Турист Evgeniy Klodnitskiy (Evgeniy_Klodnitskiy)
Evgeniy Klodnitskiy
был 14 апреля 10:43

Пушкинские горы, Великий Новгород, Изборск, Печоры + 1 город — Россия Май 2017

На эти майские праздники мы решили поехать в старинные русские города Псков и Великий Новгород.

Как и в прошлый раз, когда мы ездили в Казань и Нижний Новгород, мы решили для начала проработать возможный маршрут и решить для себя какие достопримечательности стоит посетить в первую очередь.

Весь план выкладывать сразу не буду, просто расскажу все по порядку. За пару месяцев до поездки мы забронировали апартаменты. В Пскове это был Old Krom, а в Великом Новгороде Gostinets. Забегая вперед скажу, что и те, и другие апартаменты-квартиры нам очень понравились, но подробнее чуть позже.

Итак, утром 5 мая мы рано утром выехали из Москвы в сторону Пскова по Новорижскому шоссе. Поскольку недавно в кинотеатрах прошел показ фильма про Панфиловцев, то наши дети захотели посетить Мемориальный комплекс, посвященный «Героям-панфиловцам», который расположен рядом с поселком Дубосеково Координаты GPS: N55.98221° E36.03563° / N55°58.932' E36°2.1376'). До мемориала мы добрались за час. Около комплекса есть парковка, мы были единственными посетителями, так как на часах было 6 утра.

Путешествие по старинным русским городам

Сам мемориальный комплекс состоит из шести монументальных скульптур высотой 10 метров, олицетворяющих воинов шести национальностей, сражавшихся в рядах дивизии Панфилова.

Комплекс разбит на три части. Спереди располагается скульптура («Вперёдсмотрящий») политрука, вглядывающегося в даль из-под руки. В отдалении — две скульптуры бойцов, сжимающих в руках противотанковые гранаты. В центре — композиция «Клятва на верность Родине», состоящая из трёх скульптур воинов с лицами, преисполненными решимости.

Впереди скульптурной группы сооружена широкая полоса из бетонных плит, символизирующая оборонительный рубеж, дальше которого немецкие войска не прошли. Одним концом полоса упирается в гранитную стену с описанием трагических событий, другим — в ритуальную площадь, выложенную бетонными плитами. На площади расположен музей-дот с обзорной площадкой на нём.

Между бетонной полосой и скульптурной группой находится площадка со звездой из красного гранита предназначенная для возложения венков.

Около мемориала мы провели около 40 минут, после чего отправились дальше. Следующая наша остановка планировалась через 650 км. в поселке Пушкинские Горы, в месте где находиться могила великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Дорога была достаточно легкой, правда по большей часть по одной полосе в каждую сторону. Пробок и затруднений с проездом особых не было, поэтому около четырех вечера мы приехали в Пушкинские Горы.

Могила Пушкина находится в Святогорский Свято-Успенский монастырь. Вход в монастырь находится рядом с большим перекрёстком, поэтому стоянка там везде запрещена. Если на этом перекрестке свернуть на лево (как бы в сторону от монастыря), то там будет достаточно большая стоянка для автомобилей, с сувенирными лавками и туалетом, а если проехать прямо (когда монастырь остается по правую руку), то там тоже будет небольшой заезд-стоянка для автомобилей. Идти до входа в монастырь и там и там метров 300–400.

Могила Пушкина находиться на фамильном кладбище Ганнибалов-Пушкиных, там похоронены: дед поэта Осип Абрамович Ганнибал /1806/, бабушка Мария Алексеевна /1818/, мать Надежда Осиповна /1836/ и отец Сергей Львович /1848/.

Путешествие по старинным русским городам

Святогорский монастырь стал последним земным приютом Пушкина. 6 (18) февраля 1837 года. Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина и опеки петербургским мастером монументальных дел А. М. Пермогоровым. На нем надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года».

В монастыре мы пробыли около 30 минут, сходили на площадь перед стоянкой, купили несколько сувениров (мои любимые колокольчики), после чего отправились дальше в Псков.

Несмотря на то, что по километражу Казань (800 км) находиться не сильно дальше от Москвы чем Псков (720 км), и даже с учетом всех заездов по достопримечательностям, в этом году мы добрались до места гораздо быстрее чем в прошлом. Уже приблизительно в 6 часов вечера мы въехали в Псков. И тут нас ждал сюрприз. Наши апартаменты располагались на Советской улице. Это самый центр, буквально первый дом от Кремля. В день нашего приезда (а приехали мы 5-го мая), как раз на улице Советской шла репетиция парада, посвященного дню Победы. Из-за этого весь центр был перекрыт и подъехать к дому на машине было невозможно. Также благодаря перекрытию в центре образовались огромные пробки, нам пришлось переехать на другую сторону реки, и уже там оставлять автомобиль на ночь (т. к. репетиция должна была продлиться до часа ночи) и идти через мост к дому.

