Турист Oleg N. (Nomad)
Oleg N. — был 23 апреля 22:53
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Калужская область, Козельск — Россия Август 2017

В августе нам с Ксю надо было съездить по делам в область, для чего мы взяли машину напрокат. Делаем мы такое редко, поэтому два дня, которые мы были на колесах, было решено использовать по максимуму, с учетом того, что нам нужно было сделать те дела, из-за чего это все и было затеяно. Нам надо было доехать до Тульской области, ну, и, как бы вернуться. И именно на обратном пути мы решили составить себе экскурсионную программу таким образом, чтобы и в другую сторону не ехать, и что-нибудь интересное увидеть. Словом, нам предстояло придумать, чем заняться на юге Калужской области.

После тщательного изучения карты области и хохота над названием местных населенных пунктов — как вам понравится: Большие Желтоухи, Мошонки или Кстищи, у нас сложился некий маршрут.

Заметки из области

После заезда в Тульскую область, мы решили посетить Перемышль, Козельск и Оптину Пустынь, благо все эти места удалось совместить между собой. Все это планировалось сделать в субботу, потом переночевать в одном из новомодных эко-комплексов неподалеку от Калужского шоссе, а в воскресенье заехать на дачу к моим родителям и успеть вернуться домой до начала вечерних пробок. Само собой, мы собирались останавливаться по дороге, если нам попадется что-нибудь интересное.

Должен заметить, что кроме названий этих мест, я про них ничего не знал. Я наверняка что-то слышал про Перемышль и Козельск на уроках истории в школе, но это было так давно, что можно считать, этого и не было. В результате я покрутил Яндекс-карты, распечатал карты этих городков с указанием немногочисленных достопримечательностей, забил в Игоря координаты, и в субботу рано утром мы отправились в путь.

По пути, в селе Липицы что под Серпуховом, нам попалась на глаза красивая Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с высокой колокольней, к которой мы и свернули. Липицы были подарены графу Гавриилу Ивановичу Головкину Петром I в. награду за доблестную службу. Он и повелел поставить в селе храм Благовещения, который освятили в 1735 году, уже после смерти Головкина. В 1853 году, при реставрации церкви, была возведена колокольня в псевдорусском стиле. В Советские времена в помещениях был клуб и спортзал, а в 1998 году храм был передан церкви, после чего началось его восстановление.

Заметки из области

Больше нас ничего не отвлекло, мы успешно закончили обязательную программу, и окунулись в произвольно-экскурсионную, двинувшись в сторону Перемышля.

Оказалось, что Перемышль это даже не город, а поселок, с населением три с небольшим тысячи человек. Первое о нем упоминание было найдено в духовной Ивана Калиты, в коей было указано, что в 1328 году Перемышль был дан в удел его сыну Андрею. Как и другим небольшим российским городам, Перемышлю, за его долгую историю, неоднократно доставалось. Он был под властью Литвы, его разоряли крымские татары, терзали казаки и поляки.

Достопримечательностей в городе было немного — несколько церквей разной степени сохранности, площадь Свободы и красивый вид на озеро Бездонное. Мы поставили машину около первой попавшейся нам церкви, и пошли гулять.

Припарковались мы около церкви Покрова Пресвятой Богородицы, стоящей на развилке дорог. Разрешение на постройку храма дала Екатерина II в. 1776 году, и строительство было начато, но в другом районе города. В 1800 году храм был перенесен на то место, где он стоит сейчас. В 1826 году была построена колокольня, а сам храм была закончен только в середине 19 века. Храм сильно пострадал после закрытия, была разрушена колокольня и ограда, сначала в нем была электростанция, потом пилорама, затем — мебельный склад. В 1989 году остатки храма были переданы церкви, и, как мы можем видеть, его вполне удачно реконструировали.

Заметки из области

Буквально метрах в ста от него находится другой храм — Рождества Пресвятой Богородицы, и его яркие синие купола видны издалека. По дороге к нему можно увидеть примеры нашего поселкового зодчества — деревянные домики разной степени комфорта.

