Турист Olga Savina (Olga_Savina)
Olga Savina
была 15 июля 2022 7:54

Хужир, Северобайкальск, Нижнеангарск, Иркутск + 1 город — Россия Август 2017

Покатавшись по всему миру, наконец-то несколько лет назад начали для себя открывать собственную страну. Побывали в Карелии, на Алтае, на Камчатке. На это лето было запланировано путешествие на Байкал. И как оказалось, мы не прогадали — именно в этом году лето выдалось особенно теплым, вода в Байкале прогрелась до совершенно комфортных температур, да и вообще путешествовать в солнечные дни куда приятнее, чем в дождливые! Но обо всем по порядку. Так как хотелось за одну поездку посмотреть максимум возможного, решено было лететь до Улан-Удэ, а возвращаться — из Иркутска. Итак, вылетели мы вечером из дождливой прохладной Москвы, набрав пол-рюкзака пуховиков и дождевиков — а утром оказались в жаркой солнечной Сибири, вот так сюрприз. Город очаровал резными деревянными наличниками еще по пути в гостиницу, так что отдыхать с дороги никто не стал! И это было очень правильным решением, потому что в офисе туристической информации мы узнали, что именно сегодня — большой буддистский праздник, когда в Иволгинском дацане открывается для всех желающих доступ к телу Хамбо-ламы Даши Итигэлова. Маршрутка из-за праздника тоже в этот день ходит не до села Верхняя Иволга, а прямо до дацана, на ней мы и доехали. Дацан был построен в сталинские времена и представляет собой большой комплекс храмов, построеных из дерева в тибетско-китайском виде. Есть на территории и каменные ступы, и многочисленные молитвенные барабаны, которые нужно крутить при обходе вокруг монастырского комплекса, и еще много всяких обрядовых конструкций, непонятных для непосвященных. Но самое главное, из-за чего в Верхнюю Иволгу приезжают буддисты со всего мира — это нетленные мощи бурятского ламы Итигэлова, который добровольно ушел в нирвану еще в 1927 году, перед приходом коммунистов, и с тех пор пребывает в этом состоянии — ни живой, ни мертвый. Отстояв довольно большую очередь из желающих получить благословение, мы тоже приблизились к телу ламы. Я вообще-то довольно скептически отношусь ко всяким чудесам, но здесь у меня возникло ощущение, что лама сквозь закрытые глаза наблюдал за происходящим. Вообще здорово оказаться в таком самобытном месте, даже удивительно, что это — тоже Россия!

Тут же у выхода из дацана на стадионе в честь праздника проходили соревнования среди монахов разных дацанов по традиционной народной борьбе. В общем, «добро должно быть с кулаками», прямо Шао-линь какой-то. Посидели, поболели за «наших» — иволгинских.

Мое большое байкальское путешествие

Следующий день тоже провели в Улан-Удэ — с утра побывали в этнографическом музее, а потом осмотрели местную деревянную архитектуру в центре города, старинные церкви, конструктивистские и сталинские дома.

Мое большое байкальское путешествие

Приятно удивило большое количество плакатов с фотографиями и текстами об истории города. А история там ого-го какая, за 350 лет Удинский острог, построенный казаками для сбора ясака с местных народов, успел побывать и уездным городом Иркутской губернии, и центром Забайкалья, и столицей Дальневосточной республики, и столицей Бурят-Монгольской АССР… Это все нам рассказали в Национальном музее республики Бурятия. Много в музее и всяких любопытных буддистских экспонатов, и предметов искусства.

Мое большое байкальское путешествие

Очень жалко только, что Театр оперы и балета уехал на летние гастроли — такое здание у них грандиозное, и скульптурная композиция из балета «Красавица Ангара» у входа стоит, так что очень хотелось бы попасть!

Ну, в отсутствие культурной альтернативы проведения вечера, пошли совершенствовать свои познания в области местной кухни — буузы, шарбин, бухлер (это суп, а не то, что вы подумали!).

