Турист Людмила Султанова (Ludmila52)
Людмила Султанова
была 31 марта 20:36

Шарм-эль-Шейх — Египет Сентябрь 2017

Если бы те, кто предпринял это восхождение на библейскую гору, заранее знали, каких усилий им будет это стоить, то количество желающих значительно поуменьшилось бы. Когда гиды предлагают экскурсию, они почти ничего не говорят о трудностях ночного подъема в гору по каменистой тропе. Иногда оговаривают, что нужна удобная обувь. А в остальном все зависит от того, насколько вы сами подготовлены к этому путешествию — знакомы ли с отзывами, имеете ли опыт подобных подъемов.

Реклама больше напирала на историческую значимость горы Синай, где по легенде Бог передал Моисею скрижали с 10 заповедями — сводом нравственных законов. С тех пор эта гора стала называться именем Моисея. Считается, что поднявшийся на гору сможет очиститься от всех грехов. Похоже, некоторые в это искренне верят.

Начну с начала. Для меня экскурсия началась в 20 час. 30 мин. 3 сентября — в это время гид забрал меня из отеля. Потом мы еще час собирали группу по другим отелям. И после уже ехали до места, через блок-посты, где нас останавливали. Мы все держали в руках паспорта, о чем нас постоянно предупреждал гид, но почему-то ни разу у нас их не проверили. Должно быть мы имели вполне благонадежный вид. В промежутках гид предложил нам поспать — ведь всю оставшуюся ночь придется идти. Но в микроавтобусе не спалось — неудобно, хоть я и прихватила с собой надувную подушку.

По пути еще остановились в магазине с православными иконами. Цены там — ого-го. Самая миниатюрная иконка стоила 15 долларов.

На место — к подножию горы Моисея — мы прибыли за полночь. Прошли еще один блок-пост с вооруженными людьми. Тут наш отельный гид передал местному проводнику-бедуину в белом балахоне, вполне сносно говорящему по-русски. Мы тронулись в путь. Я посмотрела на часы — был 1 час ночи. Замечу, что стартовая точка уже находилась на высоте 1600 м — сюда мы доехали на машинах. Сама гора Моисея имеет высоту 2300 м над уровнем моря (я чуть-чуть округляю значения). Получается сам подъем составляет 700 м. А протяженность пути к вершине — примерно 7 км (указывают разное расстояние от 5 до 8 км), это наверное, каким путем идти.

Идти предстояло в кромешной тьме. Гид раздал фонарики, которых всем не хватило. Я светила себе под ноги мобилой. Запоздало вспомнилось, что дома у меня остался отличный налобный фонарик. Как пригодился бы сейчас — удобная ведь в таких походах, не выронишь и руки свободные — легче балансировать на неровностях. А тут как раз ни одного ровного места, камни разного калибра, валуны. Хорошо, что на мне были кроссовки — даже через их подошву я чувствовала острые грани камней.

Рассвет на горе Моисея

Я была много наслышана о холоде, который ждет нас на вершине и переживала, что буду мерзнуть, поскольку кроме легкой ветровки у меня с собой ничего не было. В маленьком рюкзачке был сухой паек, который дали в отеле, и бутылка воды. На шее болтался фотик. Полагая, что при подъема каждый грамм веса будет работать против меня, я решила оставить рюкзачок в машине. Это было промахом — завтрак не понадобился, но вот без воды было некомфортно и меня поили те, кто взял воду с собой. Потом вода у всех закончилась. Хорошо, что по пути было несколько торговых палаток- привалов. Там все закупились водой. Напомню, мы поднимались на гору в жаркое время — конец лета и самое начало осени, когда сохраняется летняя жара. Ночью температура была комфортной — примерно 25 градусов. Начали идти — стало даже жарко.

Рядом с нами шагали бедуины с верблюдами — предлагали пересесть на них за 20 долларов. Вначале все проигнорировали их предложение. Но не прошли мы и пол-километра, как настроение нашей группы изменилось. Появились отстающие. Через какое-то время некоторые пожелали пересесть на верблюдов, которые везли не до самой вершины. Последние сотни метров, самых крутых, предстояло все же пройти пешком — но путешествующие верхом хотя бы сохранили силы для последнего подъема.

А некоторые из группы, трезво оценив свои возможности, просто повернули назад. И правильно сделали. Я одолела этот путь на пределе возможностей. Нас, самых слабых, в группе было трое: парень из Казахстана, который умудрился накануне схватить простуду и отравился на эту экскурсию с температурой, индиец средних лет и я, пенсионерка. Мне хотелось сесть или лечь прямо на камни через каждые 5 шагов. Простуженный парень хрипло чертыхался. Индиец под конец шел, шатаясь, часто останавливаясь и так стонал, так надрывно дышал, что я боялась, как бы он ласты не склеил. Вероятно из-за нас наша группа шла к заветной цели долго — 3, 5 часа. Обычно этот путь проходят за 2,5 часа. Действительно, молодые, тренированные люди вполне могут одолеть этот путь за пару часов — примерно 7 км пути с подъемом на 700 м. Но прочим понадобится больше времени.

И вот мы наконец добрались до цели! Вершина горы Моисея была увенчана часовней Святой Троицы.

Рассвет на горе Моисея

До рассвета осталось пол-часа и мы устроились на камнях встречать восход солнца.

В небе яркой точкой светилась утренняя Зорька, она же Венера, последней покидающая ночной небосвод. Огни внизу принадлежали приютам, которые встречались нам на пути — без них подъем был бы крайне тяжел. Там можно присесть или даже прилечь на топчаны, заказать чашку чая или кофе. Но мы долго не рассиживались, поскольку и без того слишком медленно поднимались. Небольшой привал — и снова подъем.