Тут же стоит старинный каменный домик, где, если верить табличке, в 1918 году состоялся первый съезд коммунистов Перемышльского уезда. История, однако!

Заметки из области

Итак, храм Рождества, это все, что осталось от Перемышльского Рождества Богородицкого девичьего монастыря, основанного примерно в 13–14 веках. Скорее всего монастырь был основан князем Владимиром Андреевичем Храбрым (1353—1410 гг.), в свое время правившим этими землями. Монастырь был разорен в 1617 году, когда город заняли поляки. Монастырь и в лучшие свои времена богатым не был, и после разорения восстановить его до конца так и не удалось. В 1764 году монастырь был упразднен, а храм, построенный в период 1710–50 годов, стал приходским. В самом конце 19 века храм приобрел современный вид. В тридцатые годы храм был традиционно закрыт, и в 70-80-х годах прошлого века в нем был продовольственный магазин, закрытый из-за аварийного состояния помещения. В 2013 году, после десятилетней реставрации, он был восстановлен, и сегодня это самый красивый храм Перемышля.

Если от храма пойти в другую сторону, то выходишь в центр поселка, на площадь Свободы, где расположен Вечный Огонь. Вокруг площади находятся различные административные здания.

Заметки из области

Буквально за площадью находится еще одна церковь в процессе восстановления — Сошествия Святого Духа. Храм был построен в 1767 году местным купцом Козьмой Афанасьевичем Медведевым на месте деревянного храма в честь Самсона Странноприимца. Что необычно для сельской церкви — в ней было пять приделов. В 1934 году храм был закрыт, практически полностью снесена колокольня. Храм восстанавливается с 1994 года местными предпринимателями, но, судя по всему, работы там еще хоть отбавляй.

Заметки из области

Храм Святого Духа стоит в очень красивом месте, на обрывистом берегу, откуда открывается вид на далекие дали и узкое длинное озеро Бездонное.

Заметки из области

Итак, в Перемышле осталось еще только одно место, которое мы хотели посетить — Собор Успения Пресвятой Богородицы, полуразрушенную колокольню которого видно от храма Святого Духа.

Сам храм был построен в 1550–90 годах, что делает его одним из древнейших памятников не только Перемышля, но и Калужской области. Собор представлял собой укрепленную постройку с толстыми стенами и глубокими подвалами-подклетями, где горожане прятали свое добро во время многочисленных набегов на город. В 1784 году была построена колокольня.

Заметки из области

После его закрытия в начале сороковых, из-за нецелевого использования (там был колбасный цех), храм начал разрушаться, после чего был заброшен. В 1972 году были начаты реставрационные работы, но храм обрушился, работы по его восстановлению были прекращены, и он был официально переведен в разряд «руинированных».

На этом наша прогулка по Перемышлю закончилась, и мы поехали в Оптину пустынь, очень популярный у паломников и туристов мужской монастырь, расположенный неподалеку от Козельска.

Оптина пустынь, как и многие другие монастыри, пережила подъемы и падения, разрушения и восстановления. По преданию, монастырь был основан в конце 14 века раскаявшимся разбойником по имени Опта, однако первые письменные свидетельства об Оптиной пустыни появляются только во времена царствования Бориса Годунова.

Заметки из области

Первый каменный храм начал строиться в 1689 году, что не помогло сохранить сам монастырь — в 1724 году он был упразднен. Но двумя годами позже, по указу Екатерины I монастырь был восстановлен, ему было возвращено имущество. В течение этого времени небогатый монастырь совсем обнищал, в 1773 году там было всего два монаха. Тем не менее, в 1768 году был закончен главный храм монастыря — Введенский собор, сохранившийся до наших дней.

Собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм

Спас монастырь, если так можно сказать, митрополит Московский и Калужский Платон, посетивший обитель в 1796 году. Обители были выделены средства, и уже в 1804 году была построена 64-метровая колокольня с братскими кельями,

Колокольня

в 1811 году освятили Больничную и Казанскую церкви.