Мое большое байкальское путешествие

А наутро снова перелет — Улан-Удэ — Нижнеангарск. Оттуда и стартовал наш поход по Северному Байкалу. Городок Нижнеангарск больше всего напомнил мне декорацию к фильмам о золотой лихорадке в Калифорнии, только без бандитов и шерифов (ну нам по крайней мере не попадались). Весь пахнущий копченой рыбой, город ограничен с одной стороны Байкалом, с другой — БАМом, сплошная романтика! Недельное путешествие на катамаране превратилось в 8-дневное из-за того, что на следующее же утро пошел дождь, «славное море» заштормило, и выходить было небезопасно. Мы весь день ловили рыбу, собирали голубику и подкидывали в костер мокрые дрова. Зато потом всю неделю погода была как на заказ — жаркая, солнечная, но с разнообразными живописными облачками, так украшающими небо на закате!

Мое большое байкальское путешествие

Вообще небо над Байкалом необыкновенное: я никогда не видела, чтобы одновременно были все типы облаков — и слоистые, и перистые, и кучевые, и все так быстро менялось!

Мое большое байкальское путешествие

Так же разнообразен и ландшафт берегов — не уставали любоваться, как сменяют друг друга песчаные дюны, скалы, леса. Хозяин катамарана, он же наш проводник и гид, рассказывал нам про эти места и их обитателей. Удалось нам увидеть и выдру, и лисичку, и нерп как на лежбище, так и в воде, а бурундуки так вообще между палаток носились, задрав хвосты.

Медведей правда не встретили ни одного, только свежие следы их пребывания и разоренные бурундучьи заначки орехов. Но я после прошлогодней поездки на Камчатку, честно говоря, вовсе не жаждала личной встречи с мишками. Ну и накупались, конечно, от души! Как оказалось, на севере Байкала вода прогревается лучше, чем на юге, из-за того, что здесь мелко. Даже в месте впадения Верхней Ангары вода была вполне комфортной для купания. Вообще места, по которым мы путешествовали, входят в так называемую «Большую Байкальскую тропу», но из-за того, что от Нижнеангарска до санатория на горячих источниках Хакусы нет никаких населенных пунктов, кроме охотничьих избушек и кордона Фролихинского заповедника, люди там встречаются не часто. Зато уж те, кто встречается — настоящие романтики! Кто-то на байдарке вокруг всего Байкала идет, кто-то в качестве волонтера тропу в заповеднике обустраивает. Ну и рыбаки, конечно. Про омуля и хариуса написано много хорошего, и я теперь знаю, что все это — правда, особенно когда рыбка сразу из озера попадает в котелок! В общем, судя по большому количеству встречающихся нерп, рыбы в Байкале много. На Хакусах провели целый день у горячих источников, только сплавали на мыс Хаманкит, чтобы посмотреть знаменитые пещеры. Хаманкит считается одним из мест силы на Байкале, туда приходят поклониться духам и оставляют в пещере на большом плоском камне какие-нибудь подношения — кто монетку, кто красивый камушек, а вот кто-то оставил вставную челюсть. Неужели новые выросли?

Мое большое байкальское путешествие

Так практически наедине с природой мы и провели эту часть путешествия. Очень важно для жителей мегаполиса иногда осуществлять такое бегство из города в какие-нибудь глухие места чтобы очистить органы чувств и вообще все рецепторы, просто посидеть на берегу озера и послушать плеск воды и шум ветра в листве и никуда не торопиться…

Однако, наш водный поход закончился и торопиться нам все же пришлось, чтобы не опоздать на ночной поезд, который по БАМу привез нас к утру в Новую Чару. Это поселение, выросшее одновременно с железной дорогой, и жили здесь комсомольцы-строители. В поселке есть музей БАМа, с интересом послушали там экскурсию по экспозиции. А потом, во дворе музея, продолжили расспросы девушки-экскурсовода о тамошней жизни в наши дни.

Мое большое байкальское путешествие

Она же нам посоветовала, как добраться до золотых песков Чары. Это уникальное место, чудо природы: среди «бескрайнего моря тайги» в величественных декорациях Кодарского хребта находится кусочек пустыни с барханами! И даже свой собственный оазис имеется — два озерца в роще из листвениц. Вода прогрелась на жарком сибирском солнце, так что очень приятно с верхушки песчаной дюны скатиться на попе как со снежной горки и плюхнуться прямо в озеро! Добраться сюда можно как пешком 5 км. из деревни Старая Чара, так и на геологическом вездеходе (это удовольствие правда не из дешевых и не из комфортных, но зато никто из моих знакомых точно на таком не катался!)

