Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был сегодня 15:21
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Ямало-Ненецкий автономный округ + 8 городов — Россия Июль 2017

Если бы мне кто-нибудь сказал 25 декабря 1987 года, когда я наконец-то покинул армию и уезжал из-под Томска, что я добровольно отправлюсь снова в Сибирь — я бы наверное очень сильно посмеялся. Но время лечит и все плохое и трудное с годами забывается. Читая отчеты туристов о поездках в Сибирь — я понемножку созревал и наконец в прошлом году, когда составлял план на лето 2017 года включил и Западную Сибирь, к тому же я решил потихоньку осваивать и Российские просторы. Так же хотелось немного контрастов — так как в основном у меня были путешествия только в теплые страны — захотелось заехать подальше на Север, поэтому была запланирована также поездка в Мурманск и Териберку — а это уже Заполярье, но о них я расскажу в отдельном отчете, а сейчас речь пойдет только о Западной Сибири, а если точнее то о Тюменской области (вместе с ее округами), которая по территории занимает больше половины Западной Сибири. Были запланированы города, в которых я никогда еще не был. Осматривать я должен был все в быстром темпе — на город я выделял — 1 день.

Передвигаться было решено на поездах — начало было в Оренбурге и все дальше на север- вплоть до Нового Уренгоя. Я старался составить так маршрут, чтобы ехать только ночью — и это давало возможность достаточно быстро пройти этот маршрут и еще сэкономить деньги на проживание.

05 июля 2017 года началось мое летнее путешествие, которое заняло два месяца, так как назад в Оренбург я вернулся только 05 сентября. В 17.05 (время я буду давать везде местное, оно отличается от московского по всему этому пути на 2 часа) — я сел в поезд и отправился в путешествие. Я заранее на все поезда купил плацкартные вагоны. Первой остановкой в моем пути стал Челябинск,в который я приехал на следующий день 06 июля в 08.20 утра, оставив сумку в камере хранения, я пошел прогуляться по его достопримечательностям — но так как речь идет о Сибири, я в другом отчете расскажу о впечатлениях о Челябинске. В этот же день в 19.53 я уже покинул Челябинск. Проспав ночь в поезде, я оказался 07 июля в Тюмени, на ее вокзале рано утром в 08.10. — так спустя 30 лет я снова оказался на просторах Сибири.

ТЮМЕНЬ.

Всего в 150 метрах от вокзала находился мой хостел, с громким названием Хостел Достоевского. В нем у меня была забронирована ночь — за 600 рублей. Хостел оказался очень хорошим и чистым. Оставив в нем вещи я пешочком направился в центр города. Единственно, что меня не радовала — довольно пасмурная погода, небо было затянуто темными тучами, да и температура с утра была всего 15 градусов, правда к обеду поднялась до 20.

А сам город меня удивил- смотрелся он очень хорошо даже в эту погоду. Все было достаточно аккуратно и чисто.

В первую очередь я направился к набережной и по дороге прошел через исторический центр, где расположилась в том числе и администрация Тюмени (на фото)

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

По ходу своего движения увидел несколько красивых соборов и первым была Спасская церковь, построенная в стиле барокко и считается одним из самых красивых храмов Тюмени. Представляет собой двухэтажный собор украшенный большим количеством резных арок.

На нижнем фото -другой собор — главный храм Тюмени — это Знаменский Кафедральный собор, выполненный в стиле сибирского барокко. Первоначальный деревянный храм 17 века сгорел, а на его месте построили вот этот каменный в 1768 году, а строили его почти 150 лет.

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

Архитектура городских строений смешанная — есть старинные особняки, которые все отреставрированы (разрухи я не увидел) и современные симпатичные дома и городская скульптура, как на нижнем фото — Выпускники школ отправляются на войну.

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

Одной из главных достопримечательностей Тюмени является великолепная набережная на реке Тура — она единственная в России является четырехярусной. Мимо нее вы не пройдете — отсюда открываются отличные панорамные виды. Почти вся она отделана красным мрамором. Очень богато смотрится!

Я продолжил свой путь вдоль набережной по самому ее верху пока не дошел до Свято-Троицкого мужского монастыря, который был основан в 1616 году! (на фото). Это один из главных религиозных центров Западной Сибири. Его можно спокойно посетить и подробно все осмотреть. Выполнен в стиле барокко с украинскими архитектурными влияниями. Внутри два собора — Троицкий собор и церковь Павла и Петра.

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

Рядом с монастырем установлен памятник, где показано крещение местных народов. Здесь надо отметить, что Тюмень — это первый русский город в Сибири и была она основана в 1586 году.

Совсем неподалеку расположилась очень симпатичная Крестовоздвиженская церковь.

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

Затем я вернулся к набережной и спустился к реке, где расположено — много красивых малых городских скульптур и композиций. И сейчас набережная продолжает строится и расширяться, как все сделают — это будет одна из самых красивых набережных в России

На нижнем фото — вдали виден пешеходный вантовый мост Влюбленных и искусственный каскад

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

Затем я продолжил до вечера свои прогулки по центральным улицам Тюмени.

Еще Тюмень поразила размахом своего строительства (чем то мне это напомнило Китай), возводятся высотные здания и огромные транспортные развязки(на фото).Чувствуется, что город богатый!

В 2015 и 2016 годах Тюмень признали городом с самым высоким качеством жизни в России!

Так же Тюмень самый быстро растущий город в России — с 2012 по 2016 год население увеличилось на 110 тысяч жителей и достигло — 720 тысяч, при таких темпах уже через 10 лет она станет городом, в котором проживает миллион россиян.

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

Тюмень действительно заслуживает называться столицей одного из самых больших и богатых регионов России.

Переночевав в своем хостеле — рано в 06.56 утра на следующий день, я выехал на поезде в Тобольск, до которого ехать из Тюмени всего 4 часа.

ТОБОЛЬСК

В Тобольск я приехал на поезде 08 июля в 10.50.

Железнодорожный вокзал находится примерно в 10 километрах от центра города и я взял такси до своего хостела «Северянка», где у меня была забронирована ночь за 400 рублей. В этот день я не осматривал Тобольск, а почти сразу уехал в село Абалак, а вот уже 09 июля я целый день посвятил Тобольску, который я начал осматривать с раннего утра и с погодой мне на сей раз повезло — она была прекрасной и теплой — около 24 градусов.

Все россияне хоть чуть-чуть, но слышали о Тобольске- сразу всплывают в памяти казацкие отряды Ермака, которые именно здесь разгромили хана Кучума. Поэтому Тобольск основанный в 1587 году и стал центром освоения всей Сибири.

Все-таки удивительно как за последние годы похорошели наши города. Все дороги вас приведут к белоснежнему Тобольскому Кремлю. Перед ним достаточно большое пространство незастроенное домами — поэтому и виды со всех сторон открываются красивые.

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

Не менее красиво и внутри самого Кремля, где расположился Софийско-Успенский собор (1686 года), сооруженный при митрополите Павле, который являлся духовником царевны Софьи. Собор дествительно грандиозный — внутри богатый старинный иконостас, много старинных икон, в том числе Тобольская икона Божье Матери и гробница Иоанна Тобольского.

Кремль расположен на высоком холме, который я весь обошел — на нижнем фото- так выглядит Кремль с района Подгора

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

В Тобольске проживает всего около 100 тысяч жителей, но количество выдающихся старинных соборов просто зашкаливает. Есть здесь и костел Святой Троицы, построенный поляками, которые отбывали в Тобольске ссылку.

И здесь тоже много реставрируют (что очень радует) и приводят все в надлежащий вид.

На нижнем фото — совсем недавно восстановленный очень красивый собор Захария и Елизаветы.

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

Формат отчета (50 фото) не позволяет все подробно показать и поэтому и рассказ тоже будет краток — до позднего вечера я осматривал достопримечательности Тобольска, в частности побывал в Тобольской тюрьме на экскурсии, где отбывали свои сроки — Достоевский, Чернышевский

Не забываем, что именно Сибирь являлась самым страшным местом каторги и ссылки, о чем напоминает вот этот памятник — женам декабристов в Тобольске.

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

В Тобольске родились такие известные люди России, как Менделеев (есть его памятник) и автор русских сказок Ершов, его знаменитая сказка «Конек-горбунок» известна всем, хотя может планшетное поколение и не знает уже таких сказок!

АБАЛАК

Как я уже отметил приехав в Тобольск 08 июля, я в 13.00 уехал на автобусе с автовокзала Тобольска (кстати автовокзал-находился в 10 минутах от моего хостела) в село Абалак.

Побывав в разных странах — я сформировал для себя несколько принципов их осмотра — так обязательно надо как минимум посетить столицу (в данном случае это была Тюмень), посетить несколько исторических важных городов (это -Тобольск), несколько нетуристических региональных центров -(это был Сургут) и обязательно несколько маленьких городков или даже деревень(таким является Абалак), что бы как можно правильнее оценить страну или регион.

