Турист Elena (ElenaVGo)
была 22 апреля 19:23

Анурадхапура — Шри-Ланка Март 2017

Из Полоннарувы Шри-Ланка. Часть 3. Поллонарува

в Анурадхапуру мы уже привычно отправились на автобусе. Ехать 3 часа, стоимость 2 билетов — 300 рупий. И, как обычно, нас высадили не на вокзале, а где-то в городе. Прежде всего мы хотели съездить на ж/д вокзал. До сих пор мы передвигались по Ланке на автобусах. Однако теперь решили воспользоваться услугами Шри-Ланкийских ж/д дорог. Дело в том, что следующим пунктом нашей поездки была Унаватуна. находящаяся почти на самом юге острова. По электронной почте хозяйка забронированной нами виллы в Унаватуне спросила — в какое время мы прибудём. Мы сообщили, что уже на Шри-Ланке и в назначенный день приедем из Анурадхапуры к вечеру. Узнав, что мы планируем добираться автобусом, хозяйка высказала большие сомнения в успешности нашей затеи.

Расстояние Анурадхапура-Коломбо-Унаватуна по российским меркам не очень-то большое, и вполне, на наш взгляд, преодолимо за световой день. Но автобусы на Ланке, действительно, не торопятся, а хозяйка дома, хоть и была новозеландкой, но жила здесь уже давно. Прямого ж/д сообщения отсюда до Унаватуны нет, нужно ехать через Коломбо. Мы читали, что чтобы взять билеты в 1 или 2 класс (про 3 класс писали какие-то ужасы), нужно брать билеты заранее. Потому нам и нужно было сначала на вокзал. Мы начали оглядываться, пытаясь сориентироваться. Нас быстро заметил тукер и предложил довезти до ж/д вокзала за 100 рупий. Мы знали, что в Анурадхапуре два вокзала, но какой именно нужен нам, было неизвестно. 100 рупий (40 рублей) — небольшая сумма и, уточнив, что нам нужен вокзал, с которого можно отправиться в Коломбо, мы поехали. На вокзале мы подошли к окошку с надписью «1, 2 класс» и спросили два билета на послезавтра до Коломбо в первый класс. Нам ответили, что на данном направлении вагонов первого класса нет ни на один поезд. И не только на нужный нам день, а вообще. Пришлось взять 2 билета второго класса с отправлением послезавтра в 9 утра. Кассир взял с нас 1800 рупий и выдал перфорированный по краям листок в половину формата А4, где были обозначены дата, время, класс вагона и номера мест С7, С8. Мы уточнили у кассира, точно ли эта надпись означает номера наших мест, и получили утвердительный ответ. Настроение улучшилось: значит, стоять в проходе и бороться за места для сидения нам не придётся.

У выхода из вокзала к нам подошёл грузный мужчина в рубашке, саронге и сандалиях на босую ногу. «Такси, сэр?» — обратился он к мужу. Такси?! Неужели здесь на самом деле есть такси?! Не тук-тук, а нормальная машина с багажником и даже кондиционером?! Езда на туке в любой стране не доставляет нам удовольствия. Ездить в жару, вдыхать выхлопные газы попутных авто, пыль, замирать от пируэтов водителя, а потом разбираться, почему цена оказалась выше, чем договаривались — не самое приятное занятие. С такси всегда проще и комфортнее. Только до сих пор увидеть такси на Шри-Ланке, кроме как в аэропорту, нам не удавалось. Радостные, мы бросили вещи в багажник и погрузились в кондиционируемую прохладу автомобильного салона. Наша гостиница находилась в полосе между городской застройкой и просторами рисовых полей. Она даже и называлась Heaven Upon Rice Fields — «Небеса над рисовыми полями». Я её потому и выбрала, понравилась по описанию и отзывам. Наш водитель знал забронированный нами объект. По дороге он поинтересовался нашими планами. Мы ответили, что сегодня хотели бы посетить Михинтале и с удовольствием сделали бы это на машине. Он в буквальном смысле слова аж подпрыгнул на сиденье и захлопал в ладоши — он готов был отвезти нас. Выгрузив чемоданы у гостиницы и отдав 200 рупий, мы поинтересовались у водителя ценой поездки в Михинтале на авто. Он назвал цену в 2500 рупий. Как мы знали из сети, поездка должна была стоить не более 1500. В итоге сторговались до 1700, договорились о времени выезда, хотелось сначала с дороги принять душ и перекусить.

В номер через открытые створки балкона к нам в комнату заскочила пальмовая белка.

Шри-Ланка. Часть 4. Анурадхапура. Михинтале

Мы хотели её угостить, но она оказалась такой перепуганной, что, побегав минуту по карнизу и шторам, быстро выскочила наружу. Из окон — действительно вид на рисовые поля и гору Михинтале, куда мы сегодня планировали съездить.

В назначенное время во двор въехал миниавтобус. Из него вышел совершенно другой человек и поинтересовался, не мы ли едем в Михинтале. Мы ответили, что действительно собираемся в Михинтале, но уже договорились с другим водителем. В ответ он нам сообщил, что Аби (имя, которое написал нам предыдущий водитель) — его брат, и что он сейчас занят. Мы подошли к миниавтобусу и увидели в салоне парня и девушку. На наш вопрос водитель сообщил, что они тоже едут в Михинтале. Но так мы не договаривались! Мы собирались ехать сами, а не в компании с незнакомыми людьми, и не хотели ни сами подстраиваться под кого-то, ни заставлять кого-то подстраиваться под нас. Мы решительно развернулись назад. Водитель затрусил за нами, убеждая, что мы совершенно не будем друг другу мешать. Потом сказал, что сделает скидку до 1500 рупий — «только для вас». Времени было 16 часов, хозяин гостиницы говорил, что сможет, если понадобится, организовать нам тук-тук. Но тук-тук, а не авто. Время сейчас было дороже, терять его на поиски другого авто не хотелось. Мы согласились.

Пара в миниавтобусе оказалась из Чехии. На вопрос — на каком языке они предпочитают общаться — английском или русском — они уверенно выбрали русский. Парень был из Карловых Вар (наверное, самый «русский» чешский город), сносно понимал по-русски и, хоть и медленно и тщательно подбирая слова, но довольно хорошо говорил. Он рассказал, что они приехали из Коломбо, где были два дня, и, что Коломбо — скучный и неинтересный город, в котором делать совершенно нечего. Мы поделились своими впечатлениями.

Теперь о Михинтале. Находится всего в 12 километрах от Анурадхапуры. Очень атмосферное местечко, рекомендуем его к обязательному просмотру. Встречали высказывания, что Михинтале даже интереснее, чем сама Анурадхапура. Сложно сравнивать, но нам это место очень понравилось. Оно известно тем, что именно отсюда буддизм начал распространяться по острову, здесь проповедовал первый на Шри-Ланке учитель буддизма — Махинду. Комплекс включает в себя три холма: Манговое плато (Ambastala), Королевский холм (Rajagiri), Слоновью гору (Anaikutti). Подъем на гору Михинтале довольно трудный: высота горы составляет 305 метров и, чтобы попасть наверх, нужно преодолеть 1840 ступенек.

Шри-Ланка. Часть 4. Анурадхапура. Михинтале

Но на транспорте можно подъехать на верхнюю парковочную площадку, что сократит путь вдвое, правда останутся неосмотренными пара, как мы читали, менее интересных достопримечательностей. Зато практически рядом с парковкой находятся и 68 пещер, и руины Медамалува, и Манговое плато.

Выйдя из машины, мы расстались с попутчиками, не договариваясь о том, когда возвращаемся к машине. Мы намерены были не торопясь осмотреть всё, что наметили.

Подниматься сюда лучше рано утром, пока не слишком жарко, или после полуденной жары, как сделали мы. Обязательно нужно запастись водой и взять с собой носки (ходить по всему комплексу, как всегда на Ланке, придется без обуви). Мы не стремились осмотреть здесь все руины. Кроме Мангового плато (билеты на двоих — 1000 рупий), остальные достопримечательности Михинтале доступны бесплатно, но расположены довольно далеко друг от друга.

Прямо с верхней парковочной площадки узкая лестница ведет направо к Ступе Кантака Четья (II в. до н. э.), является одним из древнейших на Ланке сооружений.

Шри-Ланка. Часть 4. Анурадхапура. Михинтале

К юго-западу от Кантака Четья — нагромождения огромных валунов, за ними тянется гряда из 68 пещер.

Чуть выше по лестнице и в сторону — пруд Кобры, естественный водоем, наполняемый дождевой водой. Края Пруда выложены камнями, а на скале высечены изображение пятиголовой кобры с распахнутым капюшоном. По легенде, здесь купался Махинду. Но главная его ценность была как источника для системы орошения всего комплекса Михинтале.

Шри-Ланка. Часть 4. Анурадхапура. Михинтале

Манговое плато — место, где сосредоточены главные достопримечатльности Михинтале. Оно представляет собой площадку, в центре которой установлена Ступа Амбастала (Ambasthala Dagoba), колонны вокруг ранее поддерживали несохранившуюся уже крышу vata-da-ge (на сингальском — «круглый дом реликвий»)

обезьянки лакомятся лотосами на алтаре.

Рядом со ступой находится вмурованный в платформу округлый кусок необработанного камня — место, где король Деванампия Тисса впервые встретился с Махинду. Камень защищен оградой и крышей и усыпан деньгами, пожертвованными верующими.

Шри-Ланка. Часть 4. Анурадхапура. Михинтале

позади возвышается главный холм Михинтале — Арадхана Гала (Aradhana Gala), с которого Махинду читал свои проповеди

наверх нужно забираться по высеченным ступеням, а затем по железной лестнице. Оттуда открываются прекрасные виды

слева статуя Будды (Buddha Statue), исторической ценности не представляет, но добавляет окружающей обстановке подобающего колорита

Шри-Ланка. Часть 4. Анурадхапура. Михинтале

справа — белая ступа Маха Сейя (Mahaseya Dagoba) — самая большая в Михинтале, её строительство принадлежит королю Mahadathika Mahanaga (нач. 1 века). В ней, по легенде, замурован волос Будды.

вид с площадки рядом со ступой

дерево Бодхи

Шри-Ланка. Часть 4. Анурадхапура. Михинтале

эндемичные птицы Шри Ланки без всякого благоговения лакомятся фитилями из свечей

водоём с рыбками и черепахами

Шри-Ланка. Часть 4. Анурадхапура. Михинтале

Ступа Махинду (Mihindu Seya) (на карте), где хранится прах самого Махинду.

Если идти по тропинке между Ступой Амбасталой и Арадхана Гала, можно пройти к Пещере Махинды, где он жил и медитировал. Там можно увидеть так называемую кровать Махинды — плоскую скальную плиту.

Михинтале пропитано какой-то благостью и умиротворением. Связано ли это как-то с буддизмом (посередине между ступами находится небольшой действующий храм) или просто является природным местом силы — не знаю. Но от посещения осталось чувство полученных душевных сил и здоровья. Мы остались очень довольными посещением.

На неторопливый осмотр всего у нас ушло часа два, но, повторюсь, мы не осматривали многочисленные руины ниже парковочной площадки. Вообще, мы придерживаемся того мнения, что нельзя слишком уставать и делать сверхусилия при осмотре достопримечательностей. Музей или археологический комплекс — через 3 часа наступает усталость и притупление восприятия, и тогда эффект и впечатления совсем не те. Всегда лучше недобор, чем перебор, по-моему.

Когда мы вернулись в миниавтобус, оказалось, что чехи уже были там. Их скучающий вид говорил, что ждут они нас явно больше пяти минут. Оказалось — полчаса. Нам было немного неудобно, но не отказываться же было от просмотра всего, что нам хотелось в комфортном для нас режиме… Вот результат совместной поездки разных людей. Правда потом парень, извиняясь, попросил, чтобы мы позволили водителю сначала отвезти их туда, где они смогут купить пива, а только затем в гостиницу. Мы с удовольствием согласились, компенсируя им время их ожидания.

