Турист Алина AliSt (AliSt)
Алина AliSt
был 20 февраля 15:50

Кабардино-Балкария — Россия Июль 2017

— А поехали в Приэльбрусье!

— Кто ты и что ты сделал с моим мужем? — подумалось мне.

А муж продолжал:

— Я сейчас смотрел передачу про путешествие на внедорожниках по Приэльбрусью. Там такие виды!!!

— Да ну, мы же были в Адыгее в прошлом году. Горы, водопады, каньон — мы уже все это видели.

— Да ты посмотри!!!

Что ж, интернет нам в помощь, посмотрим.

И вот мы находим репортаж о путешествии на лендроверах и понимаем, что ехать надо. А затем натыкаемся на сайт «Это Кавказ» (отдельное спасибо разработчикам — пожалуй, самый доступный для понимания основных точек для посещения и дорог к ним), и планируем маршрут нашего путешествия.

Подмосковье — Волгоград — Элиста — Нальчик — Тырныауз — Шепси — Подмосковье.

4600 км дорог, масса впечатлений, гигабайты фотографий и, наверное, самое сильное впечатление — это Кавказ.

Нальчик встретил нас дождем и сумерками, поэтому кроме знакомства с замечательными чебуреками и шашлыком в кафе «Къууанч», мы ничего не увидели. Забегая вперед скажу, что это кафе в субботу — отдельное впечатление! На подходе к нему вас встречают клубы дыма. В недоумении ты оглядываешься и ищешь где пожар и что горит. Но, оказывается, это вовсе не пожар, а четырех- или пятиметровый мангал, сплошь занятый шампурами с мясом. Я такого шашлычного размаха не видела никогда. Отдав должное шашлыку и чебурекам, знакомимся на стоянке с местным смотрителем стоянки, делимся впечатлениями от поездки и слышим, что обязательно, обязательно надо посетить Верхнюю Балкарию. «Конечно, это у нас первый номер в программе!» — отвечаем мы и тут же получаем массу советов как туда лучше проехать.

Итак, на следующее утро мы едем по программе Нальчик — Верхняя Балкария (56 км) — Голубые озера — теплые источники в Аушигер — Нальчик.

Подготовившись основательно, мы уже знали, что по дороге в Верхнюю Балкарию обязательно надо выйти из машины у тоннеля, который проходит сквозь скалу, и прогуляться по старой дороге. Ну что сказать, впечатления незабываемые.

Кабардино-Балкария, мы приедем еще!

Черекское ущелье. Головокружительная высота. Дорога просто выгрызена в горе. Идешь вроде и не близко к краю, а коленки предательски подрагивают. На этой дороге мы разговорились с мужчиной, который, как оказалось, раньше жил в этом селе, а теперь везет гостей. Он рассказал нам, что еще совсем недавно эта дорога была единственная, которой можно было добраться до Верхней Балкарии; рассказал, как разъезжались на этой дороге машины грузовые машины с автобусом. Впечатляет! Также впечатляет и осознание того, что дорога проложена на собственные средства Балкарского общества аж в 1893 году (там памятная табличка есть). Итак, еще раз: когда подъедете к тоннелю — оставляйте машину, идите по старой дороге, не пожалеете!

Едем дальше, нас ждут развалины старинных аулов и башни, очень похожие на башни Сванетии. В них, говорят, укрывались местные жители в случае опасности.

Кабардино-Балкария, мы приедем еще!

Про башню Абаевых и Амирхановых повторяться не буду, в интернете информации много. Пишут, что в этих местах были съемки фильма Алексея Балабанова «Война». Снизу смотреть — до башни высоко, лезть и лезть. Но когда ты до нее доходишь — хочется забираться все выше, и выше, и выше, потому что виды вокруг — захватывающие. Стоишь наверху в полном восторге, а в голове крутится припев «Весь мир подо мною, я счастлив и нем»… Правее и выше башни с дороги виден водопад.

Кабардино-Балкария, мы приедем еще!

Конечно, нам надо было до него добраться. Но женская часть экипажа трудностей не выдержала и отсеялась, а мужчины дошли до него, и потом всю поездку говорили, что это самый классный водопад. Конечно, ведь до него пришлось добираться через колючки и камни, так сказать, «через тернии к звездам»!

Нагулявшись, спускаемся вниз и пробуем подъехать ближе к другим развалинам. Горная река, коровы, башня на скале — колорииииитно:). Но программа сегодня насыщенная, нас ждут великие дела, то есть еще два интересных места, поэтому мы едем обратно, в сторону Нальчика.