До Абалака пришлось ехать всего 40 минут и билет стоил 84 рубля. В 13.40 я вышел на автобусной остановке и направился в первую очередь к туристическому комплексу, который находится на высоком берегу Иртыша

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

В этом туристическом центре, который пользуется большой популярностью, так-ка находится всего в 25 километрах к югу от Тобольска, воссоздали деревянный острог времен Ермака.

Здесь деревянная крепость, гостиница «Воеводины палаты», трактир «Белая Сова» и другие интересные сооружения сделанные под русскую старину. Все это смотрится неплохо.

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

Но главное это виды, которые открываются с вершины холма.

Примерно в 15–20 ходьбы от комплекса расположился красивейший Свято-Знаменский мужской монастырь, построенный в конце 18 века, с элементами украинского барокко. В Советское время он был разорен и закрыт, а сейчас он сново гордо сияет на высоком берегу Иртыша.

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

В монастыре несколько храмов — Свято-Знаменский собор, церковь Марии Египетской и церковь Николая Чудотворца

И опять просто поразительные виды на природу Сибири, где-то здесь совсем неподалеку и погиб Ермак

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

Вниз к Иртышу ведет длинная деревянная лестница, я спустился вниз и немного побродил вдоль реки, в которой несколько человек купались, а потом и в небольшом лесу. В Тобольск я вернулся после 19 часов на том же автобусе.

На следующий день осмотрев Тобольск, поздно вечером — в 23.14 я уехал дальше на север — в Нижневартовск.

НИЖНЕВАРТОВСК

В город я приехал 10 июля в 11.12. (кстати Нижневартовск — это конечная станция и дальше ж.д.ветки нет) и не теряя время сразу с вокзала взяв такси приехал в Like Hostel, где у меня была забронирована одна ночь и обошлась она мне в 550 рублей. У меня был всего один день и поэтому я сразу направился к набережной Нижневартовска, который расположился на реке Обь, которая просто бурлила и также поразила меня своим цветом воды-багровым.

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

Достопримечательностей в самом городе немного-так как появился он в 1909 году как село Вартовское, в котором проживало всего две тысячи жителей, но звездный час пробил в 1965 году — когда он был объявлен ударной комсомольской стройкой и уже в 1970 году население достигло 15 тысяч жителей, в 1980 году- 120 тысяч, в 1990 году — 250 тысяч и примерно так и держится на этом уровне.

Я прогулялся вдоль набережной, на которой расположился недавно построенный храм в 2004 году, отмечу, что при многих храмах в Сибири я замечал созданные детские площадки и наверное это правильно.

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

Застройка города современная и достаточно симпатичная.

Нижневартовск — очень зеленый город, я бы даже его назвал — городом берез, их здесь огромное количество — столько берез я не видел ни в одном другом городе и это его украшает.

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

На нижнем фото- площадь Нефтяников и дворец Искусств — любимое место местных жителей.

На въезде в город стоит большой памятник- Покорителям Самотлора, ведь Нижневартовск один из главных городов -нефтяников в России.

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

На следующее утро в 06.58 я покинул Нижневартовск на поезд и уже через 4 часа оказался в соседнем Сургуте.

СУРГУТ.

Сургут оказался более интересным городом, во первых он в полтора раза больше (360 тысяч жителей) и вообще это самый большой город в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.

Сургут это и один из старейших первых городов Сибири — был основан 1594 году по указу царя Федора Ивановича — сына Ивана Грозного. Но городок оставался фактически деревней — до Революции в нем проживало чуть более одной тысячи жителей и опять, как и Нижневартовску, Сургуту повезло с открытием гигантского нефтяного месторождения — Самотлора.

Сургут и сейчас продолжает быстро расти — так за последние 6 лет его население увеличилось на 50 тысяч человек, это особенно заметно, ка и в Тюмени, по масштабному строительству.

В этом городе достаточно интересная архитектура — здесь есть и прекрасные соборы и мечеть и огромные многоэтажки

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

Здесь также протекает Обь, но как мне показалась она здесь поспокойнее, чем в Нижневартовске- но значительно шире и своими размерами не уступает Волге и все того же багрового цвета.

В Сургуте можно увидеть дома, которые копирует английский Биг Бен — в этом здание расположилась школа иностранных языков.

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

Деревянное зодчество в Старом Сургуте, где воссозданы деревянные постройки прошлых веков

И высоченные — в 36 этажей огромные жилые комплексы, такие наверное только в Москве строят. Вообщем видно, что город богатый!

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

Есть несколько интересных небольших музеев, как например, на фото — Дом купца Клепикова (конец 19 века)

В самом городе несколько шикарных парков отдыха с интересной малой городской скульптурой.

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

Вы идете по центру Сургуту среди высотных зданий и вдруг оказываетесь в самом настоящем сосновом бору с белками, но и с комарами конечно, как без них в Сибири!

У меня было почти полтора дня на осмотр Сургута и я его достаточно подробно осмотрел.

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

Посмотрел храм Святого Николая Чудотворца с одним из самых больших иконастасов в Сибири.

12 июля в 19.43 я покинул Сургут, который меня во многом удивил — не ожидал увидить такие города в Сибири. Я ехал все дальше на север- к Полярному кругу — в Новый Уренгой.

НОВЫЙ УРЕНГОЙ

В Новый Уренгой я приехал 13 июля в 10 часов утра и заселился в Гостевой дом Заозерный, который по цене оказался самым дорогим в этом моем Сибирском путешествии. За одну ночь — я заплатил 2000 рублей, что для Нового Уренгоя считается бюджетным вариантом — цены здесь высокие!

Так я оказался в самом северном — Ямало-Ненецком автономном округе — что интересно, из 540 тысяч жителей этого округа — коренных жителей — ненцев всего около 30 тысяч и ханты- около 10 тысяч человек.

Как город, особенно после Сургута, Новый Уренгой разочаровывает-я представлял его более современным, с более красивой архитектурой, а на самом деле — это довольно заштатный городок с населением чуть больше 110 тысяч, не везде чистый, есть и старые бараки и удручающего вида дома.

Это довольно странно (наверное многое все-таки зависит от качества тех людей, которые управляют городом). Отмечу, чтобы было понятно — его экономическая мощь — на долю газодобывающих предприятий, расположенных в Новом Уренгое приходится — 74 процента!!!! всего добываемого газа России.

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

Новый Уренгой разбит на два района, которые разделены небольшой речкой — я особо никуда не спешил и прошелся из одного района в другой пешком, рассматривая природу и спускаясь к речкам.

Река делится на несколько рукавов и все они разного цвета — на одном рукаве реки даже есть местный пляж — местные на нем загорали (это видно на фото).Опять мне повезло с погодой — было около 20 градусов тепла.

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

Здесь в северном районе расположен довольно интересный деревянный храм посвященный Серафиму Саровскому.

Я довольно долго гулял и далеко ушел от жилого микрорайна — природа здесь — наверное правильно оценить, как лесотундра.

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

Местами довольно приличный лес, но березки уже не слишком высокие- все-таки рядом Полярный круг.

На нижнем фото — одна из главных площадей Нового Уренгоя, где установлен Мемориал памяти

Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя

На этой площади я и сделал последнее фото для это отчета — вот оно — новое молодое поколение Сибири!и никакие китайцы сюда не придут, а если придут, то не выживут!

На следующий день — 14 июля рано утром в 09.40 я улетел из Нового Уренгоя через Москву в Мурманск, но это как говорится, совсем другая история.

Из этого путешествия я снова вынес для себя вывод, что свою страну мы знаем слабо и мало по ней путешествуем. В целом поездка мне понравилась — все было достаточно позитивно и как я уже отметил я планирую продолжить путешествовать по своей Родине — и скорее всего это будут северные и дальневосточные регионы и конечно по России надо путешествовать только летом.

Западная Сибирь оказалась совсем не таким регионом каким мы ее представляем — она очень динамично развивается, богатеет и хорошеет!

Техническая информация — мое путешествие по Западной Сибири продлилось чистых 7 дней, потрачено на поезда — 8650 рублей, такси и автобусы — 1800 рублей, музеи — 500 рублей, хостелы и гостиница — 4.450 рублей.

В дополнение выставляю еще и описание этого путешествия в подробных отчетах, которые можно прочитать - здесь -

1. Начало путешествия по Западной Сибири - преобразившаяся Тюмень.

2. Путешествуем по России - Тобольск - первая столица Сибири.

3. По достопримечательностям Тобольска.

4. Путешествуем по Западной Сибири - Абалак.

5. Путешествуем по Западной Сибири - Нижневартовск - город нефти и берез

6. Путешествуем по Западной Сибири - Сургут - сибирский Чикаго.

7. Путешествуем по Западной Сибири - Новый Уренгой - газовая столица России - у Полярного круга.