Рассвет на горе Моисея

Небо светлело и позволяло разглядеть кое-какие детали. Дорога внизу, вьющаяся тонкой змейкой — похоже по ней мы шли сюда.

Наконец сквозь пелену, затянувшую горизонт, проглянуло красноватое светило. Густая дымка как бы пыталось удержать солнце, но оно разрывало путы и наконец выкатилось на чистый небосвод.

Рассвет на горе Моисея

На удивление мы не замерзли за эти пол-часа наверху. Я в своей легкой ветровке чувствовала себя вполне комфортно. Температура вряд ли была ниже 18–20 градусов. На снимке видно, что все одеты легко: не понадобились ни пончо, ни одеяла, которые сдают напрокат за 5 долларов. Возможно мы не чувствовали холода еще и потому, что пришли почти к самому рассвету. Но по-любому, в это время года (начало сентября) тут нет того леденящего холода, о котором все пишут.

Мы любовались ландшафтом, который предстал перед нами

Рассвет на горе Моисея

Утренние лучи эффектно подсвечивали рельеф гор

Привлек внимание местный персонаж, похожий на патриарха — длинная седая борода, пейсы, выбившиеся из-под накидки, балахон… Ну чем не Моисей?

Рассвет на горе Моисея

Однако долго рассиживаться на горе не пришлось. Путь вниз тоже требовал времени. Гид предложил нам спуститься по так называемой «лестнице» с более чем 3000 ступенек. Забегая вперед, скажу, что спустились мы за 3 часа — наверно сказалась усталость, бессонная ночь. Этот путь был круче, тяжелее для подъема, чем тот, по которому мы поднимались. По этой «лестнице» обычно ходят монахи и паломники.

Такая вот она, лестница. Бытует мнение, что в ней 3750 ступенек. Интересно, как считали?

Рассвет на горе Моисея

Местами все же встречается некое подобие ступеней

Красота Синайских гор заставляет периодически застывать на месте, любуясь формами и оттенками окружающих скал.

Рассвет на горе Моисея

Неожиданно было встретить здесь явно домашнего котейку.

Рассвет на горе Моисея

Спустившись ниже, вышли на привал

Вероятно котейка прописан в этом месте. Теперь все можно разглядеть при свете дня

Здесь же можно было купить сувениры: каменные яйца и пирамидки, круглые конкреции, расколотые пополам так, чтобы было видно кристаллы внутри.

Рассвет на горе Моисея

А еще можно за 1 доллар приобрести дендрит — камень с рисунком, похожим на веточки. Рисунок образован кристаллами окиси марганца.

Рассвет на горе Моисея

Продолжаем спускаться вниз по бесконечной «лестнице»

В узких проходах пару раз встречалась искусственная арка

Рассвет на горе Моисея

Этот песик прибился к нам в самом начале пути. С нами поднялся, с нами спустился. Чего ему не спалось в своей конуре? Может его хозяин — один из проводников?

Мы спускались так долго (3 часа!) и так устали, что окружающая красота вызывала уже раздражение, а не восторг: когда ж они кончатся, эти горы?

Рассвет на горе Моисея

Вид монастыря, увиденного в просвете между гор, обрадовал и придал сил. Финиш близок!

Но финиш оказался не таким близким, как казался. Еще идти и идти…

Рассвет на горе Моисея

И вот стены монастыря почти рядом. Какое счастье идти по ровной поверхности…

Рассвет на горе Моисея

Монастырь окружают мощные, как у крепости, стены

Через арочный проход входим во внутренний двор монастыря

Рассвет на горе Моисея

Выход во внутренний двор прямоугольный. Над ним выбит мальтийский крест

Замечу, что монастырь Святой Екатерины — православный, основан греками-византийцами в 4-м веке на месте еще одного знаменитого библейского события — явления Бога в огне. Однажды Моисей пас овец у подножия горы Синай и увидел, как терновый куст вспыхнул и оттуда голос Бога воззвал к нему. Бог велел Моисею вывести евреев из Египта в Землю Обетованную. Так начался великий Исход. А куст терновника не сгорел — он стал святыней и приобрел название Неопалимая купина. Первоначально и монастырь, образованный вокруг этой святыни, носил то же название. И лишь в XI веке был переименован в честь великомученицы Екатерины.

Рассвет на горе Моисея

Если пройти вглубь двора, то можно увидеть тот самый куст (так говорят) — Неопалимую купину, которая горит, не сгорая.

Колокольня монастыря оснащена колоколами, подаренными русским императором Александром II.

Рассвет на горе Моисея

В монастыре сохранился колодец с незапамятных времен — он накрыт стеклом и в нем можно разглядеть далеко внизу поблескивающую воду. Рядом с колодцем находится агрегат, похожий на прялку — этим колесом калечили и умертвили бедную Катерину.

Внутри монастыря, в помещениях, где проходит служба, фотографировать запрещено. Там обычная обстановка православной церкви — темные иконы, тяжелые люстры. На территории монастыря есть также католическая часовня и даже мусульманский минарет. Все чтут библейские святыни и христианскую великомученицу Екатерину.

Несмотря на сложность экскурсии, считаю ее обязательной к посещению тем, кто интересуется историей. Монастырь Св. Катерины — единственная достопримечательность в египетской части Синая. А встреча рассвета на горе Моисея оставляет незабываемые впечатления и чувство осуществленного подвига.