Путешествие по старинным русским городам

К счастью, кроме проблемы с перекрытием центра других проблем с заселением не возникло. Нас уже ждали хозяева квартиры с ключами. Квартира располагалась на пятом этаже (пятиэтажного дома). В квартире очень уютно и сделан дизайнерский ремонт. Комнат в квартире две. Одна спальная, а вторая совмещенная гостиная и кухня. В квартире было все необходимое, посуда, телевизор, холодильник, плита, кофе-машина и, по-моему, даже стиральная машина. В спальной комнате стояла очень удобная двуспальная кровать, а для детей в большой комнате был большой диван. В квартире было чисто и уютно, единственное, что было не очень — это напор воды в душе, но это мелочь. В остальном мы очень остались довольны местом и квартирой. Перед домом есть стоянка для автомобилей, на которой было достаточно легко найти место для парковки.

Разобравшись с квартирой, мы решили пойти куда-нибудь поужинать. На Советской улице все еще шла репетиция парада. Множество солдат (особенно десантников, так как в Пскове находиться одна из лучших десантных дивизий). Была и техника, танкетки, броневики и прочая небольшая военная техника. Народу было много, пока репетиция не началась, детям и взрослым разрешалось фотографироваться с военной техникой. Мы прошлись почти до конца улицы, и на пересечении с улицей Некрасова нашли Ресторанно-гостиничный комплекс «Двор Подзноева» . Мы решили зайти в этот ресторан. Выглядел он очень пафосно (цены тут конечно были соответствующие), но и еда была очень вкусная, а обслуживание просто великолепное. Когда-то в этом мести находились палаты (вроде бы купца), но во время второй мировой войны они были почти полностью разрушены. И вот меценаты восстановили их и создали комплекс, который состоит из гостиницы, СПА и ресторанов (пивные палаты, трапезные палаты, кофейные палаты, пироговые палаты и винные палаты). Ужинать в таком великолепии было не только вкусно, но и эстетически приятно. Ужином завершился наш первый день.

На следующий день мы начали экскурсионный объезд местных достопримечательностей и первой достопримечательностью в нашем списке был монумент «Ледовое побоище» на горе Соколиха Координаты GPS: N057 50.857, E028 16.198).

Путешествие по старинным русским городам

От того места, где мы жили, то горы ехать около 15 минут. Подъехав к монументу, мы обнаружили большую бесплатную стоянку, от которой до монумента идти минут 5.

Сам монумент расположен на горе, в центре композиции находиться великий князь Александр Невский верхом на коне. На его мече — геральдический лев. Вокруг князя тесным строем сомкнулись все представители древнерусского общества, участвовавшие в битве: боярин, воины княжеской дружины в полном боевом облачении, городские ремесленники — старец и молодой человек, коленопреклоненный крестьянин. Ввысь вздымаются копья воинов и высокие древки с развивающимися прапорами новгородских, псковских, владимирских и суздальских полков, участвовавших в битве.

Монумент просто огромен: общая высота памятника составляет 30,70 метров, высота бронзовой части — 29,56 метров, длина по оси запад-восток — 12,50 метров, по оси север-юг — 7,50 метров, размеры площадки, на которой стоит композиция — 23×28 метров, общий вес — 163 тонны.

Пока мы стояли около памятника приехало несколько экскурсионных автобусов и нам кое-что удалось подслушать, например, гид рассказал, что с этой горы, если приглядеться хорошо, то видно место, где происходило «Ледовое Побоище».

Еще оказывается этот монумент планировали возвести еще в конце 80-х прошлого столетия, но из-за перестройки, а потом развала СССР памятник был построен только 24 июня 1993 года.

Памятник сопровождает надпись:

Русским Воинам
Великому Князю
Александру Невскому
от благодарных потомков

После монумента мы отправились по окрестным достопримечательностям, вначале, мы решили посетить древний город Изборск.

В Изборске несколько достопримечательностей:

Труворово городище
Изборская Крепость
Словенские ключи

Начали мы с Труворово городища (Координаты GPS: 57°43′1″N 27°51′13″E).

Само городище находиться за старинным кладбищем. Мы припарковались на стоянке возле кладбища и пошли по дорожке пересекающей кладбище. В самом конце находиться так называемый Труворов Крест.

По легенде здесь захоронен брат Рюрика — Трувор. Если присмотреться, то можно прочитать надпись на кресте — «ЧРЬ СЛА ИСЪ ХЪ НИКА» (т. е. Царь славы Иисус Христос Ника).

Размеры креста, и надпись, возможно, и породили легенду о том, что он установлен на могиле Трувора, пришедшего в 862 году с братьями Рюриком и Синеусом княжить на Русь. Согласно летописи, Трувор княжил в Изборске два года и умер в 864 году.

Путешествие по старинным русским городам

По палеографическим особенностям и своей форме крест датируется XIV — XV в. скорее всего, что крест не имеет отношения к Трувору, это — памятный крест, поставленный изборянами при въезде на старое, заброшенное городище, напоминание о первоначальном местоположении древнего города.

Рядом с Труворовым крестом лежат плиты с процарапанными геометрическими фигурами. Наибольший интерес представляет правильный квадрат с двумя меньшими по величине, вписанными в него. Стороны квадрата соединены между собой черточками. Возможно, эта плита служила оригинальной доской для игры в «мельницу», весьма распространенной в средневековье. На другой Изборской плите высечены фигура в виде лестницы и небольшой треугольник. Смысл этих рисунков пока выяснить не удается. (часть материала взято с сайта http://www.museum-izborsk.ru/ru/sights/11/truvorov_krest).