Церковь Иконы Божией Матери Казанская

К концу 19 века достроили храм в честь преподобной Марии Египетской.

В начале 20 века монастырь был закрыт и преобразован в музей, а позже в Дом отдыха имени одного пролетарского писателя. В 1939 году дом отдыха превратился в концлагерь «Козельск-1», где содержали пять тысяч польских офицеров перед их расстрелом в Катыни. Во время войны тут был госпиталь, потом фильтрационный лагерь НКВД, а до 1949 года — воинская часть.

Церковь Всех Святых

В 1987 году, еще во времена СССР, монастырь был передан церкви, после чего началось его восстановление.

Часовня Воскресения Христова

Его посещение оставило двоякие чувства. С одной стороны там, несомненно, красиво (исключим религиозную составляющую), ухожено, стоят нарядные храмы, в том числе и новодельные. С другой стороны — все как-то через чур туристически для действующего монастыря.

По территории водят экскурсии паломников, шарахается полу-отдыхающий народ, на некрополе стоят одинаковые новодельные гранитные памятники и кресты. Ну, не знаю. Заехать и посмотреть один раз, проезжая мимо — интересно. Ехать туда специально я бы не стал.

От Пустыни всего несколько километров до нашего последнего на сегодня пункта — города Козельск. В отличие от Перемышля, Козельск именуется городом — там живет 16 с небольшим тысяч человек. Его история насчитывает без малого 9 веков, впервые он был упомянут в 1146 году, на год раньше Москвы.

Заметки из области

Его история не сильно отличается от соседнего Перемышля — войны, войны и войны. Город брали свои, татары, свои, поляки, свои, немцы…

Из достопримечательностей мы обнаружили в городе несколько церквей. Первая из них — церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Она была построена в 1810 году поручиком Федором Ивановичем Рахмановым на месте предыдущего деревянного храма.

Заметки из области

От нее недалеко до церкви Николая Чудотворца, возведенной в 1740 году на деньги обергофмаршала Дмитрия Петровича Шепелева. Говорят, что этот товарищ построил по разным городам аж 70 церквей, и, скончавшись в Петербурге, был похоронен в церкви Николая Чудотворца.

Заметки из области

Ограду церкви украшали два антиалкогольных плаката — «Только трезвая Россия станет великой» и «Мой папа самый лучший! Просто он всегда трезвый». Полной противоположностью этим плакатам служил сильно пьяный товарищ, расположившийся на оградке как раз напротив второго плаката, и распевающий песни призывающие употреблять тот самый алкоголь. Однако, не только Стамбул город контрастов.

Заметки из области

Третья и последняя церковь расположена тоже недалеко — это церковь Сошествия Святого Духа. Она была построена в 1789 году на средства купца Петра Месняева, а в 1810 году на средства прихожан была выстроена колокольня.

Заметки из области

Больше ничего интересного в разумной доступности нами в Козельске обнаружено не было, да и город оставил не самые лучшие впечатления.

В Перемышле было как-то уютнее и красивее, а тут хотелось присоединиться к тому пьяному певуну, предварительно затарившись в магазине, удобно расположенному рядом с храмом. Вообще, такие места часто навевают на меня алкогольно-суицидальные настроения, и Козельск, в отличие от Перемышля, в этом плане не подвел… Вообще, мне кажется, что лет 150–200 назад в этих местах было гораздо уютнее, чем сейчас.

Откровенно говоря, и то и то место можно посетить, потратив на это пол-часа — час, если едешь мимо. Ехать туда специально не стоит, есть куда как более интересные места. А нам, гораздо больше, чем города, понравились дороги между ними, где раскинулись бесконечные поля, частично сжатые, с аккуратными рулонами сена,

частично распаханные, с гуляющими по ним аистами,

Заметки из области

или, к нашему удивлению, засаженные подсолнечником.

Вот это было действительно красиво, и если и есть повод ехать в ту сторону — то это наша природа.