Турист Ольга Потемпа (Astro4ka)
Ольга Потемпа
была 14 декабря 2023 18:00

Шамони — Франция Сентябрь 2017

Долина Шамони, зажатая высокими альпийскими горами, протянулась на 17 километров и включает в себя несколько маленьких городков со своим названием, но всё это в целом город Шамони-Монблан.

Шамони, прежде всего, интересен как альпийский горнолыжный курорт во Франции, но и летом хорош, обладая 350 километровыми туристическими тропами разной сложности. Дополняет картину летней привлекательности 6 закрытых и несколько кресельных подљёмников на разные высоты, с изумительными видами на долину Шамони, снежные пики Альп и языки ледников. Альпинистов же манит восхождения на снежные вершины.

Но более всего туристов притягивает величественный Монблан — (Mont Blanc 4807 м.), считающийся высочайшей вершиной Альп и всей Западной Европы. Монблан ещё называют «крышей Европы» с очень удачным расположением на границе трёх государств — Италии, Франции и Швейцарии.

При посещении Шамони на более длительный срок, нежели два дня, советую приобрести mont blanc multipass.

Коротко о мультипасе, который необходим при использовании канатных и кресельных дорог в долине Шамони, купить его можно в кассе по прибытии в Шамони или дома по интернету, что гораздо дешевле, кроме этого получаете бонус в виде одного дня. При покупке онлайн мультипас всё равно получать в кассе Шамони по приезду. Мы купили онлайн мультипас на 5 дней (115 евро за человека) и получили карту на 6 дней.

Что он даёт: неограниченное использование всех имеющихся подљёмников в Шамони; бесплатный проезд на автобусе по всей долине Шамони; проезд на поезде с зубчатой тягой и посещение ледяного грота. Ну и конечно, подљём на Эгюий-дю-Миди (3843 м)., с видом на вершину Монблан.

Для сравнения: билет туда-обратно на посещение Эгюий-дю-Миди стоит 57 евро с человека, остальные подљёмники в среднем 30 евро, мы посетили все 6 и несколько кресельных, плюс проехали на горном поезде, экономия в сумме на двоих составила более 300 евро, что однозначно показывает — мультипас в Шамони необходим.

Большинство туристов заезжают в Шамони лишь на день, чтобы подняться наверх по канатной дороге на вершину пика Эгюий-дю-Миди (3843 м.), расположенного напротив «шапки» Монблан, чтобы полюбоваться снежными вершинами Альп трёх стран.

Канатная дорога на Эгюий-дю-Миди занимала первое место по высоте в Европе 61 год, но запущенный в 2016 году подљёмник в Кабардино-Балкарии, соединяющий станцию «Мир» (3455 м.) и «Гара‑Баши» (3847 м.) на склоне Эльбруса, переместил её на второе место, перешагнув всего на 4 метра предыдущее первенство. Третье место за подљёмником на гору Маттерхорн (Швейцария 3820 м.)). А первое место в мире занимает канатная дорога в Боливии, поднимающаяся на высоту 4150 метров.

Оставив за собой 840 километров и посетив курортный городок с интересным названием Веве, в кемпинг Шамони прибыли уже поздно вечером. Задержись ещё на пару часиков, в кемпинг бы не попали, так как там строго выполняется «золотое правило» многих кемпингов — тишина после 22х., т. е. никаких шумных гулянок, громких разговоров и…никаких авто-мото. Железные раздвижные двери входа в кемпинг наглухо закрываются, опоздавшие оставляют авто за территорией кемпинга (имеется небольшой паркинг) и проходят через калитку с кодовым набором (для каждого проживающего личный код). Вот так всё строго!

Сам кемпинг небольшой и уютный, в центре Шамони, недалеко от канатной дороги на Эгюий-дю-Миди. Вид с кемпинга просто роскошный — на Монблан, ледник Бессон и снежные вершины.

Вид с кемпинга на Монблан с пологой вершиной справа и макушку Эгюий-дю-Миди слева.
Кемпинг расположен рядом с госпиталем, от которого отлично просматриваются обе вершины.
Монблан и ледник Боссон при приближении.
Снежная вершина Монблан.
С другой стороны кемпинга третья по высоте канатная дорога в Шамони Le Brévent 3225 метров.

Семь суток проживания обошлись в 190 евро (машина, палатка и два человека).

Меня часто спрашивают об удобстве палаточной жизни в кемпинге. Рассказываю: каждый кемпинг огорожен, охраняем и имеет здание (иногда несколько, в зависимости от величины территории) с туалетами, душевыми, местами для мытья посуды, приёма пищи, часто с кухней, стиральными машинами, сушилками. Почти в каждом ресторан и небольшой супермаркет с доставкой свежих булочек утром. «Звёздочные» кемпинги имеют бассейн, детские и спортивные площадки, несколько ресторанчиков, магазинов и другие удобства. Существуют много вариантов кемпингов, от простейших, где палатка ставится просто на общей лужайке, до индивидуальных мест с водой и электричеством.

Наш кемпинг в Шамони был простой и крошечный, без ресторанов, магазина, но очень уютный, в цветах и зелени, с водой для питья (отдельный кран рядом с палаткой, обычно питьевая вода в общем здании, что не очень удобно) и индивидуальным местом под палатку. Недалеко большой супермаркет и булочная. Но главное — в центральной части города и рядом с автобусной остановкой, что давало возможность бесплатно, быстро и рано выехать в любую часть долины.

Шамони и «крыша Европы» — Монблан

Некоторые думают, что палатка — это неудобно, ну да, если иметь дешёвую и «ползучую», т. е. когда не заходишь, а вползаешь. Мы же имеем практически палаточный дом, который устанавливается за 20 минут и имеет: гостиную, совмещённую с кухней и две спальни. Можно открыть ещё одну «дверь» и иметь выход на «террасу», стоит лишь переставить стол и пожалуйста — ужин на природе.

В деревянных коттеджах тоже можно устроиться, цена от 60 евро, это дешевле, нежели в отеле, но забронировать необходимо заранее.

Шамони и «крыша Европы» — Монблан

Городок Шамони-Монблан хоть и растянулся на 17 километров, но количество жителей не превышает 20 тысяч, зато сотни тысяч туристов заполняют его в любое время года.

Шамони и «крыша Европы» — Монблан

«Синюшные» фото из-за снятия их ранним утром, когда ещё не взошло солнце. У нас было свободное время до подљёма на канатке на Эгюий дю Миди, в которое погуляли по центру. Надеялись, что ещё будем здесь за время отдыха и сделаем нормальные фото, увы…не пришлось.

В доме, с картинами на стене значимых людей Шамони, с середины 19 века находится «Компани-де гид», готовящая проводников и предлагающая их услуги.

Шамони и «крыша Европы» — Монблан

Впечатлила история людей, которым стоят памятники в центре Шамони. Всё же здорово, что пишем отчёты о путешествиях, можешь не только досконально узнать маршрут предполагаемого отдыха, что и где посмотреть, но при описании узнаёшь столько интересного. Разве задумалась бы раньше об этих памятниках, ну покорители, ясное дело — память их увековечена, сделала бы фото (а возможно и нет) и…всё. А вот когда пишешь отчёт, задумываешься и вникаешь в суть, а суть то оказывается очень интересна.

Одиноко сидящий мужчина с испуганно-удивлённым выражением — это Мишель-Габриэль Паккар, доктор из Шамони, который вместе с Жаком Бальма (местным крестьянином, а позже профессиональным горным гидом) 8 августа 1786 г. совершили первое восхождение на Монблан. Именно этим человеком был установлен флаг на вершине и сделаны засечки соседних вершин.

Шамони и «крыша Европы» — Монблан

Богатый учёный Орас Бенедикт де Соссюр в 1760 году учредил специальную денежную премию тем, кто сможет первым проложить маршрут к вершине Монблан и лишь через 26 лет двум мужчинам из Шамони наконец то удалось взойти на вершину Монблан после нескольких неудачных попыток.

Паккар долгое время, еще за несколько лет до исторического восхождения на Монблан, был хорошо знаком с де Соссюр, а после восхождения он отправил ему свои результаты измерений и образцы геологических и ботанических материалов. Ни Мишель Паккар, ни Жак Бальма не оставили письменного изложения о своем восхождении, совершив большую ошибку после исторического покорения Монблана.

Записи же доктора Паккара, отправленные де Соссюр, так и остались пылиться в ящике стола, а его восхождение и имя были забыты на протяжении 200 лет.

Обљясняется всё просто — де Соссюр сам решил покорить вершину Монблан с тем же Жаком Бальма. И сделал это через год с исследовательским оборудованием — первым зафиксировав при этом, что именно Монблан является высочайшей вершиной Европы (4807 м). И…стал на долгие годы первопроходцем на Монблан.

Мишель Паккар в последствии объявил о публикации книги, которая бы «раскрыла историю восхождения на эту вершину», но эта книга так и не была опубликована.

Но правда восторжествовала, английские учёные доказали первенство восхождения на Монблан Мишель-Габриэля Паккара. И поэтому сейчас мы видим его увековеченную скульптуру в центре Шамони. Рядом стоит памятник, где Жак Бальма показывает Орасу Бенедикту де Соссюр на вершину Монблан.

В последствии, именно 8 августа, был установлен праздник — Международный день альпинизм.

Хочется остановиться ещё на одной истории, именно здесь, в Шамони, погиб при восхождении на Монблан Алексей Павлович Федченко 31 августа 1873 года в возрасте всего 29 лет.

А. П. Федченко — выдаюшийся русский ученый, биолог, географ и путешественник, исследователь Средней Азии, открывший Заалайский хребет. Федченко готовился к экспедии на Памир и решил для этого изучить опыт горных восхождений в Альпах. К сожалению, он получил в проводники двух неопытных молодых братьев. При восхождении погода резко ухудшилась, Федченко стало плохо, проводники тоже выбились из сил, решили оставить его и сходить вниз за помощью. Помощь пришла слишком поздно, Алексей Павлович был уже мертв. Похоронен в Шамони. На его могиле женой был установлен гранитный камень с мемориальной доской. Кладбище позже перенесли при строительстве автодороги и глыба с мраморной доской пропала бесследно. Самой могилы на новом кладбище нет, только табличка в память о Федченко у входа на кладбище.

Подъемники в Шамони:

• Aiguille du Midi 3842 m.
  • Montenvers и ледник Mer de Glace 1913 m.
  • Brévent 2525 m.
  • Index 2595 m.
  • Flégère 1877 m.
  • Planpraz 2000 m.
  • Grands-Montets 3295 m.
  • Balme — Vallorcine 2195 m.
  • Bellevue 1794 m.
  • Ледник Bosson 1400 m.
  • Трамвай Монблан 2372 m.

Всё путешествие по долине Шамони:

Подъём на Grands-Montets и Croix de Fer.

Поход к горному озеру Cornu 2276 м.

Подъёмник Aiquille du Midi и музей в леднике.