Сразу за кладбищем (на котором мы кстати еще обнаружили могилу известного Псковского художника Петра Оссовского, чьи картины можно найти в Псковском краеведческом музее), начинается Труворово городище. На горе находиться Церковь Николы на городище XVII в.

Когда жизнь на Труворовом городище уже замерла, на месте города расположился мужской монастырь, приписанный в 1585 году к Псково-Печорскому монастырю. При Екатерине II этот монастырь был упразднен, а построенная в 17 веке церковь Николы с городища стала приходской. Церковь эта — памятник псковской архитектурной школы позднего времени. Есть основание предполагать, что стоит она на месте более древнего храма. Это вытянутое с востока на запад сооружения, состоящее из трех связанных между собой и равных объемов. Центральная часть — безстолпный одноапсидный четверик, который перекрывает четырехскатная кровля. Венчает её маленький глухой барабан с главкой в виде колокольчика и большим крестом. К четверику примыкает трапезная, перекрытая цилиндрическим сводом. Кровля двухскатная. На северном фасаде — открытое крыльцо.

Путешествие по старинным русским городам

Над кровлей — великолепная двухъярусная трехпролетная звонница (первый ярус имеет два пролета, второй — один). В целом эта композиция напоминает московские храмы XVII века, но все же церковь внешне сохраняет псковский, местный характер. Теперь её вид — результат перестроек XVIII века — именно тогда были пристроены трапезная и звонница, переложен свод.

Особенность церкви — узкие вертикальные углубления на северной и южной стене, доходящие до 2/3 высоты. Их назначение не ясно. В стены церкви вложены кресты из плит. Церковь на городище была построена в монастырский период.

На горе за церковью огромное поле откуда открывается чудесный вид на озеро. Пройдя по полю до конца можно найти деревянные ворота в городище. Кончено они реконструированы, но рядом висит картина и можно представить, как реально выглядело городище.

(часть информации взято с сайта: http://www.museum-izborsk.ru/ru/page/truvorovo_gorodizhe)

Обойдя все городище, мы вернулись к машинам и отправились к Изборской крепости (Координаты GPS: 57°42′37″N 27°51′39″E). Вход в крепость платный (точнее цены можно посмотреть тут: http://www.museum-izborsk.ru/ru/page/price). Мы отправились внутрь, прошлись по всей крепости, поднялись на одну из башен, откуда открывается великолепный вид на всю округу. Обзор крепости занял около 40 минут.

Немного об истории крепости. В 1330 году псковским посадником Шелогой было завершено строительство мощной каменной крепости, которая выдержала десятки вражеских осад. В летописи об этом сказано лаконично: «В лето 6838(1330) Селога посадник с псковичи и с изборяны поставиша город Изборск на горе Жеравии того же лета и стену камену с плитою учиниша и ровы изрыша под городом…».

Путешествие по старинным русским городам

Стены и башни крепости построены из местной известняковой плиты на известковом растворе. Прясла стен с внешней и внутренней стороны крепости выложены слоем регулярной кладки, а внутри забутованы плитой на глиняном растворе. Площадь территории крепости составляет 2,4 га, протяженность стен 623 метра, их высота от 7,5 м — 10 м, средняя толщина — 4 м. Диаметр башен в плане −10–12 м, высота 12–19 м, средняя толщина стен башен — 3 м.

Крепость была мощным оборонительным сооружением своего времени, сыгравшим огромную роль в обороне Северо-Запада Руси, в частности Псковской земли, которая с середины XIV века стала независимой от Новгорода Великого. Все попытки Ливонских рыцарей овладеть Изборском оказались безрезультатными.

Подробнее об истории крепости и каждой ее башне можно прочитать тут: http://www.museum-izborsk.ru/ru/page/fortress

Выйдя из крепости, мы пошли к местным палаткам за сувенирами, мы увидели, что почти все торгуют пустыми бутылками (литр, два, пять литров). Мы спросили у продавцов зачем они, и оказалось, что в Изборске есть еще одна интересная достопримечательность — Словенские ключи.

Словенские ключи — это уникальная и одна из красивейших природных достопримечательностей.

Путешествие по старинным русским городам

Подземные воды выходят между карбонатными породами в виде отдельных струй числом от 12 до 15, и с шумом падают с обрывистого склона известковых обнажений, образуя каскад водопадов.

Проходя через слой песка, глины, известняка, вода фильтруется и очищается. Вода в Словенских ключах довольно жёсткая и содержит много растворённых солей, минерализация составляет 200 — 340 мг/л.

Словенские ключи — не только интересный природный и часто посещаемый туристический объект, но и православная святыня. Эти источники особо почитались еще нашими предками. Более 15 лет существует традиция ежегодного освящения ключей в Светлую Седмицу, в день празднования православной церковью иконы Божьей Матери «Живоносный источник».

Сегодня Словенские ключи стали одними из самых главных достопримечательностей Музея-заповедника «Изборск», излюбленным объектом туристов, паломников, желающих насладиться необыкновенной красотой, чистой прохладной и святой водой.

(часть информации с сайта: http://www.museum-izborsk.ru/ru/page/slovenskie_kluchi)

Мы наполнили свои бутылки из ключей, вода ледяная, набирать в бутылку воду очень непросто, во-первых, руки быстро коченеют, а во-вторых почти 99% что после набора воды ты будешь весь мокрый. Так в общем и случилось, дети у нас промочили все ноги, та и мы тоже немного.

После того, как мы набрали воду, мы сделали несколько живописных фотографий и отправились к следующему старинному городу Печоры.

От Изборска до Печор около 25 км. В Печорах основной достопримечательностью является Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь (г. Печоры, ул. Международная, д. 5, координаты GPS: 57°48’36.7"N 27°36’51.2"E). Монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами (по-древнерусски — печорами), называемыми «Богом зданными» (то есть созданными Богом). В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения Божией Матери, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря. Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом зданные пещеры, называется Святой горой.

Перед входом в монастырь стоит памятник Преподобномученику Корнилию — Игумену Псковско-Печорскому (1501- 1570 гг.). Пройдя через главные ворота, мы попали в верхнюю часть монастыря. В верхней части находиться большая площадь, на которой расположены церковные лавки, а впереди перед взором вошедшего открывается чудесный вид на Михайловский собор. К сожалению, близко подойти к нему невозможно, так как висит табличка «Посторонним вход воспрещен!».

Путешествие по старинным русским городам

Мы немного погуляли по площади, и пошли к нижней части монастыря. Чтобы попасть в эту часть Свято-Успенского Псковско-Печорского монастыря необходимо пройти через небольшие ворота в Никольской церкви и спуститься по мощенной дороге.

Пока идешь по дороге то справа можно увидеть карету, в которой в 1732 году здесь проезжала императрица Анны Иоановна.

Спустившись по дороге, мы подошли к главной части храму Свято-УспенскогоПсковско-Печорского монастыря — Успенский пещерный храм.

Успенский пещерный храм — это визитная карточка монастыря. Здесь находятся Богом зданные пещеры (ближние и дальние), церкви: Успенская, Покровская, Сретенская, Михайловская (собор), Благовещенская, Лазаревская, Николы Вратаря, Воскресения Христова (в дальних пещерах), Корнилевская, Псково-Печерских преподобных, а также Звонница, Дом настоятеля, Братский корпус, Святые источники, Ризница, Крепостные стены с башнями.

В ближние пещеры можно попасть легко, а вот в дальние, как оказалось, можно попасть только по записи и в сопровождении сотрудника церкви.

Походив немного по центральной части и так и не попав в дальние пещеры, мы остались несколько разочарованы этой достопримечательностью, и не очень приятным отношением местных церковных служителей и сотрудников.

Из Печор мы отправились обратно в Псков, где мы хотели успеть еще посмотреть Кремль (г. Псков, Кремль, д. 4, N057 49.221, E028 19.805). Поскольку мы жили прямо рядом с Кремлем, мы припарковались в нашем дворе и отправились в Кремль пешком.

Псковский Кремль еще его называют Кром — твердыня земли Русской. Кремль расположен на берегу реки Псковы на узком и высоком мысу.

Путешествие по старинным русским городам

Начальное поселение в мысовой части городища датируется серединой первого тысячелетия. В X–XII веках здесь существовали земляные, а возможно, и каменные укрепления, и деревянный Троицкий собор. В период Псковской республики (XIV — начало XVI веков) Кремль с его собором, вечевой площадью и кромскими клетями был духовным, юридическим и административным центром псковской земли.

Территория Кремля обнесена каменными крепостными стенами с ходовыми площадками перекрытыми деревянной кровлей высотою 6–8 м и толщиною от 2,5 м до 6,0 м (передняя (южная) стена Крома «перси»). Протяжённость восточной стены Кремля — 435 м; западной — 345 м. Протяжённость южной стены («перси») 88 м.

Мы немного походили по территории кремля, подошли к памятному кресту на месте Благовещенского собора прошлись по периметру. У самой дальней башни (Кутекром) остановились у аттракциона стрельба из лука и арбалета. Каждый сделал по два выстрела, дети из арбалета, а мне удалось сделать один выстрел из лука и один из арбалета. Из лука в мишень не попал вообще, а из арбалета получился не плохой выстрел.
После мы зашли в Троицкую церковь, где как раз начиналась служба. Поскольку все были уже достаточно уставшими, мы не стали оставаться до конца службы, а пошли на набережную в поисках ресторана для вечернего ужина.

Найти какой-либо приличный ресторан на набережной нам не удалось, и мы снова пошли на Советскую улицу, где расположено множество кафешек. Пока искали, где поесть наткнулись на памятник княгине Ольге. Бронзовая фигура княгини на постаменте с мальчиком — внуком князем Владимиром, держащим в руках икону с ликом Христа. В правой руке у Ольги крест — символ Православия, лик княгини увенчан нимбом. Памятник установлен в Детском парке. Автор памятника — скульптор Вячеслав Клыков. Высота скульптуры и постамента по 4,20 метра.

На другой стороне улицы мы решили зайти в пиццерию «Моя Италия». Дети устали, да и мы тоже, но поесть в этом заведении нам не удалось. Нас было 8 человек, а столики в пиццерии расчитаны максимум на четверых. Мы сдвинули два стола вмести и в туже секунду к нам подбежала менеджер и сказала, что в их ресторане двигать столы запрещено. Есть за соседними столами мы не хотели, и поэтому развернулись и ушли из этого заведения, оставив гневную запись в жалобной книге.