Ну и обратный путь по БАМу при свете дня тоже оказался очень приятным и живописным. Какие просторы вокруг, какие красоты! Дальше мы планировали из Северобайкальска перебраться на Ольхон на «комете», но с этого сезона водное сообщение между этими точками отменили, и осталис только два варианта — или ехать 36 часов на поезде до Иркутска, или 15 часов на маршрутке. Мы выбрали второй вариант, но не знали, что нас ждет: маршрутка-то есть, а вот дороги этой даже нет на карте. Говорят, что зимой дорога становится гладкой и комфортной, а вот летом… В общем, хоть повторить эту поездку я бы точно не хотела, но тем не менее добрались до Иркутска мы без потерь. Пейзаж после того, как мы проехали Лену, поменялся — стал более пологим, появились населенные пункты, засеянные поля, стада лошадей, коров и овец. Иркутск манил чудными деревянными домиками с резными наличниками, но мы его оставили на потом, а наш путь лежал дальше в Листвянку — место истока Ангары из Байкала, а оттуда на «комете» на Ольхон. Комета туда идет четыре часа, и дорога не успевает надоесть, тем более когда за окном такие пейзажи! Турбаза, в которой мы остановились на Ольхоне, находилась в поселке Хужир, как и большинство гостиниц, турбаз и гостевых домов на острове. После северной части Байкала, где людей можно встретить не слишком чаще, чем нерпу, Ольхон показался не заповедником, а прямо-таки мегаполисом каким-то с толпами туристов из разных стран! Ну и правильно делают, что едут сюда — здесь такая красота! Поселок Хужир располагается примерно посередине острова, почти на берегу, где из воды возвышается знаменитая скала Шаманка — визитная карточка Ольхона, да и всего Байкала. Вообще Байкал — вотчина шаманизма, а Ольхон — его столица, так что во многих местах здесь можно увидеть на деревьях завязанные разноцветные ленточки, отмечающие места, где живут духи. Местные говорят о шаманах совершенно обыденно, а каждый водитель, с которым нам доводилось ездить в этом путешествии, бросал из окна монетку, поравнявшись в начале пути с таким шаманским местом — бурханом. Не знаю насчет духов, но виды на Шаманку с высокого берега просто восхитительные — дух захватывает, прошу прощения за каламбур. На холме над Хужиром есть неплохое кафе, где приятно с чашечкой кофе любоваться закатом.

Мое большое байкальское путешествие

Да и вообще при воспоминании о местном общепите мне сразу хочется опять там оказаться — таких рыбных котлет, как из ольхонского омуля, я не ела никогда в жизни! А сугудай из свежей рыбы, а малосольный хариус! Даже традиционные бурятские буузы (на этой стороне Байкала их называют «позы») кроме мясных предлагаются с начинкой из омуля. Будучи на Ольхоне, обязательно нужно съездить хотя бы на одну экскурсию — на север острова, к мысу Хобой. Невероятные, потрясающие пейзажи! Минус в том, что таких желающих много, и медитативного созерцания природы вы вряд ли получите, но хотя бы увидеть такую красоту собственными глазами — незабываемо. Обычно экскурсии предлагаются на микроавтобусах, но нам повезло договориться с местным владельцем «нивы» и у нас получилась индивидуальная поездка, а вместо туристических баек мы слушали рассказы о житье-бытье жителей острова.

На Ольхоне хотелось бы задержаться подольше, но увы, у нас было всего три дня. Таким же путем, на «комете», мы вернулись в Листвянку с целью совершить поездку по Кругобайкальской железной дороге — бывшей части Транссиба и памятнику инженерной мысли. Правда, мы экскурсию по железной дороге осуществили на… катере! Подплывали к станциям, причаливали и гуляли по рельсам и туннелям. До сих пор эта дорога остается непревзойденной по количеству инженерных сооружений на метр пути.

В Листвянке нас ждал неприятный сюрприз — поселок оказался переполнен туристами, и всюду вместо «здрасте» нас приветствовали словами «мест нет»! Мы совсем уже было приготовились ставить палатку посередине поселка, но к поиску жилья подключились работники кафе, где мы ужинали, и нашли нам квартиру на ночь. Зато в этой квартире жила белая кошка с разноцветными глазами — голубым и зеленым.

