Турист Юлия Царева (YULIYATS)
Юлия Царева
была 23 ноября 2023 14:53

Ульяновск — Россия Июль 2017

Я отношусь к поколению, котрое воспитывалось на рассказах о «дедушке Ленине». Я была и октябрёнком, и пионером, в комсомоле только побывать не успела. Поэтому с детства, как, наверное, любой советский школьник, я мечтала побывать на родине Владимира Ильича, «в живую» увидеть дом с мезонином, где жила семья Ульяновых. Уже даже будучи студенткой ВУЗа, в конце 90-х, несколько завидовала своему однокурснику, у которого в Ульяновске жила бабушка, и они с семьёй каждый год ездили к ней в гости. Но потом началась взрослая жизнь, другие заботы, семья, дети — мечты о поездке были отложены, но не забыты! И вот, в конце концов я решилась на дальнее путешествие. Помимо Ульяновска решено посетить и другие города (ехать, так ехать!) Маршрут я строила с таким расчётом, чтобы расстояние между городами можно было преодолеть за 8 часов. Итак, наш маршрут: Краснодар — Волгоград — Самара — Оренбург — Уфа — Казань — Свияжск — Ульяновск — Болгар — Сызрань — Саратов — Ейск — Краснодар. Почти 5000 км. Надо сказать, что Оренбург, Свияжск и Болгар добавились уже в ходе путешествия. Но сегодня рассказ об Ульяновске.

Итак, 12 июля, десятый день нашего путешествия. Мы едем из Свияжска в Ульяновск через Буинск и Цильну. Расстояние 230 км.

Дорога хорошая, ровная, едем быстро.

Вокруг поля и лесочки.

Выехали в 16–15, в 19–15 уже были возле дома.

Хозяйку пришлось немного подождать — она не ожидала, что мы приедем так быстро. Квартиру сняли в самом центре, на углу улиц Гончарова и Ленина (Apartment at Goncharova Street). Квартира на пятом этаже пятиэтажного дома, лифта нет. Но просторная, двухкомнатная, с хорошим ремонтом и приличной мебелью. Всё рядом: прямо напротив дом-музей Гончарова, сквер с памятником писателю и диваном Обломова.

Недалеко — музей-заповедник «Родина В. И. Ленина». Вокруг много кафе, есть даже кинотеатр. На первом этаже дома находится магазин «Магнит», прямо под окнами — трамвайная остановка. Этим вечером гулять мы не пошли — отложили всё на завтра и легли спать пораньше, настолько устали после прогулки по острову-граду Свияжску.

Как выяснилось ночью, часы на доме Гончарова бьют каждые полчаса…

День одиннадцатый, 13 июля.

Встали рано и в 9 утра уже отправились на знакомство с городом. Сначала решили зайти в дом-музей Гончарова, но оказалось, что по четвергам он работает с 11 часов. Поэтому мы пошли вниз по улице Гончарова к Волге, к площади 30-летия Победы над фашистской Германией.

Отсюда открывается замечательный вид на Волгу — она безбрежна! Мы даже приняли её сначала за море (Куйбышевское водохранилище), внизу виден речной порт. Мемориал открыт в 1975 году и состоит из двух ярусов. На верхнем установлена 47-метровая стелла-обелиск с пятиконечной звездой на вершине и скульптурная группа воинов Великой Отечественной Войны, на нижнем ярусе — стена с именами погибших во время войны солдат и Вечный огонь. Рядом установлены памятники воинам погибшим в Афганистане и Чечне. На площадках верхней и нижней высажены живые цветы, а к обелиску-памятнику заложены капсулы с землей всех городов-героев страны. Вокруг раскинулся парк, спускающийся вниз по довольно крутому склону. При желании можно спуститься вниз к Волге, но мы идём обратно к дому Гончарова.

На этой улице расположены старинные дома, некоторые из них — с мемориальными табличками.

Здесь же расположен музей Аркадия Пластова, знаменитого советского художника, «певца советского крестьянства», многие из работ которого хорошо знакомы людям старше 35 лет по репродукциям в школьных учебниках.

Совсем рядом — Ульяновский кукольный театр.

Родина Ленина

Напротив него, в скверике — памятник знаменитой телеведущей Валентине Леонтьевой, всеми любимой «тете Вале».

Последние годы жизни она провела у своих родственников в посёлке Новосёлки Ульяновской области, где и похоронена на сельском кладбище.

Дом Гончарова (правильнее, центр-музей Гончарова, т. к. есть еще Ульяновский областной краеведческий музей им. И. А. Гончарова, расположенный в нескольких кварталах отсюда) — визитная карточка Ульяновска.

Он был построен в конце XVIII в. В конце XIX в. новым владельцем купцом Юргенсом был надстроен третий этаж и сделаны пристройки, изменившие внешний вид здания. Кстати, именно Юргенс в 1907 году (в связи с 95-летием писателя) установил на доме мемориальную доску из черного шведского гранита с бронзовым барельефом Ивана Гончарова. Стены гончаровского дома оказались внутри нового дома, ряд комнат сохранился практически без изменений. Башенка была достроена в 1975 году, на ней были установлены старинные башенные часы, производства лондонской фирмы «Кук и сыновья». Но о них — чуть позже…

Центр-музей Гончарова — это дом, в котором 6 июня 1812 года родился будущий писатель, здесь же он провёл своё детство, жил здесь два года после окончания учёбы, а позже — бывал у своего брата. Мемориальная экспозиция размещена в подлинных помещениях дома писателя, часть экспозиции посвещена петербуржскому периоду его жизни, учёбе в университете.

Отдельный зал посвещён кругосветному путешествию И. А. Гочарова на фрегате «Паллада». Здесь воссоздана каюта морского офицера, на бюро лежат книги по мореходству, рисунки и сувениры, привезённые Гончаровым из путешествия. Рядом на постаменте — модель фрегата «Паллада».

Макет фрегата Паллада
Макет фрегата "Паллада"

Последний зал посвещен роману «Обломов». Здесь же находится генеалогическое древо семьи Гончаровых.

В этом же здании в башенке расположен музей «История симбирских городских часов».

Тех самых, которые бьют каждые полчаса!

Родина Ленина

Именно они являются главным и действующим экспонатом этого музея. А ведь им уже 150 лет!

Башенные часы — уникальная реликвия города. Изготовлены они был в Лондоне по заказу графа Орлова-Давыдова для Спасо-Вознесенского собора.

В 1869 г. они были установлены на колокольне Спасо-Вознесенского собора.

При разрушении собора в 1934 годау часы были демонтированы и перевезены в подвал здания горкомхоза, где пролежали до 1973 года, когда было принято решение об их восстановлении. После восстановления куранты соединили в себе два исторических памятника — часовой механизм, подаренный городу графом Орловым-Давыдовым, и колокол Воскресенской церкви весом 800 кг, который был отлит симбирским купцом Г. Шаминым в 1785 году. В музее представлены портреты графов В. П. и В. В. Орловых-Давыдовых, фотографии Спасо-Вознесенского собора разных лет, стрелки циферблата и рукоять для завода исторического часового механизма, а также язык колокола, расположенного сегодня в башне на Доме Гончарова.

Городские часы расположились в специально построенной башне на Доме Гончарова, как раз напротив сквера, где до 1930-х годов стоял Спасо-Вознесенский собор. Сейчас в этом сквере установлен памятник И. А. Гончарову и диван Обломова.

Кстати, Иван Андреевич Гончаров является почётным гражданином города Ульяновска!

Обогатившись новыми знаниями, идём в гости к дедушке Ленину.

Родина Ленина

Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина В. И. Ленина» — это уникальный комплекс, который объединяет в своих границах памятники истории, культуры, архитектуры старого Симбирска. Его основная задача — сохранение и воссоздание исторического облика провинциального города Симбирска второй половины XIX — начала XX веков. Уникальность музея-заповедника заключается в его местоположении: он расположен в центральной части современного, развивающегося города, аналога чему нет ни в России, ни в мире. В составе музея-заповедника 16 музеев, Выставочный зал и Детский музейный центр. На его территории воссозданы фрагмент Симбирской засечной черты (сторожевая башня с частоколом) и участок Московской улицы с мощением и деревянными тротуарами.

Музей Пожарная охрана Симбирска-Ульяновска
Музей "Пожарная охрана Симбирска-Ульяновска"
Родина Ленина

Любуясь деревянными домами, проходим несколько кварталов по улице, сохранённой в том виде, в каком она была в те годы, когда здесь жила семья Ульяновых, и подходим к дому, в котором проживала семья будущего вождя пролетариата.

Именно здесь прошли гимназические годы Владимира Ильича Ульянова-Ленина. Всё как в стихотворении Сергея Михалкова:

«Простые деревянные дома.

Они для нас история сама. …

Мы входим в дом, дыханье затая,

В дом, где жила Ульяновых семья.