Пройдя еще несколько кварталов, мы зашли в какой-то восточный ресторан, честно говоря забыл название, но там нам бес проблем разрешили сдвинуть столы, да и еда там оказалась вкусной и недорогой.

После ужина мы разошлись по домам, надо было собираться, ведь на следующий день мы выезжали в Великий Новгород.

Утром, прежде чем отправиться в Великий Новгород, мы решили посетить еще две достопримечательности в Пскове.

Для начала мы решили заехать в Поганкины Палаты (Псков, ул. Некрасова, 7, Координаты GPS: N057 48.695, E028 20.253).

Подъехав к ним мы поняли, что Поганкины Палаты совмещены с краеведческим музеем. В кассе можно взять билеты на разные экспозиции, а можно на все сразу. Мы взяли семейный билет на все экспозиции. В первой части музея находиться экспозиция «Псковский край в годы Великой Отечественной войны». Выставка посвящена истории Псковского края с 1941 по 1945 годы. Период Великой Отечественной войны в истории Пскова и Псковской земли — одна из самых трагических и героических страниц. О начале войны в Пскове рассказывают документы по эвакуации населения и основных ценностей.

9 июля 1941 года Псков был оккупирован частями группы армий «Север». Командование группировки разместилось в Пскове в гостинице «Октябрьская». Об оккупационном периоде Пскова и Псковщины рассказывают подлинные документы. С первых дней оккупации на территории Псковского края развернулась партизанская и подпольная борьба с врагом. О ней рассказывают личные вещи, документы, фотографии подпольщиков и партизан, листовки и типографское оборудование Псковского подпольного центра, оружие партизан, одежда и бытовые вещи, партизанские газеты.

Территория Псковщины была освобождена в ходе пяти операций. В разделе экспозиции по этой теме — оружие с мест боев, фронтовые газеты, воинское обмундирование, личные вещи, документы, фотографии участников освобождения Псковского края.

Отдельный раздел экспозиции посвящен известным личностям Псковской области — участникам Великой Отечественной войны. Один из комплексов раздела представлен личными вещами Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза К. К. Рокоссовского, уроженца Великих Лук.

Путешествие по старинным русским городам

В конце находиться панорама битвы за Псков. Более подробнее о выставке тут: http://museums.pskov.ru/virtual/museum/center/expozition2

В следующих двух залах находятся картинные галереи.

Западноевропейское искусство XVI—XIX вв.: http://museums.pskov.ru/virtual/museum/fander/europe

И

Русское изобразительное искусство XVIII—XX вв.:

Особое место в этом зале занимают картины местного художника Петра Оссовского, того самого, чью могилу мы видели на кладбище в Изборске.

Ну и последняя часть собственно сами Поганкины палаты. Построены были в 1670-е гг. В палатах располагаются несколько экспозиций, в которых есть собрание живописи древнего Пскова, которая представлена произведениями иконописи 14–17 веков.

Так же в Поганкиных палатах располагается коллекция серебра. Помимо традиционных экспонатов в экспозиции находятся много предметов из Псковских кладов.

По палатам мы прошлись достаточно быстро, потому что было мало времени, да и Иконы нас не очень заинтересовали.

Пожалуй самым интересным и для нас и для детей была та часть, которая была посвящена Великой Отечественной Войне.

После палат мы решили заехать еще в одно, последнее в Пскове место. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь (г. Псков, Мирожская набережная, 2, Координаты GPS: N057 48.403, E028 19.694). Около Монастыря есть небольшая бесплатная парковка. Оставиь машины мы отправились внутрь.

Мирожский храм включен ЮНЕСКО в перечень выдающихся памятников мирового искусства. Здесь находится самый древний во Пскове храм, к тому же весь расписанный домонгольскими фресками. Однако, чтобы посмотреть их нужно заплатить. Мы решили, что на сегодняшний день с нах старинных икон и фресок достаточно и не стали платить за вход. Немного походив по монастырю, который кстати расположен на живописном берегу реки мы отправились обратно к машинам, по пути прикупив несколько сувениров (сбитень — медовый напиток для добавления в чай, травяной сборы и чай) в местной лавке.

Путешествие по старинным русским городам

После монастыря мы отправились в Великий Новгород.

Дорога до Великого Новгорода заняла около 3-х часов. Добраться до Великого Новгорода можно было тремя разными дорогами, но мы выбрали дорогу через город Луга, так как прочитали в интернет, что это наиболее хорошая дорога. Дорога действительно оказалось хорошей, и мы ехали без каких-либо проблем.

За час до подъезда к Великому Новгороду я созвонился с владельцем квартиры, что бы он успел подъехать встретить нас. Опять же в связи с репетицией парада движение в Великом Новгороде было немного осложнено.

Когда мы подъехали, то хозяина квартиры еще не было, по телефону он нам сказал, что едет, а пока в квартире убираются и что нужно подождать 30–40 минут. Он предложил нам пока съездить в ближайшее кафе и пообедать. Честно говоря, есть не очень хотелось, да и дети устали, мы решил просто припарковаться около подъезда и подождать в машине. Минут через 30 хозяин квартиры сообщил, что все готово и мы пошли размещаться.

Квартира была очень уютная, хозяева, казалось бы, позаботились обо всем. На кухне есть все что нужно для готовки, в холодильнике есть вода, на столе чай, кофе, кое-что из съестного. В ванной комнате стоит стиральная машина, есть запасные зубные щетки, фен. Ванная большая совмещенная с туалетом.

Две комнаты, в одной стоит большая двуспальная кровать и телевизор, во второй стол, телевизор, раскладной диван и декоративный камин, который очень понравился нашим детям.

Квартира была на столько удобная и уютная, что мы даже не стали возмущаться, что пришлось 30 минут ждать.

На столе хозяева подготовили сборник полезной информации, где поесть, что посмотреть, полезные адреса и телефоны.

Минут за 40 мы разместились, и решили, что сегодня еще успеем съездить в Юрьев Монастырь (GPS координаты: N058 29.278, E031 17.100, Адрес: г. Великий Новгород, Юрьевское шоссе, д. 10).

Юрьев Монастырь находился в 15 минутах езды от нашей квартиры и находиться на берегу реки Волхв. Место очень живописное. Подъехав к монастырю, мы припарковали машину на огромной парковке перед монастырем, и пошли внутрь.

Путешествие по старинным русским городам

Проход внутрь осуществляется через колокольню. Она представляет из себя четырёхъярусную постройку высотой 52 метра. Колокольня была воздвигнут в 1838–41 годы. Колокольня имеет заметную несоразмерность частей. На этот счёт существует легенда, согласно которой Николай I вычеркнул из проекта средний ярус, дабы постройка не превзошла высотой колокольню Ивана Великого в Московском кремле.

Пройдя через Колокольню оказываешься во внутреннем дворе монастыря, где взору открываются сразу несколько красивейших соборов.

Слева находиться Георгиевский собор. Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря, было начато в 1119 году. Из Новгородской летописи известно имя строителя собора — мастер Пётр, предположительно построивший также Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище. 12 июля 1130 года собор был освящён во имя Георгия Победоносца Новгородским епископом Иоанном.

Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в нём погребли Изяслава и Ростислава, сыновей новгородского князя Ярослава Владимировича, в 1233 году — князь Фёдор Ярославич, старший брат Александра Невского.

В 1820-30-е годы была проведена реставрация собора, в ходе которой практически полностью были уничтожены фрески XII века, фресковая живопись сохранилась только на откосах окон и в верхней части лестничной башни. Собор был полностью расписан заново, но в 1898 году фрески были сбиты в ходе очередных ремонтных работ.

В 1929 году Юрьев монастырь был закрыт, богослужения в Георгиевском соборе были прекращены. Собор и монастырь были возвращены Русской православной церкви в 1991 году, с этого периода в Георгиевском соборе проходят богослужения.

С правой стороны расположился Спасский собор. В 1763 году в нескольких метрах западнее Георгиевского собора была построена каменная церковь Александра Невского и его брата Федора. Заказчик храма — архимандрит монастыря Иоанникий I. В 1823 году эта церковь сгорела во время сильного пожара. В 1823—1824 гг. на фундаменте старой церкви, с использованием старой кладки, был построен Спасский собор.

Памятник представляет собой рядовое здание XIX века, решенное в формах провинциального классицизма. Интерес могут вызвать планировка и характер сводчатых перекрытий.

В Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря на праздничном богослужении в рождественскую ночь 2017 года присутствовал президент России Владимир Путин.

А впереди расположена Церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

Монастырь нередко страдал от пожаров и по повелению архимандрита Фотия в 1828 году была заложена эта церковь в честь указанной иконы, считающейся в православии охранительницей от пожаров. Войти в церковь возможно только через коридор «Южного» корпуса, минуя кельи насельников. Церковь имеет отопление, но в настоящее время используется для служб только в праздничные дни и молебнов насельников. В отличие от паломников массовому туристу доступ в эту часть монастыря закрыт.

К сожалению, проход к церкви закрыт.

А самой, на мой взгляд, красивой частью монастыря является Крестовоздвиженский собор. Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня находится на северо-восточном углу монастыря. Собор выстроен в 1823 году при архимандрите Фотии, на остатках безымянной, выгоревшей в 1810 году церкви, строительство которой было произведено в 1761 году.

Собор имеет 5 глав синего цвета, на которых размещены 208 восьмиконечных звёзд. Сейчас собор используется для регулярных богослужений, а в советское время в соборе располагались поочерёдно музей, почтовое отделение, склад, в 1990–91 г. картинная галерея местных художников.

Погуляв немного по монастырю, мы отправились искать место для ужина. Ближайшим не плохим место оказалось Юрьевское подворье — Бутик-отель и ресторан. Ресторан не плохой, но обслуживание нам не очень понравилось, долго, да и получилось достаточно дорого.

После ужина мы разъехались по квартирам, следующий день обещал быть очень насыщенны, если конечно позволит погода, так как судя по прогнозу должно было резко похолодать.

И прогноз не обманул. Утром мы отправились в Новгородский Кремль (GPS координаты: 58.52162200, 31.2757560), а над нами нависали черные тучи.

Проход в кремль находиться не в какой-либо из башен как это, например, в Москве, а в стене есть проходная арка, на самом деле изначально здесь находилась Пречистенская башня, которая была разрушена в 1745 г. Пройдя через нее оказываешься во внутренней части Новгородского Кремля или как его еще называют Детинец.

Путешествие по старинным русским городам

Первое летописное упоминание о Новгородском Кремле датировано 1044 годом. Общая площадь крепости, которая многие века оставалась одной из важнейших оборонительных линий Великого Новгорода, составляет 12,1 га. Построенные на валу крепостные стены, протяженностью 1487 метров, имеют высоту от 8 до 15 метров. Толщина стен в разных частях крепости варьируется от 3,6 до 6,5 метров. Из построенных в XV веке двенадцати башен, до наших дней сохранилось девать:

Златоустовская башня (Тюремная, Чёртова)

Покровская башня

Спасская башня

Княжая башня

Дворцовая башня

Башня Кокуй

Владимирская башня

Митрополичья башня

Федоровская башня

(Подробнее о каждой башне можно прочитать тут: http://www.bibliotekar.ru/novgorod/66.htm)

Одной из главных достопримечательностей Новгородского кремля является памятник 1000-летию Руси.

7 сентября 1862 года Новгород вновь через тысячу лет стал столицей Русского государства. В Кремле на Софийской площади государь Император Александр II с августейшей семьей и гвардией открыл памятник «1000-летие Руси». Памятник 1000-летию Руси был сооружен на народные пожертвования и справедливо именовался «Народным».

Путешествие по старинным русским городам

Памятник 19-метровой высоты стоял на гранитном постаменте, увенчанный ангелом с крестом посреди Новгородского Кремля. Для прочности в основание постамента вбили шесть сотен дубовых стволов. Памятник высился колоколом-великаном. По круговому фризу горельефа шли сто девять бронзовых изваяний великих деятелей России за десять веков ее драматической судьбы. Вокруг державного яблока поместили 19 громадных фигур русских государей, возглавлявших Отечество в переломные эпохи ее истории.

Всего памятник содержит 128 фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня:

1.Группа из двух фигур — ангела с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862».

2.Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (т. н. «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.

3.В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Внутри каждого раздела персоны расположены согласно позиции, на памятнике слева направо.

Около памятника очень много экскурсоводов предлагающих свои услуги. Мы были с маленькими детьми и поэтому приняли решение отказаться от услуг экскурсовода, а походить по кремлю самостоятельно.

Прямо напротив памятнику тысячелетию Руси находиться Софийский собор. Белокаменный храм является самым древним на территории современной России из тех, что построены славянским народом. Возведенный в 1045–1050 годах, он на протяжении нескольких столетий представлял собой духовный центр всей Новгородской республики.

Путешествие по старинным русским городам

Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.

Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.

На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.

Не позже XVIII века для укрепления стен к южному и северному фасаду пристроили по три контрфорса. При реставрации 1893–1900 годов контрфорсы с южного фасада были разобраны и было возвращено храму посводное покрытие.

В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, часть церковного имущества была изъята. В 1929 году он был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей, где были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II.

Рядом с Софийским собором находиться звонница. Вход в Звонницу платный и включает в себя не только вход на самый верх, откуда открывается очень красивый вид на Великий Новгород, но и возможность походить по части кремлевской стены (правда очень по небольшому кусочку, наверное, не больше 200–300 метров).В звоннице небольшая экспозиция колоколов разной эпохи.

На обзор всего в Кремле мы потратили наверное около часа, после чего пошли на другую сторону, через ряд лотков с сувенирами, через Кремлевский мост на другую сторону реки Волхов.

На другой стороне расположено сразу несколько церквей.

Церковь Иоанна Предтечи на Опоках (1127)
Церковь Успения на Торгу (1135)
Церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1207)
Церковь Георгия на Торгу (1356)
Церковь Жен Мироносиц (1510)
Церковь Прокопия (1529)
Ансамбль церквей Михаила Архангела и Благовещения на Торгу (начало XIV в., перестроены в XVI в.)
Комплекс Гостиного двора (XVII в.)

Путешествие по старинным русским городам

Побродив среди церквей, мы решили вернуться обратно к Кремлю, и пройтись вдоль его стен к монументу Победы. Этот памятник был воздвигнут в ознаменование победы Советского Союза над фашизмом. Находится на Екатерининской горке, в южной части Кремлёвского парка. Сооружён по решению Совета Министров РСФСР от 5 января 1968 года в 1973—1974 гг.

Центральной фигурой памятника является бронзовая скульптура встающего на дыбы коня и сидящего на нём всадника, который олицетворяет русского/советского воина. В правой руке всадник держит высоко поднятый меч, левая, с распростёртой ладонью, вытянута вперёд и вниз. Под брюхом коня — поверженная, искорёженная свастика. Общий вес коня и всадника — 27 тонн, высота — 8 м. Скульптура стоит на массивном метровом постаменте, который, в свою очередь, стоит на гранитной платформе высотой 3 м и площадью 120 м².

Позади скульптуры — монументальная кирпичная башня высотой 23,5 м и размером основания 6,5×8,5 м. На вершине башни помещена ладья, уставленная по периметру древними военными атрибутами (щитами, копьями и т. д.). На стенах башни расположены четыре массивных барельефа, освещающих основные этапы Великой Отечественной войны и победные бои Красной Армии за освобождение Новгорода. Общая высота башни вместе с ладьёй — 34,5 м.

Внутри башни имеется винтовая лестница, которая ведет на балкон и к указанной ладье. Гранитный постамент под скульптурой так же имеет внутренние помещения, доступ в которые закрыт.

Рядом с монументом находиться небольшой парк военной техники.

После осмотра центра Новгорода и в связи с тем, что уже накрапывал дождь мы решили поискать приличное место для обеда. Судя по отзывам неплохое место для обеда с восточной кухней находилось неподалеку от нас. Ресторан под названием Сказка (Большая Власьевская ул., 1, skazka-chaihona.ru). Отзывы не обманули, восточная еда всегда мне очень нравилась, поэтому мне обед показался очень вкусным.

После обеда мы решили посетить еще две достопримечательности в Великом Новгороде.

Первая — это Музей деревянного народного зодчества «Витославлицы» (GPS координаты: N058 29.471, E031 16.612, г. Новгород, Юрьевское шоссе прямо напротив ресторанного комплекса Юрьевское подворье). Вход платный около 150 руб. взрослому, детям до 16 лет вход бесплатный.

Путешествие по старинным русским городам

«Витославлицы» — архитектурно-этнографический музей под открытым небом. В 60-е годы XX века, это место выбрали для основания музея и дали ему имя исчезнувшего села — Витославлицы. Сюда со всей области привозили постройки, находившиеся на грани исчезновения. За оградой меж деревьев видны купола и шатры колоколен и церквей. Живописная территория, которая приютила у себя заповедник природного и культурного наследия. Проектом предусмотрено создание погоста и четырёх секторов, в которых будут размещены около семидесяти сооружений. Речь идет о шедеврах деревянного зодчества XVI — начала XX веков.

На сегодняшний день в Витославлицы можно увидеть:

Успенская церковь 1595 года постройки

Церковь Святого Николая, построенная в 1767

изба Екимовой из деревни Рышево (1882)

амбар Алексеевой из деревни Хвощник (конец XIX века),

изба Туницкого из деревни Пырищи (конец XVII века),

Есть ещё житницы, мельницы, кузницы.

Почти во все дома можно зайти, внутри каждого дома открыты различные экспозиции.

Например, крестьянский быт зимой, крестьянский быт летом, свадьба, дом зажиточного купца и многое другое. Экспозиции достаточно интересные, жаль только часть была закрыта, в особенности жалко, что была закрыта деревянная церковь.

После «Витославлиц» мы решили съездить еще в одно место. В Рюриково Городище. Судя по описанию (GPS координаты: N058 29.655, E031 17.889) Рюриково Городище — это невысокий холм, расчлененный Сиверсовым каналом, прорытым в 19-м столетии и соединившим Волхов и Мсту в обход Ильменя. На территории городища стоят несколько жилых домов. Сразу за домами — расположены руины церкви Благовещения. Каменная церковь была построена в 1103 году.

Приехав к месту, мы уперлись в шлагбаум, а за ним разлилась река, с одного берега на другой кто-то проложил дорожку из узеньких досочек. Наши девушки сразу отказались идти на другой берег, а мы решились. Пройти на тот берег было не легкое испытание, по крайней мере для меня, ноги промочил, даже несмотря на то, что с узких досочек ни разу не оступился, но они прогибались так сильно, что нога немного оказывалась в воде.

Перейдя на другой берег мы разочаровались еще больше, так как каменная церковь была вся в лесах и проход к ней был закрыт из-за реконструкции. Пришлось просто насладиться красивым видом с холма, почитать мемориальную доску, поглядеть на огромный камень и отправиться в обратный путь по хлипким досочкам.

Путешествие по старинным русским городам

Мы хотели завершить наш осмотр Великого Новгорода на Рюриковом Городище, но по дороге обратно назад мы решили остановиться еще у двух достопримечательностей.

Первая Церковь Спаса на Ковалеве (GPS координаты: N058 31.527, E031 21.561) и рядом находиться Мемориальный комплекс «Линия обороны», который был открыт в 1974 году на рубеже реки Малый Волховец, где были остановлены немецкие войска, наступавшие на Москву и Ленинград в августе 1941 года.

Мемориальный комплекс «Линия обороны» стал последней достопримечательностью. А на следующий день нам предстояла обратная дорога в Москву.

Путешествие по старинным русским городам

Выехали мы около 10-ти утра 9 мая, даже успели немного парад посмотреть. Возвращались мы назад по трассе Санкт-Петербург — Москва. Дорога отличная, три полосы, средняя полоса периодически была для обгона то с одной стороны, то с другой, в общем ехать было достаточно комфортно. в двух местах мы решили проехать по платной дороге трассы M11. Первый участок в объезд Вышнего Волочка обошёлся нам в 240 рублей, а второй участок от Солнечногорска до Москвы в 450 рублей. Вся дорога обратно заняла у нас около 6,5 часов.

Отличная поездка много запоминающихся достопримечательностей, очень красивые природные места, в общем не зря мы в этот раз выбрали старинные русские города Псков и Великий Новгород.