Мое большое байкальское путешествие

К тому же эта квартира была недалеко от камня Черского — скалы, с которой знаменитый исследователь Восточной Сибири любовался Ангарой, так что мы с утра тоже совершили восхождение (потом конечно же оказалось, что все нормальные люди туда на подъемнике поднимались).

Посетили и Байкальский музей в Листвянке, я вот прямо как в детство вернулась там, такая экспозиция чудесная об обитателях озера! Еще на пол-пути между Листвянкой и Иркутском есть очень интересный этнографический музей Тальцы. Там собраны деревянные дома и другие постройки, типичные для жителей этих краев — бурят, эвенков, тофаларов и казаков, пришедших покорять Сибирь и принесших с собой свой привычный быт. Перевезена туда и часть Илимского острога с надвратными башнями и церковью, при нас там репетировал народные песни казачий дуэт — заслушаешься!

Мое большое байкальское путешествие

Последней точкой нашего большого путешествия стал Иркутск — столица Сибири. Здесь видно дореволюционное богатство края по роскошной архитектуре центральных улиц, но к сожалению не все здания находятся в хорошем состоянии, и некачественный ремонт часто только усугубляет ситуацию. Правда, хорошо выглядят старинные храмы города.

Мое большое байкальское путешествие

Особенно впечатляет Крестовоздвиженская церковь, где к сибирскому барокко зодчие добавили уходящее узорочье, и получилась такая невероятная диковина, «что не можно глаз отвесть»!

Ну и деревянного зодчества в городе еще очень много сохраняется, с резными наличниками, охлупенями, причелинами, и всем вот этим кружевным великолепием, которым наши предки украшали свое жилище на славу себе и на радость прохожим.

Мое большое байкальское путешествие

Есть и новоделы — их видно сразу, как манекены в людской компании, но это гораздо, гораздо лучше, чем безликая стеклобетонная архитектура торговых центров. В городе целый квартал построен таких домиков, в которых расположились многочисленные кафе, рестораны местной кухни, сувенирные магазинчики. Он так и называется — «130 квартал», самое популярное место вечерних прогулок туристов.

Мое большое байкальское путешествие

У входа в квартал стоит памятник, изображающий неведому зверюшку. Это — бабр, результат ошибки, как бы сейчас сказали, федеральных чиновников: вообще-то в Забайкалье бАбром называли тигра, и как раз тигр, изловивший соболя, и являлся гербом иркутской таможни. Но когда в 19 веке проходила масштабная реформа российской геральдики, в Указе о гербах губерний Российской империи этот геральдический зверь был записан как «бобр». А поскольку здравый смысл все же не позволял нарисовать на гербе хищного бобра, а императорский указ исправлять негоже, то родился вот такой диковинный мутант с туловищем тигра, перепончатыми лапами и широким хвостом. Ну зато сейчас даже хорошо: был бы обычный тигр геральдическим животным города, ничего особенного, а так — загадочный БАБР!

Еще в городе обязательно нужно посетить дома декабристов, хотя бы потому, что они очень красивые. Вызывают уважение люди, которые в глухую провинцию того времени принесли свою культуру и образ жизни.

На месте впадения в Ангару реки Ушаковки находится Знаменский монастырь, у стен которого был расстрелян адмирал Колчак. Тут же неподалеку находится Иркутский тюремный замок с мемориальной камерой Колчака, но сюда уж мы не стали заходить. С именем адмирала в Иркутску связана еще одна церковь — Харлампиевская, здесь он венчался и здесь же получал благословение на свой северный поход по реке Лене к Ледовитому океану.

Мое большое байкальское путешествие

Итог о путешествовали мы вокруг Байкала почти три недели, получили самые разнообразные впечатления, и теперь когда я смотрю на этом регионе на карте — вижу не пустую схему, а яркие образы озерных закатов, таежных тропинок, выныривающей из озера нерпы, горных хребтов со снежными вершинами, песчаных дюн, буддистских дацанов и шаманских бурханов и вспоминаю жителей этого края, с которыми довелось встретиться и которые помогали нам в этом путешествии.