У нас же в гостинице был заказан ужин, т. к. судя по отзывам, тут лучше не рисковать, а поесть у себя в отеле. Тем более, что стоил он 600 рупий на человека, всё очень вкусно (карри с очередным разнообразием соусов). Вообще отель и хозяева (молодая семья) нам очень понравились. У меня на букинге есть отзыв

Вечером мы попросили хозяина гостиницы позвонить нашему знакомому Аби и заказать для нас машину для осмотра Анурадхапуры. Объекты расположены далеко друг от друга, и осматривать комплекс, да ещё по жаре, лучше всего на транспорте.

Утром в назначенное время во двор нашего отеля въехал миниавтобус — снова другой — не тот, что вчера. Другим был и водитель. Молодой парень. Из разговора с ним выяснилось, что он приехал за нами, а Аби — его дядя. В общем, семейный клан. На этот раз попутчиков никаких не было, можно было с комфортом осматривать всё, что нам было интересно, охлаждаясь каждый раз в спасительной кондиционируемой атмосфере машины после очередного объекта под палящим солнцем.

У нас была распечатка схемы туристических объектов Анурадхапуры. Монастырский комплекс Абхайягири вначале поездки мы рассматривали как объект для посещения (1 билет 30 долларов). Но уже сейчас решили пока воздержаться от его осмотра или, во всяком случае, оставить напоследок. Водитель на вопрос, стоит ли поехать в Абхайягири, с сомнением пожал плечами и сказал, что «Абхайягири — не очень важно». К тому же в интернете встречали такое мнение: «Многие туристы вообще отказываются от покупки билета, объезжают достопримечательности самостоятельно, не заходя на территорию Абхайягири, посещая только бесплатные. Платные и бесплатные дагобы в целом однообразны, и вам скорее всего наскучит уже после третьей- четвертой».

Анурадхапура — первая древняя столица сингальского королевства. Главные туристические объекты в городе это — ступы. Некоторые из них просто гигантские. Одна из них — кирпичная Джетавана. Она действительно просто огромна, видна издалека. Является самой высокой в мире дагобой, построенной из кирпича (изначально 122 м, III в.). Внутри якобы замурован пояс Будды.

Шри-Ланка. Часть 4. Анурадхапура. Михинтале

Остальные ступы также достаточно интересны и совершенно бесплатны. Особенно понравилась Руванвелисия. Самая почитаемая из всех прочих ступ, т. к. в ней хранится больше всего мощей.

Ступа располагается на платформе, украшенной барельефами из более сотни слонов (слоны участвовали в возведении дагобы).

Вокруг ступы расположены: святилище с 5 статуями Будды и фресками,

Шри-Ланка. Часть 4. Анурадхапура. Михинтале

4 мини-дагобы, макет дагобы в стеклянном кубе и скульптура короля Дутугемуну.

Высота ступы составляет 92 м, диаметр 90. От первоначального внешнего вида почти ничего не осталось. Мы даже увидели очередные восстановительные работы, в которых участвовали как монахи, так и местное население.

Ступа Тхупарама (Thuparama Dagoba) — самая первая ступа на Шри-Ланке, посвященная появлению буддизма.

Шри-Ланка. Часть 4. Анурадхапура. Михинтале

В Ступе замурована ключица Будды, вокруг остатки разрушенных зданий старого города.

Ступа Мирисавети (Mirisaveti Stupa), построенная королем Дутугемуну после победы над королем индийской династии Чола — Эларой. По легенде, она заложена в том месте, где король воткнул скипетр с мощами Будды и не смог его вытащить

Также есть два места на территории старого города, для которых установлена отдельная плата. Это дворец Исурумуния и Священное дерево Бодхи. Дерево Шри Маха Бодхи решили посмотреть с расстояния без билета. На наш небуддийский взгляд оно ничем не отличается от всех других таких деревьев Бодхи, встречающихся на Шри-Ланке практически при каждом храме. Примерно в километре к югу от Дерева Шри Маха Бодхи расположен королевский дворец Исурумуния, высеченный в скале по указанию короля Деванампия Тисса (пр. 3 в. до н. э.), позже передан в распоряжение монашеской общины. Плата за вход в Исурумунию — 200 рупий с человека, не большая цена.

Шри-Ланка. Часть 4. Анурадхапура. Михинтале

Перед дворцом — большой бассейн, слева от бассейна — скальные барельефы: изображения купающихся слонов, а чуть выше — высеченная ниша, куда посетители пытаются забросить монетки, а ещё выше — изображение сидящего человека, над плечом которого изображена голова лошади.

Рядом Храм со статуей Будды и фресками на стенах, над статуей — расположилась колония ласточек, а у выхода — пещера с большой колонией летучих мышей.

На самый верх можно подняться по лестнице. С противоположной стороны от главного входа находится белая ступа. Сверху открывается красивая панорама

Шри-Ланка. Часть 4. Анурадхапура. Михинтале

Были на территории Анурадхапуры ещё несколько небольших объектов, которые мы посетили.

Королевский дворец (Royal Palace of King Vijayabahu I), а точнее, то, что от него осталось

Шри-Ланка. Часть 4. Анурадхапура. Михинтале

Пройти на территорию Ловамахапайя (Бронзовый дворец) сейчас нельзя, по всему периметру он огорожен железным забором. Здесь проводят время в молитвах монахи, и вход для туристов закрыт.

Комплекс Абхайягири занимает лишь небольшую часть всей территории, и мы решили, что увидели достаточно, и вполне можно обойтись без его посещения. Судя по описанию в интернете, наиболее значимая там — ступа Абхайягири, но мы уже насмотрелись сегодня ступ и впечатлений было достаточно. На всё ушло 3,5 часа, 400 рупий на двоих за Исурумунию и 2500 водителю. Цена за авто наверняка была завышена, т. к. в сети встречали цифру — 1000 рупий за тук-тук. Но наличие кондиционера в салоне в нестерпимую жару было таким благом, что 2500 рупий совершенно не казались нам переплатой.

Мы попросили нашего водителя приехать завтра к 8–40, чтобы отвезти нас на вокзал. Он запросил 500 рупий, но аргумент, что его дядя (?) Аби привёз нас сюда за 200, убедил его снизить цену до 200. Вечер мы провели в блаженном «ничегонеделании», созерцании рисовых полей с бродящими по ним павлинами и ужинали при свечах у себя в отеле. До сих пор каждый день приходилось вставать достаточно рано и хотелось просто расслабиться в связи с окончанием культурной программы. Уже потом в сети прочитали, что именно в Анурадхапуре сильная школа аюрведического массажа, который делают согласно канонам этого учения. Не знали, поэтому сказать ничего не можем. Знали бы, оставшееся время отдали посещению аюрведического массажного кабинета (на заметку тем, кого занесёт сюда). Сожалели немного об этом во время посещения спа-салона в Унаватуне.

В принципе, Анурадхапуру и Михинтале реально посмотреть и за один день (без Абхайягири, разумеется), если есть дефицит времени.

Утром за нами приехала машина, и нас отвезли на вокзал. Ж/д вокзал в Анурадхапуре запомнился стоящими на перроне между скамейками аквариумами с большими разноцветными рыбками и многочисленными серебристыми лангурами, которые деловито шастали по скамейкам и прямо по рельсам.

Шри-Ланка. Часть 4. Анурадхапура. Михинтале

До прибытия поезда нас волновал вопрос: как определить наш вагон, в котором находятся наши места С7 и С8. Всё стало ясно, когда появился состав. Часть вагонов была обозначена литерами, А, В, С и т. д. Мы прошли в вагон С. Места С7 и С8 были заняты, но мы показали билеты находившемуся в вагоне кондуктору, и он тут же согнал захватчиков с наших кресел. Вагон был вполне нормальным. Без кондишена (2 класс), но с вентиляторами под потолком.

Впрочем, и открытые окна давали достаточно прохлады и вентиляции. Багажные полки над креслами были прочны и достаточно объёмны, чтобы вместить наш багаж. Доехали до Коломбо за 4 часа без приключений во вполне приемлемых условиях.

Теперь предстояло ещё доехать до Унаватуны.