Дом с мезонином. Маленький музей»…

Как же мне в детстве хотелось увидеть этот «дом с мезонином»! И вот я здесь! Низкие потолки, деревянный пол, скромная обстановка, вещи и мебель принадлежавшие семье Ульяновых. Экскурсовода не было, но в каждом зале работницы музея проводят небольшую экскурсию — очень интересно!

В комнате Александра — микроскоп, пробирки, книги.

Родина Ленина

В комнате Володи — на стене висит старинная карта мира, ещё без Антарктиды.

Практически все комнаты проходные, по стенам висят фотографии семьи Ульяновых разных лет. Рядом с домом — большой сад, площадка для игры в крокет, небольшой огород, хозпостройки, домашняя лаборатория старшего брата Владимира Ильича — революционера Александра Ульянова.

Укромный уголок в саду
"Укромный уголок" в саду
Домашняя лаборатория Александра Ульянова
"Домашняя лаборатория" Александра Ульянова

Мемориал был создан к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Все было воссоздано по воспоминаниям родственников и современников В. И. Ленина.

Что еще поразило — у нас в Краснодаре пионы цвели в конце мая, как раз к празднику «Последнего звонка» в школах, вишни давно уже поспели и осыпались, а здесь — пионы в бутонах, вишни зеленые!

Родина Ленина

После музея решили сходить прогуляться по набережной. «Умный телефон» подсказал нам, что совсем рядом набережная реки Свияги.

По пути мы встретили памятник Рублю и интересную улицу под названием «Набережная реки Симбирки», хотя никакой реки и близко нет! Оказывается река спрятана под землёй и с ней связано множество городских легенд.

А набережная Свияги оказалась дикой и неухоженной, поросшей камышом и кустами, поэтому гулять по ней не получилось. Но мы сильно не расстроились — на такси доехали до речного порта.

Прогулочный теплоход только ушёл, ждать следущий мы не захотели, поэтому, погуляв немного у Волги, снова вызвали такси и попросили таксиста прокатить нас через знаменитные ульяновские мосты — Президентский и Императорский.

Императорский мост построен ещё в начале ХХ века, был открыт в 1916 году. Изначально был только железнодорожным мостом, но в 1952—1958 гг. его реконструировали и добавили полосу для автомобилей. Его длина 2111 м, по нему могут проезжать и автомобили, и поезда (однопутная железная дорога), а вот пешеходам на него нельзя.

Именно с этим мостом связана катастрофа: 5 июня 1983 года в 22:45 теплоход «Александр Суворов» на полном ходу зашёл в несудоходный шестой пролёт Ульяновского моста и задел конструкцию. В результате столкновения у судна была полностью снесена рубка, кинозал, срезаны дымовые трубы. Из-за аварии пролётное строение железнодорожного моста было смещено на 40 см. В это время по мосту следовал грузовой поезд со скоростью 70 км/ч, массой 3 300 тонн, в составе 53 вагонов, 11 из которых сошли с рельсов. Часть вагонов опрокинулись, их груз (уголь, зерно, брёвна) частично попал на теплоход. Число погибших составило не менее 176 человек. В память о жертвах этой трагедии на островке под шестым пролётом моста установлен крест.

Президентский мост начали строит ещё в далеком 1986 году, а открыт он был в только в 2009 году. Его длина 5825 м. Это самый длинный мост в России и один из самых длинных в Европе. Это двухярусный мост: по верхнему ярусу которого пустили автомобили, а по нижнему предполагается запустить скоростной трамвай. По мосту разрешено движение велосипедистов и пешеходов, но любые остановки на мосту запрещены. Повсюду стоят камеры.

Мост собственно был назван «Президентским» наверное потому, что на его открытие приезжал сам руководитель страны Медведев Д.А., который на пару с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и приняли участие в почетной церемонии.

После этого едем к дому. Прогулялись по бульвару на улице Гончарова, пообедали (точнее пооужинали) в кафе неподалеку и зашли в сквер посидеть немного на диванчике Обломова.

По городу много социальной рекламы, типа этой:

Родина Ленина

А ещё в городе есть интересный памятник букве Ё. Он установлен в 2005 году в честь 200-летия употребления буквы и расположен неподалёку от мемориала 30-летия Победы.

Вот и всё! Ульяновск оставил только положительные впечатления — спокойный, уютный… Немного неухоженный, но это дело поправимое)))

Родина Ленина

А утром снова в путь — сначала в древний город Болгар, а потом — в Сызрань.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отзывы об отелях, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия