местом паломничества творческой интеллигенции. Во дворе музея в это время проходил традиционный фестиваль джаза, который в этом году посетил наш президент. Мы, правда, разминулись!

Большое Крымское турне

Из Коктебеля я доехала до Судака и попала на ещё один фестиваль — «Генуэзский Шлем» в Судакской (Генуэзской) крепости. Атмосфера средневековья, рыцарские турниры, город мастеров — всё это просто шикарно дополнило экзотику хорошо сохранившихся фортификационных сооружений. Я с удовольствием и полазила по крепости, и посмотрела выступления реконструкторов. С Судаком я ознакомилась уже совсем бегло и с трудом уехала обратно в Феодосию!

Большое Крымское турне

Оставшиеся несколько дней в Феодосии хотелось больше никуда не спешить, спокойно отдохнуть и лениво полежать на пляже. Правда, ленивое лежание это всё-таки не моё, я успела и вдоволь нагуляться по городу. Протяжённая набережная очень способствовала этому. И всё же, пришло время возвращаться домой. Конечно же, красоты Крыма неисчерпаемы, но думаю, мне удалось совместить посещение самых заметных и красивых мест настолько, насколько позволили силы и время. Надеюсь, мой рассказ будет полезен таким же беспокойным путешественникам, как и я.

Крым, я обязательно вернусь!!!