Наш путь лежит к Голубым озерам. Приехав туда, мы попадаем на какой-то праздник: множество машин, телевидение, люди в костюмах… Погуглив, узнаем, что это фестиваль декоративно-прикладного искусства балкарцев, карачаевцев, кумыков и ногайцев «Алтын къол» («Золотые руки»). Вот что значит попасть в нужное время в нужное место! Кинжалы и сабли, кольца и браслеты, платья, картины; ребятишки в костюмах, танцующие национальные танцы, пожилой мужчина (явно не из профессиональных певцов), задушевно поющий у микрофона под громкие аплодисменты публики, танцующие у палатки женщины…Атмосферно! Мы зависли у лотка, на котором было разложено холодное оружие, и у хозяина узнали, что он кузнец, это его собственные работы, а вот этот великолепный экземпляр — реплика клинка одного из Российских царей. Круто, ничего не скажешь.

Пообедав в маленьком кафе (конечно, шашлык, конечно, хычыны), мы пошли смотреть на Голубые озера. Господа, они действительно удивительного голубого цвета. Единственное, но: к сожалению, очарование горного озера нарушается огромным количеством торговых палаток. Ну, не будем смотреть на торговлю, будем смотреть на красоту! И на дайверов, которые, не смотря на холодную воду, погружаются в это озеро.

Кабардино-Балкария, мы приедем еще!

Всего голубых озер пять, но наши силы подкосила Верхняя Балкария, нас хватило только на Нижнее.

Последним пунктом нашей поездки был теплый минеральный источник в Аушигер — найти его не трудно, по указателям. Если захотите его посетить — рекомендуем на территорию заехать прямо с машиной, чтобы удобнее было с вещами. Пишут, что вода имеет температуру 50 градусов, «богата калием, натрием, хлором, бромом и кальцием, очищает организм человека, омолаживает, снимает стресс и усталость и дает заряд энергии на долгое время». Не знаем, не знаем, нас после горячей ванны не взбодрило, а разморило. Честно сказать, мы посещали термальные источники в Адыгее (в пос. Тульский) — там понравилось больше.

Тем не менее, разморенные и довольные мы отправились в Нальчик

Следующий день у нас был не менее интенсивный:

Нальчик — Чегемские водопады — парадром Чегет — Эльтюбю* — Терескол.

(*встречается написание Эль-тюбо, Эльтюбе, я пишу — как в википедии)

В этот день эмоции пробрали до самых костей даже суровых путников: мужа и детей. Про нас, впечатлительных женщин, даже не приходится говорить. Хотелось плакать, дыханье перехватывало и накрывало ощущение какой то нереальности.

Итак, сначала Чегемские водопады. По дороге указатель на малые водопады — заверните, не пожалеете! Только большая просьба: поберегите эту красоту, заберите с собой все свои фантики и стаканчики, бутылочки и пакетики!!! До малого водопада надо пройти немного по речке вверх, совсем недалеко. И поверьте, водопад там совсем не маленький, высоченный такой водопадище.

Кабардино-Балкария, мы приедем еще!

Большие Чегемские водопады — это, наверное, самое раскрученное туристическое место, и это немного «убивает» очарование. Когда по правую руку от тебя раскинулся оживленный базар с верблюдом, попкорном, шалями, шкурами и даже орлом для фотографий, водопады несколько теряют свое величие. Особенно нам не повезло, что это было воскресенье, народу очень много. Тем не менее, место очень красивое, рекомендуем, только планируйте не выходной день.

Проезжаем водопады и едем дальше, вперед! Дорога одна, скачем по грунтовке, любуемся цветущей лавандой, и, напевая про нее песню, ищем поворот на парадром Чегет. Указатель незаметный, но вы увидите замечательное зрелище в небе — парапланы — и тут уж смотрите внимательнее (поворот налево наверх).

Что сказать… здесь надо побывать!!! Даже не так: здесь НАДО побывать! Простор…воздух… цветение каждой травинки… яркая зелень склонов, синее-синее небо… и среди этого — разноцветные парящие крылья парапланов. Дух захватывает от красоты. Кроме того, сама тусовка — она очаровательна: доброжелательные люди, огромная собака Майкл (местная достопримечательность), общая атмосфера увлеченности и какого то возбуждения: вот она, возможность полететь — протяни руку и почувствуй себя птицей!

Кабардино-Балкария, мы приедем еще!

Не пожалейте денег, полетайте! Ощущения незабываемые, в глазах шок и восторг, и воспоминания на всю поездку: «А я прям над орлом летел!». А потом просто развалиться на траве и лежать, глядя в небо…фантастика!

Получив порцию адреналина, поехали смотреть творения рук человеческих — селение Эльтюбю (Верхний Чегем). Дорога туда, проходящая достаточно высоко над речкой, надо сказать, с непривычки щекотала нервы. Но не всем, только мне, остальные получали удовольствие.

Начитавшись всякой всячины, мы были готовы разыскать «город мертвых (средневековый некрополь)», греческую лестницу — вырубленные в скале ступени, ведущие на горную вершину, остатки греческих храмов, вырубленных в скалах, грот Кала-Тюбю — древнюю стоянку человека, древнее городище «Лыгыт», с подземным деревянным водопроводом. Кроме того, нашлась информация, что массив Кум-Тюбе включен в список аномальных мест России.

Что ж, некрополь мы нашли. Но на этом наше знакомство с достопримечательностями этого места и закончилось. Поинтересовались у экскурсовода, который вел группу туристов, где же греческие храмы, лестницы и все, про что можно вычитать в интернете. На что он неопределенно махнул рукой куда-то в сторону гор (а они там везде, на минуточку), и сказал что «там, но вы туда не дойдете».

Кабардино-Балкария, мы приедем еще!

«Ну, все уже и устали гулять», — подумалось мне. И мы поехали куда глаза глядят. А глядели они у нас в сторону пасечников, которые «пасут» в горах своих пчелок: мы после Адыгеи знаем, что такого меда нигде не поешь, как у них. Ну и конечно, кто, как не они расскажут, можно ли проехать в Тырныауз, не возвращаясь к водопадам, через перевал. Как мы и надеялись, такая возможность была. (При написании этого отчета я узнала название, это — перевал Актопрак, его протяженность около 25 км, а Яндекс прокладывает маршрут из Эльтюбю в Тырныауз протяженностью 130 км).

Поскольку об этом информации в интернете не так уж и много, здесь напишу подробнее: итак, возвращаясь от Эльтюбо и парадрома в сторону водопадов, нужно повернуть налево, на Былым. Указатель там есть, но ему лет 60 наверное, и он малозаметен. А затем вы все время едете по главной дороге. Наверное, этот путь не для легковых машин (правда, надо отметить, что перед нами лихо скакали молодые джигиты на ладе, но они тоже были не местные). Дорога грунтовая, высокогорье, машине тяжело, в некоторых местах мне было страшновато, но….

Вот этот перевал — это, на самом деле, то, что нужно видеть! Эту захватывающую красоту не передадут никакие фотографии. Облака — протяни руку; оглянись назад — просторы и дали (теперь я понимаю настоящее значение этих слов). Вот это — действительно космические ощущения…

Кабардино-Балкария, мы приедем еще!

Ну, а после перевала — дорога на Терескол, где уже открываются снежные вершины. И ты опять хочешь остановиться и хочешь остановить мгновение (как ни банально звучит эта фраза).

Кабардино-Балкария, мы приедем еще!

Всем очень советуем именно такой маршрут: красоты открываются постепенно, ты успеваешь насладиться и порадоваться каждому пейзажу, и каждый последующий — круче и сильнее предыдущего!

Ну и как апофеоз всего — подъем на Эльбрус.

Третий день — Эльбрус.

Мы прочитали, что на Эльбрус можно доехать (не поднятья, заметьте! Мое уважение тем, кто ПОДНИМАЕТСЯ на своих двоих, а таких немало) на одной из 2 канатных дорог. Старая подешевле, но посуровее: два прогона (Азау — Старый кругозор — Мир) в закрытых кабинках и один (Мир — Гара-Баши) — на кресле. Мы с детьми, поэтому предпочли более комфортный вариант новой канатки (и не пожалели). Доехали, конечно, до Гара-Баши. Дальше люди ходят ногами или едут на ратраках. Но мы уже не рискнули — и одежда неподходящая, да и высокогорье дало себя знать: и ручки затряслись, и ножки ослабли, а уж зевота чуть не порвала нас на части.

Кабардино-Балкария, мы приедем еще!

Конечно, когда, сидя в закрытой от всех ветров кабинке подъемника ты видишь внизу людей размером с муравья, упорно топающих вверх, ты понимаешь: подъем на Эльбрус это не совсем то, что сейчас происходит с тобой. У тебя — экскурсия на гору, ты праздный турист, и вся твоя подготовка состоит только в том, чтобы захватить теплую куртку и надеть правильные кроссовки. Но это не мешает, затаив дыхание, восхищенно смотреть на открывающийся пейзаж. Про Эльбрус говорить бесполезно, да и зачем. Поезжайте, увидите все своими глазами!!!

Кабардино-Балкария, мы приедем еще!

Погода нам благоволила, и все дни была отличная видимость. Только к ночи собирались облака, и мы, к сожалению, так и не посмотрели на знаменитое звездное небо в горах.

А еще, мы так и не попали на плато Бермамыт, не увидели урочье Адыр-су, не съездили в долину нарзанов, не посмотрели каменные грибы и много-много прекраснейших мест Кабардино-Балкарии. Непременно вернемся сюда.

Готовя этот отчет, узнали, что как раз те места, где мы были, серьезно пострадали во время сходя селя. Выражаем свое искреннее сочувствие пострадавшим и надеемся, что последствия будут ликвидированы как можно скорее. Добра всем жителям и гостям этого чудесного края!

И на всякий случай — полезная информация, которая, надеюсь, не пригодится:

Спасательная служба ОАО «Курорт Эльбрус»

• Телефон: +7 928 9157732, 8-(86638)-7-15-07, +7-928-721-1749, +7-928-704-2454
  • Спасатели (Чегет): +7 (928) 950–3942; +7 (928) 715–2288; +7 (928) 083–5877, +7-928-700-2305