Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была сегодня 20:51
Без секрета всему свету

Байкал — Россия Март 2017

Лето — оно и на Ушканьих островах лето, то радостно-солнечное и теплое, то пасмурно — дождливое и прохладное. Едва ли картинки лета из года в год сильно меняются — те же и там же растут деревья и кустарники, лежат по берегам валуны, может быть, чуть более обкатанные волнами по сравнению с прошлым годом. Примерно тот же состав цветов, цветущих из года в год в один и тот же период времени. Этой красотой невозможно «насытиться», перестать наслаждаться, и все же она предсказуема и повторяема.

А вот зимой… Ушканьи острова, как и все зимой на Байкале, выглядят по-разному не только каждый год — изменения могут происходить чуть ли ни ежедневно. Выпал снег, засыпал торосы, и их сиянье стало более приглушенным из-под снежного покрывала или наоборот — еще ярче засветились голубые бока льдин, подчеркнутые белизной. А то ветер дунет и начисто сметет весь снег, отполирует до зеркального блеска и лед, и торосы до такой степени, что глаз не открыть от их переливов. Или вдруг оживет становая трещина, зашевелится, сдвинется, соорудит нагромождения из ледяных глыб… Зима на Байкале всегда непредсказуемо прекрасна.

Занимаясь очередными раскопками мартовских байкальских фотографий, я с удовольствием еще раз пережила счастливые моменты своего пребывания на Ушканьих островах и рядом с ними в прошлые годы… Льдинки, льдины и сосульки, и их опять много. И мне никогда не надоест ими любоваться!

2010 год.

В нескольких километрах от Ушканьих островов расположилось поле торосов, засыпанных плотным снегом. Ни одна нога ни одного человека пока здесь не ступала, ничто не порушило безупречность снежного покрова и умиротворения и покоя больших льдин, сиянье которых никакой снег не погасил. Как ни старалась зима спрятать под пуховой снежной перинкой ледяную красоту, ничего у нее не вышло — коротковатой и дырявой оказалась перинка, и из-под ее краев и сквозь прорехи бьет бирюзовый фонтан света.

Из Хужира до метеостанции на Большом Ушканьем острове мы доехали к обеду:

После обеда я отправилась на прогулку. «Далеко до скалы Слон?» — спросила я у Юры Будеева. «Километров 5 будет» — ответ он. «Ну тогда я туда пойду» — сказала я, а Юра лишь усмехнулся: «Попробуй!». Отгадайте с одного раза — дошла ли я до Слоника? Правильно, не до того было!

Вблизи берега на льду расположилась могучая кучка голубых льдин, мимо которой пройти было невозможно. То, что пасмурным тот день был — ерунда! Для меня счастьем было просто здесь находиться, лазать в лабиринтах между этими льдинами, гладить их отполированные солнцем и ветром поверхности, а некоторых приходилось чистить от снега. Изо всех сил я старалась напитаться этим состоянием покоя и безмятежности и впрок надышаться пьянящим байкальским воздухом… Когда я вернулась в реальность, то поняла, что к Слонику засветло мне уже не дойти, и оставила эту затею на потом.

Байкальские истории. Часть 8. Ушканий район…

Небо было сплошь затянуто облаками, но со стороны Малого моря у горизонта наблюдалась тонкая светлая полоска. Если повезет — солнце может и светануть перед тем, как укатится за горы на ночь. С тайной надеждой на красивый закат я болталась на льду до самого вечера, почти превратившись в большую разноцветную ледышку. И вот он закат, наконец-то! Но тут поднялся штормовой ветер, который с каждой минутой лишь усиливался. Треногу фотоштатива я вонзила в снег по самые, так сказать, «помидоры» и вцепилась в нее двумя руками, чтобы нас не сдуло при порывах ни вместе, ни порознь. И мы устояли! И светануло знатно! И кадр получился соответствующий! Я не буду тебя, мой читатель, травмировать этим «шедевром», как будто нарисованным акварельными красками по мокрой бумаге — размытое красно-оранжевое пятно закатного неба и на его фоне размытая кривая черная линия, в которой можно угадать раскачивающуюся ветку лиственницы на переднем плане. Художественная ценность этого «шедевра» весьма сомнительна, но зато какова историческая! Я чувствовала себя героем — снимать в таких экстремальных условиях, на ветру, на морозе далеко за -30 градусов не каждый отважится! В эти минуты мне казалось, что я здесь — одна-одинешенька на громадной территории в округе, но у меня было ощущение не одиночества, а единственности.

Когда я большой ледышкой букально ввалилась в дом, где нам предстояла сегодня ночевка, мужчины, уже разомлевшие от тепла жарко натопленной печки и от того, что у них с собой было, радостно приветствовали меня и почти гордились собой…что у них такая попутчица.

Мужчины из нашей команды:

Байкальские истории. Часть 8. Ушканий район…

P/S. А скалу Слон я увидела на следующий день. Никуда, ни в какие теплые края Слоник не убежал.

2016 год.

Сегодня ясный, солнечный и по-настоящему теплый день. После нескольких дней жизни в бухте Заворотная на севере Байкала наша веселая команда возвращалась на Ольхон. Но путь обратно оказался и тернистым, и кривым — ведь мы решили проехать вблизи Ушканьих островов.

Я ехала во второй машин и не сильно переживала за дорогу — ведь ведущим у нас надежный Юра Усов! Но вот ему сегодня и досталось! И дело вот в чем.

Из-за перепада ночной и дневной температуры лед основательно порвало, образовались многочисленные трещины, и Юре приходилось выискивать места, где можно было через них перебраться. Поэтому мы петляли в лабиринтах и извилинах их поворотов. Порой приходилось забивать трещину колотым льдом, и в этом занятии принимали участие все члены нашей группы.

А что творилось у самих Ушканов! Повсюду были нагромождения льдин, и мне показалось, будто их сюда свозили грузовиками и ссыпали в большие кучи. Рядом с трещинами плескалась водичка, в которой отражались заснеженные вершины забайкальских гор.

Байкальские истории. Часть 8. Ушканий район…

Особое впечатление на меня произвела дорога, вернее то, что от нее осталось:

Байкальские истории. Часть 8. Ушканий район…

И самое интересное заключалось в том, что эти изменения на льду произошли буквально вчера-сегодня. Вот было бы интересно поприсутствовать-посмотреть, как это все происходит в реальности! Хотя однажды на Ольхоне на льду со стороны Идибы я уже пережила ужас, когда при мне ожила становая трещина…

2017 год.

Честно говоря, нынешний год был весьма скуп на торосы. Да и те толстым слоем засыпал снег. Небывалая оттепель в конце февраля сделала свое пакостное дело: голубые льдины, напитавшись растаявшим лежащим на них снегом, потеряли свою прозрачность и приобрели молочный оттенок. А потом и эту красоту еще раз замело.

Байкальские истории. Часть 8. Ушканий район…

Среди «сопок». Сопки — конусовидные ледяные холмы, полые внутри. Такие формы ледового покрова характерны только для Байкала:

Байкальские истории. Часть 8. Ушканий район…

Зато порадовало другое — талая вода, стекая с наклоненных льдин, сформировала частокол сосулек. Вот таких:

Байкальские истории. Часть 8. Ушканий район…

Слоник оказался на месте, и мы дружно и весело бездельничали около него в ожидании рассвета.

Байкальские истории. Часть 8. Ушканий район…

Сегодня, в ясную солнечную погоду нам было забавно вспоминать вчерашние страхи, когда мы блуждали в поисках Ушканьих островов среди пурги. Валя, глядя на правый и левый берег Байкала — вот же они, рукой подать — весело и с некоторым недоумением говорит: «Это ЗДЕСЬ мы вчера заблудились?»

Виден Большой Ушканий остров и левый западный берег Байкала:

Виден полуостров Святой Нос:

Байкальские истории. Часть 8. Ушканий район…

Почему острова назвали Ушканьими?

Русские выходцы из европейского Севера, увидев на островах байкальского пресноводного тюленя, назвали их Заячьими: поморы Белого моря морскими зайцами называли морских тюленей. И это название было зафиксировано на карте Семена Ремезова в 1701 году. Затем название островов «Заячьи» стали произносить на сибирский лад — «Ушканьи» (ушканами в Сибири называли зайцев), и это название сохранилось до настоящего времени.

Карта Ремезова:

Происхождение Ушканьих островов

Ушканьи острова — архипелаг из выступающих вершин Академического горного хребта, который тянется по дну озера на сотню километров. Предполагается, что острова появились над поверхностью озера 1 млн лет назад под действием тектонических явлений.

В группу Ушканьих островов входят Большой Ушканий остров и три малых острова — Тонкий, Круглый и Долгий. Острова сложены из древних мраморов. На Большом Ушканьем острове геологи нашли несколько террас — площадок-ступеней, на которых слоями располагается галька — окатанные волной мелкие камни. Учёные сделали предположение, что в результате геологических преобразований Ушканьи острова поднимаются из глубин озера. Таких поднятий за время формирования Байкала было несколько. Древние берега с песком и галькой в результате очередного поднятия превращались в уступы (террасы).

Еще одной геологической достопримечательностью Большого Ушканьего острова являются обнаруженные остатки лавовых потоков и магматические горные породы, характерные для изверженных вулканических пород — зеленовато-серые и лиловато-бурые вулканиты, порфириты и другие породы.

Неужели здесь извергался вулкан?

А мы прощаемся с Ушканьими островами, хоть и подвергших нас испытаниям на прочность и целеустремленность, но подаривших море радости и показавших свои ледяные (и не только!) сокровища.

Заключительное коллективное фото нашей девчачьей команды на Ушканьих островах: